По событиям 6-7.12.50, из неопубликованного:
"...Конец первой декабрьской недели нельзя было назвать успешным для пилотов 29-го ГвИАП. Почти ежедневно победы в воздушных боях омрачались потерями. Лишь 5-го декабря все вылетавшие истребители возвратились на Аньдун. При этом гвардии майор Келейников и старший лейтенант Петров получили на свои боевые счета по одному F-80.
На следующий день в 13:39 на перехват бомбардировщиков в районе Анджу-Кочхон вылетела шестерка капитана Науменко. Выполняя команды ПУН, истребители пробили 10-балльную облачность и в 14:08 на шестикилометровой высоте встретили 5 B-29, идущих на северо-восток в плотном строю "клин". Науменко скомандовал: "Занять исходное положение для атаки, паре Рязанова - прикрыть!" - и звеном со стороны солнца свалился на строй "Суперфортрессов". В первой атаке истребители попарно обстреляли крайний левый бомбардировщик, зажгли его и ушли вверх, на солнце. Тем временем B-29 развернулись и со снижением пошли на юг, прикрывая горящего товарища. МиГи же вновь атаковали строй бомбардировщиков и подожгли второго левого ведомого. После этой атаки в баках наших истребителей топлива осталось лишь для возвращения на аэродром, и ударное звено взяло курс домой. Истребительный эскорт "Суперфортрессов" отсутствовал, этим воспользовалась прикрывающая пара старшего лейтенанта Рязанова и атаковала B-29 в третий раз. Из атаки, результатом которой стал пожар на крайнем правом бомбардировщике, ведущий пары вышел боевым разворотом в сторону ударного звена. Когда он закончил маневр, его ведомого лейтенанта Серикова рядом не оказалось. Собравшись, пятерка МиГов пришла домой. Сериков на аэродром не вернулся. Выхода его из боя никто из пилотов группы Науменко не видел. Правда, никто не видел и падающий истребитель, но бой шел над сплошной облачностью, сбитый самолет мог очень быстро в ней скрыться и заметить его просто не успели. Все это позволило сделать вывод о том, что наиболее вероятной причиной гибели Н. Н. Серикова стал оборонительный огонь стрелков "Суперфортрессов", и в документах 29-го ГвИАП появились записи о том, что наш истребитель "предположительно сбит с Б-29". Потери бомбардировщиков были оценены в три самолета, их записали на счета капитанов Науменко и Богатырева и лейтенанта Минина. Американская сторона потерь В-29 не признала.
Спустя два часа после встречи с В-29, пилоты 29-го ГвИАП провели еще один бой. В 15:52 для прикрытия объектов в черте города Синыйджу поднялась в воздух шестерка МиГ-15бис 2-й АЭ под командованием комэска гвардии майора Крымского. Погоду можно было описать одним словом - отвратительная. Нижняя кромка сплошной облачности нависала всего в 300-400 метрах над землей, из-за сильной дымки видимость не превышала 2-3-х километров. Пара Крымского и звено капитана Веденского, прижавшись к нижней границе облаков, приступили к патрулированию, описывая "восьмерки" на встречно-пересекающихся курсах.
В 16:00 майор Крымский, выполняя левый разворот, заметил впереди слева интенсивную стрельбу зенитной батареи и, всмотревшись в направлении разрывов снарядов, увидел пару F-80, которая на высоте 100-150 метров левым виражом выходила из атаки по наземной цели. Крымский довернул на противника и, сблизившись с ним до 600-500 метров, открыл огонь по ведомому "Шутинг Стару". Ведущий прижался к земле и, петляя между сопок, растаял в дымке в направлении моря. Крымский же, выйдя из атаки, увидел слева впереди на высоте 50-100 метров новую цель - звено F-80. Скомандовав ведомому старшему лейтенанту Чумакову "Прикрой!", зашел в хвост ведущему второй пары "Шутинг Старов" и с дистанции 600-700 метров дал по нему две очереди. Тот задымил и начал терять высоту. Остальные F-80, увидев МиГи, резко снизились на высоту 10-20 метров и, используя сопки и дымку, ретировались в Корейский залив.
Звено капитана Веденского находилось выше пары комэска и из-за плохой видимости и скоротечности боя обнаружить противника не успело. Городские власти Синыйджу подтвердтли падение одного из атакованных Крымским "Шутинг Старов". Второй пошел на боевой счет майора как подбитый.
7-го декабря на счета пилотов 29-го ГвИАП записали очередные три сбитых F-80. В час дня заработал победу капитан Веденский, в 15:16 отличились истребители 3-й эскадрильи старшие лейтенанты Павленко и Федосеев. К сожалению, в том бою Павленко погиб. В журнале учета боевых потерь появилась очередная запись:
"7.XII.50. МиГ-15 N 728 гв. ст. лейтенант Павленко Павел Андреевич.
Вылет на перехват в район 20 км восточнее г.Сингисю.
14:20 (15:20)
В районе перехвата группа (8 МиГ-15) обнаружила 4 Ф-80 на высоте 3000 м. Первую атаку производила пара Павленко-Поляков сзади под R=1/4. После выхода из атаки влево с набором высоты летчик Павленко с последующим резким разворотом вправо под углом 70° упал в районе Юго-Восточнее 15 км от г.Сингисю и разбился."
И в этот раз, как и 4-го декабря причиной потери стал не огонь противника, а дефект горизонтального оперения - на выходе из атаки на большой скорости и перегрузке у МиГа Павленко оторвался руль высоты. Пилот катапультировался, но на скорости свыше 1100 км/ч пиропатрон катапульты не смог перебросить кресло с летчиком черех хвостовое оперение. От удара о стабилизатор Павел Павленко погиб. В этом же бою деформировались рули еще на трех МиГах. Пилот одного из них, - Михаил Федосеев, - едва не разделил участь Павленко - после посадки техник обнаружил, что на его истребителе руль высоты держится "на честном слове".
Вечером 7-го декабря наконец прибыла ранее вызванная бригада доработчиков с серийного завода. Совместными усилиями заводских специалистов и инженерно-технического состава 50-й ИАД, все МиГ-15бис дивизии были излечены от злополучного дефекта за одну ночь - на стабилизатор и руль высоты в районе внешнего кронштейна крепления руля и весового баллансира наклепали усиливающие накладки. Всего было отремонтировано 5 стабилизаторов и 15 весовых баллансиров, на 35 МиГах рули высоты заменили полностью. И хотя в 50-й дивизии позднее произошло несколько случаев деформации рулей, катастроф из-за слабой конструкции горизонтального оперения больше не было ни в 50-й ИАД, ни в других частях и соединениях 64-го Корпуса, воевавших в Корее позднее..."
Это из того,что уцелело от книги, которую мы с Юркой писали. Если понадобятся уточнения, то можно будет поднять документы, на которых основывается данный отрывок.


472Likes
LinkBack URL
About LinkBacks





Ответить с цитированием

