"Американская компания Heurobotics создала новый беспилотный летательный аппарат — «тейлситтер». Такая схема представляет собой самолет, способный к вертикальным взлету и посадке на хвост. Как пишет Aviation Week, в новом аппарате разработчики реализовали «вертолетную» концепцию воздушных винтов, использовав подключаемый привод и обгонные муфты.
Современные небольшие беспилотники как правило используют для полета электромоторы, жестко связанные с воздушными винтами. Такая схема позволяет напрямую или через редуктор передавать вращение вала мотора воздушному винту и существенно упрощает конструкцию, но имеет и ряд недостатков. Самым серьезным из них является отсутствие режима авторотации.
Режим авторотации характерен для винтокрылых летательных аппаратов. Он подразумевает разъединение воздушного винта и трансмиссии в случае аварии. Например, при отказе двигателей специальное устройство — обгонная муфта — не дает передаваться вращению воздушного винта трансмиссии. Благодаря этому винт свободно раскручивается набегающим потоком, тормозит падение и позволяет аварийно приземлиться.
В новом американском «тейлситтере» реализована похожая схема. Аппарат, планер которого выполнен по схеме «летающего крыла», оснащен двумя электромоторами, которые через подключаемые редукторы связаны с валами воздушных винтов. При этом воздушные винты оснащены обгонными муфтами, размыкающими связь с электромоторами для режима авторотации.
https://www.youtube.com/watch?v=36YPvNZy2r8
Кроме того, новый беспилотник оснащен автоматами перекоса. Эти устройства управляют углом установки лопастей воздушных винтов, позволяя менять скорость полета аппарата, не убавляя или не увеличивая частоты вращения электромоторов. В режиме авторотации управление углом установки лопастей позволяет регулировать эффективность воздушного винта.
Новый «тейлситтер» разрабатывается для использования в сельском хозяйстве в различных погодных условиях. Благодаря независимым воздушным винтам при отказе управляющей двигателями электроники или самих электромоторов аппарат сможет совершить управляемую посадку в режиме авторотации. В результате беспилотник не будет непоправимо поврежден в результате падения.
Воздушные винты нового беспилотника могут выдавать тягу в 115 фунтов (около 511 ньютонов). Аппарат способен находиться в воздухе до 75 минут, нести полезную нагрузку массой до 18 килограммов и развивать скорость до 70 узлов (130 километров в час).
Ранее исследователи из Университета Миннесоты испытали новый легкий сельскохозяйственный беспилотник SUAV:Q, сконструированный по схеме «летающего крыла» и одновременно являющийся конвертопланом. Такой аппарат способен на вертикальные взлет и посадку, а также на быстрый горизонтальный полет по-самолетному.
Особенностью разрабатываемого американцами беспилотника является то, что он составлен из четырех секций, каждая из которых может устанавливаться под углом 90 градусов по отношению к соседней. Перед взлетом или посадкой, а также в режиме висения все секции SUAV:Q устанавливаются под углом друг относительно друга. В результате беспилотный аппарат напоминает коробку без дна и крышки.
В таком виде аппарат взлетает, а затем электромоторы раскладывают секции, после чего SUAV:Q приобретает вид крыла и переходит в экономичный горизонтальный полет. Прототип SUAV:Q имеет размах крыла 2,1 метра. Масса беспилотника составляет 3,7 килограмма. Аппарат способен подниматься на высоту 120 метров и вести оттуда наблюдение за поверхностью.
Василий Сычёв"
https://nplus1.ru/news/2017/03/16/tailsitter
"Хвостолёт-Хвостопад" , однако)) XX век просыпается))
https://www.google.ru/search?q=%D0%B...LDBYoQ_AUICCgB