Понятно, что охотились не за конкретным летчиком, а за самолетом с конкретным бортовым номером. Поэтому номер и меняли. И наверняка для этого были основания. А назвать это можно и охотой, и повышенным вниманием. Сути дела не меняет.
По поводу разделения в 64-м ИАК побед на сбитые и подбитые - оно было. Но активно использовать стали только в 1952 г., когда за сбитые начали платить. Например, посмотрите в ветке про 415 ИАП - я там дал список побед полка. Причём практика зачсчитывания подбитых, так же как оформления "личных боевых счетов" или "материалов на сбитые самолёты летчиком таким-то" как система пошла с июля 52-но, с вводом в б/д 133 и 216 ИАД. Это папочки, в которые пошивались рапорта л/состава, отпечатки пленок ФКП, карточки дешифрирования, подтверждения с "земли", кроки места падения, фото обломков и т.п. И, как итог, приказ к-ра ИАД содержащий в т.ч. пункты:
- зачислить сбитый/подбитый с-т на л/счёт летчика;
- выплатить XXXX руб. (сбитый реактивный бомб. - 2000, истребитель - 1500, поршневой бомб. - 1500, истр. - 1000);
- нанести звезду на фюзеляж самолёта летчика.
В 1951 г. всего этого не было. Вероятно, такую бухгалтерии ввели после работы Агальцова и Савицкого. В свой итоговый доклад (май 1952) они включили раздел "Контроль результатов б/действий", где попытались установить реальное количество сбитых с-тов противника. Точных цифр не помню, но могу уточнить - выписки из этого отчёта у меня есть. По памяти: 303 ИАД - 63, 324 ИАД - 24. 97 и 190 ИАД - вообще слёзы. По соотношению потерь, только у 303 ИАД слегка в нашу пользу. Что интересно, виноватыми назвали командование, а не летчиков. В этом изрядная доля истины. Не раз встречал ситуации, когда летчики докладывали об одном наблюдаемой сбитом самолёте, а то и вообще "результатов стрельбы не наблюдали", а им засчитываются несколько самолётов.
На счёт асов и реальных побед конкретных летчиков. Не люблю я затрагивать эту тему. В первую очередь потому, что подавляющее большинство пилотов честно воевали, а когда даются цифры засчитанных и реальных побед, то может сложиться ощущение, что они там "химичили", врали и т.п. А это НЕ ТАК!
Раз уж зашла речь о Сутягине, то конкретный пример.
19.06.51 Сутягин с Шулевым на пикировании атаковали пару F-86, Сутягин доложил о сбитии, привёз отличную плёнку. Шулев доложил, что при пикировании у него сорвало сдвижную часть фонаря, и он преследование прекратил. Так же в рапорте Шулев сообщил, что последний раз видел атакованный им самолёт на Н=1000 м и сделал ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что тот мог не выйти из пикирования. Поисковая команда привезла подтверждение "земли" на ОДИН упавший F-86. В результате засчитали ДВА "Сейбра" - Сутягину на основании ФП, Шулеву - на основании подтверждения "земли". Амер канцы реально потеряли 1 F-86.
Как видите, и летчики, и поисковая команда были честными и объективными. В отличие от командования.
Вообще, на мой взгляд, публиковать "разбор" личных боевых счетов желательно согласия их владельцев. С Пепеляевым мы с Юрием поступили именно так. Причём, показательно, что результаты анализа совпали с количеством реальных побед по мнению самого Евгения Георгиевича. Дословно он говорил: "В 12 я уверен, ну, если "натянуть", то, может, 15". Официально у Пепеляева 19 побед, некоторые авторы приписывали ему 23. Это к вопросу об объективности летного состава.
Мы с Юрием изучали и победы Сутягина, результаты не называли, т.к. не получали на это "добро" у Николая Васильевича. У нас получилось 6. У Сморчкова - 5. Называю эти цифры теперь потому, что Док-М затронул личные счёта этих, без сомнения, выдающихся летчиков.
На счёт охоты за Сутягиным - однозначно байка. Причём позднего происхождения. В начале 90-х годов НИКТО из ветеранов 17 ИАП ни о чем подобном не говорил. По документам, все свои победы Сутягин (официально 22) одержална одном и том же самолёте с одним и тем же борт. N 132. Серийный - 121032.
Кстати, некоторые ветераны с течением времени довольно сильно поменяли "показания". Чем дальше - тем ближе к байкам.
Рядовые летчики 17 ИАП могли ничего не знать об охоте на Н.Сутягина, поэтому ничего и не говорили. Н.В.Хомутов тоже об охоте не говорил. Рассказывая о войне в Корее, он вспомнил два случая, связанные с Н.Сутягиным. Первый, когда у самолета Н.Сутягина перед вылетом выяснилось, что сломался керосиномер. Н.Сутягин мог не лететь, но он полетел, сказав, что будет контролировать расход топлива по времени. Второй о том, как их заставляли смывать бортовые номера с самолета Н.Сутягина. Заводской номер самолета перебивать не заставляли. Еще вспомнил, как сидел на аэродроме и плакал техник, когда узнал, что погиб его командир И.Н.Морозов. Вспомнил, как инженер 2 АЭ П.П.Ясиновский первым бросился спасать летчика 523 ИАП И.И.Яковлева из горящего самолета, как тот кричал, что бы ему отрубили ноги, которые были зажаты между креслом и приборной доской, как начали рваться снаряды боекомплекта и их осколками был тяжело ранен П.П.Ясиновский. Вспомнил, как и почем летчики решали "женский вопрос". Вспомнил, как трещали вагоны от подарков и купленных вещей, когда уезжала домой 324 ИАД. И ни слова об охоте на Н.Сутягина.
Про охоту пишите Вы, ссылаясь на чьи-то слова. Эта охота - байка. Поэтому, естественно, что никто в 17 ИАП про неё не знал. Поскольку ее не было. Про смытие борт. номера на самолёте Сутягина. Сутягин все время пролетал на самолете с борт. 132. А вот номер могли смыть, а потом нанести тот же 132, но, другим "шрифтом". В начале 1952 г. в 303-й ИАД проводили эксперименты по камуфляжной окраске. Перекрашивали несколько самолётов в разные схемы. В экспериментах точно участвовало звено Докашенко из того же 17 ИАП. Но, самолётов могло быть больше 4 (серийные номера указывались в одном из отчётов ИАС). Кроме того, после выбора схемы камуфляжа, началась перекраска самолётов, при этом борт. номера, нанесенные на заводе, красные носы и красные верхние кили, ОЗ смывались, а после окраски наносились заново. В основном, перекраска проводилась уже в 190 ИАД, получившей матчасть 303-й дивизии. Вместе с матчастью в 190 ИАД перешёл и техсостав. Так что воспоминания Хомутова могут быть связаны с перекраской. Вопрос только в том, когда перекрасили конкретно самолёт Сутягина - в 303 ИАД, или уже в 190-й.
Последний раз редактировалось Leonid Krylov; 01.09.2017 в 20:01.
Скорее всего, что Вы правы. Но с охотой на Н.Сутягина история была бы интересней. Может быть, когда-нибудь узнаем, как было на самом деле.
История такова, какова она есть, и больше никакова... Интереснее, или нет - было так, как было. А на счёт охоты... Сами подумайте: с чего ей быть-то?
Вообще, все эти истории про противоборство асов, по большей части, своим появлением обязаны тому тем, что "так интереснее". Зачастую, возникавшие постфактум. Когда ас Берелидзе сбивал аса Фишера, он не знал, кто сидит в кабине F-86. Но, Фишер был сбит над аэродромом, наши и китайцы узнали, что Фишер ас с 10 победами, возникли "истории". А вот то, что Сиськов Бетинджера сбил, до наших не дошло. И никто этого не знает. В том числе, сам Сиськов не знал.
А всяких баек, историй и пр. - полно. Про "кожедубовский коридор" и пр. Даже анекдоты на корейскую тему были (вот этот, Хуй Ну меня и сбил). Кстати, анекдот "лучше бы я умер в субботу" появился после Кореи. В 53-м сбили Джеродо, а он а 44-м под Полтавой с нашими как раз таки и пил. И эта история содержится в протоколе его допроса...
Последний раз редактировалось Leonid Krylov; 01.09.2017 в 21:49.
Ну, раз уж зашёл разговор, то вставлю ещё немного статистики.
Сначала по упомянутым Сморчкову и Сутягину.
На конец декабря 1951 года они имеют следующие "показатели":
1. Сморчков: 11 засчитанных побед, из которых реально подтверждаются 4:
02.09.1951 г. - F-86А №49-1258
22.10.1951 г. - В-29А № 44-61656
23.10.1951 г. - В-29А № 42-94045
24.10.1951 г. - В-29А № 44-61932
И ещё остался 1 день - 15.01.1952 г., когда ему засчитали F-86.
Всего по Томпсону в этот день проходит 2 потерянных "сэйбра". Дойдём - посмотрим.
2. Сутягин: 18 засчитанных побед, из которых можно говорить о 4 сбитых (по последнему есть вопрос) и 2 повреждённых:
19.06.1951 г. - F-86А № 49-1298
26.06.1951 г. - F-84Е № 50-1177 29.07.1951 г. - возможно повредил F-80С № ...99 из 16 FIS 26.09.1951 г. - повредил Meteor Эрнста Эрмитта
26.09.1951 г. - F-86А № 49-1113
15.12.1951 г. - F-86Е № 50-681 (если не Попов)
И ещё осталось 3 дня, где засчитано по 1 F-86 (06.01; 11.01; 21.01.)
6-го и 11-го по Томпсону "сэйбры" терялись, 21-го нет. За 6-е точно есть ещё 1 претендент - ас Щукин. Дойдём - посмотрим.
Кстати, по Щукину:
На конец декабря у него 16 побед, из которых подтверждается 3 сбитых и 3 повреждённых:
06.06.1951 г. - F-80С № 49-737 29.08.1951 г. - тяжело повредил Meteor №АА-77-616 скуадрон-лидера Уилсона.
23.10.1951 г. - F-84Е № 50-1220
30.10.1951 г. - F-84Е № 51-615 18.11.1951 г. - тяжело повредил F-84Е № 51-660
23.12.1951 г. - тяжело повредил F-86
И ещё остался 1 день с победой над F-86 - 06.01.1952 г., как и у Сутягина. А у Томпсона, напомню, потерян был всего 1 "сэйбр"...
Теперь ещё "пять копеек" по "асы против асов":
Такие случаи в Корее были. На настоящий момент вот следующие, что я нашёл:
- 25 июня 1951 г. пропустив атаку сзади, был тяжело повреждён F-86А № 49-1281, 334 FIS, 4 FIW, который пилотировал ветеран ВМВ, ас (18,5 побед в ВМВ + 2 в Корее) подполковник Гленн Иглстоун.
Самолёт был настолько сильно повреждён, что после посадки списан. Вспоминает Брюс Хинтон: ".. Моё звено летело приблизительно на высоте 25000 футов... И я скоро обнаружил "одиночку", маневрирующую в районе боя. Я зашёл ему в хвост и был готов атаковать его... В этот момент,... между мной и МиГом... появился "сейбр". Он летел под углом 90 град. по отношению ко мне... Приблизительно в 500 футах позади него был МиГ, с красным носом и полосами на фюзеляже. И он обстреливал "сейбр"... я мог видеть, как МиГ стрелял, и видел, как его снаряды поразили "сейбр" вспышками и искрами, отмечающими удары на фюзеляже F-86. От F-86 полетели обломки, некоторые части очень большие...
Я приземлился и двигаясь на стоянку проехал возле разбитого F-86, самолёт был просто металлолом. Мало того, что двигатель был поражён, рули самолёта тоже были разбиты снарядами. Левая сторона фюзеляжа была решетом с несколькими очень большими пробоинами в районе кабины. Именно тогда я и узнал, что пилотом этого разбитого «сейбра» был мой очень близкий друг, Гленн Иглстоун..»
В этот день победы над F-86 засчитаны 4 советским пилотам из 18-го ГИАП, но лишь у 2-х есть описание, похожее на этот эпизод:
- капитаном Антоновым, асом ВМВ (8 побед) и Кореи (7 побед) был атакован F-86: "..Антонов левым полупереворотом устремился з погоню за последней парой Ф-86. Выйдя из полупереворота горкой, ведущий с дистанции 150-200 м выпустил по последнему «Сейбру» весь боекомплект. После последней очереди Ф-86, кренясь и покачиваясь с крыла на крыло, ушел вниз.."..".
- ст. л-том Колпиковым был атакован F-86: "...Колпиков впереди увидел еще 2 Ф-86 и завязал с ними бой на вертикальных маневрах. После нескольких боевых разворотов 1 Ф-86 ушел резким разворотом в сторону, а второй «Сейбр» был атакован советским истребителем. С дистанции 300 м Колпиков выпустил по американскому истребителю одну длинную очередь. «Сейбр» стал несколько замедлять свою скорость, и наш летчик выпустил по нему еще несколько очередей. Ф-86 резким разворотом влево вышел из-под удара и с сильным креном ушел со снижением в сторону моря.."
Кто конкретно из них стрелял именно по Иглстоуну - не могу сказать. Подмывает (и я тогда так и писал), утверждать, что именно Антонов. В его пользу дистанция, совпадающая со словами Хинтона (150 м) и картина поведения цели после стрельбы. Сомневаюсь, что после полученных повреждений Иглстоун мог делать "резкие развороты", а вот "кренясь, покачиваясь с крыла на крыло и уходить вниз" - мог.
Ну и упомянутый выше бой 15.12.1951 г. пары Сутягин/ Перепёлкин (или пара Попова?) с парой Дэвис/ Приндл.
И в завершении немного статистики по пройденным 14 месяцам:
Советской стороной потеряно 72 МиГ-15
Из них:
- в бою с F-86: 51
- в бою с F-84: 5
- в бою с F-80: 2
- в бою с F-9F: 2
- неустановлено: 1
- ЛП в б/в: 9
- "фрэндли файр" от ЗА: 2
Погибло: 34 пилота
Китайская сторона:
Засчитано побед всего: 60 + 15 повреждённых, т.е. 75
Реально "сбит" 1 F-86 и могут претендовать на 2-3 F-80/84 (и то далеко не факт)
Потеряно всего: 46 самолётов и 31 член экипажа
Американская сторона потеряла в боевых вылетах против ВВС противника всего: 89 самолётов
Из них:
- В-29: 18
- B-45: 1
- F-51: 4
- F-80: 14
- F-84: 11
- F-86: 32 (в т.ч. 1 уничтожен на земле корейским По-2 и 1 разбился от китайцев)
- F-9F: 1
- Meteor: 4
- ЛП в б/в: 4
Погибло членов экипажей: 139 (основная масса - экипажи В-29)
Непосредственно в боях с МиГами корпуса американцами потеряно 80 - 83 самолёта (в зависимости от претензий китайцев на F-80/84), в т.ч. 30 F-86.
Советская сторона непосредственно от огня противника потеряла 61 МиГ, в т.ч. в боях с "сэйбрами" 51.
Последний раз редактировалось Док_М; 03.09.2017 в 16:49.
Мы с Юрием в своё время с этим вопросом разбирались. Посмотрим, совпадут ли наши выводы с теми, которые сдесь сделают. Поэтому ответ заранее давать не буду. Хотя, он и был в определённом виде опубликован.
15.01.51
08.48-09.00 F-86 к-н Тихонов 17 иап
13.15-13.30 F-86 гв.пп-к Сморчков А.П. 18 гв.иап
13.15-13.30 F-86 гв.м-р Мазнев 18 гв.иап
Если бой после обеда, то ...
Интересный момент.
Я посмотрел доклад Агальцова - Савицкого.
По их мнению за весь период Б/д, включая январь-февраль 52 сбито:
303 ИАД - 62 с-та, в т.ч. 30 F-86
324 ИАД - 22 с-та, в т.ч. 7 F-86
Всего по типам: 10 В-29, 7 Ф-94, 13 Ф-84, 12 Ф-80, 1 Ф-51, 4 Метеора и 37 Ф-86
Последний раз редактировалось Leonid Krylov; 03.09.2017 в 17:59.
Итого перезачёт = 8,27, а общая результативность стрельб = 3,65
Вторая смена по конец декабря 1951 г.:
потеряно 57 МиГ-15
Из них:
- в бою с F-86: 47
- в бою с F-84: 4
- в бою с F-80: 1
- ЛП в б/в: 3
- "фрэндли файр" от ЗА: 2
Погибло: 22 пилота
Засчитано побед: 472 + 24 (т.е. 496).
Реально можно говорить о 68 сбитых (возможно, 3 китайцами) + 67 повреждённых
Из них:
- В-29: 15 сбито и 18 повреждено. В докладе - 10
- F-51: 3 сбито. В докладе - 1
- F-80: 7 сбито (возможно, 1 китайцами) + 4 повреждено. В докладе 12, но ещё не прошли январь и февраль..
- F-84: 10 сбито (возможно, 2 китайцами) + 8 повреждено. В докладе 13, но ещё не прошли январь и февраль..
- F-86: 28 + 29 повреждено. В докладе - 37, но ещё не прошли январь и февраль.
- F-9F: 1 сбит. В докладе - 7 (пантеры)
- Meteor: 4 сбито и 8 повреждено
Итого перезачёт = 7,29 - 7,63, а общая результативность стрельб = 3,67 - 3,76
Если говорить отдельно по дивизиям, то можно сказать следующее: 303 ИАД - 39 реально сбитых, в т.ч. 10 В-29 и 13 F-86. В докладе - 62 с-та, в т.ч. 30 F-86 324 ИАД - 29 реально сбитых, в т.ч. 5 В-29 и 15 F-86.В докладе - 22 с-та, в т.ч. 7 F-86
По перезачёту: 303 ИАД - 278 засчитанных в т.ч. 18 В-29 и 121 F-86 при 39 реально сбитых, в т.ч. 10 В-29 и 13 F-86. 324 ИАД - 194 засчитанных в т.ч. 12 В-29 и 91 F-86 при 29 реально сбитых, в т.ч. 5 В-29 и 15 F-86.
Итого перезачёт по:
- 303-й ИАД = 7,13, в т.ч. по F-86 = 9,31
- 324-й ИАД = 6,69, в т.ч. по F-86 = 6,07
Как мы видим, результаты первой и второй смен близки. Общая результативность стрельб вообще практически идентична, разве что вторая смена добилась немного лучшего процента сбитых.
Из второй смены, несмотря на выводы доклада, наоборот, достаточно ярко в лучшую сторону выделяется "кожедубовская" 324-я ИАД, тогда как у командования 303-й ИАД отмечается уж очень завышенная оценка своих успехов, особенно в противоборстве с "сэйбрами".
А что касается доклада, то он весьма близок к реальности, но с существенными перекосами в сторону переоценки 303-й и недооценки 324-й ИАД (предвзятость комиссии?), но в общем остаётся только сожалеть, что все победы 64-го ИАК оценивала не эта комиссия в реальном времени. Тогда нам не пришлось бы краснеть за крайне внушительный перезачёт...
Последний раз редактировалось Док_М; 03.09.2017 в 21:21.
Док, а перед кем краснеть-то? И вообще, зачем? Я уже не раз писал, что перезачет объяснялся, помимо субъективных, ещё и объективными факторами. Сравните перезачет по Б-29 и Ф-86. Причём, лично мне, с 12.04.51 далеко не все ясно. Возможно, стоит 3 Б-29 добавить. Я в своё время ссылки давал на интересные материалы, с указанием серийных номеров машин, потерянных 12.4. Их, кстати, проигнорировали.
Там я просмотрел затем ещё аж 3 страницы форума до июня аж 51-го, Ваших постов не нашёл. Мы не игнорировали. Очевидно, Вы приводили их потом, но...
Напомните, пожалуйста, ссылки а материалы с номерами бортов.
Во время непосредственного разбора боя сравнивались Ваши данные по книге, данные вована22 (американские) и подробные описания предоставлял Тransit.
Согласно американским данным МиГами были повреждены 10 В-29, что полностью соответствует советским заявкам (324-я ИАД).
Группы шли звеньями по четыре самолета, уступами по высоте с разницей 1000 фт (нижний эшелон 17 000 фт). 19-я была атакована над целью (в промежутке 10:10 - 10:25), 307-я до цели (в промежутке 10:26 - 10:30), а 98-я атакам не подвергалась.
Потери составили 2 сбитых и 3 поврежденных (один из них списан) у 19-й группы и 1 сбитый и 4 поврежденных у 307-й группы. У 98-й потерь не было.
Есть 7 номеров из этих 10 с прослеженной судьбой:
- B-29A № 44-69682, 19th BW, 93rd BSq - Attacked by 15-20 MiGs, No. 2 engine and then entire wing caught fire, exploded, crashed into mountain. Самолёт (командир экипажа Lt. Col. Douglas H. Hatfield) был атакован в 10:18 на пути к цели, когда шел в группе. МиГ зашел сверху-справа, со стороны солнца. В результате попадания снаряда 37-мм в район двигателя произошло воспламенения топлива и затем взрыв в воздухе. Разрушившийся самолет перешел в спираль и упал в горном районе. Как минимум троим членам экипажа удалось спастись на парашютах, попав в плен (правда из плена вернулись только двое). Так что 8 погибших, 3 в плену.
Вероятнее всего сбит группой Сосковца, финализер - Шебанов.
- B-29A №44-86370, 19th BW, 93rd BSq - Damaged during MiG attack, No. 1 engine caught fire, ditched, debris and oil slick found, no parachutes observed, extensive SAR effort negative. Самолет (командир экипажа Maj. Anaclethe P. Decesare) наблюдали после поражения МиГ-ами шедшим со снижением и дымом в сторону залива. Подбитого напарника сопровождал Б-29 (командир экипажа Capt. Charles H. Mullin). В 10:13 с борта подбитого бомбардировщика сообщили о решении садиться на воду. Касание моря произошло в 10:18L, в месте с координатами 38 48'СШ, 124 32'ВД. Спасательные команды обнаружили кроме нефтяного пятна еще 2 спасательных плота и 1 малый плотик (все пустые).
Вероятно, сбит Кочегаровым.
- B-29A №44-87618, 19th BW - Heavy battle damage due to AAA and MiG-15s, damage included No. 2 & 4 engines out, hydraulic system shot out, crash landed at Seoul Municipal Airport, salvaged, no personnel losses. Та самая No sweat. Самолет (командир экипажа Capt. Wayne M. Pyles) шел №3 в звене из четырех машин на высоте 18 000 фт и был атакован в самом начале боя в 10:10L. Потерял последовательно двигатели №4 и №2, начались перебои с двигателем №3. Дальнейший полет продолжал со снижением и был дополнительно поврежден при вынужденной посадке в Кимпо. Действительно, самолет перевели в разряд тренажеров и как то переправили в Кадену. Через месяц ему в борт "впечатался" "Мустанг" и самолет был утилизирован.
Кто точно автор сказать сложно.
- B-29A № 44-62252, 307th BW, 371st BSq - Tail section damaged by MiGs while attacking Sinuiju RR bridge across Yalu, crashed into hill near Suwon (10 mi S of Seoul). Этот самолет (командир экипажа Capt. James M. Chenault) выполнял задачу РЭБ, используя электронное оборудование и сброс диполей. Шел замыкающим во второй группе. Из-за проблем с двигателем Б-29 начал отставать от напарников. Что бы не тормозить всю группу было решено, что самолет "подхватит" третья группа идущая следом. Именно в промежутке, когда 44-62252 был один, его атаковали и подбили МиГ-и. Экипаж успешно покинул борт, но семь человек прыгавшие первыми приземлились на северо-корейской территории и попали в плен.
Вероятно, сбит кап. Назаркиным.
- B-29A №44-61835, 19th BW, 30th BSq - Vertical stabilizer, cockpit windows damaged by MiGs, landed safely at emergency airfield (Suwon) in Korea (2 погибших, 1 ранен).
Самолёт (командир экипажа Capt. Howard R. Sproul) был атакован МиГ-ом в лоб сразу после сброса бомб и получил прямое попадание снаряда в кабину экипажа. В результате бомбардир погиб на месте, а командир и второй пилот были тяжело ранены. Оператор электронного оборудования ст.л-т Барретт (1st Lt. Cary H. Barrett) пробрался вперед и взял на себя управление самолетом. На пару со штурманом они привели Б-29 на передовую базу в Корее. За совершенный подвиг Барретт был награжден (Distingished Flying Cross). Повреждения оказались минимальными и самолет был введен в строй. Разбился 31.10.1951 г.
Повреждения нанес либо Образцов, либо пара Мурашов/Фёдоров.
- B-29A №44-27288, 19th BW, 30th BSq - восстановлен (по данным Transit).
- B-29A №42-94062,307th BW - поврежден восстановлен (по данным вована22).
Итого, все повреждённые/сбитые из 19-й BW известны.
Так же известна судьба сбитого и 1 повреждённого из 307-й.
Пока нет номеров 3-х бортов из 307-й.
Если Вы имеете ввиду эти борта, то, прошу, Леонид, приведите номера и судьбу.
По непосредственно американским данным из 2-х источников нет указаний, что они списаны.
А насчёт "краснеть"... Возможно, я перебрал, беру отчасти свои слова назад, но в американских частях в этом отношении более точные цифры.
Есть и там перезачёт, и немалый (я приводил цифры выше), но у нас существенно больше, а условия боёв у сторон был одинаковые.
Сравните, например, с декабрём 1951-го:
В этом месяце по «сбитым» у американцев итог (79/26)= 3,04, т.е. практически 1 : 3.
Непосредственная же результативность (79/26+7) составляет = 2,4.
Если же считать именно «сбитые», то там вообще почти в «точку» - 30/26 = 1:1,15
Комиссия же Агальцова - Савицкого как-то смогла выдать практически точные цифры РЕАЛЬНЫХ потерь противника, НЕ ЗНАЯ реальных потерь американцев.
Значит, всё же, можно более объективно оценивать результаты боёв.
Это не мои даже выводы, а специалистов ВВС того времени.
Последний раз редактировалось Док_М; 04.09.2017 в 01:24.
Максим, насколько помню, ссылки я давал в период обсуждения 23.10.51. На них навели какие-то материалы МакГилла. Поищу на компе, продублирую.
На счёт группы Агальцова-Савицкого - это была не комиссия, а группа офицеров ВВС и ИА ПВО, направленная на войсковую стажировку и для обобщения опыта б/д, а не для проверки "счетов". При этом надо отметить, что возможностей у неё было больше. Например, по сличению подтверждений "земли". Офицеры группы могли за требовать документы всех частей и соединений, в том числе и ЗА, для сварки документов и выявления случаев, когда несколько подтверждений выданы на один самолёт. Кроме того, привлекались показания пленных о потерях противника. Таких возможностей у командиров дивизий не было. А у комполков - тем более.
Много нюансов...
Добавьте ему на счёт Сейбр Чэндлера, который он скорее всего зацепил своей очередью, может тогда и станет? И да - вышлите, если не сложно, мне таблицу на эл.адрес.
Коллеги, облом-с...
Ссылку-то я нашёл: http://home.comcast.net/~b29sintheko...MasterList.htm
B-29s That Flew in the Korean War (25 June 1950 – 27 July 1953). Listed Numerically by Serial Number
Updated: 5/26/2012
Вот только пройти по ней не вышло - страница удалена или перемещена...
Абыдна, панымаэш...