Последний раз редактировалось alexvolf; 26.12.2009 в 14:25.
Уважаемый alexvolf, у Вас в небольшом дополнении большая ошибка.
В Кимрах (точнее, поселке Савёлово на другом берегу Волги) размещался совсем другой завод. Он выпускал, в частности, самолёты Георгия Михайловича Бериева КОР-2.
Именно савёловский завод первоначально носил номер № 30, а иваньковский завод, находящийся километрах в 20-25 от Савёлова, был филиалом "тридцатки".
Уважаемый alexvolf, книга, которую Вы обширно цитируете, лежит передо мной. Она называется "От гидросамолётов до суперсовременных ракет" (Г.А. Савельев, Дубна: издательский центр "Феникс", 1999 г.)
О применении МТБ-2 писалось на двадцать лет раньше указанного Вами источника. Но до сих пор не совсем ясно, чьей сборки был АНТ-44, бомбивший Бухарест осенью 1941 года.
А сколько всего было выпущено машин МТБ-2 и какова их судьба?
Насколько мне известно из прочитанной литературы, МТБ-2 -- штучная работа. Всего было выпущено две машины: Ант-44 и амфибия Ант-44 бис.
"От гидросамолётов до суперсовременных ракет" (Геннадий Алексевич Савельев. Дубна: издательский центр "Феникс", 1999 г. -- 256с. -- Стр. 13):
"Во втором полугодии 1939 года небольшой коллектив (Иваньковского) завода во главе с его первым директором Иваном Георгиевичем Загайновым занимался монтажом и пуском в эксплуатацию технологического оборудования, устранением строительных и монтажных недоделок. В то же время приходит приказ НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности) от 15.04.39 г., в котором говорится, что коллективу завода поручено изготовление опытного гидросамолёта МТБ-2 (морской тяжёлый бомбардировщик) разработки ОКБ А.Н. Туполева, с четырьмя моторами М-120 и М-84, с использованием заделов деталей Таганрогского завода. Конструкторскую деятельность коллектива возглавлял Александр Петрович Голубков. Гидросамолёт МТБ-2 был изготовлен в срок, полностью прошел заводские и государственные испытания, но на стадии внедрения в серийное производство работы были остановлены (к тому времени закончились испытания гидросамолёта другого авиационного завода, и его лётно-технические характеристики были выше)" .
15 сентября 2004 года я приехал в Таганрог и встретился с заведующим отдела маркетинга ТАНТК им. Бериева Андреем Ивановичем Сальниковым и его коллегой. А.И. Сальников не согласился с моими предположениями о том, что МТБ-2, изготовленный именно на Таганрогском авиазводе, бомбил Бухарест.
Уваж.Игорь
Всего МТБ-2 было построено 3 экземпляра.Два-на заводе в Таганроге,один (АНТ-44 бис) был собран из готовых деталей в Кимрах.
Первый экземпляр (вариант "летающая лодка" ) самолета потерпел катастрофу (при посадке на воду) в феврале 1939г
Второй (1938г) и третий экземпляр самолета были выполнены в амфибийном варианте и могли взлетать с сухопутных аэродромов.Причем третий (кимровский) вариант имел целый ряд отличий от первых двух-улучшены обводы редана и подкрыльевых поплавков(улучшена "мореходность"),вместо двигателей М-85(мощность 810л.с.) были установлены четыре двигателя М-87 (мощность 950 л.с.)
Именно на этой машине И.М.Сухомлин в конце 1940г установил четыре рекорда по классу амфибий.Оба самолета проходили испытания на Черном море.Дальнейшие работы над самолетом АНТ-44 были прекращены,в 1940г часть сотрудников КБ Голубкова были переданы в ОТБ НКВД (Кочергину удалось своих сотрудников отстоять-письмо зам преду СНК К.Е.Ворошилову).Кстати,во время войны когда решался вопрос о полете В.М.Молотова в США (через Англию) одним из вариантов был
использовать АНТ-44,но остановились все же на Пе-8.
Далее насчет Вашей версии.Вполне можно допустить что именно кимрский экземпляр АНТ-44 был использован экипажем Сухомлина при бомбардировке Бухареста...
Важные уточнения.
"Чайка" проектировалась с марта 1935 года по апрель 1937 года. И строили её в двух экземплярах -- один с двигателями "Гном-Рон-Мистраль" К-14 в 310 л.с. (228 кВт), второй -- с отечественными М-87-А в 840/950 л.с. (617/698 кВт). [...]
Вторая летающая лодка МТБ-2 (АНТ-44 бис) делалась в амфибийном варианте. На ней с самого начала было установлено подъёмное шасси.
<...>
В январе 1940 года работы по МТБ-2 были прекращены.
<...>
На "Чайке" Иван Сухомлин встретил начало Великой Отечественной. По инициативе Сухомлина АНТ-44 стал летающей лодкой -- с самолета сняли сухопутное шасси. <...>
В экипаж морского бомбардировщика были подобраны лучшие специалисты Черноморского флота. На ней летали флагманский штурман ВВС ЧФ подполковник Н.П. Васильев, штурман воздушного корабля майор И.Ф. Грязных, второй штурман, он же командир носовой электрофицированной пушечной установки капитан Н. Дубина. Вторым пилотом был известный полярный лётчик майор М.И. Козлов, получивший боевой опыт в финскую кампанию.
<...>
16 октября 1941 года экипаж "Чайки" вылетел из Севастополя.
<...>
Бортмеханик А.Х. Чайка доложил, что бензина осталось мало. Сообща приняли решение: садиться в бухте. Сухомлин заметил, что в левом углу бухты стоит МБР-2. Свои, сомневаться не приходилось. "Чайка" зажгла бортовые огни и миганием попросила посадку. Земля молчала, а гидросамолёт на высоте двести метров кружил над бухтой. И вдруг вспыхнули прожектора и стали бить зенитки... С трудом Сухомлин вывел машину из-под плотного огня.
(Из книги Анатолия Борисовича Григорьева "Альбатросы. Из истории гидроавиации". - М.: Машиностроение. - 1989. - 372 с., 32 с. ил. Стр. 228 - 235, глава: "Чайка" берёт реванш.)
***
Если в книгах Г.А. Савельева "От гидросамолётов до суперсовременных ракет" и А.Б. Григорьева "Альбатросы" факты изложены верно, значит, АНТ-44 бис, бомбивший Бухарест, был иваньковской, а не таганрогской сборки.