Завтра, 27 июля исполняется 20 лет со дня первого полета первого Су-38Л.
Программа работ по этой теме не относится к числу побед ОКБ Сухого, однако и к поражениям ее относить не стоит. Просто это факт истории, об этом я и хочу кратко напомнить сегодня.
Работы по Су-38 начались в 1994 году, планировалось сделать самолет с двигателем М-14П, и баком под химикаты емкостью около 1000 литров. Главным конструктором был назначен Б.В. Ракитин, но начальном этапе работ его зачастую подменял А.Г. Зудилов. Первый блин «вышел комом»: работы в ОКБ дошли до стадии выпуска РКД, но машина оказалась сильно перетяжеленной, и к 1997 году эту тему прикрыли.
С 1998 года работы возобновились уже под индексом С-38Л, в варианте с рядным мотором водяного охлаждения М-337 чешского производства, мощностью 210 л.с. и баком под «химию» емкостью порядка 400 л. На этапе рабочего проектирования в 1999 г. было решено опробовать возможности выпуска документации в системе графического моделирования UG, так что по факту эта тема стала для нас рубежной: большая часть РКД впервые для ОКБ была выпущена по «безбумажной технологии»…
Постройка опытных самолетов осуществлялась по кооперации со Смоленским авиазаводом, где для него делалось крыло. Окончательная сборка осуществлялась в ОП ОКБ. Исходно в 2000 году в производстве было заложено 3 самолета: статический, и 2 летных образца. В апреле 2001-го программу сперва «расширили» еще на 3 опытных экземпляра, а впоследствии, с 2003-го, наоборот, сократили до 3-х летных образцов.
Статический экземпляр Су-38Л-0 (00-001) был передан для испытаний в апреле 2001-го.
Первый летный экземпляр Су-38Л-1 (00-002) торопились доделать для показа на а/в МАКС-2001, в связи с чем, сборка его летом 2001-го осуществлялась в ОКБ в «пожарном» порядке, и была в основном завершена к июлю. В ночь с 16 на 17 июля машину перевезли в ЛИИ. После сборки и отработки систем, вечером 25.07 были проведены первые рулежки, в т.ч. скоростная. Отраслевой методсовет, первоначально назначенный на 26.07, перенесли на 27.07, и сразу после его проведения, в тот же день, машину в первый раз подняли в воздух. Первый полет на ней выполнил Е.И. Фролов, ведущий инженер – И. Соболев. В результате, самолет был показан в числе новинок на МАКС-2001, в период 14-19.08.2001-го.
В ОКБ было построено еще 2 летных экземпляра машины:
Су-38Л-2 (00-003), 1-й полет = 05.02.2002, Ю.М. Ващук
Су-38Л-3 (00-004), 1-й полет = 11.07.2003, Ю.М. Ващук
Все три опытных экземпляра летали с разной степенью интенсивности, к примеру, к середине октября 2002-го, на первых двух опытных машинах было выполнено ровно по 92 н.р. на каждой. Была выполнена программа заводских испытаний, выявлены и устранены замечания по результатам ЛИ, проведены испытания навесного оборудования. Ряд работ на машинах провели испытатели ГосНИИГА и ПАНХ. Машины неоднократно демонстрировались на различных выставках: в 08.2002-го – в Домодедово, в 09.2002-го – в Геленджике, в 10.2002-го – на ВДНХ, в 08.2003 – на МАКС-2003.
Однако в первой половине 2003-го в связи с отсутствием реального интереса к этой теме со стороны государства, руководство ОКБ решило, что дальнейшая игра не стоит свеч, в связи с чем примерно со второй половины 2003-го работы были прекращены, а все три опытных самолета поставлены на прикол…