«День ВВС отмечается в стране 12 августа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил». В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан Приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба».[/I]
Речь идёт о приказе №397, подписанном Военным министром генерал-адъютантом Сухомлиновым В.А. 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года. Только какое отношение этот приказ имеет к рождению Военного Воздушного Флота России? Да никакого!
Заглянем в учебник истории советских ВВС. Из тех, под грифами, что издавались не для всех, а для избранных, и сегодня лежат во всяких закрытых фондах:
«УПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ
Экз. №00559
ИСТОРИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СОВЕТСКОЙ АРМИИ
Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР
Москва – 1954
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВВС
<…>
В составлении настоящего учебного пособия принимали участие: доктор технических наук, профессор генерал-майор инженерно-технической службы в отставке Семёнов В.А. (главы I и II); кандидат исторических наук, доцент полковник Липицкий С.В. (главы III и IV); кандидат военных наук, доцент полковник Чалик Е.С. (глава V); кандидат военных наук, доцент полковник в отставке Шульц А.Н. (глава VI); генерал-лейтенант авиации в отставке Ионов П.П. (глава VII) /тот самый! Знаменитый историк и теоретик воздушной войны – А.С./; общая редакция полковника Лучкина Ф.С. и кандидата военных наук, доцента полковника Лозового-Шевченко В.М. /который ещё до ВОВ описал, как нападут на нас нацисты и как будет действовать их авиация, жаль только Тимошенко с Жуковым книг не читали/
<…>
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ И ПОДГОТОВКА ЛЁТНЫХ КАДРОВ
(1910-1914 гг.)


В 1906-1910 гг. воздухоплавательными частями русской армии руководило Главное инженерное управление Военного министерства. Формирование первых авиационных частей производилось также под руководством этого управления, поскольку авиационные части создавались при воздухоплавательных ротах…
…Первоначальной организационной единицей в авиации был авиационный отряд, для которого в 1910-1911 гг. были разработаны положения об авиационной службе, штаты и табель имущества.
Согласно утверждённым в 1911 г. штатам и табелю имущества каждый авиационный отряд имел в своём составе 6 самолётов (4 действующих и 2 запасных); личный состав отряда состоял из 6 лётчиков, 3 механиков, 6 мотористов, 2 телеграфистов, работников мастерской, ездовых и др. – всего 38 человек.
<…>
…слабые успехи в формировании авиационных отрядов ясно показали, что задача организации авиационных частей в русской армии была явно непосильна для воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления, состоявшего всего из нескольких человек.
<…>
…авиация переросла тесные рамки инженерного ведомства. Необходимо было ускорить формирование авиационных отрядов и создать условия для тренировки и боевой подготовки лётчиков, окончивших авиационные школы. В этих целях приказом по военному ведомству №397 от 30 июля 1912 г. вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы созданной при Главном управлении Генерального штаба (ГУГШ) воздухоплавательной части.
Организационная перестройка руководящих органов на некоторый период затормозила развитие авиационной службы в русской армии…»

Как абсолютно правильно следует из учебника, составленного сверхпредставительным коллективом учёных - высококлассных специалистов и знатоков истории отечественной авиации, приказ №397 не более чем ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПЕРЕСТРОЙКА РУКОВОДЯЩИХ ОРГАНОВ. Тем более что:
«Приказом №666 от 20 декабря 1913 г. воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба была ликвидирована» (тамже).
Началась новая перестройка руководящих органов…

Всё началось с письма князя Льва Михайловича Кочубея издателю газеты «Новое Время»:
«Милостивый государь, Алексей Сергеевич!
Не признаете ли вы возможным открыть в вашей уважаемой газете подписку на собрание средств для приобретения боевых судов взамен тех, которые неизбежно выбывают из строя при военных операциях на море.
Для такого полезного дела посылаю вам десять тысяч рублей.
Примите уверение в совершеннейшем почтении.
Санкт-Петербург. 1 февраля 1904 г.
Князь Лев Кочубей»

К письму было приложено десять тысяч рублей. На следующий день газета «Новое время» вышла с призывом к населению России: «…Наши офицеры и солдаты отдают родине свою жизнь. Кто остаётся, тот даёт свою лепту. И богатые, и бедные несут её, несут с тёплою верой, что эта лепта действительно послужит делу родины нашей. И она послужит…».
Воззвание возымело отклик в душах россиян. «С февраля 1904 года по 1 марта 1910 года поступило в распоряжение Особого Комитета пожертвований на создание военного флота на общую сумму – Руб. 17.307.830 - 60&#190; к.». Умелое вложение поступивших денег и грамотные операции с ценными бумагами позволили комитету многократно преумножить эти средства. Так, уже к концу 1904 года на счету вновь созданного «Особого Комитета по усилению флота на добровольные пожертвования» имелось 12.922.234 рубля 25&#190; копейки наличными и 32.700 рублей ещё не реализованными процентными бумагами. К концу 1912 году в графе «Приход» бухгалтерских отчётов «Особого Комитета…» числилось 18.686.800 рублей 00 коп. наличными и 183.000 рублей в ценных бумагах.
Равнодушным не остался никто. «Необходимость для России иметь сильный флот сознавалась до начала войны 1904 года лишь немногими. Но грянули выстрелы в Порт-Артуре и Чемульпо… и русский флот, до того времени мало обращавший на себя внимание общества и признаваемый подчас излишней для России роскошью, сделался дорогим русскому сердцу». Пожертвования стекались не только из внутренних территорий Российской Империи, но и от зарубежной Российской диаспоры. Все сводные данные о поступлении средств подробно представлены в Отчёте «Особого Комитета…»:
«Поступали пожертвования на флот не только от населения Европейской и Азиатской России, а равно Финляндии, но откликнулось на призыв «помочь делу постройки флота» и население отдалённых Порт-Артура, Дальнего, острова Сахалина, значительные суммы пожертвовали наши войска, бывшие на театре военных действий, наконец, были пожертвования из других европейских государств и даже из других стран света». В ряде случаев жертвовались поистине астрономические суммы. Так Его Высочество Эмир Бухарский пожертвовал 1.000.000 рублей, 400.000 ценными бумагами внёс граф С.В. Орлов-Денисов, граф А.Д. Шереметев пожертвовал ценных бумаг на 200.000 руб.»
Огромных сумм, оказавшихся в распоряжении «Особого Комитета…», хватило на многое. За шесть лет было построено и передано Флоту 23 боевых корабля: 19 быстроходных минных крейсера, включая самый быстрый военный корабль своего времени – эсминец «Новик», развивавший 36 узлов – невиданный дотоле показатель, и 4 подводные лодки самых новейших проектов. Это был безусловный успех! И в первую очередь успех Его Императорского Высочества Великого Князя адмирала Александра Михайловича Романова, стоявшего во главе «Особого Комитета…».
«Как-то утром, просматривая газеты, я увидел заголовки, сообщавшие об удаче полета Блерио над Ла-Маншем… Будучи поклонником аппаратов тяжелее воздуха еще с того времени, когда Сантос-Дюмон летал вокруг Эйфелевой башни, я понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны.
Я решил немедленно приняться за это дело и попытаться применить аэропланы в русской военной авиации. У меня еще оставались два миллиона рублей, которые были в свое время собраны по всенародной подписке на постройку минных крейсеров после гибели нашего флота в русско-японскую войну.
Я запросил редакции крупнейших русских газет, не будут ли жертвователи иметь что-либо против того, чтобы остающиеся деньги были бы израсходованы не на постройку минных крейсеров, а на покупку аэропланов? Через неделю я начал получать тысячи ответов, содержавших единодушное одобрение моему плану. Государь также одобрил его»
- Вел. Кн. Александр Михайлович «Книга воспоминаний».
Из Отчёта «Особого Комитета…»: «Полученные ответы от отдельных лиц, воинских частей, различных учреждений правительственных, сословных, городских, коммерческих и других в подавляющем большинстве высказались за немедленное обращение оставшихся неизрасходованными сумм на создание воздушного флота, и потому Общее Собрание Комитета, состоявшееся под председательством ЕГО Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича 30 января 1910 года, постановило всеподданнейше ходатайствовать пред Его Императорским Величеством об обращении оставшихся неизрасходованными на морской флот 900000 рублей (по тем временам громаднейшая сумма. – А.С.) на создание военного воздушного флота и о разрешении Комитету продолжать сбор добровольных пожертвований на ту же цель.
6-го февраля 1910 года Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было всемилостивейше соизволить:
1) Оставшуюся в распоряжении Высочайше утверждённого Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования наличность в сумме 900000 рублей, а равно и могущие поступить в будущем в кассу Комитета пожертвования обратить на создание воздушного флота России;
2) Разрешить Высочайше учреждённому Особому Комитету по усилению военного флота на добровольные пожертвования продолжать для этой цели повсеместный сбор добровольных пожертвований и
3) воздушный флот, имеемый быть сооружённым Комитетом на добровольные пожертвования, оставить в ведении и распоряжении Комитета, а в случае открытия военных действий, передавать его с подготовленной командой морскому и военному ведомствам для усиления боевых сил Империи».
25 февраля 1910 г. председатель Совета министров П.А. Столыпин доводит до сведения Морского министра адмирала С.А. Воеводского: «…Государь Император 6-го сего февраля по всеподданнейшему докладу Его Высочества высочайше соизволил на предложение общего собрания названного Комитета об оставлении в его ведении и распоряжении имеющегося быть вооруженным на добровольные пожертвования Воздушного Флота, с тем, чтобы в случае открытия военных действий, Флот этот с подготовленной командой подлежал передаче Морскому и Военному ведомству для усиления боевых сил Империи». Аналогичное письмо ушло и Военному министру.
«Исполняя Высочайшую Его Императорского Величества Государя Императора волю, Отдел Воздушного Флота, подробные данные устройства которого были утверждены Общим Собранием Особого Комитета в заседании 6 марта 1910 г., имея в своём распоряжении заранее собранные материалы и сведения о положении воздухоплавательного дела за границей, немедленно приступил к осуществлению возложенной на него задачи: скорейшему созданию воздушного флота, путём:
а) обучения офицеров армии и флота, а также, если средства позволят, других лиц искусству летать на приборах тяжелее воздуха и
б) создания запаса самолётов с полным снабжением и оборудованием, в полной готовности для снабжения ими, согласно правилам военного и морского министерств, авиационных отрядов»
- из Отчёта «Особого Комитета…».

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ АРМИИ И ФЛОТА РОССИИ РОЖДЕНЫ
ПО ИНИЦИАТИВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА,
СО ВСЕОБЩЕГО НАРОДНОГО ОДОБРЕНИЯ,
СОИЗВОЛЕНИЕМ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО НИКОЛАЯ II,
НА СРЕДСТВА, ДОБРОВОЛЬНО СОБРАННЫЕ НАРОДОМ РОССИИ
6 февраля (19 февраля но новому стилю) 1910 года.

Такое рождение нашей авиации большевикам было не нужно! Оно противоречило большевистской идеологии. Всякое упоминание правды изъяли из истории Отчизны.
Когда развалился Советский Союз и Российской Федерации следовало установить свои государственные праздники, в стране царили нищета и развал. Министерство Обороны считало копейки и не имело возможности оплатить полноценное исследование вопроса, когда и как родился Военный Воздушный Флот России. Поскольку ещё с Имперских времён день Авиации принято отмечать в августе, чиновники МО сочли, что и исходный нормативный акт должен быть датирован августовскими днями. Но в РГВИА ничего не нашли (и не могли найти!) и вынуждены были принять за основу самый близкий по дате приказ – приказ №397. Ну и подсунули эту бумагу Первому Президенту России. Как теперь модно говорить, подставили Президента! И второго, поскольку ориентируясь на Указ Первого Президента, В.В. Путин подписал свой аналогичный Указ №549 от 31 мая 2006 г..
Эх, невдомёк было чиновникам, что наши предки, здраво сочтя, что российская зимушка-зима не время для длительных авиационных праздников, порешили отмечать день Авиации летом - по церковному календарю - 2 августа по новому стилю. В Ильин день! Поскольку Илья-пророк является небесным покровителем «людей летающих». Знали бы об этом чиновники МО, не совершили бы ошибку.

С ПРАЗДНИКОМ ВАС, АВИАТОРЫ РОССИИ!