Обращение к читателям книги "Икары Российского неба"
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ
До недавнего времени мы совсем не знали истинных фактов из истории лётного дела. Особенно это касалось героев неба Первой мировой войны. Официальные издания называли три-пять имён, и, как правило, это были лётчики погибшие в схватках в небе. Классовый подход к истории исказил реальное развитие событий, предал забвению имена национальных героев.
---- Все знают имя В.П.Чкалова, пролетевшего под мостом в Ленинграде, но многие ли знают имя Харитона Славороссова (Семененко), пролетевшего под мостом через Вислу еще в 1912 году, или имена военных лётчиков Фриде и Грузинова, пролетевших на гидросамолётах под в с е м и мостами через Неву.
---- Всем известно имя А.Маресьева, но многие ли знают имена военных лётчиков Г.Гильшера и А.Прокофьева(Северского) летавших на фронтах первой мировой войны на протезах и ставших асами;
---- Всем известны имена советских асов Покрышкина и Кожедуба , а многи ли знают имена русских асов А.Казакова, Е.Крутеня,И.Орлова и других;
-----А что Вам известно о русских лётчиках, добровольцами воевавших на Балканской войне 1912-1913 гг.;
------ Кто из Вас знает имена людей стоявших у истоков развития авиации в России и возглавлявших Военно-воздушный флот страны в годы Первой мировой войны ;
----- Все знают о французских лётчиках, воевавших с фашизмом в рядах советских ВВС, а многие ли знают о русских лётчиках воевавших на фронтах Первой мировой в небе Франции;
------ Многие ли знают о судьбах сотен русских лётчиков вынужденных бежать из своей страны после Революции и Гражданской войны, для многих из них это стало личной трагедией и их имена на многие годы были преданы забвению;
----- А судьбы лётчиков, которые перешли на сторону советской власти - они были зачастую еще более трагичны. Жизнь многих из них оборвалась в застенках ВЧК-ОГПУ-НКВД и Гулаге.
В этой книге мы предприняли попытку в краткой форме рассказать о биографиях государственных и военных деятелей и лётчиков России получивших пилотские удостоверения в период с 1910 по конец 1917 года. Приведённые биографии и список первых русских лётчиков ( список Вы найдёте в Приложении №1) почерпнуты в основном из личной переписки, открытой печати (книги, журналы. газеты, Интернет), а так же из фондов Центрального музея ВВС ( Монино). Эти сведения естественно не являются исчерпывающими. Дальнейшие поиск и работа помогут выявить новые имена первопроходцев российского неба
Уважаемый Д.М.Л. ,а книга уже вышла или ещё нет ? Если да то где её можно заказать? И ещё один нескромный вопрос нет ли у вас данных на Яна Иосифовича Нагурского(вроде бы лётчик гидро-авиации балт флота).
Уважаемый Д.М.Л. ,а книга уже вышла или ещё нет ? Если да то где её можно заказать? И ещё один нескромный вопрос нет ли у вас данных на Яна Иосифовича Нагурского(вроде бы лётчик гидро-авиации балт флота).
Книга вышла в прошлом году. заказать можно у меня, так будет проще. её цена 100 руб + пересылка, получается где-то в районе 150 руб. Форма оплаты Наложенный платёж, или если неудобно-любая другая. Если условия устраивают-шлите адрес в мыло
Нагурский Ян Иосифович (1883–1976)
Родился в г. Влоцлавек (Польша). Окончил Одесское пехотное училище в 1909 г., произведён в подпоручики и назначен служить в Хабаровск в составе 23-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. В 1910 г. Нагурский перебрался в Санкт-Петербург и поступил в Морское инженерное училище. Там он заинтересовался авиацией, закончил школу пилотов ВАК (март 1913 г.) и в декабре того же года – Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (авиационный отдел). Служил военным лётчиком на границе. Российским правительством было принято решение об организации в 1914 году двух морских экспедиций в Арктику с привлечением авиации. Решили закупить лучшие самолёты зарубежного производства. Для этой цели Я. Нагурского командировали во Францию на заводы фирмы "Фарман". С 21 августа 1914 г. Нагурский совершил 5 полётов на гидросамолёте "Фарман" с Новой Земли на поиски пропавшей экспедиции Г. Седова. Это были первые в мире полёты на самолёте в Арктике. Во время войны Я. Нагурский служил в авиации Балтийского флота. Был назначен командиром отряда корабельной авиации, приписанного к авиатранспорту "Орлица". 30 сентября 1916 года лётчик впервые в мире выполнил петлю Нестерова на гидросамолёте М-9 конструкции Григоровича. К началу 1917 г. Нагурский совершил более 100 боевых вылетов. Награждён пятью боевыми орденами. Неоднократно привлекался к испытанию самолётов. Летом 1917 года самолёт Я. Нагурского был сбит, лётчика и механика подобрала подводная лодка. После выздоровления служил в Управлении морской авиации, а затем начальником учебного отряда в Морской школе воздушного боя и высшего пилотажа. В начале 1918 года Я. Нагурский выехал в Польшу, в Россию не вернулся. Авиацией не занимался. В 1956 г. по приглашению советских полярных лётчиков побывал в СССР. Занимался литературной деятельностью. За заслуги в общественной и литературной деятельности награждён орденом Возрождения Польши. Скончался в возрасте 89 лет в Варшаве.
Награды:ордена Св.Анны 4-й ст., Св.Владимира с мечами и бантом, Св.Станислава 2-й ст.
В догонку: Нагурский Альфонс Иосифович
2-й Балтийский флотский экипаж. Зачислен с берегового состава. окончил Воздухоплавательный парк(1913). Морской лётчик(1914).
Родился (27.1.1883). Римско-католического вероисповедания. Холост. В службе с 1908. Армейский офицер(1908). Поручик(1912) Переведён по Адмиралтейству (09.06.1914). Штабс-капитан за отличия(01.06.1915) Переведён во флотские лейтенанты(06.07.1915) Лейтенант(в чине20.05.1915)
Награды: Св.-бронзовая медаль посвященная 300-летию царствования дома Романовых (1913),
ордена Св.Станислава 3-й ст.(1914), Св.Анны 3-й ст(06.12.1914), Св.Анны 4-й ст. с надписью "За Храбрость"(26.10.1915),СВ. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом(23.11.1915)
/источник: Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. Изд. Стат. отд. Главного Морского Штаба. 1916г)
Уважаемые форумчане! А что ни у кого нет никаких сведений, фотографий по этой теме??? Может у кого есть журналы или газеты того периода. С благодарностью приму любую информацию. Даже маленький факт может существенно дополнить биографии этих людей. Надеюсь на Вашу помощь!!!
С уважением
ДМЛ
Книга вышла в прошлом году. заказать можно у меня, так будет проще. её цена 100 руб + пересылка, получается где-то в районе 150 руб. Форма оплаты Наложенный платёж, или если неудобно-любая другая. Если условия устраивают-шлите адрес в мыло
В наше время есть еще такие смешные цены :D ,естественно заказываю, смотрите мыло там адресс. По теме: реквезировал в библиотеке Гальперин "Воздушный казак Вердена", но скорее всего у вас эта книга есть,а за Нагурского спасибо.
Констенчик Авенир Маркович (1889–29.12.1935)
Родился в Гродно в семье служащего. После гимназии закончил Виленское пехотное училище, служил в пехоте. В 1913 году Констенчик был направлен для обучения лётному делу в Гатчинскую авиационную школу. Окончил её в начале войны и как один из наиболее способных учеников направлен в группу подготовки командиров кораблей "Илья Муромец".
В конце 1915 года А. Констенчика, как мужественного, отважного и наиболее технически грамотного лётчика, направили на фронт. Воевал недалеко от Риги. Стал командиром "Ильи Муромца-X".Обычно экипажу поручика А. Констенчика доверялись самые ответственные задания. В один из апрельских дней 1916 г. был получен приказ нанести бомбовый удар по станции Даудевас. В журнале "Огонёк" (№24 от 12 июня 1916 года) даётся краткое описание этого боя: "…налёты на эту станцию делались и в предыдущие дни. Немцы успели сконцентрировать здесь большое количество зениток. Тем не менее, несмотря на ураганный обстрел, Констенчик смело снизился, чтобы иметь более точный прицел, и, сделав правильный круг над станцией, сбросил 13 бомб. Попадания их, как показали потом фотоснимки, были отличными. При замыкании первого полётного круга один из вражеских снарядов взорвался под самым корпусом корабля, другой – впереди аппарата. Тяжелораненый и контуженный, истекающий кровью Констенчик нашёл силы, чтобы сделать над станцией еще один круг и сбросить остальные семь бомб. В это время новый вражеский снаряд повредил три мотора бомбардировщика. Силы покидали командира. Он начал терять сознание. Самолёт стал резко снижаться и крениться на одно крыло. На помощь командиру поспешил его помощник. С большим трудом новому пилоту удалось довести корабль до своего аэродрома. Уже на земле механики насчитали в самолёте 64 пробоины". За этот подвиг Авенир Констенчик приказом по 12-й армии №770 от 5 октября 1916 года был награждён орденом Святого Георгия IV степени. Тяжело раненного Констенчика доставили в госпиталь. После долгого выздоровления он не смог уже служить в авиации. Поэтому лётчик уволился из армии и поселился в городке Столбцы у брата священника. Был он церковным псаломщиком Старожилы рассказывают, что это был человек высокой культуры, очень скромный и внимательный к людям.
Умер Авенир Констенчик на 46-м году жизни от былых ран, полученных в боях в 1935 году.