ЧУПРОВ Илья Михайлович
Родился в 1907 году в г. Иркутске в семье рабочего. Русский. Образование высшее военное.После окончания четырехлетней школы в 1919 начал самостоятельную трудовую жизнь летом трудился пастухом, а зимой - чернорабочим на инженерных складах СибВО.С 1929 - командир взвода в ОДОН ОГПУ им. Ф.Э.Дзержинского.В 1932-33 - курсовой командир в 1-й Ново-Петергофской пограншколе ОГПУ, командир бронеплощадки, начальник штаба конно-артиллерийского дивизиона войск ОГПУ в Тбилиси.В декабре 1933 направлен на учебу в Борисоглебскую авиашколу ВС РККА, В школе успешно закончил курс обучения на самолетах По-2, Р-5, И-3, И-5. В 1935, по окончании учебы служил командиром звена, затем - авиаотряда 3-й авиаэскадрильи УПВО НКВД Казахстана - Казахского округа ПВ НКВД (г. Алма-Ата). В 1937-38 во главе отряда участвовал в ряде чекистско-войсковых операций НКВД по ликвидации бандформирований в высокогорных районах
Казахстана, за что был удостоен ордена Ленина. С 1938 - командир 6-го отдельного авиаотряда Белорусского УПВ НКВД в Минске.С 1939 - начальник Авиаотдела ГУПВ НКВД СССР, а затем, после расформирования Отдела, - командир авиабригады и помощник начальника пограничных войск НКВД СССР по авиации. В 1943 участвовал в обеспечении перелета правительственной делегации СССР на Тегеранскую конференцию. С апреля 1946 - начальник авиации ПВ МВД/МГБ/МВД, а с апреля 1957 - КГБ при СМ СССР. В 1947 окончил ВА СА им. М.В.Фрунзе, в 1954 - Высшие
академические курсы усовершенствования при АГШ ВС СССР. В 1963 вышел в отставку.С 1963 работал во ВНИИНТИ, в середине 80-х вышел на пенсию, занимался большой общественной работой.25.02.2003 И.М.Чупров скончался на 96 году жизни. Похоронен в Москве.Автор ряда книг («Авиация в охране границ», «Под крылом - граница», «Связь поколений», «История авиации Пограничных войск», «Во главе Пограничных
войск»). Незадолго до смерти закончил книгу «Золотые звезды соколов России», но при жизни выйти в свет ей было не суждено из-за отсутствия средств.
Награжден орденами: 2--Ленина (19.10.1938), Суворова 2 степ. (1944), Красного Знамени, Отечественной войны 1 степ., 2--Красной Звезды (1943), Жукова (20.02.1997); медалями; лауреат литературной премии ФПС РФ «Золотой венец границы» в номинации «Проза».
Полковник (1937), генерал-майор авиации (1.04.1943).
РАЗОРЕНОВ Алексей Антонович
Родился в 1899 в д. Большая Погорелка Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне - Краснохолмского района Тверской области) в семье крестьянина. Русский. Обр. незак. высшее.В феврале 1918 участвовал в боях под Нарвой, был ранен, по выздоровлении в 1919 ушел в РККА политбойцом и прошел в ее частях путь от города Глазова до Забайкалья.В 1920-30 служил в органах ОО ВЧК-ОГПУ. В 1930 зачислен слушателем командного факультета ВА РККА им. Н.Е.Жуковского. Там же без отрыва основного курса обучения выдержал испытание за курс школы
летчиков-наблюдателей и получил квалификацию военного летчика-наблюдателя. В 1932 по окончании академии с отличием направлен для службы в авиацию пограничных войск.С 10.07.1934 – начальник отделения, а затем – начальник Инспекции авиации 5-го Отдела ГУПВО НКВД СССР. С 1.01.1935 - начальник отделения боевой подготовки и заместитель начальника Авиационного отдела ГУПВО НКВД СССР. 15.09.1936 назначен командиром-военкомом 3-й авиаэскадрильи войск НКВД СССР. 7.01.1937 приказ отменен, Разоренов зачислен в резерв комсостава ГУПВО.С января 1937 – начальник Авиаотдела ГУПВО НКВД СССР, а с 26.03.1939 – Авиаотдела ГУПВ НКВД СССР.29.04.1939 арестован. 20.01.1940 по обвинению в участии в контрреволюционной заговорщической организации в органах и войсках НКВД приговорен ВКВС СССР к ВМН. 21.01.1940 расстрелян. 27.12.1940 посмертно лишен государственных наград. Кремирован. Прах захоронен в общей могиле на Донском кладбище в Москве.
17.12.1955 определением ВКВС СССР приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Посмертно реабилитирован.
Награжден орденами: - Красного Знамени: № 249-17.11.1934 («за боевые заслуги в деле охраны госграницы); - Красного Знамени: № 57-2.01.1937 («за особые заслуги в деле борьбы с врагами трудящихся»), - Красной Звезды (№ 3348: 7.03.1938).Знаком Почетного работника ВЧК-ГПУ (XV).
Майор (1935), полковник (1937)
P.S. Обратите внимание на форму полковника Разоренова- петлицы НКВД с характерными авиационными крылышками.Нарукавная нашивка соответствует ВВС,а не НКВД...
К началу Великой Отечественной войны в состав Пограничных войск НКВД СССР входила Отдельная авиационная бригада (ОАБ; номера не имела) под командованием полковника И.М.Чупрова.
Организационно ОАБ составляли:
- Управление ОАБ с узлом связи (аэродром Быково под Москвой)
- 1-я отдельная авиационная эскадрилия ГУПВ (аэродром Быково)
- 2-я отдельная авиационная эскадрилия Приморского УПВ НКВД (смешанная бомбардировочно-морская разведывательная; аэродром Елизово и
гидроаэродром Петропавловск-Камчатский)
- 3-я отдельная авиационная эскадрилия Казахского УПВ НКВД (аэродром Алма-Ата)
- 4-я отдельная авиационная эскадрилия Туркменского УПВ НКВД (аэродром Мары)
- 5-я отдельная авиационная эскадрилия ГУЛАГ НКВД (ББК-Карелии),
- 6-я отдельная авиационная эскадрилия Черноморского УПВ НКВД (бомбардировочная; аэродром Старый Крым/Коктебель)
- 7-я отдельная авиационная эскадрилия Черноморского УПВ НКВД (морская разведывательная; гидроаэродром Хаджибей )
- 8-я отдельная авиационная эскадрилия Среднеазиатского УПВ НКВД (аэродром Ташкент)
- 9-я отдельная авиационная эскадрилия Забайкальского УПВ НКВД (аэродром Белая под Читой)
- 10-я отдельная авиационная эскадрилия Белорусского УПВ НКВД (аэродром Каролин под Гродно)
- 11-я отдельная авиационная эскадрилия Прибалтийского УПВ НКВД(смешанная бомбардировочно-морская разведывательная на острове Эзель/Сааремаа)
- 2-е отдельное морское авиационное звено 4-го Архангельского пограничного отряда НКВД (гидроаэродром Ягодник)
- 1-я окружная авиационно-ремонтная мастерская ГУПВ (аэродром Быково)
Данные собраны исследователем-историком К.Б.Стрельбицким
Последний раз редактировалось alexvolf; 11.01.2010 в 13:54.
Еще одно замечательное фото полковника Разоренова и его адьютанта в окружение женского коллектива.Личность женщины (слева от Разоренова-выясняется...)
Последний раз редактировалось alexvolf; 11.01.2010 в 14:50.
Поддержу тему!
Униформа летчика НКВД и знаки различия:
ПОВСЕДНЕВНАЯ ФУРАЖКА АВИАЦИИ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК НКВД СССР
Введена приказом Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 275 от 15 июля 1937 года.
Суконная фуражка с зеленой тульей и темносиним околышем. Подкладка фуражки - сатиновая. Подтулейник - из дермантина. Перед фуражки прямой, слегка выпуклый, с жесткой стойкой, внутрь вставляется металлический каркас. Высота околыша фуражки 4,3-4,5 см. Высота тульи 4,8-5,0 см. Козырек фуражки фибровый, черный, лакированный, удлиненной формы. Над козырьком, к желтым форменным латунным пуговицам, пристегнут черного цвета подбородный ремешок.
По верхнему краю околыша и тульи – кант малинового цвета.
C 1938 года на околыше и тулье – эмблема авиации аналогичная эмблеме авиации РККА.
Последний раз редактировалось Холостяк; 11.01.2010 в 21:47.
Согласно данным приведенным на сайте "РККА" авиация НКВД совместно с НКлеспром (курировало ГУЛАГ НКВД) имела на апрель месяц 1941г в своем составе120 самолетов (в скобках указано число неисправных-42 един.) следующих типов:
МП-1 с двигателем М-17- (6) един,МП-1бис_М-34-7 (1)един,П-5 бис_М-17-28(7) един.,ПЛ-5-5(1)един,Ш-2-2 един,У-2_М-11-22(9)един,СП_М-11-13(2)един,С2_М-11-4(1) един,ПС-7_М-17-4(1) един.
НКлеспром имел в своем составе Р5-1 един,ПЛ-5-1един,СП_М-11-16(2)един,У-2-6(1)единиц. (список возможно не полный...)
На снимках использование самолетов для доставки золота с магаданских приисков в центр.
Органы и войска НКВД и НКГБ СССР
Комбриг в повседневной форме, авиация пограничных войск НКВД
(1937 - 1940)
ФРЕНЧ ДЛЯ КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА АВИАЦИИ НКВД СССР
Введен приказом Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 275 от 15 июля 1937 года.
Френч аналогичный френчу ВВС РККА из сукна или камвольной ткани темносинего цвета, на хлопчатобумажной подкладке до низа. Открытый, однобортный, без хлястика, с застежкой на четыре больших форменных пуговицы.
Воротник френча отложной, рукава двухшовные с мысообразными обшлагами. Нагрудные карманы - накладные с бантовыми складками и трехмысовыми клапанами, с застежкой на одну форменную пуговицу, боковые карманы прорезные с клапанами такой же формы, как нагрудные.
На концах воротника пришиваются петлицы. На воротнике и обшлагах френч имеет кант малинового цвета.
Френч носится с белой рубашкой и с галстуком темного цвета.
Отменен постановлением СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВКП(б) № 129-55СС от 18 января 1941г.
Переход на новые виды обмундирования начать с 1 октября 1941г. и полностью закончить к концу 1942г. Выдачу вновь вводимых на снабжение предметов обмундирования производить по истечении сроков носки предметов старой формы.
Заместитель командующего пограничными войсками НКВД СССР
по авиации комбриг И.М.Чупров.
Полковник в повседневной форме, авиация пограничной охраны НКВД
(1936)
ГИМНАСТЕРКА ДЛЯ КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ И ВОЙСК НКВД
Введена приказами Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 396 (по ГУГБ) и № 399 (по ГУПВО) от 27 декабря 1935 года.
Воротник гимнастерки стояче-отложной с застежкой на два крючка и петли. На воротнике нашиты петлицы. Передний разрез гимнастерки прикрыт планкой и имеет открытую застежку на трех малых форменных пуговицах. На груди два накладных кармана с трехмысковыми клапанами, с застёжкой на одну малую форменную пуговицу.
Рукава - двухшовные, с четырьмя складками внизу, с разрезными обшлагами-манжетами, с застежкой на две малые форменные пуговицы. На воротнике и обшлагах гимнастерка имеет кант из золотистого или серебристого сутажа. Цвет сутажа для среднего и старшего начсостава - серебристый, для высшего - золотистый.
Отменена приказом Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 275 от 15 июля 1937 года.
БРЮКИ "БРИДЖИ" ДЛЯ КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ И ВОЙСК НКВД СССР
Введены приказами Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 396 (по ГУГБ) и № 399 (по ГУПВО) от 27 декабря 1935 года.
Брюки изготовляются из шерстяной ткани темносинего цвета. Они состоят из двух передних и двух задних половинок, имеют два боковых прорезных кармана, один часовой карман, один задний карман, два поясных затяжника и внизу штрипки. Брюки застегиваются на пять пуговиц и один крючок. По боковому шву брюки имеют малиновый кант.
Отменены приказом Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 126 от 18 февраля 1943 года.
Начальник авиационного отдела ГУПВО НКВД СССР
полковник Разоренов А.А. 1936 год.
Последний раз редактировалось Холостяк; 11.01.2010 в 21:48.
ЕДИНОЕ ПОХОДНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
для среднего, старшего и высшего начальствующего состава сухопутных и воздушных сил РККА (НКВД)
Введено приказом РВС СССР № 183 от 19 сентября 1932 года.
I. В состав комплекта снаряжения входят:
1. Поясной ремень - шириной 50 мм с двухшпеньковой, пятистенной пряжкой и находной шлевкой; для придания стойкости, и внешнего вида, с внутренней стороны ремень подшит тонкой кожей и прострочен.
2. Две поясные короткие муфты – каждая муфта имеет одно полукольцо вверху и два полукольца внизу; к верхним полукольцам пристегиваются концы плечевых ремней, к нижним — полевая сумка и короткий и длинный пасики для шашки.
3. Два длинных задних плечевых ремня — один конец ремня имеет отверстия для шпенька пряжки передних плечевых ремней; на другом конце пробито по два отверстия с прорезями и имеется по одной запонке для пристегивания к верхним полукольцам короткой муфты и носильных петель кобура.
4. Два коротких передних плечевых ремня — на одном конце каждого ремня пришита пятистенная одношпенъковая пряжка, на другом пробито по два отверстия с прорезями и имеется по одной запонке для пристегивания к верхним полукольцам короткой муфты и носильных петель кобура.
5. Кобур для револьвера — с двумя поясными носильными петлями, нашитыми на наружной стороне задней стенки кобура и гнездами для протирки; каждая петля имеет в верхней части полукольцо для пристегивания концов переднего и заднего плечевых ремней.
6. Полевая сумка - с двумя носильными ремнями, нашитыми на наружной стороне задней стенки; к концам носильных ремней пришиты застежки-карабины, при помощи которых сумка пристегивается к нижним полукольцам поясных муфт.
7.Палетка - двухстворчатая, с плечевым носильным ремнем и матерчатой прокладкой между пластинками целлулоида.
8. Револьверный ремень - с двумя малыми карабинами по концам для пристегивания к кольцу рукоятки револьвера и полукольцу носильной петли кобура или пятистенной пряжки переднего плечевого ремня.
9. Чехол и шнур для свистка - надеваемые на длинный правый задний плечевой ремень.
10. Короткий пасик для шашки.
11. Длинный пасик для шашки.
12. Фляга — емкостью в 3/4 литра; алюминиевая, с навинчивающейся пробкой.
13. Чехол для фляги -суконный, с ременным приспособлением для одевания фляги на поясной ремень.
II. Снаряжение изготовляется из яловой полувальной кожи темно-коричневого цвета.
III. Все соединительные детали: пряжки, полукольца, карабины, запонки изготовляются из никелированной железной проволоки (белого цвета).
IV. Снаряжение допускает возможность двух способов носки: с двумя плечевыми ремнями и с одним плечевым ремнём. В последнем случае обе части (передняя и задняя) плечевого ремня концами пристегиваются к полукольцам носильных петель кобура для револьвера, а длинная задняя часть плечевого ремня проходит через левое плечо, перекрещивая грудь слева направо. В целях правильной эксплуатации снаряжения и сбережения его, плечевые ремни, при длительной носке с одним ремнем, следует периодически менять.
V. Пригонка снаряжения по росту заключается в пригонке длины задних плечевых ремней, уменьшение которой производится путем перестегивания шпенька пряжки передних ремней или прорезания дополнительных отверстий для запонки на концах задних ремней, а в крайнем случае, обрезкой заднего конца ремня. Наибольшая длина заднего ремня должна быть рассчитана на носку снаряжения с одним ремнем поверх шинели.
1. Начальствующим составам военно-воздушных сил при всех формах одежды снаряжение носится с одним плечевым ремнем.
2. В состав комплекта снаряжения при различных формах одежды и родах оружия входят следующие детали:
- при повседневной форме вне службы: поясной ремень, задний плечевой рамень, передний плечевой ремень, револьверный кобур и револьверный ремень;
- на службе вне строя (кроме того) - полевая сумка;
- в строю (кроме того) - две поясные муфты и чехол для свистка со шнуром.
- при караульно-походной форме добавляются; палетка, фляга в чехле, футляр с биноклем и противогаз.
Примечания: Среднему, старшему и высшему начсоставу при состоянии «вне службы» в общественных местах (театрах, цирках, кино, клубах, магазинах, базарах, банях и тп.) разрешается быть без оружия. При повседневной форме одежды и нахождении «на службе вне строя» и «в строю» взамен полевой сумки разрешается носить палетку.
3. При всех формах одежды револьверный кобур должен располагаться на правом боку несколько спереди так чтобы в положении «смирно» застежной ремешок кобура не закрывался правой рукой; револьверный ремень одним концом должен быть пристегнутым к кольцу рукоятки револьвера, а вторым - к полукольцу передней носильной петли кобура.
4. При нахождении «на службе вне строя» полевую сумку разрешается носить в левой руке, не пристегнутой к поясному ремню, а палетку (взамен сумки) — на плечевом ремне с левого бока.
5. При нахождении «на службе в строю» полевую сумку иметь пристегнутой к муфтам поясного ремня, а чехол и шнур для свистка — на заднем плечевом ремне выше пряжки.
6. При караульно-походной форме одежды носятся:
а) чехол и шнур для свистка — с левой стороны груди на заднем плечевом ремне;
б) фляга в чехле — на поясном ремне на правом боку, сзади кобура, а в походе в любом месте пояса, где удобнее;
в) бинокль в футляре — на поясном ремне справа от поясной пряжки; плечевой носильный ремень футляра должен быть при этом одет на шею;
г) противогаз в сумке — поверх снаряжения, на плечевой перевязи через правое плечо так, чтобы сумка противогаза располагалась на левом боку сзади полевой сумки, верхним краем на уровне пояса.
НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ КОМАНДНОГО
И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ И ВОЙСК НКВД СССР.
Введены приказами Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 331 (по ГУПВО) от 22 октября 1935 года и № 396 (по ГУГБ) от 27 декабря 1935 года.
Знак представляет собой вышитую, для пограничных войск на зеленом сукне, для всех остальных - на краповом, красную звезду, окантованную вышивкой золотого цвета - от комиссара госбезопасности 1 ранга (командарма 1 ранга войск НКВД) до майора госбезопасности (комбрига войск НКВД) и серебряного цвета - от капитана госбезопасности (полковника войск НКВД) до лейтенанта госбезопасности (капитана войск НКВД).Отменены приказом Народного Комиссара Внутренних Дел СССР № 278 от 15 июля 1937 года.
НАРУКАВНЫЙ ЗНАК ВВС НКВД
Введен приказом ОГПУ № 1058 от 20 ноября 1932 года.
В соответствии с приказом НКВД СССР № 275 от 15 июля 1937 года, нарукавный знак полагался всему командному и начальствующему составу ВВС НКВД, кроме комначсостава морской пограничной авиации. В ВВС НКВД наряду с авиацией так же входили гидро-глиссерные и аэросанные части.Отменен приказом Наркома Внутренних Дел СССР № 126 от 18 февраля 1943 года.
Авиационный моторист морских частей пограничной охраны НКВД
(1932 - 1937)
Авиамоторист морпогранохраны НКВД Андрей N.
Уважаемый Холостяк
Огромное спасибо."Откель такая благодать"? сноску не дадите?
От себя добавлю фото авиатора НКВД (ОГПУ 1931г??) с редкими знаками различия
Последний раз редактировалось alexvolf; 11.01.2010 в 22:12.
Есть такой сайтик - http://www.rkka.ru/index.htm
Последний раз редактировалось alexvolf; 14.01.2010 в 00:13.
В феврале 1939 лета,согласно директивы НКВД начальником БАМ-строя назначают инженера НКПС ст.майора НКВД Федора Гвоздевского.Как начиналось строительство писать не имеет смысла (инфо о Бам-строе 30-х можно найти в нете).Трассировку магистрали согласно проекта выполняли летчики НКВД.
Отсутствие топографических карт и радиосвязи не мешало с воздуха определять наиболее выгодные участки для трассы-после чего пилот-наблюдатель составив карту сбрасывал ее с вымпелом в расположение отряда.По мере удаления трассы от оборудованного аэродрома,летчики НКВД БАМ-строя перешли к использованию
гидросамолета конструкции Шаврова Ш-2.Летчики авиации НКВД не только вели разведку трассы,но и доставляли необходимые грузы-корм для лошадей,взрывчатку и т.д. и т.п.Знаменитым на весь БАМ -строй стал летчик НКВД В.С.Скорик (у него было интересное имя-Высокий отчество Сергеевич) который фактически в одиночку
провел всю аэрофотосьемку местности от Нижнеангарска до Калакана и дальше Южно-Муйский возвышенности летая на Ш-2.Летчик прекрасно знал,что в случае аварии самолета надеятся он мог только на себя.В конце 1940г в Нелятах был построен гидропорт.В том же году на Шамаш-горе (высота - 2374м.) разбился АНТ-4 Бам-строя. Люди находившиеся на борту не пострадали.Но летчик НКВД Швидовский был отдан под суд и получил 10 лет ИТЛ.С началом войны строительство магистрали Бам-строй НКВД было заморожено,а затем остановлено.
После начала Великой Отечественной войны в составе 1-й ОАД ПВ НКВД (аэродром Быково) был сформирован 1-й ИАП войск НКВД.Командир – майор В.В. Емельянов; военком – батальонный комиссар Л.П. Азаров, начальник штаба – капитан – Г.Г. Софин, старший инженер – военинженер 3 ранга Е.К. Шеверга).Полк имел на вооружении истребители МиГ-3.Совместно с 6-м авиакорпусом,1 ИАП НКВД прикрывал воздушное пространство Москвы от налётов немецких бомбардировщиков в секторе Коломна – Кашира.
В 1943 г. 1-й ИАП ПВ НКВД был передан ПВО и стал 11-м ИАП,6-го авиакорпуса ПВО.Помимо истребительного полка,1-я ОАД имела в своем составе бомбардировочный полк имевщий на вооружении самолеты Пе-2 (полк был без номера,и о нем мало,что известно).Кроме этого в состав 1-й ОАД был включен отдельный полк десантно-транспортной авиации имевший на вооружении самолеты Ли-2.Командир полка п/полковник Сычёв. Экипажи этого полка выполняли специальные задания – по заброске разведгрупп в тыл противника,вылеты к партизанам и т.д.
На фото: 1941г. ст.Быково летчики ОАБ ПВ НКВД
О некоторых летчиках войск НКВД -Героях Советского Союза.
Герой Советского Союза гвардии подполковник Николай Куприянович Дилигей
(1911-1945)
В 1937г выпускник 2-й авиашколы ПВ НКВД г Харьков лейтенант Дилигей был направлен в 3-ю эскадрилью УПВ НКВД Казахской СССР.Летал на самолете Р-10 охраняя государственную границу с воздуха.Весной 1941г Дилигей,в звании ст.лейтенант (как-то медленно шла карьера) был направлен для прохождения дальнейшей службы в Гродно (ЗапОВО).В начале войны, сентябре 1941г Дилигей был отозван в Москву и направлен в 10-й ИАП НКВД 24 резервной армии.В то время резервной армией командовал генерал-майор НКВД К.И.Ракутин ( погиб звание Герой Советского Союза присвоено посмертно).В течении 1941-44гг Дилигей выполнил 172 (219) боевых вылета,провел 49 воздушных боев,лично сбил 20 самолетов противника.
Освоил самолеты МиГ-3,Як-1,З-39,Як-7
16 апреля 1944 года майора Н. Дилигея назначили командиром 508-го ИАП 205-й истребительной авиационной Кировоградской дивизии 7-го истребительного авиакорпуса 5-й воздушной армии.27 октября 1944г. полку было присвоен новый номер 213 и звание гвардейский.В том же году за личное мужество и умелое руководство полком майор Дилигей был представлен к ордену Красного Знамени, а за бои под Кировоградом гвардии майор Дилигей был представлен к званию ГСС(медаль №4280).
Далее происходят непонятные события (повторять сплетни не хочу),но 30 января 1945г гвардии п/полковника,ГСС Дилигей отстраняют от службы,а затем приказом снимают с занимаемой должности командира полка и переводят на должность летчика-инспектора 11 истребительного корпуса 3-й воздушной армии.Погиб Н.К.Дилигей в авиакатастрофе,3 октября 1945г.Похоронен был в Кенигсберге.
Последний раз редактировалось alexvolf; 14.01.2010 в 18:27.