Немного про сбитый Ил 20
Так как я в военном училище изучал зенитный ракетный комплекс С200В и много лет на нем прослужил, то могу сказать следующее: арабы не могли спутать Ф16 с Ил 20. Это то же самое, как спутать гвоздь с расческой. На экране у оператора захвата в кабине К2 комплекса С200В, Ф16 выглядит как гвоздь, ну может быть как три гвоздя вместе, то Ил20, из-за винтов, дает на экране расческу ( в ЗРВ даже такой термин был). Такую засветку дают все винтомоторные самолеты. Поясню: на экран индикатора оператора захвата приходит первичный, почти необработанный отраженный сигнал от цели. Все поверхности реактивного самолета, от которых отражается сигнал, неподвижны. Поэтому отраженный сигнал формируется от нескольких "блестящих точек" самолета, имеет примерно одну и ту же частоту и представляет из себя обычно две –три стоящих рядом вертикальных линии. От винтового самолета, за счет эффекта Доплера, (винты на нем вращаются и дают разные доплеровские добавки к частоте отраженного сигнала) отраженный сигнал в виде вертикальных полос занимает практически весь экран. Это два вида отраженных сигналов, визуально хорошо различимы. Любое обучение операторов захвата, и других членов боевого расчета, начинается с объяснения именно этих различий. Я уверен, что наши спецы, которые готовили этот арабский расчет, это им объясняли. Мало того, в кабине К2 комплекса С200В есть штатный имитатор целей. На нём как раз и происходит обучение л/с операторов и офицера пуска и офицера-стреляющего. В нем предусмотрена имитация всех типов целей, и он прекрасно имитирует винтовой самолет.
Надо отметить, что система С200В довольно сложная в эксплуатации и обслуживании. Для того, что бы пустить ракету, надо произвести хренову кучу разных операций. Они должны быть чётко скоординированы и с боевым расчетом К9 (пункт управления, который дает разрешение на пуск) и с боевым расчетом К3, (из которой производится управление стартовым комплексом дивизиона. Именно этот расчет готовит ракету к пуску). Неподготовленный и нетренированный боевой расчет такого сделать просто не сможет. Если им удалось пустить ракету, то они были явно подготовлены и не знать различий в отметках от цели винтового и реактивного самолетов, просто не могли.
Я не знаю, используется ли в Сирии запросчик «свой-чужой». Но во время моей службы, на импортируемую за границу технику, запросчики не ставились. Это была техника под грифом «Совершенно секретно».
Существует версия, что сирийский расчет вначале захватил, сопровождал и пускал ракету по Ф16, а те сделали противоракетный маневр и в диаграмму направленности антенны попал наш самолет, с явно большей эффективной отражающей поверхностью. Ракета автоматически навелась на него, и произошел подрыв. Да, такое возможно, но только при одном условии - на наш самолет нужно было «светить» радаром. Если бы не было отраженного сигнала, то ракета ушла бы на самоликвидацию. Значит, арабы наш самолет сопровождали радиолокатором, а раз сопровождали, то отраженный сигнал от цели видели на индикаторе захвата. Мало того, при смене цели, оператор захвата сам должен был вручную перезахватить новую цель на автоматическое сопровождение. Если в процессе наведения ракеты на цель явно сменился тип отраженного сигнала, то любой командир боевого расчета должен адекватно среагировать - выключить мощность. Это выучка любого расчета. Когда на полигоне стреляют по крылатой ракете-мишени, запускаемой с носителя Ту16, там тоже есть эмпирическая возможность захватить носитель вместо крм. И во всех регламентирующих документах по боевым стрельбам жестко указано, что если меняется тип цели, необходимо мгновенно прекратить её сопровождение.