Страница 27 из 40 ПерваяПервая ... 1723242526272829303137 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 521 по 540 из 783
Like Tree45Likes

Тема: Советская Авиация в огненные годы войны. Ссылки, фотографии.

  1. #521
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Про не вернувшегося с боевого задания.

    Перепост из ЖЖ - http://onepamop.livejournal.com/785846.html



    В течение 30 апреля 1942 года на фронте чего-либо существенного не произошло. За 30 апреля частями нашей авиации уничтожено или повреждено 95 немецких автомашин с войсками и грузами, 12 орудий, 7 миномётов, 5 зенитно-пулемётных точек, взорвано несколько складов с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до двух рот пехоты противника. За 30 апреля уничтожено 38 немецких самолётов. Наши потери — 9 самолётов.
    Из сводок Советского Информбюро.
    Среди наших боевых потерь в этот день были и легендарные штурмовики Ил-2. За штурвалом одной из таких одноместных машин отправился в свой последний боевой вылет Михаил Петрович Гаврилов, лейтенант, заместитель командира 2 эскадрильи 568 штурмового авиаполка. И пропал.

    В 1942 году лейтенант Гаврилов был уже опытным лётчиком. Имел на счету как минимум 27 боевых вылетов, 20 из которых представляли собой штурмовку живой силы, танков, артиллерии и аэродромов противника. По неполным, но подтверждённым истребителями сопровождения и наземными частями данным, он уничтожил 6 танков, 45 автомашин с войсками и грузом, 10 артиллерийских орудий, 4 батареи зенитной артиллерии, 12-15 укреплённых точек и свыше 500 гитлеровцев. Ещё раз подчеркну: данные подтверждённые, но неполные.

    Войну Михаил Гаврилов встретил в составе 66 ШАП. Полк базировался тогда в Комарно, Куровице и имел на вооружении 58 самолетов И-15бис, а также 5 Ил-2, еще не освоенных летчиками. 22 июня 1941 года в результате первого же налета авиации противника на аэродром Куровице было выведено из строя 36 самолетов. К исходу дня в составе полка осталось 24 И-15бис и 3 Ил-2. В дальнейшем летчики полка самоотверженно наносили удары по мотомехвойскам и отражали налеты бомбардировщиков противника. 28 июня 1941 года в полк были переданы уцелевшие И-153 62 ШАП. В этот день 35 «безлошадных» летчиков вместе с командиром полка С.С.Щегликовым убыли в Умань для переучивания на Ил-2, а оставшиеся летчики продолжали действовать на фронте под командованием капитана А.И.Севастьянова.
    В начале июля остатки полков, входивших в состав 15 САД (23 ИАП, 62 ШАП, 66 ШАП, 89 ИАП), были неформально сведены в один полк, основу которого составляли самолеты и летчики 66 ШАП. Командовал сводным полком полковник А.И.Сидоренко (командир 23 ИАП), военным комиссаром был батальонный комиссар Панченко, начальником штаба — капитан Зверев из 89 ИАП. «Сводный» полк участвовал в обороне Киева, провоевав до сентября 1941 г. При этом обычно он назывался 66 ШАП.
    В конце июля 1941 г. на фронт вернулась та часть 66 ШАП, что прошла переучивание на Ил-2 под именем 66 ШАП. Но эти полки вели боевые действия независимо друг от друга, как самостоятельные части. В конце августа 1941 г. «сводный» 66 ШАП убыл в г. Балашов на переформирование и часть личного состава бывших истребительных полков, которые в июне-июле пополнили 66 ШАП, пошла на формирование нового 66 ИАП. Другая часть летного и технического состава от штурмовых авиаполков составила основу при формировании нового 820 ШАП. Позднее, в мае 1943 г. за отличия в обороне Киева, почетное наименование Киевский получил как 66 ШАП, так и 820 ШАП, хотя формально воинская часть с номером 820 в обороне Киева участия не принимала.
    Война в воздухе
    1 апреля 1942 года в 14.45 в воздух была поднята четверка Ил-2 568 ШАП (2 УАГ, Северо-Западный фронт): Гаврилов, Киреев, Белов, Штевнин в сопровождении семи истребителей ЛаГГ-3. Задача — нанесение удара по врагу в районе Михалкино, Дмитриево, М.Горбы. На свой аэродром вернулся только Гаврилов. Он сообщил, что на первом же заходе группу встретил сильный зенитный огонь, но, умело маневрируя, она успешно произвела атаку. На втором заходе зенитный огонь усилился: сплошная завеса огня встала перед ними. Прорвав ее, группа ринулась на танки противника и вскоре благополучно стала выходить из атаки. На выходе из пикирования самолет замыкающего группы Ивана Штевнина взорвался.
    Гаврилов начал маневр для третьей атаки, но в тот же миг заметил огненные трассы над собой. 4 Bf-109 атаковали трех штурмовиков, на помощь им бросились три ЛаГГа. Остальные четыре ЛаГГа были связаны жестоким боем с несколькими «мессершмиттами». Бой длился около пятнадцати минут. Но в конце концов, «мессерам» удалось расколоть строй штурмовиков и истребителей и принудить вести бой поодиночке. Как были сбиты Киреев и Белов и где они упали или сели — Гаврилов не видел.
    3 апреля 1942 года, выполняя боевое задание по штурмовке железнодорожных станций Волот и Тулебля в качестве заместителя ведущего группы из четырёх штурмовиков Ил-2 (без истребительного прикрытия), Гаврилов и его боевые товарищи были атакованы тремя истребителями Me-109. Немцы в первой же атаке сбили ведущего группы штурмовиков и решили ударить по ведомым — младшим лейтенантам Феоктистову и Аргба.
    Лейтенант Гаврилов принял на себя командование группой и немедленно вступил в двадцатиминутный бой с истребителями противника. С земли за боем наблюдали начальник ВВС II A (так в оригинале) полковник Иванов и группа лётчиков-истребителей. Они и направили в адрес командующего 2 УАГ письмо, «полное восхищения смелостью и отвагой лейтенанта Гаврилова». Лётчику Гаврилову удалось успешно противостоять на своём Ил-2 немецким истребителям и даже атаковать их. За что Михаил Петрович и был представлен к правительственной награде — ордену «Красное Знамя».
    Орден Красного Знамени (орден Боевого Красного Знамени, орден «Красное знамя») — первый из советских орденов. Орден был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации. Вплоть до учреждения ордена Ленина в 1930 году орден Красного Знамени оставался высшим орденом Советского Союза. Был учреждён 16 сентября 1918 года во время Гражданской войны декретом ВЦИК. Первоначально назывался орден «Красное Знамя».
    Приказом 0512 по войскам Северо-западного фронта от 24 апреля лётчик был награждён орденом Красной Звезды.
    Орден Красной Звезды учреждён Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Статут ордена учреждён Постановлением Президиума ЦИК СССР от 5 мая 1930 года. Орден Красной Звезды учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза СССР, как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности. Орденом красной Звезды награждаются: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, сотрудники органов Комитета государственной безопасности СССР, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; воинские части, военные корабли, соединения и объединения, предприятия, учреждения, организации.
    В Демянском котле
    Так кто же он — лётчик-штурмовик Гаврилов? Родился в 1916 году, русский, рабочий, кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года и, по уточнённым данным, член ВКП(б) с весны 1942 года. В составе РККА с 1934 года. Принимал участие в Польской кампании 1939 года, с 22 июня 1941 года воевал в составе 66 ШАП. Ранен и контужен не был, за мужество и героизм представлен к правительственным наградам. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине — предан. Согласно данным ЦАМО — пропал без вести 30 апреля 1942 года. Не вернулся с боевого задания в последний день Любанской наступательной операции РККА. К концу подходила и трагически известная Демянская наступательная операция.
    В районе Демянска в окружении оказалось 6 дивизий врага, около 100.000 человек. Тяжелейшие бои по ликвидации окруженных войск затянулись, немцам удалось наладить «воздушный мост», позволявший перебрасывать окруженным войскам пополнение, боеприпасы и продовольствие. В марте 1942 года противник при поддержке сил 1 воздушного флота начал операцию по деблокаде своих войск. В течение месяца шли непрерывные бои и по итогам немцы разорвали кольцо окружения.
    Образовался т. н. «Рамушевский» (по названию села Рамушево) коридор шириной 6-8 км (данные на конец апреля 1942 года). Воевавшие в районе Демянска штурмовики ВВС РККА внесли существенный вклад в разгром окружённых частей противника, не раз наносили удары по немецким аэродромам, нарушая работу воздушного моста Геринга. Есть основания предполагать, что и лейтенант Гаврилов штурмовал один из таких аэродромов — в Глебовщине или в Песках. А на пути «домой» был сбит вражескими истребителями или зенитной артиллерией. До базы не дотянул, упал где-то. Где именно — никто не знал.
    Миниатюры Миниатюры ba74df64680eea33a3254bb.jpg   90db029aa19719e28dd6ea1.jpg   9520d12e6675dcd10324fb2.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:11.

  2. #522
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    68 лет спустя.




    Лейтенанта Гаврилова и его Ил-2 нашли в болоте через 68 лет после гибели. Две недели назад. Анатолий Степанович Павлов, командир поискового отряда «Демянск» и его товарищи несколько дней доставали из торфяной жижи всё, что осталось от одноместного штурмовика Ил-2. Осталось, в общем говоря, немногое: бронекорпус, двигатель, обломки конструкции самолёта. А главное — внутри бронированного отсека были обнаружены останки лётчика. Такая находка стоила нескольких дней тяжёлой работы десятка добровольцев, изношенной гусеничной и колёсной техники и помпы, постоянно откачивавшей болотную воду из раскопа. Вот как это выглядело на фото....
    В шлеме, в комбинезоне, с «кубарями» на гимнастёрке, в кирзовых сапогах лётчик покоился в разрушенной кабине своего самолёта. После войны «летающий танк» был подорван неизвестными «доброхотами»: надо было как-то жить, а разбившийся при падении самолёт — источних ценных цветных металлов, а, стало быть, и денег. Парашюта, пистолета и часов при пилоте не было — кто-то сумел всё перечисленное вытащить сразу после войны. А потом самолёт осел глубоко в болото и пролежал там до октября 2010 года, храня тайну имени пилота.
    После обнаружения останков летчика и завершения операции по подъёму фрагментов боевого самолёта поисковики приступили к не менее трудоёмкой задаче — идентификации личности лётчика. Найденные в планшете документы были нечитаемы. Наград и личного оружия нет. Поиск по номеру извлечённого из болота двигателя дал следующую информацию: одноместный ИЛ-2, мотор АМ-38ш, номер двигателя Ш28563, номер самолета 1879701. 568 ШАП, 2 Ударная авиагруппа. Основываясь на этих данных можно было предполагать — за штурвалом штурмовика был пилот М.П. Гаврилов, уроженец хутора Секачи Комсомольского района Сталинградской области.
    Поиски по ОБД «Мемориал» и сайту «Подвиг народа» позволили уточнить ряд данных по погибшему пилоту. Ну а дальше интернет выдал телефоны администрации хутора Секачи, что в Михайловском районе. Жители хутора помогли найти дочь лётчика, потом нашлась и его внучка Татьяна.
    А в прошлые выходные своими руками мы развернули партбилет лётчика. Удостоверение личности Гаврилова и прочие личные документы были совершенно размыты водой и нечитаемы, а вот партбилет, запрессованный силой удара и временем среди денег и лотерейных билетов — сохранился отлично. Совершенно случайно его не заметили среди личных вещей пилота. Теперь два независимых источника позволяют утверждать: личность пилота-штурмовика и некоторые подробности его боевого пути установлены со 100% точностью. Так бывает нечасто.
    Если бы были под рукой письма моего деда… У нас их было много. Вчера звонила маме, она говорит — не может найти. Было у деда два младших брата, Григорий и Василий. Был у него, кроме дочерей-двойняшек и старший сын. Дочки родились в марте 1942 года, Михаилу Петровичу сообщили об их рождении. Он даже успел прислать ответное письмо. А в апреле он погиб.
    Мама воспитывалась в приемной семье. После получения извещения, когда дедушка пропал без вести, её отдали на удочерение. По каким причинам — я не знаю. Не зная своего отца, мама его очень любила и привила эту любовь и нам с сестрой. Мы всегда помнили о нем, часто перечитывали его письма. Плакали. В трудные моменты своей жизни мама говорила «…был бы папа жив — он бы не дал в обиду… был бы жив — посоветовал бы как поступить… был бы папа жив — он помог бы…».
    У меня два сына — Алексей и Сергей, они военнослужащие, как их прадед. Наши дети писали про дедушку школьные сочинения, цитировали его письма…
    Из переписки с внучкой лётчика Гаврилова.

    Что дальше?
    Возникает вопрос — а «что же с ним будет дальше?» Останки лётчика будут надлежащим образом подготовлены к транспортировке на его родину, а уже там героя, отца и деда похоронят родственники. Смею надеяться — торжественно и при участии многочисленных неравнодушных современников и соплеменников. Свою жизнь лётчик Гаврилов отдал в бою именно за них. То есть — за нас. Как известно, русские своих на войне не бросают. Вот и посмотрим в очередной раз — так ли это.
    Смотреть будем вот в какую сторону: гроб с останками лётчика необходимо переправить автотранспортом из Новгородской области в Волгоградскую. Такая услуга, как известно, не бесплатна. Сам гроб тоже необходимо купить. И флаг, которым гроб покроют, даром не выдают. На родине Гаврилова грядут новые расходы — похороны, даже в самом скромном виде — недёшевы. А хотелось бы, чтобы с цветами, военным оркестром и воинскими почестями. Всё это, как многие уже догадались, опять потребует расходов. Ходить побираться по такому поводу — совсем не годится. Надо самим.
    В связи с таким положением вещей предлагаю всем, кто считает Гаврилова «своим» — самовыразиться не только в умелой многочасовой игре в «Ил-2» и огненных комментариях, но и в смысле финансов. Задача-минимум — оплатить транспортировку останков, задача-максимум — собрать необходимую для захоронения сумму. На вопрос «а почему не родственники оплачивают?» ответ будет простой — потому что лейтенант Гаврилов (а ведь он мог остаться и навсегда безымянным) погиб в бою за свою страну. Стало быть пришло наше время оценить его подвиг. Уверен — с задачей мы справимся, как уже не раз сообща делали.
    Пользуясь случаем, докладываю всем причастным: 30.000 рублей, собранных добровольцами на нужды отряда, переданы командованию поискового отряда из рук в руки 30 октября сего года.

    Для желающих помочь материально — реквизиты в посте автора в ЖЖ. Там же можно задать ему вопросы.

    Тем временем в адрес штаба ВВС будет направлено письмо с вопросом о возможности прибытия на захоронение лётчика Гаврилова почётного караула. Также свяжусь с администрацией и телеканалами на местах. Было бы отлично привлечь к этой удивительной истории внимание СМИ: причастные могут смело выходить на связь со мной — фактуры, фото-видеоматериалов много, всё имеющееся будет предоставлено бескорыстно.
    От лица командования поискового отряда «Демянск» выражается огромная честная благодарность всем, кто не прошёл мимо и помог установить имя героя и найти его родственников. Имена неравнодушных людей: Илья Прокофьев, Игорь Кун, Любовь Ивановна Гаврилова, Лидия Петровна Попова, Николай Петрович Семисотов, Валентина Федоровна Рибакова, Дмитрий Николаевич Никифоров, Елена Цунаева.
    «Ил», а отчего ты «горбатый»?
    - Вы много летали в непосредственно сопровождении Ил-2. На Ваш взгляд это был эффективный самолет?
    - Эффективный. Свои задачи он выполнял превосходно. Скажу больше, из всех ударных самолетов Красной Армии, Ил-2 наверно был самым важным. Знаешь, как на фронте говорили: «Ил», а отчего ты «горбатый»? «От того, что всю войну на себе вывез» — и поверь, в этой шутке есть гигантская доля смысла. Это правда, «Илы» действительно на себе «вывезли» войну. Наступление идет, то на направлении главного удара «Илы» работают «конвейером» — каждые 15-20 минут налет группы штурмовиков. Каждая делала по 3-4 захода. Разносили всё. Я горжусь, тем, что в бою «Илы» прикрывал, что воевал рядом с ними.

    Летчик-истребитель, ветеран 107-го ГИАП Иван Иванович Кожемяко, майор запаса.





    Миниатюры Миниатюры d1dfe1b60bc194593626b11.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:13.

  3. #523
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    продолжение....








  4. #524
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    еще фото.......








  5. #525
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    и еще..............








  6. #526
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Возвращенная память.

    Выписка из Книги Памяти Республики Коми, том 8 страница 308: "Кобзев Михаил Васильевич, 1922 г.р. Мобилизован Сыктывкарским ГВК в сентябре 1941 года…". Вот и всё… Всё что осталось от человека, от воина, от сына, от родного человека. Вот уже более 60-и лет в судьбе Михаила Васильевича не было даже строчки определенности – погиб, пропал без вести, умер от ран?

    Чуть дополнить сведения о судьбе Михаила Кобзева мы смогли в Центральном архиве Министерства Обороны Российской Федерации: "…2 июля 1944 года самолет Ил-2 (заводской номер 1860) 839-го штурмового авиаполка 260-й смешанной авиадивизии 7-й Воздушной армии Карельского фронта сбит при выполнении боевого задания в районе Салми. Экипаж самолета: летчик сержант Леви Андрей Романович, воздушный стрелок старший сержант Кобзев Михаил Васильевич – не вернулись с боевого задания."



    Предыстория.

    Уже на протяжении ряда лет мы сотрудничаем в вопросах военной истории с нашими соседями из Финляндии. Согласно Межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Финляндия на территории Ленинградской области ежегодно работают поисковые группы из Финляндии. Каждый год поисковые отряды Санкт-Петербурга и Ленинградской области передают финской стороне останки обнаруженных в ходе поисковых работ погибших солдат Суоми. Финские поисковики, со своей стороны оказывают информационную поддержку нашим отрядам в вопросах установления имен погибших и представляют историческую и картографическую основу последующих поисковых работ.

    Огромная информационно-исследовательская работа проводится финским историком с мировым именем Карлом Фредриком Геустом. Самой большой темой исследований Карла Геуста является военная история финской и советской авиации. Несколько лет мы посредством электронной почты и личных встреч обмениваемся исторической информацией. Примером этих взаимоотношений служит история установления судьбы летчика 5-го истребительного авиаполка ВВС КБФ Ессина Николая Михайловича. Согласно советских архивных документов Н.М. Ессин, значился пропавшим без вести 12 июля 1941 года. Благодаря информации Карла Геуста удалось установить, что Николай Михайлович совершил вынужденную посадку на территории Финляндии и спустя два дня попал в плен, где 28 февраля 1942 года умер. Нашими совместными усилиями удалось разыскать родных Николая Михайловича и найти место его захоронения в Финляндии. И вот по самой великой справедливости дочери солдата Великой войны спустя шестидесятилетия смогли приехать в Финляндию на могилу своего отца.

    За эти годы К.Ф. Геустом переданы в наше распоряжение для исследования более 50-и копий протоколов допросов советских летчиков, штурманов и стрелков-радистов, которые попали в плен к финнам. Большинство из них, сбитые в воздушных боях, попали в плен без сознания, при вынужденных посадках на "брюхо", иногда после длительных скитаний по тылам противника без пищи. Некоторые, покинув горящий самолет, опускались на парашютах прямо в расположении финских войск. К сожалению, многие из них не смогли вернуться на Родину после подписания мирного соглашения между СССР и Финляндией в сентябре 1944 года, т.к. либо умерли от ран, полученных в воздушных боях, либо умерли в плену, либо были расстреляны как ярые сторонники коммунистического строя. Благодаря этим протоколам удается установить их судьбы, обстоятельства их последних боев, вернуть родным и близким их имена, вычеркнув тем самым из списков пропавших без вести.

    Единственной трудностью, с которой нам приходится сталкиваться в этой работе, является то, что в Финляндии в архивах почти не сохранились документы по советским военнопленным. Дело в том, что ближе к осени 1944 года, когда между СССР и Финляндией велись переговоры о мире, а на фронтах стояло относительное затишье, большая часть документов, касающихся наших военнопленных, были вывезены из страны и обратно так и не возратились. Где сейчас находятся данные документы, финские историки ответить затрудняются. Даже при работе союзной контрольной комиссии по передаче военнопленных многие документы пришлось составлять заново. Те протоколы и другие документы, рассказывающие о судьбе наших соотечественников в плену, удается найти Карлу Геусту в архивных документах других инстанций и ведомств, куда согласно служебной рассылке отправлялись копии документов. Эта благородная миссия Карла Геуста по поиску архивных документов продолжается и в настоящее время.

    Недаром бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Финляндии Юрий Степанович Дерябин отмечал: "Сейчас наступили иные времена. С большим волнением вспоминаю слова финских ветеранов: "Ваши ребята не несут ответственности за действия своих политиков, они, как и мы, выполняли свой воинский долг. Они достойны памятника"… Возврат забытых на Родине имен воинов – "…одно из направлений нашего нового взаимодействия с Финляндией. Речь идет о работе в архивах. Именно они должны дать ответ, которого ждут не только военные историки, но в первую очередь родные и близкие погибших: сколько, кто и где сложили свои головы в войнах – и с советской, и с финской стороны".

    В ближайшее время наша взаимная работа по поиску и установлению судеб пропавших без вести советских воинов на территории Финляндии, а также в полосе соприкосновения при боевых действиях советских и финских войск выйдет на новый уровень.

    Речь идет о том, что в настоящее время в военном архиве в Хельсинки начата работа по созданию так называемого "трофейного" фонда. В этом фонде будут храниться не обычные документы, а личные вещи бойцов и командиров Красной Армии, которые были обнаружены при погибших или изъяты при пленении: партийные и комсомольские билеты, справки, удостоверения, красноармейские книжки, блокноты, записные книжки, другие вещи и документы.

    Начало этой работе уже положено, при нашей последней встрече с Карлом Геустом российской стороне переданы копии различных документов, которые были обнаружены у погибших летчиков, штурманов и стрелков радистов советских самолетов.

    Вот об этом и наш рассказ.

    Кандидатская карточка ВКП (б) из Финляндии.



    Разбирая копии архивных документов, доставленных Карлом Геустом из Военного архива в Хельсинки, мы обнаружили интересные документы, которые почти полностью раскрыли фронтовую судьбу одного из воинов Карельского фронта.

    Сначала "Удостоверение № 024033", выданное Сыктывкарской квалификационной комиссией Госавтоинспекции Управления Р.-К. Милиции Коми АССР 12 июня 1941 года на право управления мотоциклами всех марок на имя Кобзева Михаила Васильевича. В удостоверении вложен талон на право управления мотоциклом в течение 6-ти суток с момента отобрания удостоверения.

    Затем кандидатская карточка ВКП(б) № 6856518. Выдана Кобзеву Михаилу Васильевичу в апреле 1944 года политотделом 260 смешанной авиадивизии Карельского фронта.

    Читаем следующий документ: красноармейская книжка М.В. Кобзева. Звание и должность: сержант, писарь. Наименование части (учреждения): 839-й истребительный авиаполк. Наименование подразделения: управление полка. Образование: 10 классов средней школы. Национальность: русский. Год рождения: 1922. Год призыва: 24 сентября 1941 года. Каким военкоматом призван: Сыктывкарским РВК Коми АССР. Специальность до призыва: пилот. Место рождения: Воронежская область, Рождественско-Хавский район, село Рождественская Хава. Мать Кобзева Пелагея Павловна. Прохождение службы: 112-й стрелковый полк, сержант с 30 августа 1942 года, 102-й отдельный инженерный армейский батальон, сержант, командир отделения с 4 ноября 1942 года, 839-й истребительный авиаполк, сержант, писарь с 8 ноября 1942 года.

    Прочитав данные по прохождению службы Михаила Кобзева, мы подивились перипетиям фронтовой судьбы солдата. Еще больший интерес к судьбе этого человека вызвал следующий документ - "Временное удостоверение № А 795540": "Предъявитель сего старший сержант Кобзев Михаил Васильевич награжден Приказом 7-й Воздушной армии Карельского фронта № 012 от 4 апреля 1944 года "За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками" Орденом Славы 3-й степени. Орден за № 695. Подпись: командир 260-й смешанной авиационной дивизии, гвардии полковник Рейфшнейдер.

    Вырезка из фронтовой газеты.





    С одной стороны было все объяснимо. 839-й истребительный авиаполк (впоследствии штурмовой авиаполк) входил в состав 260-й смешанной авиадивизии с момента ее переформирования 26 февраля 1943 года. На период формирования дивизии полк имел на вооружении самолеты И-16, И-153, И-15бис. А в марте-апреле 1943 года уже был перевооружен самолетами Ил-2. Но нас заинтересовал сам факт награждения писаря полка Орденом Славы 3-й степени! Какой подвиг совершил Михаил Васильевич Кобзев, находясь на должности писаря в авиационном полку, и как получилось, что его документы оказались в финском "трофейном" фонде военного архива?

    На этот вопрос смогла ответить статья из фронтовой газеты "Воздушный стрелок Михаил Кобзев", которая также находилась среди документов, переданных нам финской стороной. Мы полностью дублируем ее текст:

    "Еще задолго до войны простой деревенский мальчик Михаил Кобзев мечтал об авиации. Пришло время, и он добивается своего – поступил в аэроклуб на планерное отделение, а потом стал инструктором планеризма. Это приблизило его к авиации. Осталось только пойти в летную школу. Но началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Михаил был призван в Красную Армию и направлен в школу младших командиров. И вот вместо авиации Кобзев оказался командиром отделения в лыжной бригаде. Участвуя в боях с немецкими захватчиками в мае 1942 года он был дважды ранен и лишился четырех пальцев на левой руке.

    Но мечта об авиации не покидала Кобзева. Признанный негодным к строевой службе, он добился, чтобы его послали хоть писарем, но все-таки в летную часть. И стоило ему оказаться на аэродроме, как снова овладела им давняя мечта.

    Медицинская комиссия не допустила его к летной работе. Но Кобзев не унывал: "Не беда, что четырех пальцев нет. Можно быть хотя бы воздушным стрелком». И он этого добился.

    Не окончив специальной школы воздушных стрелков, Кобзев стал сам упорно учиться, настойчиво осваивать теорию воздушной стрельбы. Практические же стрельбы, как и теорию, сдал на "отлично". И вот он по праву занял свое место в кабине стрелка на штурмовике.

    Недавно шестерка "Ильюшиных-2" штурмовали и бомбили артиллерийские батареи и огневые точки противника. Когда штурмовики отходили от цели, на них набросились 12 истребителей противника.

    Наши летчики вступили в бой с истребителями, а воздушные стрелки своим метким огнем отражали атаки немцев. Михаил Кобзев экономно расходовал боекомплект. Он видел, что бой принимает ожесточенный характер, и поэтому вел только прицельный огонь, выбирая удобные моменты.



    Вот один "Мессершмитт-109" попытался атаковать самолет Кобзева. Но стрелок быстро открыл такой шквальный огонь, что немец шарахнулся в сторону. Второй прицельной очередью из крупнокалиберного пулемета Михаил Кобзев сбил противника.

    Это была первая победа старшего сержанта Михаила Кобзева. Орденом Славы 3-й степени награжден отважный воздушный стрелок. Ал.Шевцов".

    Позже 2 июля 1944 года при выполнении боевого задания Ил-2 Михаила Кобзева не вернулся, упав на финской территории. Среди документов погибшего воздушного стрелка, которые были обнаружены в обломках самолета финскими военнослужащими и теперь представлены вниманию исследователей, была и его фотография.

    На нас с Вами смотрят молодые, немного грустные, глаза простого русского парня, который всю свою сознательную жизнь приближал мечту стать летчиком, покорять воздух и пространство. Получив тяжелое увечье, он настойчиво шел навстречу новым испытаниям. Что заставляло молодого парня, уже ставшего инвалидом в 20 лет и прошедшего суровую школу войны в пехоте, уже познавшего тяготы и лишения фронтовой жизни, вернуться на фронт? И не просто вернуться, а сознательно идти на более сложную и тяжелую боевую работу, которая была гораздо опаснее тыловой должности писаря при штабе!

    Наверное, в то далекое и непростое время такие слова, как Долг и Родина, имели совсем другое значение для живущего поколения! Давайте задумаемся, а мы смогли бы так прожить свою жизнь?


    Илья Прокофьев,
    Общественный фонд поисковых отрядов Ленинградской области
    при содействии Карла Фредрика Геуста, члена правления Общества военных историков Финляндии.

  7. #527
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Советские летчики рядом с истребителем И-16 на Халхин-Голе. Герой Советского Союза Николай Семенович Герасимов (1911—1960) стоит справа. Золотая звезда №114 от 23.02.1939. Во время Великой Отечественной войны командовал авиационным полком и авиационной дивизией.



    Герой Советского Союза командир эскадрильи 4-го гвардейского авиационного полка гвардии старший лейтенант Г.Д. Цоколаев в кабине своего истребителя И-16 «борт 21-красный». На фюзеляже нанесен знак «Гвардия», 4-й гвардейский авиаполк был вооружен истребителями И-16 до марта 1943 года.
    Цоколаев Геннадий Дмитриевич — участник советско-финской войны 1939—1940 годов, участник Великой Отечественной войны с первых дней. К апрелю 1942 года гвардии старший лейтенант Г.Д. Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 11 самолетов противника. 14 июня 1942 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Г.Д. Цоколаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 651). Всего за годы войны Г.Д. Цоколаев совершил более 500 успешных боевых вылетов, уничтожил в Балтийском море 10 катеров с экипажами, сбил в воздушных боях 26 вражеских самолетов, провел 82 разведки в глубоком тылу противника. В 1944 году врачи запретили многократно раненому в боях летчику летать, и Цоколаев продолжил службу на пункте наведения.



    Штурман 4-го гвардейского истребительного авиационного полка ВМФ гвардии старший лейтенант В.М. Дмитриев на фоне своего истребителя Ла-5.
    Летчик-истребитель Дмитриев Владимир Михайлович — участник Великой Отечественной войны с первых дней. К июлю 1943 года совершил 459 боевых вылетов, сбил 3 самолета противника лично и 12 в группе. Погиб в воздушном бою 7 февраля 1944 года.
    Изображение пасти было нарисовано техником первой эскадрильи полка Макаровым на истребителях Г.Д. Костылева, А.Г. Алпатова и В.М. Дмитриева.



    Советские пилоты самолетов По-2 (У-2) — участники воздушного парада 18 августа 1946 года в честь Дня воздушного флота СССР. Самолеты шли в строю в форме звезды (фото в центре) — портреты летчиков расположены в соответствии с местом каждого в этом строю.
    Фото из семейного архива Петра Николаевича Зубарева (1923—1972). Военный пилот, летчик первого класса. Прошел всю войну; на ее начало учился в Киеве в Политехническом институте и написал заявление с просьбой отправить в войска. Летал на самолете По-2 (У-2). За время боевых действий награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны.
    Фото предоставлено дочерью П.Н. Зубарева Аллой Зубаревой.


  8. #528
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Советские летчики рассматривают сбитый румынский истребитель IAR-80. Лето 1944-го года. Справа — Николай Иванович Дынич, воевавший с 1943 года в 513-ом истребительном авиаполку старшим летчиком. Сбил один самолет, возможно, как раз этот. В 1944-ом году был награжден орденом Красной Звезды.



    Румынский истребитель, сбитый советскими войсками над Одессой.


  9. #529
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    ПРОСКУРОВ ИВАН ИОСИФОВИЧ - командир 1-й Интернациональной бомбардировочной эскадрилии "ИСПАНИЯ",майор.

    Род.18.2.1907 г. в с.Малая Токмачка (Украина) в семье ремонтного рабочего-железнодорожника.Украинец.
    С 11 до 15 лет помогал отцу с матерью в домашнем хозяйстве,а потом нанялся батраком к немцам-колонистам.
    Учился в Александровском ж.д.училище.
    В августе 1924 г. устроился помощником вагранщика на завод,а 2 года спустя был избран председателем районного секретариата профсоюзов (с.Хортица и Токмаковка).
    С октября 1927 г.,вступив в члены ВКПб по май 1930-го учился на рабфаке с/х института в Харькове,а в сентябре перевёлся в Харьковский институт механизации и электрификации с/х.
    В апреле 1931 призван в РККА,став курсантом 7-й школы военных лётчиков.С декабря 1933 - лётчик-инструктор лёгкобомбардировочной авиаэскадрилии авиабригады при Военно-Воздушной Академии им.Жуковского.
    С марта 1934 учился в школе военно-морских лётчиков.после окончания последней в мае 1934 занимал должность комюэкипажа корабля 90-й тяжёлобомбардировочной эскадрильи,с января 1935 - командира отряда 89-й тяжёлобомбардировочной эскадрильи 23-й авиабригады (г.монино,МВО), а в октябре 1935 в составе сов.делегации участвовал в Международном авиа.состязании (г.Бухарест).
    В сентябре 1936,являясь командиром отряда 89-й тяж.бомб.авиаэскадрилии,со
    Миниатюры Миниатюры 29708522.jpg  
    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.02.2012 в 16:14.

  10. #530
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Нашел немного действительно ценных фотографий из нашей истории.... Сделаю перепост их сюда для того чтоб все посмотрели на тех кто победил - на наших героев....
    Миниатюры Миниатюры 0.jpg   1.jpg   2.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg   6.jpg   7.jpg   8.jpg   9.jpg  


  11. #531
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Еще фото.............
    Миниатюры Миниатюры 10.jpg   11.jpg   12.jpg   13.jpg   14.jpg   15.jpg   16.jpg   17.jpg   18.jpg   19.jpg  


  12. #532
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Еще фотографии.......
    Миниатюры Миниатюры 0.jpg   1.jpg   2.jpg   2a.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg   6.jpg   7.jpg   8.jpg  


  13. #533
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Продолжаю..... Какие лица!!!
    Миниатюры Миниатюры 9.jpg   10.jpg   11.jpg   12.jpg   13.jpg   14.jpg   15.jpg   16.jpg   17.jpg   18.jpg  


  14. #534
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    Еще фотографии........ Как будто они смотрят на нас из нашего прошлого....
    К сожалению многие не известны...
    На 5-м фото летчик НКВД.
    Миниатюры Миниатюры 0.jpg   1.jpg   2.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg   6.jpg   8.jpg   9.jpg  

  15. #535
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    От героев былых
    времен
    Не осталось порой
    имен...
    Те кто приняли
    смертный бой
    Стали просто землей
    травой.
    Только грозная
    доблесть их
    Поселилась в
    сердцах живых,
    Этот вечный огонь,
    Нам завещанный одним,
    Мы в груди храним.
    Миниатюры Миниатюры 0.jpg   1.jpg   2.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg   6.jpg   7.jpg   8.jpg   9.jpg  


  16. #536
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    1. АЛЕКСЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ ГОЛИМБИЕВСКИЙ - командир эскадрильи 175-го штурмового авиаполка.
    2. АТАР КОНСТАНТИНОВИЧ ДЖИНЧАРАДЗЕ.
    3. БАДАЕВ И ГОРКИН В ГРУППЕ НАГРАЖДЁННЫХ ЛЁТЧИКОВ. АПРЕЛЬ 1942.
    4. ВИКТОР МАКСИМОВИЧ ГОЛУБЕВ. 214 боевых вылетов на штурмовку. Уничтожил 50 танков, 20 самолётов,в воздушных боях сбил 3 немецких самолёта.
    5. Военинженер ЛЕЙТЕНАНТ ИЗРАИЛЬ ИСААКОВИЧ ЛЕВЕНСОН.1942 ГОД.
    6. Летчики - Г.Фабрика, М.Глинский и Н.Чистосердов.
    7. Летчики - гв.ст.лейтенант Ю.Я.Колесников, гв.лейтенант А.И.Миронов и гв.лейтенант Н.К.Колчанов.
    8. ГВАРДИИ КАПИТАН А.А.ДЕВЯТИЯРОВ-КОМАНДИР ЭСК.ШТУРМОВИКОВ.
    9. Гвардии капитан БАКЛАН АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ - командир звена 434-го истребительного авиационного полка 16-й ВА (командир эскадрильи 32 гиап).
    10. ГВАРДИИ КАПИТАН Н.ЗАСТОИН 355 ВЫЛЕТОВ.1944.

    Погляди на моих
    бойцов,
    Целый свет помнит
    их в лицо.
    Вот застыл батальон
    в строю,
    Снова старых друзей
    узнаю.
    Хоть им нет
    двадцати пяти
    Трудный путь им
    пришлось пройти
    Это те, кто в штыки
    Поднимался, как один.
    Те, кто брал Берлин.
    Миниатюры Миниатюры 175-.jpg   .jpg   .jpg   214-.jpg   .jpg   .-.-.jpg   .-.-.-.-.-.-.-.-.-.jpg   .-.-.jpg   434-.jpg   .-355-.jpg  

    Последний раз редактировалось Холостяк; 21.11.2010 в 20:07.

  17. #537
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    1. ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТ И.МОЧАЛОВ (180 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ).1944.
    2. ГВАРДИИ МАЙОР С.Т.АМОСОВА.1944.
    3. ГВАРДИИ СТ.ЛЕЙТЕНАНТ С.ЯЦКОВСКИЙ. 1943.
    4. ГЕН.МАЙОР АВИАЦИИ Ф.П.ПОЛЫНИН.
    5. Генерал майор авиации.
    6. Генерал майор авиации Щелкин Василий Антонович.
    7. ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕН.МАЙОР АВИАЦИИ И.И.ДУШКИН.
    8. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КРЮКОВ, ДУБЕНЕЦ И МУРАТБЕКОВ. 1941.
    9. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МОРОЗОВ, ГАРАНИН И ШАПОШНИКОВ. 1942.
    10. ДЕНИСОВ Сергей Прокофьевич.

    Нет в России семьи
    такой,
    Где б не памятен
    был свой герой.
    И глаза молодых
    солдат
    С фотографий
    увядших глядят.
    Этот взгляд словно
    высший суд
    Для ребят, что
    сейчас растут,
    И мальчишкам нельзя
    Ни солгать ни
    обмануть,
    Ни с пути свернуть.
    Миниатюры Миниатюры 1.jpg   2.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg   6.jpg   7.jpg   8.jpg   9.jpg   .jpg  


  18. #538
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    1. ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЁТЧИК ИЛЬЯ ПАВЛОВИЧ МАЗУРУК.1937.
    2. ГРУППА ЛЁТЧИКОВ-ШТУРМОВИКОВ ИЗ СОЕДИНЕНИЯ Г.Л.ТОЛСТИКОВА.
    3. ГСС генерал-майор Д.Д.Лелюшенко, медсестра Е.П.Ершова, лейтенанты С.Г.Ридный и В.Г.Калашников.
    4. ДВАЖДЫ ОРДЕНОНОСЕЦ ЛЕЙТЕНАНТ ШИЛОВ. ЮЖНЫЙ ФРОНТ. 1941.
    5. ИНЖЕНЕР АВИАЧАСТИ Д.ЗИЛЬМАКОВИЧ. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. 1942.
    6. кавалер 3-х орденов гв.лейтенант И.Лаборев, кавалер 3-х орденов штурман гв.лейтенант А.Коршунов, кавалер ордена Отечественной войны II ст. радист сержант А.Воробьёв.
    7. командир гв.мл.лейтенант С.Бобылев, штурман гв.ст.лейтенант С.Рагозин и стрелок-радист гв.старшина Н.Кутаев.
    8. КОМАНДИР ОТРЯДА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ Г.БАСЕНКО. 1 УКР.ФРОНТ. 1944.
    9. КОМАНДИР ПОЛКА НОЧНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ МАЙОР И.Ф.ПРЕСНЯКОВ.
    10. КОМАНДИР ЭСКАДРИЛИИ СТ.ЛЕЙТ.А.М.КУЧУМОВ. 1945.
    Миниатюры Миниатюры .jpg   .-.jpg   .-.-.-.-.-.-.-.-..jpg   .-.jpg   .-.-.jpg   3-.-.-3-.-.-.jpg   .-.-.-.-.-.-.-.jpg   .-.-1-.-.jpg   .-.jpg   .-.-.-.-.jpg  


  19. #539
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    1. КОМАНДИР ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА П.Д.ПАНОСОВ. 1945.
    2. командиры эскадрилий гвардии капитаны Г.В.Дубов 50 боевых вылетов, Н.П.Васильченко 150 боевых и А.Ф.Кежеванов 500 боевых.
    3. ЛЁТЧИК ГВАРДИИ СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ Н.ЦЫПЛУКИН. 1944.
    4. ЛЁТЧИК КАПИТАН М.П.СТУПИШИН. 1944.
    5. ЛЁТЧИК-ШТУРМОВИК КАПИТАН К.КОРОВИН.
    6. Лётчик гв.капитан В.Б.Емельяненко. 1943 год.
    7. ЛЁТЧИК СТ.ЛЕЙТЕНАНТ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ ПАДАЛКО. 1944 ГОД.
    8. ЛЁТЧИКИ-ИСТРЕБИТЕЛИ КАПИТАН Я.МУРАШКИН И ЛЕЙТ.Б.КОМАРОВ.
    9. ЛЁТЧИКИ-ИСТРЕБИТЕЛИ ЛОБАШЕВ И БИНЧУК. БРЯНСКОЕ НАПР. АВГ.1943.
    10. Н.М.СКОМОРОХОВ. 3-й УКР.ФРОНТ. 1944.
    Миниатюры Миниатюры .-.-.jpg   .-.-50-.-.-150-.jpg   .-.jpg   .-.-.jpg   .-.-.-.jpg   .-.jpg   .-.-.jpg   .-.-.jpg   .jpg   .-.-.3-.-.jpg  


  20. #540
    Старожил Ветеран Аватар для Холостяк
    Регистрация
    23.05.2006
    Адрес
    Москва, Россия.
    Сообщений
    3,915

    По умолчанию

    1. КОМАНДУЮЩИЙ АВИАСОЕДИНЕНИЕМ ПОЛКОВНИК И.Д.УДОНИН. 1942 ГОД.
    2. КОМБРИГ В.К.КОККИНАКИ. 1939.
    3. КОМБРИГ В.С.ХОЛЬЗУНОВ.
    4. КОМБРИГ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ СПИРИН.
    5. КОМЭСК КАПИТАН И.А.ВЕШНЯКОВ. 2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ. 1944.
    6. КОМЭСК ШТУРМОВИКОВ ЛЕЙТЕНАНТ Л.М.РОЩИН. ПРИБ.ФРОНТ. 1944.
    7. ЛЁТЧИК И.И.ЧЕРНЫШ.
    8. ЛЁТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ В.Д.ЛАВРИНЕНКО. СТАЛИНГРАД. ОКТЯБРЬ 1942.
    9. ЛЁТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ ЛЕЙТЕНАНТ П.ГРИЩЕНКО.
    10. ЛЁТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ МЛ.ЛЕЙТЕНАНТ В.В.КОЧЕБОКОВ.
    Миниатюры Миниатюры .-.-.jpg   .-.-.jpg   .-.jpg   .jpg   .-.-.-2-.jpg   .-.-.-.-.jpg   .-.jpg   .-.-.-.jpg   .jpg   .-.-.jpg  


Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •