Ну давайте развернем дискуссию по Як-130, раз вы так настаиваете. Дискуссия эта велась в ВВС и авиапроме на протяжении добрых лет десяти, давайте и мы к ней присоединимся :)
Во-первых, откуда возникло ваше утверждение про самолет первоначального (или, как вы пишете ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО :) ) обучения? Требования были для разработки УТС на замену Л-39. В 1991 г. эти требования выглядели примерно так:
Самолет первоначального обучения, это Як-18Т. ВВС решило, что Як-130 больше удовлетворяет этим требованиям, чем МиГ-АТ. Я не летал ни на одном самолете, ни на другом. Я делаю свои выводы основываясь на летчиков-испытателей (которые для вас, как я понял не авторитет) и выводах комиссии ВВС, которая еще в 1991 г. сделала вывод о том, что "аванпроекты ОКБ им. П. О. Сухого и ОКБ им. А. И. Микояна не удовлетворяют требованиям ТТЗ". Повторный вывод в пользу Яка был сделан в 1994 г. Кроме того, в связи с сокращениями вооруженных сил и авиационных училищ, акцент в требованиях был сделан на создание не просто УТС, а учебно-боевого самолета. Этим требованиям Як-130, по решению госкомиссии, удовлетворяет лучше. Не говоря уж о том, что систему управления Яка можно настраивать на моделирование поведения различных типов самолетов.Цитата:
обеспечение высокого уровня безопасности полета, в том числе при грубых посадках с повышенными скоростями;
возможность использования УТС на всех этапах подготовки летчиков: либо по полной программе обучения с первого вылета до конца курса повышенной подготовки, либо по курсам основной и повышенной подготовки (без первоначального обучения);
комплексирование подготовки летчиков, которая должна сочетать полеты на УТС с подготовкой на наземных тренажерах, в классах подготовки и контроля, а также реализация тренажных режимов на борту - создание учебно-тренировочного комплекса (УТК) на базе УТС;
возможность использования УТС для подготовки пилотов различных типов самолетов за счет репрограммирования характеристик комплексной системы управления самолетом и двигателем, позволяющего имитировать полет на самолетах с различной степенью продольной статической устойчивости, разной тяговооруженностью и приемистостью силовой установки, а также применения современной системы отображения информации, унифицированной с системами индикации существующих и перспективных боевых самолетов;
низкая стоимость часа полета, простота эксплуатации и наземного обслуживания;
возможность адаптации по составу вооружения, типу двигателя и оборудования требованиям зарубежных заказчиков;
возможность создания на базе УТС учебно-боевых и боевых модификаций, унифицированных по номенклатуре вооружения и прицельным системам с истребителями, истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками ВВС.
В идеале, наверное было бы хорошо иметь оба самолета на вооружении, МиГ-АТ для первоначального обучения и Як-130 как учебно боевой. Но реалии нашего времени диктуют другие условия.