Показано с 1 по 4 из 4
Like Tree4Likes
  • 4 Post By PPV

Тема: Дата как повод к размышлению

  1. #1
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию Дата как повод к размышлению

    Завтра, 27 июля исполняется 20 лет со дня первого полета первого Су-38Л.
    Программа работ по этой теме не относится к числу побед ОКБ Сухого, однако и к поражениям ее относить не стоит. Просто это факт истории, об этом я и хочу кратко напомнить сегодня.
    Работы по Су-38 начались в 1994 году, планировалось сделать самолет с двигателем М-14П, и баком под химикаты емкостью около 1000 литров. Главным конструктором был назначен Б.В. Ракитин, но начальном этапе работ его зачастую подменял А.Г. Зудилов. Первый блин «вышел комом»: работы в ОКБ дошли до стадии выпуска РКД, но машина оказалась сильно перетяжеленной, и к 1997 году эту тему прикрыли.
    С 1998 года работы возобновились уже под индексом С-38Л, в варианте с рядным мотором водяного охлаждения М-337 чешского производства, мощностью 210 л.с. и баком под «химию» емкостью порядка 400 л. На этапе рабочего проектирования в 1999 г. было решено опробовать возможности выпуска документации в системе графического моделирования UG, так что по факту эта тема стала для нас рубежной: большая часть РКД впервые для ОКБ была выпущена по «безбумажной технологии»…
    Постройка опытных самолетов осуществлялась по кооперации со Смоленским авиазаводом, где для него делалось крыло. Окончательная сборка осуществлялась в ОП ОКБ. Исходно в 2000 году в производстве было заложено 3 самолета: статический, и 2 летных образца. В апреле 2001-го программу сперва «расширили» еще на 3 опытных экземпляра, а впоследствии, с 2003-го, наоборот, сократили до 3-х летных образцов.
    Статический экземпляр Су-38Л-0 (00-001) был передан для испытаний в апреле 2001-го.
    Первый летный экземпляр Су-38Л-1 (00-002) торопились доделать для показа на а/в МАКС-2001, в связи с чем, сборка его летом 2001-го осуществлялась в ОКБ в «пожарном» порядке, и была в основном завершена к июлю. В ночь с 16 на 17 июля машину перевезли в ЛИИ. После сборки и отработки систем, вечером 25.07 были проведены первые рулежки, в т.ч. скоростная. Отраслевой методсовет, первоначально назначенный на 26.07, перенесли на 27.07, и сразу после его проведения, в тот же день, машину в первый раз подняли в воздух. Первый полет на ней выполнил Е.И. Фролов, ведущий инженер – И. Соболев. В результате, самолет был показан в числе новинок на МАКС-2001, в период 14-19.08.2001-го.
    В ОКБ было построено еще 2 летных экземпляра машины:
    Су-38Л-2 (00-003), 1-й полет = 05.02.2002, Ю.М. Ващук
    Су-38Л-3 (00-004), 1-й полет = 11.07.2003, Ю.М. Ващук
    Все три опытных экземпляра летали с разной степенью интенсивности, к примеру, к середине октября 2002-го, на первых двух опытных машинах было выполнено ровно по 92 н.р. на каждой. Была выполнена программа заводских испытаний, выявлены и устранены замечания по результатам ЛИ, проведены испытания навесного оборудования. Ряд работ на машинах провели испытатели ГосНИИГА и ПАНХ. Машины неоднократно демонстрировались на различных выставках: в 08.2002-го – в Домодедово, в 09.2002-го – в Геленджике, в 10.2002-го – на ВДНХ, в 08.2003 – на МАКС-2003.
    Однако в первой половине 2003-го в связи с отсутствием реального интереса к этой теме со стороны государства, руководство ОКБ решило, что дальнейшая игра не стоит свеч, в связи с чем примерно со второй половины 2003-го работы были прекращены, а все три опытных самолета поставлены на прикол…

    38.jpg
    Последний раз редактировалось PPV; 26.07.2021 в 22:33.
    GThomson, Fencer, Panda-9 and 1 others like this.

  2. #2
    Старожил Форумчанин Аватар для Любомирский
    Регистрация
    21.08.2007
    Адрес
    город-герой Одесса
    Сообщений
    333

    По умолчанию

    Интересно, спасибо.
    Машины подобного класса очень похожи друг на друга, есть ли какие-то особенности конструкции или интересные технические решения, отличающие её от аналогов?

  3. #3
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Любомирский Посмотреть сообщение
    Интересно, спасибо.
    Машины подобного класса очень похожи друг на друга, есть ли какие-то особенности конструкции или интересные технические решения, отличающие её от аналогов?
    Никаких особых новых технических решений там не было. Отличием от аналогов была существенно меньшая размерность аппарата, диктуемая выбранным двигателем малой мощности. Отсюда и ставка на совершенно неотработанную у нас на то время технологию микрокапельного опыления.
    С точки зрения тематики для КБ это была новая, незнакомая сфера, опыта в которой у нас совершенно не было, учились на ходу, но особого прогресса не достигли, т.к. тема была очень быстро закрыта. Единственное, что пошло на пользу КБ, это то, что был приобретён первый реальный опыт проектирования в современной системе графического моделирования ...

  4. #4
    Старожил Форумчанин Аватар для Любомирский
    Регистрация
    21.08.2007
    Адрес
    город-герой Одесса
    Сообщений
    333

    По умолчанию

    Спасибо.
    Такой себе проект Т-4, только с точки зрения отработки технологии электронного проектирования, а не ЭДСУ.
    Подскажите, может у вас ещё есть какой-то интересный материал по гражданской тематике КБ - ветка уходит корнями к Су-26, а сегодняшние ответвления это уже SSJ-100 - интересно как зародилась идея создания Су-26 или, может, какие-то интересные детали конструкции того же С-80?
    Оно всё вроде как мелочи, но с годами становится историей

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •