Показано с 1 по 20 из 20
Like Tree21Likes
  • 1 Post By Nazar
  • 1 Post By 13th
  • 1 Post By AC
  • 4 Post By muk33
  • 1 Post By AndyK
  • 2 Post By Yamal3474
  • 10 Post By bud55
  • 1 Post By Velik

Тема: читаю про Як-38 в Афгане и в сомнениях...

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    09.01.2007
    Адрес
    Харьков
    Сообщений
    182

    По умолчанию читаю про Як-38 в Афгане и в сомнениях...

    попалась мне книжка украинская "над хребтами Гиндукуша". странноватая, прямо скажем, но забавная, вся пестрит идеологическими штампами времен совка и уровня окружной многотиражки
    но среди прочего есть и живые воспоминания, пересказанные, правда, автором.
    так вот. один из испытателей Як-38 , Василий Тарасенко, пишет, что при влете в Шинданде в апреле 1980го года был утерян самолет Ю.Козлова.
    но в АиВ, к примеру, написано, что потерь не имели. кто что знает?
    Большой.

  2. #2
    Super Moderator Ветеран Аватар для Nazar
    Регистрация
    02.11.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    5,767

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от balu109 Посмотреть сообщение
    один из испытателей Як-38 , Василий Тарасенко, пишет, что при влете в Шинданде в апреле 1980го года был утерян самолет Ю.Козлова.
    но в АиВ, к примеру, написано, что потерь не имели. кто что знает?
    Так может попутал что дедушка, насколько я понял, Козлов в число испытателей не входил, а был строевым, морским летчиком, фамилия Тарасенко, в отношении Ромб и Як-38, вроде никогда не упоминалась, в сводной таблице аварий и катастроф, ближайшее происшествие с участием Як-38, это март месяц, при полете на боевое применение ( тренировочный полет на бомбометание, старший лейтенант Неудачин - погиб ), но ТОФ.
    Так что я думаю, что кто-то, что-то или неправильно понял, или додумал сам, хотя....
    Одинаковое одинаковому-рознь

  3. #3
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    09.01.2007
    Адрес
    Харьков
    Сообщений
    182

    По умолчанию

    Тарасенко там был - есть в книжульке фотка в Шинданде.(просто самолет, но мог автор и тырнуть)
    но вот что-то свербит, как зуб ночью - ну, не идет информация. автор мог и приплести. нет веры, там все по тексту какое-то полуфантастическое. выложил бы, но оно на украинском языке.
    Большой.

  4. #4
    Super Moderator Ветеран Аватар для Nazar
    Регистрация
    02.11.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    5,767

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от balu109 Посмотреть сообщение
    Тарасенко там был - есть в книжульке фотка в Шинданде.(просто самолет, но мог автор и тырнуть)
    но вот что-то свербит, как зуб ночью - ну, не идет информация. автор мог и приплести. нет веры, там все по тексту какое-то полуфантастическое. выложил бы, но оно на украинском языке.
    У меня были такие данные по летчикам
    Командир эскадрильи летчик-испытатель HИИ ВВС В.В.Васенков
    летчик-испытатель МАЛ Ю.И.Митиков
    морские летчики Ю.H.Козлов,
    Е.М.Алифанов,
    В.Г.Панасенко
    А.П.Кривуля.

    Причем Митиков выполнил половину всех полетов, в том числе и на штурмовку, будучи фактически гражданским человеком ( в запасе с 68 года ).

    Сейчас попал сюда
    http://www.airwar.ru/history/locwar/...2/yak38-2.html

    Михаил Жирохов, со слов Тарасенко, пишет что был такой эпизод.
    Fencer likes this.
    Одинаковое одинаковому-рознь

  5. #5
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    01.10.2009
    Сообщений
    192

    По умолчанию

    Цитирую Жирохова:

    Именно из-за технической неисправности и был потерян и единственный самолет. Случилось это 29 мая 1980 года из-за ненадежности импровизированной "взлетки". Полковник Николай Козлов при взлете внезапно свалился с высоты примерно 10 метров, причем взлет производился с полным боекомплектом и потому реактивные снаряды стали рваться и разлетаться во все стороны. Этот вылет наблюдал представитель Генштаба генерал армии Леонид Соколов, которому пришлось срочно прятаться. Удивительно, но никто (включая летчика) серьезно не пострадал.

    Вот как этот случай описывал в своем дневнике находившийся здесь советник афганских ВВС Аблазов В.И.: "...на взлетно-посадочную полосу (ВПП) после неудачной попытки взлететь рухнул самолет с вертикальным взлетом Як-38, испытания которого проводились здесь. Самолет оторвался от земли, но, к счастью, не успел набрать высоты и при падении летчик получил травму позвоночника, но остался жив. Он лежал на носилках и вместе со всеми присутствующими наблюдал за суетой около его самолета. Самолет подняли мощным подъемным краном. Он завис в воздухе на тросах. Из поврежденных баков текло горючее прямо на раскаленный бетон полосы. Усилиями инженеров выпустили сначала переднюю стойку, а затем и основное шасси. И покатили в разные стороны - поврежденный самолет на буксире в сторону ангара, а травмированного летчика на скорой помощи в госпиталь".
    Fencer likes this.

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    09.01.2007
    Адрес
    Харьков
    Сообщений
    182

    По умолчанию

    статья Жирохова является дословным, до запятой, переводом статьи Тарасенко из упомянутой книги 2004го года.
    вот Аблазов мне как-то больше кажется очевидцем.
    подождем, кто что еще скажет!
    гы. обратите внимание - у Жирохова и Соколов - Леонид, а не Сергей, и Козлов - Николай. щось не те....
    Последний раз редактировалось balu109; 01.02.2011 в 19:02.
    Большой.

  7. #7
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    01.10.2009
    Сообщений
    192

    По умолчанию

    А вообще, что за книга? Название (на украинском), автор, издательство?

  8. #8
    AC
    AC вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    23.12.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    4,921

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от 13th Посмотреть сообщение
    А вообще, что за книга? Название (на украинском), автор, издательство?
    Видимо, эта:
    Н. Лисица Над хребтами Гиндукуша. - Винница, 2004

    Тут вот М. Жирохов на нее ссылается:
    http://www.forumavia.ru/forum/2/5/38...879425_7.shtml
    Fencer likes this.

  9. #9
    fsl
    fsl вне форума
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    КИЕВ,Украина
    Сообщений
    95

    По умолчанию

    Фурса Л.П. мой отец,и в этой книге несмотря на то, что писалась по его воспоминаниям,в прессу вышло уже немного подправлено,это так к сведению,а ведь автор книги непосредственно общался.Книжка писалась конкретно под пиар Сколько тогдашнего командующего,остальным просто добирали количество страниц.Там на форуме Марковский упоминался,я с ним пересекался в Харькове пытался он через меня с отцом сконнектится ,но не срослось,потом писал отсебятину, во многом,еще одно Виктор говорил что летал с Мелитополя,в 95-2001 годах работал со многими экипажами от туда и спрашивал о Викторе,его никто вспомнить не смог,тоже факт меня на мысли грустные наводящий.
    Еще одно,частенько воспоминания берутся как говорят в армии по слухам от солдата с КПП или официантки со столовой.Литературы где есть воспоминания на уровне хотя бы с комэска не встречал,тоже интересно,как не зная полной картины можно делать заключение,о чем то.

  10. #10
    Старожил Ветеран Аватар для muk33
    Регистрация
    12.01.2009
    Сообщений
    1,130

    По умолчанию

    Вот понапридумали! Есть биографическая книжка генерала Алферова (зам.нач НИИ ВВС по науке), командира группы "Ромб" в эскадрилью которой помимо 4-х Як-38 входили и два опытных штурмовика Т8-1Д и Т8-3 (будущие Су-25) и летчики (В.Музыка и В.Соловьев от НИИ ВВС и А.Иванов и Н.Садовников от Сухого). Вот выдержки из книги Алферова (конспективно):
    "29.05.80 В 6.45. запланирован показ самолетов генералу армии С.Ф.Ахромееву, а также дополнительные полеты на изд. ВМ на дальность из-за острых разногласий с представителями промышленности (предлагали записать в акте радиус боевого действия 190 км, вместо 120, по расчетам НИИ ВВС). По плану В.В.Васенков и Ю.Н.Козлов должны были с 4-мя полными УБ-32 слетать на дальность 120 км, чтобы вернуться на аэродром с минимальным остатком. У Васенкова после взлета в 6.30 отказал генератор =I и выбило САУ. Он сел обратно по вертикали на МВПП. А в 6.34 упал после взлета (с высоты 7-8 метров, с убранным шасси) и загорелся самолет Козлова, перегрузка составила 7,6 ед." Летчика из кабины достал В.В.Алферов, ожидавший Ахромеева и наблюдавший за взлетом. Самолет потушен, убран с ВПП, С.Ф.Ахромеев после доклада улетел в Герат, а на аэродром приземлился самолет маршала Силантьева. После доклада принято решение повторить попытку полета на дальность, что и сделал В.В.Васенков. А.П.Силантьев с В.В.Алферовым вылетели в Кабул, взяв с собой Ю.Н.Козлова с компрессионным переломом позвоночника, которого затем попутным бортом отправили в Москву. И далее:
    "1.06.80 Подписан акт расследования летного происшествия с самолетом ВМ. (Расследование показало, что причиной послужил перевод сопел ПМД из положения горизонт в положение «В», минуя отметку 27º, что может быть обусловлено либо отказом в системе управления, либо невключением кнопки «Укороченный разбег»). После долгих споров записано, что наиболее вероятной причиной послужил сбой в цепи системы управления соплом ПМД". В этот же день в 9.10 самолеты Т-8 (Музыка и Соловьев) за лидером Ан-12 пошли в Мары, до госграницы их провожала пара Су-17, ведущий командир полка п/п-к В.Горбенко (тот самый, ныне главный ОРВДшник). В 16.30 ушел Ан-12 (Андронов http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10193), а в 17.15 три Ан-22 повезли самолеты ВМ и личный состав морской авиации в Саки.
    Так что взлетка тут абсолютно ни при чем. Что касается количества полетов у Митикова, всего самолеты ВМ (Як-38) с 22.04 по 29.05 выполнили в Афганистане 107 полетов, причем на боевое применение по реальным целям официально они не летали, Митиков выполнил примерно 30, около 40 выполнил п-к Васенков, остальные летчики ВМФ. Причем, цитирую " Высокую оценку от инженеров по качеству выполнения заданий заслужили полеты летчика авиации ВМФ Е.М.Алифанова (Североморск)" .Самолеты Т8 с 21.04 по 26.05 выполнили 100 полетов, из них 50% по реальным целям (по заявкам 40-й армии). Товарищ автор из Украины мог бы съездить в Саки и побеседовать с В.Г.Панасенко - непосредственным участником событий. На фото на переднем плане самолет (в зеленом камуфляже), прибывший в Саки из Афганистана. Далее - группа "Ромб" на построении, грамоты вручает генерал-майор В.В.Алферов. В.Г.Панасенко в кабине Як-38 и при вручении ему ордена Красной Звезды (вручает командующий авиацией ВМФ генерал-полковник авиации, ГСС А.А.Мироненко), старший летчик-инспектор полковник Е.М.Алифанов.
    Миниатюры Миниатюры 38_299-.jpg   .jpg   .jpg   .jpg   tv-.jpg  
    Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать…

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    09.01.2007
    Адрес
    Харьков
    Сообщений
    182

    По умолчанию

    большой пасыб за инфу и, особенно, фотки!
    Большой.

  12. #12
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    06.01.2007
    Адрес
    Пермь - Москва
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от muk33 Посмотреть сообщение
    Вот понапридумали! Есть биографическая книжка генерала Алферова
    Подскажите пожалуйста, как называется книга.

  13. #13
    Старожил Ветеран Аватар для AndyK
    Регистрация
    10.11.2005
    Сообщений
    2,002

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Chizh Посмотреть сообщение
    Подскажите пожалуйста, как называется книга.
    " Служа отечеству. Воспоминания ведущего инженера-испытателя" ; Алферов В. ; 2003 ; изд. "Бедретдинов и Ко" ;
    Fencer likes this.

  14. #14
    Новичок
    Регистрация
    13.03.2014
    Сообщений
    1

    По умолчанию

    По крайней мере один самолет был потерян. Случилось это из-за ненадежности импровизированной "взлетки". Полковник Николай Козлов при взлете внезапно свалился с высоты примерно 10 метров, причем взлет производился с полным боекомплектом и потому реактивные снаряды стали рваться и разлетаться во все стороны. Этот вылет наблюдал представитель Генштаба генерал армии Леонид Соколов, котором пришлось прятаться. Удивительно, но никто (включая летчика) не пострадал. Михаил Жирохов сочиняет сказку не было не каких разрывов реактивных снарядов. матросы прямо с горящего самолета снимали реактивные снаряды, а пожарные тушили огонь. Это я говорю как свидетель этого случая.
    Последний раз редактировалось Yamal3474; 15.03.2014 в 05:43.
    muk33 and Fencer like this.

  15. #15
    Новичок
    Регистрация
    18.02.2018
    Сообщений
    1

    По умолчанию

    Никакой импровизированной "взлетки" и никаких разрывов снарядов не было!!! Это может писать только не компетентный в данном вопросе "писатель". Взлетал один из 4-х, находившихся на аэродроме Шинданд, самолетов Як-38 - с бетонной штатной полосы. Взлет проходил в режиме укороченного разбега. На самолете были установлены 2 блока УБ-32. При разбеге и переводе сопел подъемно-маршевого двигателя из горизонта в вертикаль, сопла "ПРОСКОЧИЛИ" ступеньку 25 градусов и сразу стали в вертикаль. Т.к. скорость из-за этого оказалась не достаточной самолет просел, "коснулся" ВПП и далее на фюзеляже и блоках УБ-32 (шасси уже были убраны) "проскользил" по бетону, оставшись в пределах ВПП. Т.к. удар о бетонку был значительный, летчик - полковник Козлов получил повреждение позвоночника. Ни каких пусков НУРС из блоков УБ-32 не произошло, так что ни какие генералы там не прятались от разрывов. Самолет подняли, выпустили шасси и укатили на стоянку, далее самолет не летал, а вместе с остальными на Антее убыл в наш гарнизон Саки-4 в Крыму. ПИШЕТ УЧАСТНИК ТЕХ СОБЫТИЙ (ГРУППА "РОМБ" В АФГАНИСТАНЕ) СТАРШИЙ ТЕХНИК ПО АО, В ПОСЛЕДУЮЩЕМ - ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР МОРСКОЙ АВИАЦИИ ПО АВИАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ - ПОЛКОВНИК БУДКИН А.Ф. ВСЕМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ!!!

  16. #16
    Новичок
    Регистрация
    25.05.2018
    Сообщений
    1

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от bud55 Посмотреть сообщение
    Никакой импровизированной "взлетки" и никаких разрывов снарядов не было!!! Это может писать только не компетентный в данном вопросе "писатель". Взлетал один из 4-х, находившихся на аэродроме Шинданд, самолетов Як-38 - с бетонной штатной полосы. Взлет проходил в режиме укороченного разбега. На самолете были установлены 2 блока УБ-32. При разбеге и переводе сопел подъемно-маршевого двигателя из горизонта в вертикаль, сопла "ПРОСКОЧИЛИ" ступеньку 25 градусов и сразу стали в вертикаль. Т.к. скорость из-за этого оказалась не достаточной самолет просел, "коснулся" ВПП и далее на фюзеляже и блоках УБ-32 (шасси уже были убраны) "проскользил" по бетону, оставшись в пределах ВПП. Т.к. удар о бетонку был значительный, летчик - полковник Козлов получил повреждение позвоночника. Ни каких пусков НУРС из блоков УБ-32 не произошло, так что ни какие генералы там не прятались от разрывов. Самолет подняли, выпустили шасси и укатили на стоянку, далее самолет не летал, а вместе с остальными на Антее убыл в наш гарнизон Саки-4 в Крыму. ПИШЕТ УЧАСТНИК ТЕХ СОБЫТИЙ (ГРУППА "РОМБ" В АФГАНИСТАНЕ) СТАРШИЙ ТЕХНИК ПО АО, В ПОСЛЕДУЮЩЕМ - ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР МОРСКОЙ АВИАЦИИ ПО АВИАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ - ПОЛКОВНИК БУДКИН А.Ф. ВСЕМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ!!!
    Как жаль, что Вы всего раз отписались на этом форуме. Очень интересно было бы почитать Ваше мнение о Яке, случаи из службы, интересные факты.
    Fencer likes this.

  17. #17
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    10,553

  18. #18
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    10,553

    По умолчанию

    Группа «Ромб» в Афганистане https://m.vk.com/@military_avia-grup...istane-chast-2

  19. #19
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    10,553

    По умолчанию

    https://aviaforum.ru/threads/morskaj...5/post-3600375
    Не знаю, когда родился автор поста под ником as23jp, да и не знаю имени, но знаю, что с этим самолётом - ЯК-38 происходило много всяких происшествий и об одном из них я сейчас расскажу, хотя сам я был далёк от пилотирования этого самолёта, поскольку сам я летал там же в гарнизоне Саки на ТУ-22.., но у меня были и хорошие друзья и даже соседи по квартире, - лётчики ЯК-38-го и они мне много чего рассказывали... Был у меня хороший друг, лётчик ЯК-38, зам ком АП п.п-к Кривуля, который и стал "героем" данного случая... Рассказал мне эту историю сам Кривуля... Случилось так, что однажды (в начале 1980-го года), Кривуле предложили участвовать в эксперименте-испытании этого СВВП (самолёта вертикального взлёта и посадки), вообще-то об этом случае я здесь на ветке уже раньше рассказывал. Суть эксперимента-испытания - проверить возможность применения этого самолёта в войне в Афганистане, причём совместно с лётчиком- испытателем, имя которого я не запомнил... Паре - лётчик-испытатель - ведущий, Кривуля - его ведомый, поставили задачу: взлететь парой с подготовленной, но горной площадки с подвешенными бомбами у обоих, затем выйти в назначенную точку и там совершенно неожиданно для душманов произвести сброс этих бомб (т.е. произвести прицельное бомбометание по группе моджахедов, закрепившихся в ущелье)... Произвести подобную атаку с обычных самолётов-штурмовиков типа СУ-25 не представлялось возможным в силу некоторых причин (в основном, из-за сравнительно высокой скорости полёта, из-за которой нанести удар точно в это ущелье было невозможно)... Короче, два ЯК-38-х доставили в закрытое для душманов высокогорное место, там команда тех обслуживания полностью подготовила пару и подвесила максимальное для этого типа количество бомб (типа ФАБ) и рано утром пара взлетела... Пара была скрыта от душманов в низине, за которой следовал серьёзный перевал, который сразу после взлёта предстояло преодолеть, а затем сразу должен был последовать удар по душманам (т.е. место взлёта было выбрано сравнительно близко от места удара, иначе ЯКи не смогли бы поднять боевую нагрузку)... Вобщем, пара взлетела и пошла в разгон и набор высоты для преодоления находящегося у пары впереди перевала, в этом была сложность... Как рассказывал Кривуля, он сразу со взлёта понял, что возможности ЯКа, в условиях высокогорья и серьёзной жары, буквально на пределе и поэтому с тревогой продолжал набор высоты и скорости... Его ведущий (напомню, - это был лётчик-испытатель по ЯКам) при подходе к перевалу не выдержал и сбросил свои бомбы.., а Кривуля, скрепя сердце, выдержал острый момент и буквально в нескольких метрах пройдя над перевалом, продолжал полёт парой за ведущим и далее по прибытию к ущелью,где укрывались душманы, по команде ведущего сбросил все свои ФАБы точно в это ущелье... Как оказалось, - удар был и неожиданным и очень эффективным, группа душманов была уничтожена... В результате этого очень успешного (особенно для Кривули) вылета он получил Орден БКЗ (Боевого Красного Знамени или Звезды, сейчас уже точно не помню), - какие награды получил тогда испытатель я как-то забыл поинтересоваться...

  20. #20
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    10,553

    По умолчанию

    Операция «Ромб». Из истории афганской войны https://ahtubinskpilot.ru/?p=2398

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •