Показано с 1 по 5 из 5

Тема: В Кимрах отметили 120 лет со дня рождения Туполева

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию В Кимрах отметили 120 лет со дня рождения Туполева

    ТУПОЛЕВ – НАСТОЯЩЕЕ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ

    На малой родине патриарха русской авиации Туполева отметили 120-летие со дня его рождения. Празднование началось на месте бывшего сельца Пустомазово в Кимрском районе. Здесь 10 ноября 1888 года родился Андрей Николаевич. Дом не сохранился, остался лишь пруд, собственноручно вырытый юношей.
    Сюда приехали представители ОАО «Туполев», родственники авиаконструктора, школьники окрестных деревень, представители областной, районной и сельской администраций. За мемориалом ухаживают ученики Устиновской основной школы (директор Людмила Лыкова). Именно в этой школе учился маленький Андрей Туполев.
    Не остается в стороне администрация Устиновского сельского поселения, глава – Вера Андреева. Могилы родителей Туполева находятся возле храма в соседнем селе Понизово. Их обихаживают устиновские школьники, а службы в этом храме ведет протоиерей Иоанн Стельмащук.
    Под руководством Туполева спроектированы свыше ста типов самолетов, 70 из которых вошли в серию. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены десятки самых известных перелетов.
    Вице-президент фирмы «Туполев» Михаил Опарин на торжественном митинге подчеркнул: «Туполев сегодня - наша дальняя авиация. Это стратегические ракетоносец «Ту-160», который недавно перелетел через моря и океаны в Венесуэлу и вернулся, успешно выполнив поставленные задачи. Это - гражданские воздушные суда «Ту-204», «Ту-214» и множество их модификаций. Первый самолет воздушного корабля «Ту-334» собирается сейчас на заводе в Казани».
    Тут в ясном небе над Пустомазово появились два многоцелевых истребителя «Су-27» 237-го Центра показа авиационной техники. Это были асы из пилотажной группы «Русские Витязи» из Кубинки – начальник центра гвардии полковник Игорь Ткаченко и его ведомый гвардии подполковник Андрей Алексеев. Парой и в одиночку они демонстрировали уникальные фигуры высшего пилотажа.
    Затем гости праздника, среди которых был командир 12-й Мгинской дивизии военно-транспортной авиации генерал-майор Сергей Захаров, побывали у юных туполевцев Устиновской школы.
    Перед школой выстроились в линейку юные авиамоделисты и судомоделисты. Как сообщила представитель областного Центра патриотического воспитания Людмила Петрова, сюда приехали авиамоделисты из Тверской и Ржевской станций юных техников (руководители -- Владимир Замолоцкий и Игорь Мощин), а также вышневолоцкие моделисты.
    Экскурсию по школьному музею, посвященному Туполеву и его семье, провели педагог Вера Григорьева и младшеклассники Светлана Кокшарова и Егор Лабудин. Школа получила несколько подарков от фирмы «Туполев».
    Потом кавалькада автобусов и автомобилей устремилась в Кимры. Сначала состоялась церемония возложения цветов к памятнику Туполева, а затем концерт в драмтеатре.
    В фойе театра гостей встречали творческие коллективы Детской школы искусств № 1 (директор Татьяна Смирнова) -- образцовый коллектив «Виолина» (художественный руководитель Наталья Сидорова) и народный коллектив «Каруселька» (Светлана Кораблина). А концертную программу начали хор «Русский партес» и оркестр «Русская камерата» областной филармонии под управлением Андрея Кружкова. Публика аплодисментами встретила внучку Туполева – Татьяну Алексеевну Туполева, кандидата медицинских наук, и ее сына Данилу, единственного продолжателя рода Туполевых по мужской линии. Данила – ученик 2 «А» класса московской школы № 1289. Сопровождал потомков Туполева главный конструктор фирмы «Туполев» Леонид Куликов.
    Еще до войны мигаловские авиаторы имели дело с туполевскими бомбовозом ТБ-1 и супербомбардировщиком ТБ-3 конструкции А.Н. Туполева. «В годы войны в Калинине, кроме ТБ-3, базировались лучшие в то время фронтовые пикирующие бомбардировщики Ту-2. Они проходили на Калининском фронте войсковые испытания», -- напомнил генерал Сергей Захаров. Генерал сообщил, что в настоящее время обсуждается план, по которому в Мигалово будет постоянно базироваться находиться один из лайнеров «Ту-134».
    Фирма «Туполев» широко участвовала в подготовке праздника. Помимо Михаила Опарина и Леонида Куликова приехали автор мемориальной композиции в Пустомазово главный художник Александр Сергеев и Г.А. Черемухин, соавтор только что вышедшей из печати второго, дополненного и существенно переработанного издания книги «Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества: к 120-летию со дня рождения».
    Некоторые страницы этой книги особенно интересны тверичам. Так, воспоминаниями о старшем брате поделилась Наталья Туполева (в замужестве Зельтина). Родители готовили Андрея в тверское реальное училище. Оно считалось в математическом отношении более серьёзным, чем тверская гимназия, но туда он не поступил. Попал в тверскую классическую гимназию, где учился его старший брат Николай. Экзамены Андрей Николаевич сдал нормально. Но он никогда не любил языков, ненавидел латынь, греческий язык, ненавидел закон божий. В гимназии был прекрасный преподаватель физики – Платонов, который устроил астрономическую вышку, очень хорошо оборудовал её над зданием гимназии. Андрей Николаевич любил слесарные работы, точил, сверлил, делал физические приборы. Деньги тратил на гайки, отвёртки. На выставках слесарных работ Андрей всегда был первый.
    В книге рассказано, с какими сложностями сталкивались «сталинские соколы». В 1934 году Михаил Громов, уроженец Твери, ставил рекорд дальности, разгоняясь на самолете АНТ-25 (РД) с неуправляемым шасси, -- это был почти акробатический номер! Когда самолет разбегался, картина была страшноватая, но каждый вылет обставлялся торжественно, приезжали члены правительства.
    Молодых специалистов ЦАГИ часто поражала кажущаяся «безграмотность» Туполева в отдельных вопросах аэродинамики и динамики летательных аппаратов. А он умел по-своему вникнуть в суть, если ему толково рассказывали физическую сущность вопроса. У него была даже такая поговорка: «Если ты мне, дураку, не сможешь толково рассказать, значит, ты сам не понимаешь». И вот что замечательно: после того как ему «толково» рассказывали суть вопроса, он через 2-3 минуты формулировал его по-своему, зачастую яснее, чем это делал его собеседник.
    Примечательно, что когда Туполев отбывал срок наказания, будучи осужденным за совершение "преступлений, предусмотренных ст. ст.58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР" (вредительство, диверсионная и шпионская деятельность), на иваньковском заводе в Кимрском районе был собран дальний морской бомбардировщик АНТ-44 бис, участвовавший в боевых действиях на Черном море.
    После выхода второго издания перед кимрскими краеведами открывается широкое поле для исследовательской деятельности.
    А.Т. Туполев умер 23 декабря 1972 года. Но его машины до сих пор костяк и военной, и гражданской авиации России.

    Игорь МАНГАЗЕЕВ
    (Газета "Вече Твери", 14 ноября 2008 г.)
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 24.11.2008 в 11:39.

  2. #2
    Старожил Ветеран Аватар для [RUS] MK
    Регистрация
    02.07.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,027

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    ТУПОЛЕВ – НАСТОЯЩЕЕ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ

    Первый самолет воздушного корабля «Ту-334» собирается сейчас на заводе в Казани».
    Это как?

  3. #3
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,344

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от [RUS] MK Посмотреть сообщение
    Это как?
    Это юбилейные глюки. Я давно уже обратил внимание на то, что именно на юбилеях говорится особенно много всякой несуразицы. Фраза о множестве модификаций Ту-204/214 тоже звучит, на мой взгляд, несколько странно, если учесть, что их всего-то выпущено 55 штук, что за 18 лет не так и много. Хотя очень приятно, что, все-таки, кто-то вспомнил про великого конструктора.

  4. #4
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от [RUS] MK Посмотреть сообщение
    Это как?
    [RUS] MK и FLOGGER! Вы, конечно, глубоко правы. Мой промах -- это результат некритического отношения к тексту коллеги, точно воспроизведшей речь с торжественного митинга.

  5. #5
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    355

    По умолчанию

    Коллеги, не собирался пиарить себя, но этот текст, полагаю, не будет опубликован в нашей областной газете без серьёзнейшей правки. Автор может обидеться, а человек заслуженный. Поэтому я не стал править текст и помещаю целиком.
    ***

    ВОСПОМИНАНИЯ О ТУПОЛЕВЕ
    В редакцию газеты «Вече Твери»

    С большим интересом прочитал в газете «Вече Твери» № 167 (4331) и № 168 (4332) статьи Владимира Ленского и Игоря Мангазеева о легендарном авиаконструкторе Андрее Николаевиче Туполеве и праздновании 120-летия со дня его рождения. Сожалею, что мне не пришлось участвовать в этих торжествах. Особенно признателен журналисту-авиатору Игорю Александровичу Мангазееву за то, что встретился со мной и предоставил возможность ознакомиться с дарственной новой книгой «Андрей Николаевич Туполев: грани дерзновенного творчества: к 120-летию со дня рождения».
    Статьи и книга освежили в моей памяти те годы, когда пришлось встречаться с Андреем Николаевичем и работать с коллективом возглавляемого им ОКБ. Книга уникальна и содержательна. Из неё я узнал много нового о жизни и деятельности Андрея Николаевича, о создании и развитии ОКБ, трагических годах жизни его, его ближайших родственников и сподвижников. Причем всё это представляется по документальным данным, рассказывается самим Андреем Николаевичем, его сподвижниками и окружающими работниками, подробно и последовательно излагается процесс рождения и реализации новых конструкторских идей и новых самолётов.
    Всесторонний взгляд на личные качества Андрея Николаевича даётся со стороны очень известных и знаменитых людей, ближайших и повседневно работающих с ним творцов авиационной техники, а также рядовых работников ОКБ. Многих их них мне посчастливилось знать: по лекциям в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, где я учился с 1948 по 1954г. - это академики Борис Сергеевич Стечкин, Б.Н. Юрьев, В.П. Ветчинкин, С.М. Белоцерковский; по совместным работам с ЦАГИ – академики Г.П. Свищев, Г.С. Бюшгенс, В.В. Струминский; по совместным работам с ОКБ – А.А. Архангельский (первый зам. А.Н. Туполева), И.Ф. Незваль, С.М. Егер; по службе в войсках ПВО и встречам по работе – Г.Ф. Байдуков, М.Л. Галай и др.; по совместным работам с другими ОКБ – генеральные конструкторы А.И. Микоян, П.О. Сухой, А.С. Яковлев, Р.А. Беляков.
    Обобщая взгляды на личность Андрея Николаевича, можно сказать, что он признанный всеми патриарх отечественного самолётостроения, гениальный и талантливый конструктор, мудрый и точный в решениях, блестящий организатор творческого коллектива, строгий и требовательный к себе и подчинённым, добрый, заботливый и отзывчивый человек. В правильности и объективности этих оценок сомнений быть не может. В этом мы убедились в процессе встреч и выполнения совместных работ с ОКБ А.Н. Туполева. Я очень радуюсь, что пришлось несколько раз лично встречаться и говорить с Андреем Николаевичем Туполевым. Мои повествования ни в какой мере не могут сравниваться с высказываниями о нём известнейших деятелей науки и техники и ближайших сподвижников. Но я решил не оставлять их только в своём сознании.
    В 60-70-е годы я служил на руководящих должностях в составе 2 НИИ МО. Объектом наших интересов в ОКБ А.Н. Туполева был дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик ТУ-128. Это по существу был авиационно-ракетный комплекс перехвата для уничтожения воздушного противника на передовых рубежах противовоздушной обороны страны, особенно на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Для ОКБ разработка не являлась типовой, и не могла занимать большого места в огромном количестве самолётов, которые были уже созданы и создавались в ОКБ. Сложности при разработке были очень большими и, главным образом, из-за нашего постоянного отставания в радиоэлектронной технике, в тяжеловесности элементов бортового оборудования и ракетного вооружения, обеспечения работы во взаимодействии с наземными средствами управления. Потребовалось большое количество соисполнителей.
    Участвуя в этой работе, мы разрабатывали тактико-технические требования, оценивали боевую эффективность на всех этапах создания и испытаний, готовили предложения по боевому применению и освоению в войсках.
    Андрей Николаевич со свойственным ему интересом ко всему новому активно вникал во все работы и требовал слаженного и своевременного выполнения работ от всех соисполнителей. Он хорошо относился к нам, хотя были несколько острых разговоров по вопросам боевого применения. Непосредственный контакт в работе мы имели с ближайшим помощником Андрея Николаевича -- Егером Сергеем Михайловичем, занимавшим пост начальника отдела техпроектов. В отделе была создана группа молодых сотрудников, которые учились у нас по вопросам боевого использования дальнего перехватчика и оценкам его эффективности. По их просьбе мы рекомендовали для работы в ОКБ одного из уволившихся по возрасту офицеров, который хорошо зарекомендовал себя в ОКБ.
    Сергей Михайлович был высокообразованным конструктором, культурным, тактичным и душевным человеком. У нас ответственным по работе с ОКБ А.Н. Туполева был хорошо подготовленный и инициативный специалист Герман Петрович Бескинский, выпускник ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского.
    В процессе разработки ТУ-128 родились предложения по новым способам боевого применения, названные нами «групповые полуавтономные действия». Коротко – это боевое применение с минимальным использованием наземных средств управления и максимальным использованием поисковых возможностей бортовых радиолокаторов. Разрабатывались предложения по осуществлению специальных траекторий полёта для поиска воздушного противника. В этих разработках одним из первых был способный и инициативный сотрудник Бурдаев Михаил Николаевич, который ушёл из нашего коллектива, прошёл курс подготовки и стал лётчиком-космонавтом. Судьба и обстоятельства не дали ему возможностей побывать в космосе, но он стал доктором наук, профессором и до сих пор с любовью вспоминает работу в нашем коллективе.
    Одним из испытателей перехватчика был лётчик-испытатель Береговой Г.Т. – лётчик-штурмовик времён Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, а в недалёком прошлом – лётчик-космонавт, а затем начальник Центра подготовки космонавтов.
    Несмотря на все сложности и трудности работ, дальний перехватчик Ту-128 был создан и принят на вооружение авиации ПВО в середине 1960-х годов. В последующие годы проводились его модернизации и доработки. До 1970 года было выпущено около 200 самолётов, которые находились на вооружении авиации ПВО до конца 1980-х годов.
    Бывший командир одного из объединений войск ПВО генерал-полковник авиации Решетников Геннадий Михайлович рассказывает, что поступление ТУ-128 в войска позволило укрепить противовоздушную оборону Севера и Сибири. На базе их создавались передовые авиационные эшелоны (ПАЭ). При необходимости дальние перехватчики обеспечивали перегруппировку сил и средств ПВО, выдвигались из глубины территории страны на угрожаемые направления. Командуя дивизией ПВО в Заполярье, при угрозах массированного налёта средств воздушного нападения с Севера, он получал в подчинение до 3-4х полков дальних перехватчиков. Для посадки самолётов использовались острова и ледовые аэродромы. По тем временам большие дальности полёта самолётов и действий бортового ракетного вооружения позволяли осваивать и применять так называемые «полуавтономные действия».
    Ещё при разработках ТУ-128 мы обсуждали с работниками ОКБ возможность создания нового дальнего истребителя-перехватчика. Появился интерес использовать в качестве базового самолёт ТУ-22М. Было несколько совещаний по этим вопросам с присутствием А.Н. Туполева в ОКБ и в Главном штабе войск ПВО. Но дальше обсуждений и некоторых проработок в ОКБ дело не пошло. Шли новые разработки истребителей-перехватчиков в других ОКБ.
    На одной из встреч в ОКБ пришлось почувствовать характер и стиль общения с потенциальными заказчиками техники. В ОКБ приехали Первый заместитель Главкома войск ПВО генерал-полковник Зимин Г.В., маршал авиации Савицкий Е.Я., заместитель Главкома войск ПВО по вооружению генерал-лейтенант Гребенников Н.Д. и представители НИИ-2. Все разместились за большим столом. Мы - во втором ряду за начальниками. Вошёл Андрей Николаевич и занял за столом центральное место. Сходу в довольно резкой форме и со свойственной ему прямотой произнёс: «Ну? Говорите, зачем приехали? Я знаю, будете снова просить о разработке нового перехватчика. Но ведь денег-то у вас нет, а вы хотите иметь новый самолёт». Наши начальники, опустив головы, не возражали ему. Далее, после небольшой паузы, он снисходительно и спокойно продолжил: «Ладно, докладывайте, что вы хотите иметь. Послушаю, и, может быть, сделаю за свой счёт». Наши начальник приободрились, подняли головы и с участием нас, сотрудников Института, пошёл деловой разговор.
    Ещё на одной из встреч мне пришлось наблюдать конструкторскую любознательность Андрея Николаевича и его любовь ко всему новому. Это было в конце 60-х годов. Ему было уже много лет и чувствовал он себя неважно. Его пригласили приехать в главный штаб ВПВО, который находился в загородной зоне.
    Для встречи все находились на входе в, так называемое, «стеклянное здание». У собравшихся возникло беспокойство, так как его машина задерживалась, хотя был получен сигнал, что она прошла через дальний пост. Оказалось, что Андрея Николаевича сопровождала медсестра, и на неё не был выписан пропуск. Всё было быстро улажено. Машина подъехала на площадку перед входом в здание, Андрей Николаевич вышел бодрый, улыбающийся и без всякого гнева. Присел на подставленную медсестрой скамеечку и стал восхищаться лесистой местностью, чистым воздухом. После небольшого отдыха вошёл в здание и стал с небольшими остановками подниматься на второй этаж. Войдя в большой светлый зал заседания Военного Совета, он сразу устремился к большим окнам, которые были слегка зашторены ленточными занавесями с оригинальными шарнирными устройствами. Это было для него новшеством и он, позвав маршала Савицкого Е.Я., попросил, чтобы ему , пока будет проходить совещание, сделали чертежи. Сказал: «Приеду в КБ – заставлю своих мастеров сделать для меня».
    Были и другие интересные встречи. Последняя встреча с Андреем Николаевичем Туполевым у меня произошла в 1972 году, когда отмечалось 50-летие создания ОКБ, которое начиналось как отдел, а затем как Опытное КБ в составе Центрального аэрогидродинамического Института (ЦАГИ), возглавляемое А.Н. Туполевым. Торжества проходили в Кремлёвском Дворце Съездов. Из НИИ-2 были приглашены 2 человека: я, как заместитель начальника авиационного управления, и Герман Петрович Бескинский – ответственный по работе с ОКБ А.Н. Туполева.
    Кремлёвский дворец был переполнен. Присутствующие овацией встретили появление на сцене Андрея Николаевича. Он шёл медленно к своему месту в президиуме, поддерживаемый под руку симпатичной женщиной в красивом светлом костюме. Рядом сидящие подсказали, что это председатель профкома ОКБ. Он с улыбкой и восторгом сел на своё место в центре стола президиума и ожидал, когда умолкнут овации и приветственные возгласы. Когда заседание было открыто и исполнялся государственный гимн, он уже не вставал, очевидно это было трудно ему сделать. После исполнения Гимна он, отодвинув в сторону написанные бумажки, поздравил всех присутствующих с юбилеем и стал просто и легко рассказывать, как создавались ЦАГИ и ОКБ, подчеркнув, что у истоков стоял Н.Е. Жуковский, поддерживаемый В.И. Лениным. Затаив дыхание, многотысячный зал слушал его очень простой рассказ, как он вместе с Н.Е. Жуковским носил на подпись к Владимиру Ильичу Постановление о создании при ЦАГИ Комиссии по постройке металлических самолётов, в состав которой вошёл возглавляемый им авиационный отдел. Как они трепетно ждали в приёмной, когда секретарь вынесет подписанный документ. Сказал, что, получив документ, они сели в пролётку и решили поехать в ближайшее кафе отметить такое событие. В Столешниковом переулке зашли попавшееся кафе. Работник их встретил со словами, что ничего нет. Остался лишь последний стакан кефира. Официант и Андрей Николаевич решили, что этот стакан должен достаться Николаю Егоровичу, так как он был уже старенький, и у Андрея Николаевича все блага ещё будут впереди. Андрей Николаевич закончил словами: «Вот так мы отметили с Николаем Егоровичем день рождения ЦАГИ и ОКБ».
    Зал разразился громом аплодисментов. Далее Андрей Николаевич добавил, что здесь не один свидетель рождения ОКБ и показал на рабочего-слесаря, который работает с тех времён, и указал место, где он сидит в зале. Туда мигом устремились журналисты, фотографы и операторы кино- и телевещания. Далее пошли многочисленные выступления с приветствиями и вручением приветственных адресов и подарков.
    Такой мне запомнилась последняя встреча с гениальным человеком, патриархом русского авиастроения, талантливым организатором, строгим начальником, простым и добродушным человеком – Андреем Николаевичем Туполевым.

    Ноябрь 2008 года. Л. Степанов

    Коротко о себе.
    Степанов Леонид Михайлович.
    Родился в 1923 году в Липецке. Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 г. по май 1945 г. Закончил ВВИА им. Жуковского в 1954г. Полковник в отставке. Служил с 1957 г. по 1996 г. во 2-м ЦНИИ МО РФ старшим научным сотрудником, затем -- с 1962 г. на руководящих научных должностях. Кандидат технических наук. Награждён несколькими орденами (в том числе за создание новой авиационной техники) и многими медалями.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •