Известно, что в составе 16ВА ГСВГ были (в 1960-х годах - совершенно точно) два авиационных корпуса: "северный" и "южный".
Может ли кто подсказать номера этих корпусов, дислокацию штабов и т.д.?
С уважением,
Читаем тут, в частности: http://www.airwar.ru/history/locwar/...35ia/35ia.html
"...16-я ВА имела корпусную организацию: "северный" 74-й ИАК (штаб в Виттштоке) действовал против 2-го ОТАК, "южный" 72-й иак (штаб в Виттенберге) - против 4-го ОТАК. 35-й иап 126-й иад, входившей в "южный" корпус, находясь на стыке корпусов, занимал исключительно важное оперативное положение. С началом боевых действий летный состав мог иметь дело с любым из воздушных противников из состава ОВВС HАТО...".
Но номера ИАК в ГСВГ со временем менялись, как я понимаю, как собственно и номер ВА...
Последний раз редактировалось AC; 13.04.2009 в 15:11.
Спасибо за ссылку! Именно то, что надо!
ИМХО эти корпуса были где-то в 1970-е годы были расформированы и 16 ВА перешла на дивизионную структуру. Именно поэтому во всех материалах по "поздней" ГСВГ/ЗГВ корпуса в 16ВА уже отсутствуют.
вот этого не знаю,спасибо за подсказку. я попросил подробно прокомментривать фотки человека, он написал подробно, аж до номера в/ч, а вот по полкам не написал...
по Альтес-Лагеру повезло. машина МиГ21 - не экслюзив, конечно, но зато снята одна машина с нескольких ракурсов и сверху, что очень приятно в плане окраски (ну, там он не окрашен, но "панеллинг-эффект" присутвует, это приятно). хотя, конечно, лучше бы в камуфляже.
Небольшая поправка к сообщению"АСа":северный корпус(71 истребительный авиационный корпус)просуществовал до 1990 года.Я служил на командном пункте корпуса 1986-1990г.г.В августе 1990г.я уехал по замене,а в ноябре-декабре(точно не помню)бывшие однополчане сообщили о "кончине" корпуса.С уважением.
Сегодня военнослужащие и ветераны 16-й воздушной армии попрощаются с боевым знаменем объединения. На подмосковном аэродроме Кубинка состоится митинг, посвященный этому событию. Состоятся показательные полеты пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи».
Об этих мероприятиях в рамках расформирования 16-й воздушной армии агентству «Интерфакс» сообщил бывший командующий ВВС Московского военного округа генерал-полковник Михаил Одинцов.
16-я воздушная армия была выведена из состава Командования специального назначения (бывшего Московского округа ВВС и ПВО) 1 июля 2009 года. Ликвидационные мероприятия должны завершиться 1 декабря 2009 года.
Однако, по словам Игоря Ткаченко — начальника центра показа авиационной техники, который входил в состав 16-й воздушной армии, «Русские витязи» и «Стрижи» продолжат базироваться в Кубинке.
16-я воздушная армия была сформирована в августе 1942 года в Сталинграде. Каждый третий авиационный полк армии стал гвардейским. Свыше 27,5 тысяч бойцов награждены боевыми орденами и медалями «За мужество и отвагу». 204 летчика и штурмана удостоены звания Героя Советского Союза. История армии связана с именами таких знаменитых летчиков как Иван Кожедуб, Андрей Боровых, Виктор Голубев и Евгений Савицкий.
После окончания Великой Отечественной войны 16-я воздушная армия дислоцировалась в Восточной Германии. В 1993 году армия перебазировалась в Россию. Личный состав 16 ВА принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек».
Сегодня, в субботу, в Кубинке состоится прощание со знаменем легендарной 16-й воздушной армии. Она не вписалась в “новый облик Вооруженных сил” и к 1 декабря подлежит расформированию. Прессу на это мероприятие не пригласили. Минобороны и главный штаб ВВС вообще были противниками столь неприятного для них ритуала. Его, вопреки воле военного руководства, организовали ветераны 16-й воздушной, которые решили не нарушать воинских традиций.
Впервые эта воздушная армия была создана по приказу Сталина в августе 1942 года и прошла боевой путь от Сталинграда до Берлина. В ее рядах сражались многие летчики-асы, среди которых трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. После окончания войны до 1988 года 16-я армия базировалась в Германии. Ее называли “Брестской крепостью”, которая в случае начала боевых действий сможет не говоря уж о бомбах, а даже просто обломками своих самолетов засыпать все радиолокационные станции противника вдоль западной границы. Тогда в это можно было поверить: она имела 1000 самолетов — 2 авиакорпуса, 5 авиадивизий, около 30 полков, укомплектованных исключительно летчиками 1-го класса. Это было самое боеспособное объединение наших ВВС.
По возвращении на родину в ходе сокращения Вооруженных сил она потеряла статус армии и стала смешанным авиакорпусом. Местом его базирования стал подмосковный аэродром “Кубинка”. Затем по инициативе главкома ВВС Анатолия Корнукова в 2002 году армию воссоздали. В ее состав вошел также и Центр показа авиационной техники имени Кожедуба вместе с легендарными пилотажными группами “Русские витязи” и “Стрижи”. После нынешнего расформирования армии из военных в Кубинке остаются только они, хотя и будут теперь подчиняться Липецкому авиацентру.
Однако, по словам ветеранов армии, “Витязи” и “Стрижи” в Кубинке тоже долго не задержатся. Этим аэродромом давно уже интересуются коммерсанты. Как ранее сообщали СМИ, на его базе владелец Сулейман Керимов планировал создать первый в России аэропорт для бизнес-авиации. Руководство Минобороны было “за”, и, по словам военных, отсюда возникла тема очередного расформирования 16-й армии.
Но тут реформаторы, говорят летчики, “немного недодумали”. Оказалось, Минобороны пока не может продать аэродром, так как он задействован в договоре “Открытое небо”, подписанном Россией в числе 27 государств Европы, США и Канады. Его участникам дано право совершать полеты над территорией друг друга с целью наблюдения за военной деятельностью. Трассы заранее оговорены, потому аэродромы, куда прилетают миссии наблюдателей, тоже согласованы. В их число входит Кубинка, и те, кто мечтал ее продать, не учли, что по договору мы не имеем права менять статус таких аэродромов. Иначе, говорят офицеры, Кубинка давно бы ушла с молотка, а так премьер Путин в июле был вынужден своим распоряжением оставить этот аэродром в ведении Минобороны.
Из чего руководство военного ведомства тут же не преминуло сделать громкий пиар: дескать, не отдадим наше достояние проклятым бизнесменам! Будем летать сами, да еще его и отремонтируем!
Правда, кроме пилотажников, летать там уже некому — 16-я армия расформирована. Но, несмотря на это, подремонтировать за бюджетные деньги — мысль хорошая: любые договоры ведь не вечны, все равно потом продавать, так чего ж новым хозяевам тратиться на ремонт полосы.
…Но это все потом. А сегодня легендарное знамя в последний раз пронесут по старой полосе, откуда взлетало не одно поколение асов 16-й воздушной.
- Впервые эта воздушная армия была создана по приказу Сталина в августе 1942 года и прошла боевой путь от Сталинграда до Берлина.
- а даже просто обломками своих самолетов засыпать все радиолокационные станции противника вдоль западной границы.
- она имела 1000 самолетов — 2 авиакорпуса, 5 авиадивизий, около 30 полков, укомплектованных исключительно летчиками 1-го класса.
- по возвращении на родину в ходе сокращения Вооруженных сил она потеряла статус армии и стала смешанным авиакорпусом. Местом его базирования стал подмосковный аэродром “Кубинка”.
- сегодня легендарное знамя в последний раз пронесут по старой полосе, откуда взлетало не одно поколение асов 16-й воздушной.
Диву даешься, как такое можно написать:
1) ВСЕ воздушные армии были созданы во время ВОВ по приказу Сталина, Верховного главнокомандующего.
2) "...засыпать вдоль западной границы..." ЧЕГО? - ГДР?
3) как могут ВСЕ полки 16 ВА быть укомплектованы летчиками 1-го класса?! Откуда же они брались?! Их всех из Союза на парашютах сбрасывали?
4) ВА - не может "потерять статус" как женщины теряют невинность... 16 ВА была переформирована в корпус.
5) НИ одна даже самая малочисленная ВА не может уместиться на ОДНОМ аэродроме. Кубинка стала НЕ "местом базирования 16 ВА", в Кубинке был дислоцирован ШТАБ 16 ВА
6) С ВПП Кубинки НИКОГДА не взлетали асы (ас - летчик, сбивший не менее 5 самолетов противника) 16ВА, т.к. во время ВОВ части 16ВА в Кубинке ни разу не базировались....
Жалко всё это видеть. Имел отношение к 16 ВА. До сих пор перед глазами музей 16 ВА в Цоссене. Неужели и экспонаты музея пропали при всей этой перетрубации.
До сих пор перед глазами музей 16 ВА в Цоссене. Неужели и экспонаты музея пропали при всей этой перетрубации.
Боюсь, что это случилось при перебазировании штаба 16ВА из Цоссена в Кубинку... Пару лет назад был в Кубинке в музее ВВС МВО (не путать с музеем на дем.базе!). Там достаточно большой зал посвящен 16ВА, но экспозиция посвящена большей частю 16ВА в конце 1980-нач. 1990-х, а также краткой истории ее полков, выведенных и НЕ расформированных в то время.
Неужели даже не обращали внимание на профессионализм офицеров, а лишь бы убрать "красных коммунистов" (членов СЕПГ)?
Точно известно от выпускников, учившихся вместе с офицерами ННА ГДР, что ряд офицеров ГДР до сих пор служат в Бундесвере. При этом занимают вполне высокие должности. Думаю, это говорит о хорошей советской школе военно-инженерного образования. Есть отзывы в одной из книг нач. кафедры информационно-измерительных систем, ДТН, профессоре. (телеметрии и траекторных измерений) ЛА, КА.
В продолжение об офицерах ННА ГДР. В КВИРТУ ПВО им. Покрышкина учились как офицеры-слушатели, так и курсанты. Учились немецкие офицеры очень хорошо. Многие выпускались с золотыми медалями. Нашим рядовым слушателям (позднее их стали называть курсантами) их всегда ставили в пример к отношению к учебе. И было за что. Наряду с Кубинцами (их было очень мало. Кандидатуру на поступление утверждал чуть ли не лично Ф. Кастро). Очень хорошо учились Вьетнамцы. Старались. Вникали в предмет, даже после его сдачи. Они, к слову на каникулах оставались в СССР. То есть все 5 лет учебы домой не ездили.
Значительно хуже относились к учебе офицеры Войска Польского. армии Болгарии. Монголии. Учились еще офицеры армии Чехословакии, Венгрии, очень давно Китая. Кстати учебные группы слушателей из ПНР и ГДР никогда не занимались вместе. Что поражало (в хорошем смысле), это то что офицеры ННА ГДР ежедневно и очень организованно бегали на зарядку. Советских курсантов периодически накачивали командиры за то, что они не приветствуют иностранных офицеров, тогда как иностранцы (особенно немцы, всегда приветствовали советских офицеров). На одной из встреч советских курсантов с офицером ННА ГДР, курсант задал провокационный по своей сути вопрос: "Как будет действовать армия ГДР в случае если Варшавский договор будет воевать с ФРГ?". Немецкий офицер ответил очень достойно:"ННА ГДР будет верна своим обязательствам". Службу по окончании КВИРТУ ПВО им. Покрышкина в основном проходили в высших штабах, на инженерной деятельности. Офицеры ННА ГДР учились пожалуй на самой наукоемкой кафедре, где готовили инженеров-математиков, cистемных программистов.
Записал со слов ветерана КВИРТУ ПВО им. Покрышкина.