Полемика-слово французское,уменьшительно от греческого -дословно обозначает воинственный,полемист-воитель.Дискуссия (лат)- дословно
рассматривать,исследовать. Так,что каждому свое...
Г.А. Савельев сообщает, что в архиве завода отсутствуют сведения о технологических процессах, освоенных в 1939 -- 1950 гг., но он располагает некоторыми материалами о применяемом в то время на заводе технологическом оборудовании.
Исходя из этих материалов, Г.А. Савельев делает вывод о том, что "технологические процессы по штамповке, клёпке, сварке, покрытиям, агрегатной сборке и другим видам производства отвечали прогрессивным (по тому времени) технологиям авиационной техники и базировались:
- в 1939-1946 годах -- на импортном оборудовании США (Калифорния);
- в 1946-1951 годах -- на немецком оборудовании (поставки по репарациям".
За это время освоены:
1939-1946 -- гидросамолёты МТБ-2, МДР-6; главный технолог Б.Д. Иванов;
1946-1952 -- реактивные самолёты 140, 150, 346; главный технолог А.А. Лазарев.
[QUOTE=Игорь Мангазеев;51008]Г.А. Савельев сообщает, что в архиве завода отсутствуют сведения о технологических процессах, освоенных в 1939 -- 1950 ггQUOTE]
Игорь
Если верить данным которые в свое время приводили Заблотский и Сальников строительство завода №30 в 1941г не было завершено,поэтому
в марте 1941г ОКБ Г.М.Бериева было переведено на завод №288 (ст.Савелово,г.Кимры Калининской обл.) По данным приведенным Масловым на завод №30 были переведены ОКБ Четверикова и Самсонова.
Далее насчет технологических процессов - в свое время в конце 60-х
мне пришлось побывать на СМК.В цехе 62 (горячая штамповка деталей высоким давлением) прекрасно ежесуточно,без простоев работали немецкие гидропрессы,в том числе и знаменитый немецкий пресс "60"( фирму уже запамятовал но созвучное с Хейман),который мог работать как пресс для штамповки,так и гидромолот для осадки габаритных болванок.
Не верьте этим "данным", уважаемый alexvolf. Авторы, на которых Вы ссылаетесь, толком не разобрались в нумерации.
Иваньковский завод (считавшийся филиалом Савеловского завода № 30) вошёл в строй 19 июля 1939 года, а 25 мая 1940 года иваньковский завод переименован в собственно завод № 30.
Соответственно савеловский завод № 30 с 25 мая 1940 года носил другой номер.
На иваньковском заводе в 1939 году были построены:
- первая очередь главного корпуса (низкая зона), организованы основные производственные цеха: механический, покрытий, слесарно-сварочный, штамповочный, цех подготовительного производства;
- бытовки главного корпуса, в которых разместились службы завода;
- котельная (1-я очередь);
- литейная мастерская, кузница (организация металлургического производства).
В 1940 году были пущены в эксплуатацию:
- компрессорная;
-- организованы цеха агрегатной и окончательной сборки;
- очистные сооружения;
- гидробаза (обеспечение лётных испытаний гидросамолётов);
- пожарное депо;
- столовая завода на 500 мест (фабрика-кухня).
В 1941 году сдана в эксплуатацию центральная котельная.
Уважаемый alexvolf, таки и проверьте Заблотского с Сальниковым. Это не те молодые люди, что служат в отделе маркетинга ТАНТК им. Бериева в Таганроге?
Какой завод Вы имеете в виду: иваньковский или савёловский. Если толкуете об иваньковском, то есть материальное подтверждение его сдачи в эксплуатацию к 1941 году: морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2 (АНТ-44 бис).
Номер 30 -- но только до 26 мая 1940 года. Я уже раза четыре об этом Вам сообщал.
А самолёты КОР-2 конструкции Георгия Михайловича Бериева, насколько мне помнится из прочитанного, серийно на савёловском заводе не выпускались. Не пошли они в серию и в Чкаловске (Горьковской области), куда завод должен был эвакуироваться.
КОР-2 собирались уже в Сибири.
Более того, весной 1939г ОКБ Бериева почти полностью было расформировано.Все работы связанные с внедрением в поизводство самолета КОР-2 были переданы в ЦКБ морского строительства.Д.Ф.Устинов,в книге" Во имя победы" вспомина,что в начале 1939г будучи директором ленинградского завода Большевик,он получил задание установить катапульты на башнях главного калибра (не помню точно,но по моему тяжелого крейсера "Марат") для самолета-разведчика,однако решение по монтажу катапульт скоро отменили.
Шавров же отмечает,что опытный экземпляр КОР-2 был построен лишь весной 1941г и проходил испытания на Черном море (Севастополь).
Почему же более того, уважаемый alexvolf? Это не более того! Это просто история другого завода. Никак Вас не утолчёшь.
Ну причем здесь Шавров и Устинов!.. История КОР-2 хорошо описана в книге Анатолия Борисовича Григорьева "Альбатросы. Из истории гидроавиации". - М.: Машиностроение. - 1989. - 372 с., 32 с. ил. Стр. 224 - 228, глава: "КОР-2" прыгает с катапульты".
Повторяю, это другая тема.
Важные уточнения.
"Чайка" проектировалась с марта 1935 года по апрель 1937 года. И строили её в двух экземплярах -- один с двигателями "Гном-Рон-Мистраль" К-14 в 310 л.с. (228 кВт), второй -- с отечественными М-87-А в 840/950 л.с. (617/698 кВт). [...]
Вторая летающая лодка МТБ-2 (АНТ-44 бис) делалась в амфибийном варианте. На ней с самого начала было установлено подъёмное шасси.
<...>
В январе 1940 года работы по МТБ-2 были прекращены.
<...>
На "Чайке" Иван Сухомлин встретил начало Великой Отечественной. По инициативе Сухомлина АНТ-44 стал летающей лодкой -- с самолета сняли сухопутное шасси. <...>
В экипаж морского бомбардировщика были подобраны лучшие специалисты Черноморского флота. На ней летали флагманский штурман ВВС ЧФ подполковник Н.П. Васильев, штурман воздушного корабля майор И.Ф. Грязных, второй штурман, он же командир носовой электрофицированной пушечной установки капитан Н. Дубина. Вторым пилотом был известный полярный лётчик майор М.И. Козлов, получивший боевой опыт в финскую кампанию.
<...>
16 октября 1941 года экипаж "Чайки" вылетел из Севастополя.
<...>
Бортмеханик А.Х. Чайка доложил, что бензина осталось мало. Сообща приняли решение: садиться в бухте. Сухомлин заметил, что в левом углу бухты стоит МБР-2. Свои, сомневаться не приходилось. "Чайка" зажгла бортовые огни и миганием попросила посадку. Земля молчала, а гидросамолёт на высоте двести метров кружил над бухтой. И вдруг вспыхнули прожектора и стали бить зенитки... С трудом Сухомлин вывел машину из-под плотного огня.
(Из книги Анатолия Борисовича Григорьева "Альбатросы. Из истории гидроавиации". - М.: Машиностроение. - 1989. - 372 с., 32 с. ил. Стр. 228 - 235, глава: "Чайка" берёт реванш.)
***
Если в книгах Г.А. Савельева "От гидросамолётов до суперсовременных ракет" и А.Б. Григорьева "Альбатросы" факты изложены верно, значит, АНТ-44 бис, бомбивший Бухарест, был иваньковской, а не таганрогской сборки.
Да вы не обижайтесь, уважаемый alexvolf. Просто хотелось приблизить Вас к предложенной теме.
А сама по себе интересная до чрезвычайности тема савёловского завода очень обширная и заслуживает отдельного разговора. Ведь город Кимры (с посёлком Савелово в городской черте Кимр) находится в Тверской области.
Уважаемый Игорь
Выделенный момент в приведенном тексте Григорьева и был ответом на тот вопрос который был поставлен в теме.Дистанц.турельная установка была конструкции Веденеева и была установлена только на АНТ-44 кимровской сборки. И Вы прекрасно обэтом знали...
Уважаемый alexvolf, как-то Вы... огульно, что ли. Про турельную установку Веденеева не помню, чтобы я писал раньше.
(Не "кимрская" была сборка, а иваньковская, сто раз уже говорили!)
И до сих пор у меня некоторые сомнения осатются. Кстати, Вы-то почему писали о трех машинах МТБ-2? Расскажите, пожалуйста.
Вот выдержка из Вашего поста (№ 8):
Уваж.Игорь
Пишу коротко,не вдаваясь в подробности кто и как проектировал и внедрял АНТ-44.Катастрофа первого построенного (почти одновременно со вторым) самолета произошла в феврале 1939г при посадке на воду.
(подробности у И.И.Родионова в хрониках).Второй экземпляр в это время проходил испытания на Черном море (Сухомлин).Иваньковская сборка следовательно-третий экземпляр...
Игорь
Клею фото первого экземпляра МТБ-2 первый полет которого состоялся
19 апреля 1937г., летчики Рябенко и Ильинский.
17 февраля 1939г при посадке на воду Химкинского вод-ща(а по другому источнику на речку Яузу из-за отказа 2 мотора правой плоскости) самолет разломился и затонул (по другому источнику днище самолета было разрушено льдиной??)
Второй экземпляр в воздух поднимал Рябенко и заводской испытатель Алексеев -26 июня 1938г.,затем Рябенко был назначен на другой самолет,Алексеев продолжил испытания-встретился с явлением бафтинга хвост.оперения.Выяснить причину Голубков пригласил П.М.Стефановского ("300 неизвестных" стр.267-268).Стефановский определил и отнес это явление к обычной ситуации при выключении разных двигателей.Затем самолет для продолжения испытаний был отправлен в адрес Управления авиацией ВМФ-на Черное море,где и попал в руки Сухомлина...
PS. Забыл дополнить о главном.В посте выше исказил фамилию вооруженца И.В.Веневидова который совместно с А.М.Можаровским разработали
унифицированную турельную установку под пулемет Березина калибр 12,7-мм ТАТ-БТ.Турель была освоена промышленностью в конце 1940г и
устанавливалась согласно приказа НКАП ( лень искать-листать)на самолеты последних серий ДБ-3ф,ДБ-240(Ер-2) и МТБ-2.Что там было электрофицировано доподленно неизвестно -скорее всего перезарядка (возможно,что и дистанционно открывался огонь т.к. покупка немецких самолетов кое-чему научила наших конструкторов,например копированию)...
Заметил, что от общения с Вами, уважаемый alexvolf, у меня ума-разума никак не прибавляется. Ощутимо тупею. Конечно, это моя беда, а ни в коем случае не Ваша.
Уважаемый alexvolf, Вам известна разница между летающей лодкой и амфибией?!
На приклеенном Вами фото запечатлена амфибия. Вы сами себе противоречите: в посте № 8 Вы писали иначе!
Повторяю свой к Вам вопрос: мог ли второй экземпляр МТБ-2 (по вашему, амфибия, а значит АНТ-44 бис) бомбить Бухарест или нет?
Чую, с Вами каши не сваришь. Нужно, чтобы снимки сопоставили мотористы и высказали своё мнение.
Уваж.Игорь
А поди сейчас разберись.Все АНТ-44 строились по схеме"летающая лодка".Специально достал книгу Шаврова.Он пишет "На самолетах АНТ-44 бис (слово бис-второй) с самого начала было сделано подьемное шасси и самолет стал амфибией,первый полет его(летчик Т.В.Рябенко)был на суше..." Даты полетов соответствуют.История конструкций самолетов в СССР стр 126 М., Машиностроение 1978г.Об аварии-катастрофе Шавров ничего не пишет,однако указывает,что "Во время войны самолеты МТБ-2 использовались на Черном море.Много
полетов боевых,транспортных и связных выполнил в 1041-1943гг И.М.Сухомлин
Кому верить? Снова тупик...
Уважаемый alexvolf, ну, Вы-то сами пургу не гоните! Когда видите противоречие, так отмечайте его. Иначе Вы всех ещё больше запутываете.
...Надо бы связаться с отделом маркетинга ТАНТК имени Бериева, и попросить помощи у тамошних ребят из отдела маркетинга. Но у них, увы, нет авиационного образования.
...Как там у Шаврова? "На самолетах АНТ-44 бис (слово бис-второй) с самого начала было сделано подьемное шасси и самолет стал амфибией..." Расшифруйте, пожалуйста, внятнее, как написано: АНТ-44-бис-второй, что ли?
Пост № 14:
К слову, об испытаниях других гидросамолётов в водохранилищах Калининской области. Александр Широкорад в книге "Торпедоносцы в бою. Их звали "смертниками" (Москва: Яуза, Эксмо. -352с; ил. Стр. 23) пишет:
"Параллельно с колёсным вариантом разрабатывался и поплавковый вариант ДБ-3Пт (ПТ - поплавковый торпедоносец). Заводские испытания ДБ-2ПТ [именно так в тексте. - И.М.] были начаты осенью 1937 года на Рыбинском водохранилище. Скорость самолёта упала на 60 км/час по сравнению с колёсным аналогом. Опытную машину решили в конце 1937 года перегнать в Севастополь. В ходе перелёта ДБ-3ПТ потерпел аварию. В 1938 году машину вновь испытывали на Рыбинском водохранилище и в Севастополе. Тем временем эксплуатация колёсного варианта показала его существенные преимущества перед поплавковым, и в 1941 году вопрос о серийном производстве ДБ-3ПТ отпал. Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны все советские торпедоносцы были колёсными".
***
В этом тексте смущает то, что Рыбинское водохранилище к указанному А. Широкорадом времени не было наполнено: "Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году у деревни Переборы выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 года русло Волги перекрыли, 13 апреля 1941 года началось наполнение чаши водохранилища"
ru.wikipedia.org/wiki/Рыбинское_море
или
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%...BE%D1%80%D0%B5
***
По моему мнению, испытания ДБ-3ПТ происходили не на Рыбинском водохранилище, а так же, как и МТБ-2, на Иваньковском водохранилище, которое в предвоенные годы называлось Волжским водохранилищем; в наши дни оно широко известно и как Московское море (наряду с более официальным названием: Иваньковское водохранилище).
Основанием для этого предположения может служить тот факт, что Иваньковское водохранилище было первым на Волге искусственным водохранилищем. Другие появились позднее указанного А. Широкорадом времени.
Здравствуйте.
Я увидел Ваше сообщение только сейчас.
Я историк, работающий над темой операций ЧФ, а также
американской воздушной армией в Румынии и Плоешти во время 2 мировой
войны.
Возможно, Вы можете помочь мне найти информацию об экипаже
майора Сухомлина, который бомбардировал Бухарест ночью 16 октября 1941.
1. Летал ли Сухомлин в Бухарест из Севастополя или от озера Донуслав?
Он летал из 80 аэ?
2. Т.к. погода в Румынии была плохой и этот было ночью, он должен был
лететь по показаниям приборам всю дорогу в Бухарест и обратно в
Донуслав. Знаете ли Вы, где пилоты 80 аэ проходили тренинг для полетов
ночью по показаниям приборов? (IMC-IFR)
3. Знаете ли Вы его точную цель в Бухаресте, детали о цели?
4. Есть ли у Вас фотографии капитана Дубна (бомбардир), майора Козлова
(первый пилот), майора Грязных (штурман)?
Я готов обменяться с Вами информацией, которая у меня есть.
Пожалуйста, ответьте мне в личном сообщении или на форуме.
С наилучшими пожеланиями,
Алекс.
Алекс, частной информации об экипаже Сухомлинова у меня нет.
Возможно, в январе я заявлюсь в ЦАМО - по возможности, могу посмотреть фонд 80-й аэ. Чтобы упростить поиск, сообщите номер авиаполка (авиабригады), в которую входила интересующая Вас эскадрилья, а также время включения аэ в состав ап (бригады).
Кроме того, рекомендую связаться с музеем ТАНТК им. Бериева.
Здравствуйте, Игорь.
Спасибо большое за Ваш ответ. Если Вы собираетесь посетить ЦАМО, я буду благодарен, если Вы сможете получить информацию. 80 ораэ - это также и авиаполк, который был под 119 ораэ.
Мне не нужна информация о 80 ораэ, а о следующих авиаполках, которые также были под 119 ораэ ЧФ:
101 ораэ в период июнь-октябрь 1941 г., в начале Великой Отвечественной войны этот авиаполк базировался в Северной Таврии.
3 урап в период июнь-август 1941 г. до времени, пока этот авиаполк был объединен с другой ораэ. Далее, мне нужна информация о 70 ораэ, которая в начале войны была в городе Сая (Крым), в период июнь-октябрь 1941 г.
119 ораэ, которая в начале войны была в Донуслав, период с июня до октября 1941 г. Далее - 78 ораэ, который в начале войны был в Измаиле, Севастополе и Николаеве, период - июль-сентябрь 1941 г.
60 ораэ, в начале войны он была в Севастополе, период - июнь-октябрь 1941 г. Последний - 32 ораэ, в начале войны был в Измаиле, период - июль-октябрь 1941 г. Если я пришлю Вам имена пилотов, сбитых в Румынии, сможете ли Вы получить в фондах их фотографии и персональную информацию о них, за исключением той, которая уже есть в ОБД (данные из ОБД у меня уже есть)? Я не могу контактировать с музеем, о котором Вы упоминали, я живу в Европе. Я напишу Вам мой личный электронный адрес, пишите, пожалуйста, напрямую.
plt767e@yahoo.com
Cуважением, Алекс.
Алекс, тут целая программа - минимум на три дня работы. Временем таким, увы, не располагаю.
Уважаемый Алекс, еще раз прошу точно сообщить номер полка, в которую входила интересующая Вас эскадрилья с указанием точной даты. Единственное, что я могу сделать для Вас пока, - это посмотреть фонды полка. Фондов отдельных эскадрилий может и не быть в ЦАМО. Поэтому надо начинать с того, что сразу можно получить в ЦАМО.
Я не понимаю смысл Вашей формулировки: "80 ораэ - это также и авиаполк, который был под 119 ораэ. Мне не нужна информация о 80 ораэ, а о следующих авиаполках, которые также были под 119 ораэ ЧФ. "
Извините, по-русски так не говорят. Объясните, что Вы имеете в виду. Может быть: 119-я ораэ - это старый номер 80-й ораэ?
ЦАМО
====
Уважаемый Игорь, я понимаю, что Вы не можете получить информацию об
отдельной эскадрилье.
Я буду благодарен, если у Вас есть возможность
получить основные фотографии и какие-либо исторические документы (не записи из ОБД)из следующих авиаполков ЧФ:
40 бап, 1-5 аэроэскадрилей в период июнь-октябрь 1941 г.,
2 мтап 1-5 аэроэскадрилей, июнь-октябрь 1941 г.,
5 мтап 1-5 аэ, в период июль-август 1944 г.,
32 авиаполка 1-5 аэ с июня до августа 1941 г.,
3 урап 1-2 аэ в период июнь-август 1941 г.,
101 ап, которая была основана из 3 урап, в период август-октябрь 1941
г.,
119 ап, 1-3 аэ, июнь-август 1941 г., июль-август 1944 г.
Спасибо заранее за Ваши усилия.
С уважением, Алекс.