Страница 26 из 40 ПерваяПервая ... 1622232425262728293036 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 501 по 520 из 783
Like Tree45Likes

Тема: Советская Авиация в огненные годы войны. Ссылки, фотографии.

  1. #501
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Завалили "туза"!




    Скачать по ссылке:
    http://max-warez.ru/knigi/347144-n.j...rnyjj-son.html
    Миниатюры Миниатюры jg53white4001.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:05.

  2. #502
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Еще плакатики....








  3. #503
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    И еще....







    Последний раз редактировалось Холостяк; 14.06.2010 в 13:45.

  4. #504
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    продолжаю....








  5. #505
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    8 июня 1937 года Чкалов, Беляков и Байдуков начали свой беспримерный полет СССР-США через северный полюс. Так начиналась история Сталинского маршрута.



    Ссылка: http://nnm.ru/blogs/Dmitry68/stalinskiy_marshrut_sssr-ssha_chkalov_18_iyunya_1937_g/

  6. #506
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Р-39 аэрокобра комэска Н. И. Прошенкова, 69-й ГвИАП, весна 1945 года.

  7. #507
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию


  8. #508
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    С форума коллекционеров исторической фотографии...

    "Ветераны авиации" - участники 1 мировой войны.....



    Первый слева полковник Никитин Сергей Никитич (род. в 1893 г.), старший унтер-офицер, летчик. С 25.12.1914 г. служил во 2-м армейском авиационном отряде. С 28.2.1916 г. по январь 1917 г. обучался в Гатчинской военной авиационной школе. С 25.2.1917 г. продолжил обучение в Севастопольской военной авиационной школе. 12.3.1917 г. сдал экзамен на звание «летчик». С 25.3.1917 г. летчик 6-го Сибирского корпусного авиационного отряда. По сведениям на 1923 г. – военный летчик 4-го авиаотряда. Командир 2 авио-отряда (1924 г.)
    Награжден орденом Красного Знамени Хорезмской ССР (23.4.1924 г.), двумя орденами Красного Знамени РСФСР (Прик.РВСР № 260: 1925 г.;Прик.РВСР № 335: 1924 г.), двумя орденами Красного Знамени и орденом Ленина.


    второй справа вроде как Кудрин Борис Николаевич, второй слева вроде Смирнов Сергей Федорович
    Миниатюры Миниатюры 12______.jpg   77123246.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:07.

  9. #509
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    .................................................. ....
    Миниатюры Миниатюры rr_5.jpg   rr5x.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:08.

  10. #510
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    27.07.2010
    Сообщений
    48

    По умолчанию

    МИХАЙЛИК Яков Данилович

    Герой Советского Союза, полковник в отставке.
    Родился 7 мая 1922 года в селе Максимовка ныне Кременчугского района Полтавской области (Украина), в крестьянской семье. Отец - Михайлик Данила Дмитриевич (1896-1982). Мать - Михайлик (Цимбал) Харитина Тимофеевна (1898-1972). Супруга - Михайлик (Ставинская) Раиса Юлиановна (1927 г. рожд.), медицинский работник. Дочь - Мизецкая Елена Яковлевна (1948 г. рожд.), медицинский работник. Дочь - Белякова Галина Яковлевна (1953 г. рожд.), инженер. В семье Михайликов растут внук, три внучки, правнук и правнучка.

    После окончания в 1938 году семилетки Яков Михайлик работал слесарем в кременчугском депо. Как и многие подростки тех лет, мечтал стать летчиком. Поступил учиться в местный аэроклуб и вскоре выполнил ознакомительные полеты на У-2.

    На выпускном экзамене в аэроклубе появился незнакомый военный летчик - он отбирал кандидатов в Чугуевскую авиационную школу пилотов. Полет Якова летчик одобрил. 26 февраля 1940 года Михайлик принял присягу, стал военным.

    Яков Михайлик был выпущен из училища в июне 1941 года в звании сержанта. Его послали в Багай-Барановку близ Саратова, где переучили на Як-1. В составе 211го истребительного авиаполка вскоре он прибыл в Подмосковье, где его полк вошел в состав бригады Резерва ВГК и должен был прикрывать с воздуха подступы к столице.

    Михайлику нравился Як-1, на аэродроме даже шутили: "Яшка полетел на "яшке"..." В подмосковном небе Михайлик открыл свой личный боевой счет - сбил Ю-88. Над Медынью был сбит сам. "Осколки эрликоновского снаряда, - вспоминает Яков Данилович, - оставили на теле множество шрамов, а некоторые так и остались под кожей. Спасибо нашему полковому врачу, не отправил в тыловой госпиталь..."

    Вскоре Яков был направлен в район Вольска (севернее Саратова), в 8й запасной авиаполк. В августе 1942 года, получив новые Як-1, 211й истребительный авиаполк майора Лескова был введен в состав 220й истребительной авиационной дивизии 8й воздушной армии и направлен под Сталинград.

    Полк приземлился на полевом аэродроме у совхоза "Сталинградский". По краям огромного поля уже стояли штурмовики Ил-2. Едва техники заправили самолеты бензином, маслом и сжатым воздухом, как поступил боевой приказ. Обстановка требовала немедленного ввода прибывающих полков в бой.

    Первый вылет над Волгой запомнился Михайлику на всю жизнь. "Карусели" смешались, - вспоминает Яков Данилович. - В каждом из горизонтальных и вертикальных кругов - и наши, и немцы. В воздухе творилось что-то невообразимое. Такого мне не приходилось видеть даже в самые горячие дни под Москвой".

    Прошло всего несколько дней беспрерывных схваток в небе - и в полку осталась лишь часть командного состава и несколько летчиков. Сержанта Якова Михайлика перевели в 237й истребительный авиаполк майора Исаева, а остальных отправили в тыл на переформирование.

    С 237-м полком Я. Михайлик прошел от берегов Волги до Берлина - уже в составе 16й воздушной армии, куда его дивизию ввели 10 сентября 1942 года.

    "Вылетали, - вспоминает он, - по 4-5 раз в день. От непрестанного напряжения наваливалась чудовищная усталость. Но обстановка на земле требовала постоянной поддержки с воздуха. И мы летали, летали, летали..."

    Однажды прямо на аэродроме Михайлику вручили сразу 2 боевые медали и орден Красного Знамени. Однополчане шутили: "Яшка получил полную шапку наград!"

    В Сталинградской битве сбил 7 самолетов противника лично и 2 - в группе. Вскоре сменил сержантские лычки на офицерские звездочки. Дивизия получила звание гвардейской и почетное наименование "Сталинградской", а 237й полк стал 54-м гвардейским.

    Полк воевал потом над Курском и Орлом, в Белоруссии (там Михайлика сбили в третий раз - к счастью, и тогда обошлось без госпиталя). Затем была Польша и, наконец, Берлин.

    К маю 1945 года Яков Данилович совершил 316 боевых вылетов, лично сбил 17 немецких самолетов и 6 - в группе. Звание Героя Советского Союза ему присвоили 15 мая 1946 года. Его грудь украсили орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, много лет спустя - орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", он награжден также многими медалями. Всего за день до Победы герою исполнилось 23 года...

    После войны Яков Михайлик "успел", пока не был списан с летной работы, полетать на одном из первых советских реактивных истребителей - Як-15. В 1955 году он окончил Военно-воздушную академию в подмосковном Монине и еще 20 лет служил в ВВС.

    Живет в Москве.
    .............
    Яков Данилович
    Михайлик написал книгу "Соколиная семья". Издана в Москве. Издана ОАО "Газета Гудок". По заказу ОАО "РЖД".
    http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/20...ihailik_yd.jpg

  11. #511
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    27.07.2010
    Сообщений
    48

    По умолчанию

    Владимир Порфирьевич Драгомирецкий
    Герой Советского Союза

    Родился 30.12.1914 г. в городе Ольвиополь, ныне Первомайск Николаевской области в семье служащего. Украинец. Член КПСС с 1942 г. В 1930 г. окончил 7 классов, в 1935 г. — Балашовскую летную школу ГВФ. Работал в Красноярске командиром эскадрильи Енисейской группы ГВФ, затем летчиком-инструктором Московском управления Аэрофлота.
    В июне 1942 г. военкоматом города Боготол Красноярского края призван в Советскую Армию и направлен в действующую армию. За годы войны прошел путь от командира корабля Отдельной авиадивизии Московского военного округа до командира полка.
    Командир 337-го ап дд майор Драгомирецкий к 10.10.44 г. совершил 212 боевых вылетов на воздушную разведку и бомбардировку железнодорожных узлов и военных объектов в глубоком тылу противника, скоплений его живой силы и техники. В 1944 г. 11 раз доставлял югославским партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты.
    05.11.44 г. В.П.Драгомирецкому присвоено звание Героя Советского Союза.
    После войны продолжал службу в ВВС. В 1958 г. окончил Военную академию Генштаба.
    Заслуженный военный летчик СССР, генерал-лейтенант авиации.
    С 1976 г. — в отставке. Жил в Москве.
    Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 степени, медалями, югославской "Партизанской звездой 1 степени".
    Умер 23.08.1979 г.

    В книге Главного маршала авиации А.Е. Голованова "Дальняя бомбардировочная..." есть фотография В.П. Драгомирецкого. С комментарием "Один из лучших командиров полков АДД".
    http://www.allaces.ru/sssr/foto/dragomiret.jpg

  12. #512
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    27.07.2010
    Сообщений
    48

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Архангельск Посмотреть сообщение
    Владимир Порфирьевич Драгомирецкий
    Герой Советского Союза
    Общался с сыном Владимира Порфирьевича Драгомирецкого, Александром Владимировичем, полковником авиации. Он рассказывал как в конце Великой Отечественной войны, полк его отца садился на один из аэродромов фронтовой авиации. Садился в нарушение всех требований безопасности полетов. Интервалы между самолетами минимальные. Ошибка одного летчика могла привести к летному происшествию. Сели без происшествий. О такой посадке полка было доложено на верх и А.Е.Голованову. Несмотря на то что Драгомирецкий В.П. был в то время Героем Советского Союза, командиром полка, дело чуть не закончилось серьезными неприятностями. К счастью обошлось. Коллектив полка был очень дружный.
    А. Е. Голованов (стоит слева) вручает гвардейское Знамя
    Главный маршал авиации А. Е. Голованов

  13. #513
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    07.05.2010
    Сообщений
    25

    По умолчанию

    Архангельск, это вторая авиадивизия на фото(вручение знамени), на второй фотографии А.Е. Голованов. Скажите пожалуйста, какое отношение имеет ко всему этому Драгомирецкий?
    Последний раз редактировалось Lisachev; 04.08.2010 в 02:55.

  14. #514
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Чтобы помнили





    8 августа 1941 года советская авиация, базировавшаяся на островах Хиумаа и Сааремаа, совершила первый налет на Берлин. Это был ответ на налет гитлеровской авиации на Москву 22 июля. 13 бомбардировщиков ДБ-3 авиаполка под командованием Евгения ПРЕОБРАЖЕНСКОГО сбросили на Берлин первые бомбы. Затем было совершено еще девять налетов на столицу Германии, пока Эстония не была оккупирована наступавшими фашистами.






    Евгений Николаевич Преображенский родился 9 июня 1909 г. в с. Волокославинское — ныне территория Волокославинского сельсовета Кирилловского района. Учился в Череповецком педагогическом техникуме. В 1927 г. по комсомольской путевке был призван служить в Военно-Морской Флот. В 1930 г. окончил военно-морское авиационное училище в Севастополе, в 1933 — курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной инженерной академии. Командовал авиационными подразделениями. Во время советско-финляндской войны (30 ноября 1939 — 13 марта 1940) войсковая авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм в январе 1940 г. был награжден орденом Ленина. 22 июня 1941 г. командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного полка Балтийского флота полковник Е. Н. Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Полк, которым он командовал, уже в конце июня 1941 г. нанес первые удары по аэродромам союзницы фашистской Германии — Финляндии. Затем его авиационная часть нанесла несколько ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе противника в районе Даугавпилса, участвовала в прикрытии войск Лужской оперативной группы в районе Ленинграда.
    30 июля 1941 г. в расположение полка прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С. Ф. Жаворонков, который высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать. Из-под Ленинграда летчики полковника Преображенского скрытно переправились на остров Саарема (Эстония), где в Кагуле базировался замаскированный аэродром.
    В ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа под командованием Е. Н. Преображенского в составе 15 боевых машин сбросила 750-килограммовые бомбы на военно-промышленные объекты фашистской столицы. Утром радио Берлина сообщило о том, что 150 британских самолетов пытались штурмовать столицу Германии. Лондонская радиостанция «Би-Би-Си» тут же опровергла это сообщение. В свою очередь, Москва передала, что бомбардировку осуществила советская авиация. А 13 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Е. Н. Преображенскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Спустя годы немецкий писатель Олаф Греллер напишет: «То, что до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили летчики Преображенского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году». Всего авиагруппа полковника Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, в налетах участвовало почти 90 бомбардировщиков дальнего действия. Полеты прекратились лишь после того, как по личному приказу Гитлера аэродром в Кагуле был полностью уничтожен превосходящими силами авиации группы армии «Север».
    Последний раз редактировалось Холостяк; 08.08.2010 в 03:07.

  15. #515
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Штурман воздушного корабля Г.П. Молчанов так вспоминал о полете на Берлин:
    «Взлетаем! Отмечаю время — 20ч.30м. Идем с постепенным набором заданной высоты до 6500м. Самолеты должны были пройти по маршруту: остров Рюген — слияние реки Варты с рекой Одер и далее прямая на Берлин. Вскоре последовал доклад «пушкаря» башенной установки: «Справа по борту, значительно выше пикируют на наш самолет два истребителя» И-16. Неужели наши истребители не узнали своих? Командир дает приказ: при атаке открыть ответный огонь. Слишком важное у нас задание. Истребители отстрелялись с дальней дистанции и ушли. Остальные наши корабли прошли траверз Таллина без встречи с истребителями.
    На территории Германии спокойно, точно в мирное время, отлично просматриваются реки, озера, населенные пункты и незатемненные города. Вывожу корабль на БК. До цели считанные минуты. Под нами ЛОГОВО ФАШИЗМА! Произвожу бомбометание! Как биение сердца отсчитываются импульсы отделяющихся ФАБ-500. Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Заградительный огонь ЗА и МЗА, но к нашему счастью разрывы ниже эшелонов наших бомбардировщиков. Видно, что ПВО врага не разгадали нашу высоту и весь огонь сосредоточили примерно на 4500-5000 метров высоты.
    В развороте, после о.Рюген, отказал 4-й двигатель. Самолет начало трясти. Не меняя эшелона идем на трех двигателях. Снижаемся. В правом развороте виден берег залива, но что это? С моря /видимо с подлодки/ и с берега видны трассы зенитного огня, незамедлительно уходим с набором высоты.
    «Сдохли» еще два двигателя. Как падал самолет — ни я, ни кто другой из экипажа не мог видеть, т.к. к моменту отказа еще двух двигателей высота была менее 100 м. Наугад каким-то чудом Саша Курбан сумел посадить самолет на брюхо. Экипаж был невредим, не считая отдельных ушибов и синяков. Все двенадцать, кто как мог, выкарабкались из самолета, группируясь около командира корабля. С грехом пополам добрались до ближайшего селения, откуда дали командиру полка телефонограмму: «Задание выполнили, при возвращении в результате отказа 3-х двигателей потерпели аварию. Экипаж невредим, жду указаний».





    С августа 1942 г. Евгений Николаевич командует авиабригадой Балтийского флота, которая бомбила войска и корабли противника в ходе битвы за Ленинград. Весной 1943 г. соединение Преображенского участвовало в налетах на Кенигсберг, Тильзит, Инстенбург. Торпедоносные авиаполки разрушили сетевую преграду и проделали выходы в Балтийское море. Одновременно самолеты наносили удары по морским транспортам в Рижском заливе.
    Тогда же, в апреле 1943 г., Е. Н. Преображенский назначается начальником штаба ВВС Северного флота. 31 марта 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-майор Е. Н. Преображенский был удостоен ордена Суворова II степени «за умелое и мужественное руководство боевыми операциями». С сентября 1944 г. он исполняет обязанности командующего ВВС Северного флота. Находясь на этом посту, внес большой вклад в дело защиты своих и союзных коммуникаций, проявил себя талантливым руководителем летного состава в ходе Петсамо-Киркенесской операции, проведенной в октябре 1944 г. с целью изгнания немецко-фашистских оккупантов из Заполярья. С апреля 1945 г. Е. Н. Преображенский — заместитель командующего ВВС Тихоокеанского флота. Под его руководством осуществляется высадка воздушных десантов в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дайрене (Далянь) в августе 1945 г. С февраля 1946 г. Е. Н. Преображенский командует ВВС Тихоокеанского флота, а с февраля 1950 г. ему доверяют возглавить авиацию Военно-Морского флота СССР. С 1962 г. генерал-полковник Е. Н. Преображенский — военный консультант Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Скончался Евгений Николаевич 29 октября 1963 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

  16. #516
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    29.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    117

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Холостяк Посмотреть сообщение
    [B]



    Опа-на-а-ааа, а Ил-4 построен на деньги "кровавой гебни", однако...

  17. #517
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Петрович Посмотреть сообщение
    Опа-на-а-ааа, а Ил-4 построен на деньги "кровавой гебни", однако...
    Глупо использовать подобное выражение и тем более эмоции сарказма относительно серьезной темы....

  18. #518
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Завалили еще одного "Туза"....
    Миниатюры Миниатюры jg53white4002.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:09.

  19. #519
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    ...........................
    Миниатюры Миниатюры 600x600fsmarkgrinberg02.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:09.

  20. #520
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Перепост статьи....

    Он пришел купить самолет...





    Сейчас мы все оказались на площади позора. Каждый день до нас доносятся подробности скандалов, причина которых деньги: «Воровское государство», «Деньги русской Мафии», «Кадровые перемены в прокуратуре...» Все на продажу, в том числе — долг и совесть. Мы живем, будто выбившись из собственной истории. И мне говорили: разве время сейчас писать о какой-то жертвенности, когда на слуху — корысть и бесчестье? Но я подумала: самое время вспомнить о том, откуда мы родом.

    В декабре 1942 г. в кабинет директора Саратовского авиационного завода вошел человек в деревенском зипуне и сказал: «Я хочу купить истребитель». Это был крестьянин Ферапонт Петрович Головатый из хутора Степной Саратовской области.
    Директор завода И.С. Левин даже растерялся от такого неожиданного предложения. Ему еще никогда не приходилось продавать самолет частному лицу. Он должен был позвонить в Москву, чтобы получить разрешение на такую продажу. В столице о необычном предложении доложили Сталину.
    «Сколько у него денег?» — «Принес сто тысяч». — «Пусть покупает». Ферапонт Петрович получил от Сталина телеграмму: «Красная Армия не забудет, что вы пожертвовали все свои сбережения».
    ...Сейчас мы переживаем время беспамятства. Из прошлого настойчиво и последовательно извлекаем только такие «сенсации», которые учат ненавидеть своих предков. Размахивая этими «находками», как дикари дубиной, мы разрушаем свое Отечество. Стоит ли удивляться, что в наши дни оказались забытыми многие имена, которые были символами поколения. И одно такое имя — Ферапонт Головатый.
    В Саратовском краеведческом музее мне показали документы тех лет. В первых же газетных публикациях, напечатанных рядом с фронтовыми сводками, Ферапонта Головатого стали называть Кузьмой Мининым Великой Отечественной. Приводили слова знаменитого нижегородского земского старосты: «Люди посадские, люди торговые, люди ратные! Не пожалеем ничего, продадим, если надо, дворы наши, достояние свое...»





    О своем далеком предке Кузьме Минине мы знаем больше, чем о Ферапонте Головатом. Как часто бывало со знаменитыми людьми, его имя разменяли на лозунги. Сам Ферапонт Петрович мемуаров не оставил. К тому же он был малограмотным. Из архивных документов, писем, воспоминаний постепенно проступала судьба. Мне удалось поговорить с племянницей Ферапонта Петровича Верой Андриановной Ковтуновой, которая оказалась на редкость памятливым человеком.
    Ферапонт Головатый работал пчеловодом в колхозе. Была у него и своя пасека — 22 улья. Когда я читала страницы его биографии, мне представилось нечто потаенное в его судьбе. Выходило так, что дом, построенный в хуторе на отшибе, сад, пасека стали для него убежищем, где он находил спокойствие после пережитых тревог, которых ему в жизни выпало с лихвой.
    Он повидал и муштру, и войну. Еще в 1910 г. Ферапонт Головатый попал на службу в полк, который охранял царскую семью.
    За высокий рост, за красоту, недюжинную силу его направили в лейб-гвардию. Он был среди тех, кто нес караул в Царском Селе и у Зимнего дворца. В 1914-м Ферапонт попадает на фронт. Сохранились свидетельства о том, каким он был солдатом. В Восточной Пруссии Головатого наградили тремя Георгиевскими крестами. Так была отмечена его храбрость, проявленная и в бою, и при спасении раненых, и при выходе из окружения.
    А потом Ферапонт Головатый осел с семьей на затерянном в глуши хуторе. Вот его портрет, написанный со слов односельчан: «У него спорилась любая работа. Мог сам и мебель смастерить, и за ремонт машины брался. Не угнаться за ним в косовицу или на молотьбе. Любил петь». Вместе с женой они вырастили шестерых детей. К началу войны почти у всех уже были свои семьи. Однако что же побудило его в 1942 г. покупать самолет? И откуда взялись у простого крестьянина такие деньги?

    Вот что вспоминала его племянница Вера Андриановна. В ноябре 1942 года Ферапонт Петрович повез подарки от колхоза в госпиталь в Балашов. Вернулся в тревоге. Среди раненых там он встретил односельчанина Василия Дроздяка, который рассказал ему, что воевал вместе с его старшим сыном Степаном и видел, как снарядом разворотило траншею, где находился Степан.
    - Примерно через месяц в нашем колхозе проходило собрание, — рассказывала Вера Андриановна. — Председатель призвал нас вносить деньги на постройку боевого самолета — кто сколько сможет. Первым выступил мой сосед Федор Сорочинский: «Вношу тысячу рублей! — и повернулся к дяде Ферапонту: — А ты что молчишь? Думаешь, не знаем, сколько ты меда снял?» Стал его упрекать. И неожиданно для всех Ферапонт Петрович вдруг сказал: «Что ты кричишь? Я, может быть, на свои деньги сам самолет куплю». Мы сначала подумали, что он просто погорячился в споре. Шутка ли — самолет купить. Но после собрания Ферапонт Петрович остался вместе с председателем колхоза — стали подсчитывать, сколько он может выручить денег от продажи меда.
    И все-таки я старалась допытаться — как же мог крестьянин собрать деньги на самолет? «Судите сами, — говорила Вера Андриановна. — В тот год у Ферапонта Петровича скопилось два центнера меда. А знаете, сколько стоил тогда мед на рынке? От 500 до 900 руб. за кг».
    Она рассказала мне о том, что старательно обходили в публикациях военных лет. Касаться таких подробностей тогда считали недостойным: подвиг должен быть незамутненным, будто опустился с небес.
    Между тем все деньги, которые пожертвовал Ферапонт Петрович на покупку самолета, были с базара. Вера Андриановна вспоминала, как в декабре 1942-го Головатый за 200 км повез бидоны с медом в Саратов. На рынке для него соорудили отдельную палатку. Несколько дней он стоял за прилавком. Поскольку мед был дорогой, брали его понемногу. Так собрался мелкими деньгами целый мешочек. С ним он и пришел покупать самолет.
    Подвиг Ферапонта Петровича не был лубочным сюжетом. Вера Андриановна рассказывала, что дома Головатого осыпала упреками жена: «Что ты делаешь? Хочешь по миру нас пустить? Кто твоих внуков кормить будет?» К этому времени двое их сыновей и три зятя были на фронте. В доме Головатых остались 9 внуков. Старшему из них было девять лет. Так что вовсе не от большого достатка Ферапонт Петрович отдал свои деньги на покупку самолета.
    В жизни Ферапонта это были звездные дни. Его имя звучит по радио. Он ждет в Саратове еще не известного ему летчика, которому будет передавать самолет.
    Генерал-лейтенант авиации Б.Н. Еремин, в ту пору он командовал гвардейским истребительным полком, воевавшим в Сталинграде, вспоминал:
    - Мне позвонил командующий 8-й воздушной армией Т.Т. Хрюкин и приказал немедленно вылететь в Саратов и принять подаренный самолет. Признаться, я был немало удивлен. Звонок раздался между боевыми вылетами. Как можно, думал я, посылать командира полка за одним самолетом, пусть и подаренным? Однако все значение этого события раскрылось передо мной позднее.
    Имя Бориса Еремина появилось в этой истории не случайно. Его портреты к тому времени обошли многие газеты. С ним был связан подвиг, о котором даже известный авиаконструктор А. С. Яковлев вспоминал как о редком событии. Семь наших истребителей, где Борис Еремин был ведущим, приняли бой с двадцатью пятью немецкими самолетами. И вышли победителями. Они сбили несколько немецких машин, остальные разогнали. Вернулись без потерь.
    Отправляясь за самолетом, майор Б. Н. Еремин летел на свою Родину. В Саратове он вырос, работал на заводе токарем, учился в аэроклубе.
    - Мы познакомились с Ферапонтом Петровичем в кабинете директора авиазавода, — вспоминал Б. Н. Еремин. — По возрасту он годился мне в отцы. Стал называть меня Борисом и перешел на «ты». Вместе мы пошли на заводской аэродром осматривать истребитель Як-1, купленный на его деньги...
    Еще один самолет... Почему это стало событием? В своих воспоминаниях Б. Н. Еремин рассказывает об одном случае, который свидетельствует о том, как дорожили на фронте каждой машиной.
    Однажды летчик посадил на лугу свой подбитый истребитель. За машиной послали техника Мальцева с небольшой командой. Он увидел, что самолет засасывает в болотце. Принесли створки церковных ворот, перетащили истребитель на твердую почву. Потом прицепили к попутному грузовику. Впереди — Дон. Бомбежка, взрывы. Мальцев побежал в село собирать людей. Соорудили плот и ночью переправили самолет. Каждая машина была на счету.
    Беда сплачивала людей. Митинги на заводах и в колхозах начинались с имени Ферапонта Головатого. Чтобы собрать деньги на постройку боевых самолетов, танков, орудий, в тылу отчисляли свои заработки, приносили из дома золотые украшения, серебро. На хутор Степной Ферапонту Головатому приходили тысячи писем:
    «Шлю фронтовой привет. Ваш портрет из «Комсомолки» всегда ношу с собой. Я говорю бойцам: в разведке, в бою — отдавай все силы, как Ферапонт Головатый. Командир отделения Селезнев».
    Этому трудно поверить, но остались свидетельства. Летом 1943 г. семья Головатых — от внука до деда — работала на пасеке. Мария Тарасовна больше не упрекала мужа — помогала ему. На семейном совете решили собрать деньги на покупку второго самолета. Между тем в их доме была беда. Пришли похоронки на старшего из сыновей — Степана и двоих зятьев. Ферапонт Петрович уговаривал жену: «Поможем вырастить внуков, не убивайся».
    Однако и на войне бывает редкая удача. Какие небесные силы хранили летчика и самолет с именем Ферапонта Головатого на борту? Полтора года он был в боях. Ни разу не был сбит. В марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя. Ресурс машины был исчерпан. Б. Н. Еремин прислал письмо, в Степной: «Очень обидно расставаться с Вашим самолетом. Но что поделаешь...»
    В 1944 г. у страны нашлись средства, чтобы сохранить для потомков военную реликвию. К одному из фронтовых составов прицепили платформу, на которую погрузили списанный самолет Ферапонта Головатого. Из Крыма, где шли бои, его отправили в Саратов. Сначала истребитель поставили на площади для всеобщего обозрения, а потом отвели ему место в музее.

    В мае 1944-го майор Борис Еремин прилетел с фронта в свой родной город на заводской аэродром. Здесь его ждали Ферапонт Петрович с женой и дочерью. Все документы были уже подписаны. На истребителе снова было начертано, что это подарок фронту от Ферапонта Головатого. Никто не говорил на митинге о том, как выбивалась из сил семья, добывая эти деньги. Нам остались только улыбки на снимках и газетные лозунги.
    ...Читая эти документы, я испытывала чувство стыда. Слишком далеко мы ушли от того поколения в своем беспамятстве. Один из наших «либералов», что часто мелькает на экранах, недавно откровенничал, что не может любить свою Родину, потому что она ему «недоплатила, недодала, не отдала».
    Россию всегда спасала жертвенность. И даже цифры из архивов способны рассказать о духовном мире целой эпохи. Только в Саратовской области жители собрали столько денег, что на них можно было бы построить полторы тысячи боевых самолетов.
    Самый выдающийся факт тех дней: пчеловод А.С. Селиванова из села Стригай Саратовской области передала деньги на постройку трех самолетов. У нее было четверо детей, муж воевал на фронте. А всего в стране в Фонд обороны было передано 17 млрд. руб., 130 кг золота, почти тонна серебра.
    Второй истребитель, подаренный Родине Ферапонтом Головатым, летал до конца войны. Эта его машина тоже была, как заговоренная. Последний бой — над Берлином. Борис Еремин совершил 342 боевых вылета, сбил на подаренной Ферапонтом Головатым машине лично и в группе 23 самолета.
    Ферапонт Головатый после войны прожил недолго. Казавшийся богатырем, он упал, как подкошенный, на работе. И не успел помочь своим внукам.
    Земляки говорили о нем: «Надорвался на непосильном деле». И такой была цена Победы.
    Самолет Ферапонта Головатого сохранился в Саратове до сих пор. Для него построен специальный ангар. Каждый год тысячи людей приходят посмотреть на эту легендарную машину. Верю, память поможет нам спастись на краю беды.
    Последний раз редактировалось Холостяк; 08.11.2010 в 03:41.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •