- Форум
- Авиация
- До 1945
- "Не вернулся с боевого задания..." Установлена фамилия летчика, летавшего на истребит
5Likes
-
4
Post By GK21
-
1
Post By GK21
-
Старожил
Форумчанин
"Не вернулся с боевого задания..." Установлена фамилия летчика, летавшего на МиГ-3
Несколько лет назад автору этих строк, как "бывшему" авиатору, а ныне - музейному работнику, посчастливилось в составе рабочей группы принимать участие в эвакуации найденных у д. Дютьково близ подмосковного Звенигорода обломков истребителя МиГ-3 периода Великой Отечественной войны, а затем заниматься их более детальной идентификацией и описанием. Об этом событии по свежим следам я в свое время подготовил две небольшие статьи, которые были опубликованы в региональных изданиях. С тех пор прошло уже немало времени и удалось, наконец, установить фамилию летчика, ушедшего на этом самолете в свой последний полет в разгар тяжелых боев под Москвой осенью 1941 года и до настоящего времени значащегося в списках пропавших без вести ("не вернувшихся с боевого задания").
Весной этого юбилейного года по результатам этих собственных исследований был подготовлен материал, который размещен на форуме Интернет-аэроклуба пилотажной группы "Стрижи"; "Не вернулся с боевого задания". Установлена фамилия летчика. летавшего на истребителе МиГ-3, обломки которого были найдены у д. Дютьково под Звенигородом".
Аэродром Кубинка в начальный период войны являлся одним из ключевых в Западном секторе ответственности 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Один из истребительных авиаполков авиакорпуса, о котором идет речь в публикации, хотя и не базировался на этом аэродроме, но действовал наряду с другими полками 6-го ИАК на этом очень важном направлении, прикрывая подступы к столице в районе Кубинки, Голицыно, Звенигорода, Истры и др. населенных пунктов.
Статья получилась довольно объемная, поскольку содержит много фактической информации, имеющей прямое или косвенное отношение к этому эпизоду нашей военной и авиационной истории и, потому, по мнению автора, совершенно необходимой по контексту. Формат форума позволяет разместить этот материал в полном объеме - без сокращений различных "технических" деталей и других подробностей, которые, наверное, должны быть интересными для авиаторов, но могут показаться излишними людям, далеким от авиации.
Получилось так, что публикация по времени оказалась приуроченной к очередной годовщине описываемых событий, произошедших в ноябре 1941 года.
Материал проиллюстрирован несколькими фотографиями из архива автора и рядом документов ЦАМО.
Интернет-аэроклуб пилотажной группы "Стрижи" 2002-2020 - "Не вернулся с боевого задания..." Установлена фамилия летчика, летавшего на истребителе МиГ-3, обломки которого были найдены у д. Дютьково под Звенигородом.
С уважением ко всем форумчанам
Г. Кузнецов
Последний раз редактировалось GK21; 22.11.2020 в 23:43.
-
Старожил
Форумчанин
Как уже упоминалось в статье "Не вернулся с боевого задания"..., ссылка на которую была приведена автором год назад в предыдущем посте, заводской номер истребителя МиГ-3, потерянного у д. Дютьково под Звенигоородом в ноябре 1941 г. - "5179",. Под этим номером в реестре значится самолет с серийным номером "2929" (29-й самолет 29-й серии), принадлежащий 233-у истребительному авиаполку (ИАП) 6-го истребительного авиакорпуса (ИАК) ПВО. Самолет был потерян 14 ноября 1941 г.
Ровно 80 лет назад - 14 ноября 1941 года - в ходе наступления на Москву противник предпринял первый за время наступления дневной массированный воздушный налет на г. Москва и аэродромы Западного сектора. Это была последняя крупная воздушная схватка в окрестностях Москвы, в ходе которой около 70 самолетов люфтваффе одиночными бомбардировщиками и группами по 4-6 самолетов под прикрытием истребителей с двух направлений (Руза и Наро-Фоминск) бомбили объекты в районах Клина, Кубинки и особенно интенсивно - наши войска в районе Истры.
Основная боевая нагрузка выпала в тот день на долю летчиков 28-го ИАП, которые совершили 51 вылет по прикрытию объектов в районах между Звенигородом и Кубинкой и участвовали в 26 воздушных боях. Увеличить свой боевой счет в этот день удалось пилотам 28-го, 34-го и 233-го ИАП. Среди участников воздушных боев был, в частности, и командир эскадрильи 28-го ИАП Е.М. Горбатюк - будущий командующий ВВС МВО в 1959-1971 гг., генерал-полковник авиации.
По данным, содержащимся в журнале боевых действий 6-го ИАК ПВО "не вернулось с боевого задания в этот день 7 экипажей: лейтенанты ПОЙДЕНКО, ЧЕРНОВ, мл. лейтенант ГЛУШКО, сержанты БЕЗГУДОВ, АЛЕКСЕЕВ (28 ИАП), ст. лейтенант СЕРГЕЕВ (233 ИАП), сержант КОВАЛЕВ (562 ИАП)".
Ниже приводится информация по потерянным 14 ноября 1941 г. МиГ-3 из имеющегося на данном форуме реестра заводских/серийных номеров (562-й ИАП был вооружен в то время Як-1):
5001 МиГ-3 №1 28 51 1941 СССР 28-й ИАП сбит 14.11.41
5047 МиГ-3 №1 28 97 1941 СССР 28-й ИАП сбит 14.11.41
5061 МиГ-3 №1 28 111 1941 СССР 28-й ИАП сбит 14.11.41
5070 МиГ-3 №1 28 120 1941 СССР 28-й ИАП сбит 14.11.41
5072 МиГ-3 №1 28 122 1941 СССР 28-й ИАП сбит 14.11.41
5074 МиГ-3 №1 28 124 1941 СССР 28-й ИАП сбит 14.11.41
5179 МиГ-3 №1 29 29 1941 СССР 233-й ИАП сбит 14.11.41
Таким образом, кроме известных уже фамилий летчиков из других полков 6-го ИАК, самолеты которых были сбиты 14 ноября 1941 г., в журнале боевых действий отмечается только одна потеря со стороны 233-го ИАП - старший лейтенант Сергеев. Благодаря этому обстоятельству по найденному на месте падения на одной из деталей номеру самолета и дате его потери в архивных документах ЦАМО автору удалось установить полное имя летчика, которое привожу и на этом форуме - старший лейтенант Сергеев Александр Павлович, 1914 г.р. (30.08.1914), уроженец дер. Сидоровка (Никололо-Топорский сельсовет Мышкинского (Молотовского) района Ярославской области), зам. командира эскадрильи 233-го ИАП 6-го ИАК, член ВКП/б/, в Красной армии с 29.03.1936 г.. по спецнабору ВЛКСМ, жена - Сергеева Антонина Ильинична (Ярославская обл., Мышкинский район, д. Сидоровка). Не вернулся с боевого задания 14.11.1941 г.
Фото летчика и копии имеющихся архивных документов были приведены в статье и в комментариях к ней.
На месте падения самолета не были обнаружены предметы лётной экипировки и останки летчика. В настоящее время проводится работа по установлению возможного места его захоронения и поиску его родственников.
Быть может, кто-либо, располагающий доступом к архивным материалам, имеет возможность привести дополнительную информацию о данном самолете, судьбе летчика и его родственниках.
С уважением ко всем форумчанам
Г. Кузнецов
Последний раз редактировалось GK21; 14.11.2021 в 16:46.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума