После того как 5 декабря 2008 года под Читой потерпел крушение фронтовой истребитель МиГ-29, главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин временно приостановил полеты самолетов этой модели.
Катастрофа произошла во время учебно-тренировочного полета, который выполнял летчик 2-го класса, заместитель командира авиаэскадрильи подполковник Валерьян Копарев. Пилот погиб, истребитель сгорел.
Такой же МиГ-29 разбился 17 октября в 60 километрах от забайкальского аэродрома Домна также во время выполнения учебно-тренировочного полета. Летчик катапультировался и был госпитализирован. По данным комиссии, в состав которой вошли представители Минобороны и главного командования ВВС, истребитель упал из-за отказа системы управления самолетом.
В Тверской области базируются три истребительных авиаполка (иап). Это 28-й Ленинградский гвардейский ордена Кутузова 3-й степени иап в Андреаполе, командир — гвардии полковник Лев Спевак. Полк имеет на вооружении МиГ-29. Это 611-й иап Су-27 в Бежецке (аэродром Дорохово), командир — полковник Константин Шатайло. И 790-й ордена Кутузова 3-й степени иап МиГ-31 в Бологовском районе (аэродром Хотилово), командир — полковник Валерий Кныш.
Официальное заключение комиссии о причинах декабрьской катастрофы МиГ-29 будет опубликовано не ранее февраля, но уже известно, что на подмосковном аэродроме Кубинке у МиГ-29 этой зимой снимали хвосты и отряжали их на завод-изготовитель. Именно в отрыве вертикального хвостового оперения в полете подозревают причину катастрофы МиГ-29 в Забайкалье. По неофициальной информации, киль оторвался из-за коррозии и усталостных трещин в его каркасе (силовом наборе).
В декабре и январе по всем авиаполкам ездила комиссия в сопровождении представителей Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Со всех МиГ-29 в срочном порядке демонтировали хвостовое оперение и отправляли на завод-изготовитель.
Бывший командир авиационно-технической базы 28-го авиаполка в Андреаполе подполковник запаса Павел Тимофеев не исключил той версии, что МиГ-29 разрушались из-за полной выработки ресурса тех или иных агрегатов и механизмов. Они разваливались из-за элементарной старости. В то же время инженер авиаполка по вооружению, с которым мы связались по телефону, сообщил, что заменены все агрегаты оперения, требовавшие замещения, и с начала прошлой недели андреапольские МиГ-29 вновь поднимаются в воздух.
Напомним, что в мае 2005 года в Андреаполе погиб летчик 1-го класса майор Валерий Гусев, депутат местной думы. Его МиГ-29 возвращался из Кубинки к месту постоянного базирования в Андреаполь. При заходе на посадку машина резко свалилась в штопор и рухнула в небольшое болотце возле взлетно-посадочной полосы. Тогда в качестве основной версии катастрофы рассматривались технические неполадки самолета (загорание двигателя).
Полковник Александр Горбанёв уже два года возглавляет Тверской областной совет РОСТО (ДОСААФ). Он отмечает, что еще в его бытность командиром истребительного авиаполка в Бежецке ему было известно о необходимости дополнительных проверочных испытаний отдельных агрегатов и механизмов на всех практически МиГ-29.
Ситуация в истребительной авиации этой зимой осложнялась тем, что тяжелые истребители Су-27 не могли в одночасье подменить МиГи. Ремонтные и регламентные работы на Су-27 из-за конструктивных и технологических особенностей занимают гораздо больше времени, чем на МиГ-29.
Российские авиазаводы в силах решать задачи ремонта авиатехники. Но для этого требуется срочная государственная поддержка, иначе не избежать новых катастроф.
("Вече Твери", 27.01.2009)