Ну, возможно, Transit сможет пояснить подробнее по обстоятельствам потери "сэйбра"?
Если стрельбу вели, то полностью исключать всё же нельзя, считаю.
В любом случае - потеря боевая в в/б.
Кроме дневной атаки на В-26 13 декабря, в 1st Marine Air Wing - History Diary сообщается о двух ночных за это же число:
- В 0:45 В-26 перехвачен самолетом, похожим на МиГ-9, в квадрате ХЕ 4203. Самолет сделал заход с открытием огня и на выходе из атаки был обстрелян верхним стрелком. Он и оба пилота наблюдали попадания по нижней части фюзеляжа между носом и задней кромкой крыла. Вражеская атака была скоординирована с 12-16 прожекторами, 1 из которых подвел МиГ к В-26. В-26 повреждений не получил;
- В 19:37-19:39 В-26 был дважды обстрелян одиночными самолетами. Первая атака была в квадрате YC3458, вторая-в YC 3462. Предположительно вражеские самолеты наводились с земли, т.к. В-26 летел в облаках и выше облаков.
Что нашел по 14.12.51. Время привожу Среднекорейское.
08:58-09:18, 196 ИАП, 18 МиГов Бокача, стреляло 18 летчиков, засчитано 2 F-86: к-н Бокач Б.В., R=1/4, Д=800 м (в б/донесении написано, что по рез-там дешифр. ФП, при этом в альбоме стрелб Д=750 м) и ст.л-т Боровков М.И. Д=950, R=0/4-1/4
09:01-09:12, 17 ИАП, 2 F-86 ст.л-т Хвостанцев В.М.
09:15, 176 Гв.ИАП, 1 F-86 гв.ст.л-т Сердюк Н.К.
13:20-13:40, 196 ИАП, 16 МиГов Бокача, стреляло 15 летчиков, засчитано 2 F-86: к-н Иванов Л.Н. R=1/4, Д=700 м (в б/донесении написано, что по рез-там дешифр. ФП, при этом в альбоме стрелб Д=500 м) и к-н Алфеев В.И. Д=500 м, R=0/4-1/4
13:30 1 F-86 гв.к-н Астаповский 18 Гв.ИАП
13:40 1 F-86 гв.ст.л-т Лазутин И.В. 176 Гв.ИАП
Так же в б/донесении 196 ИАП отмечено без привязки к конкретному бою, что подбит ст. л-т Кочегаров (№0615386) - 6 пробоин, к-н Заплавнев видел разрывы своих снарядов на F-86, к-н Ткацкий в районе боя наблюдал 1 горящий F-86.
Последний раз редактировалось Leonid Krylov; 06.07.2017 в 02:18.
15.12.1951 оценочно в воздухе наблюдалось 214 МиГ-ов (108 утром и 106 после полудня):
- в 08:25 около Синанджу группа из 31 F-84, возвращавшаяся после удара напалмом по складам у Йонгдок, встретила 16 МиГ-ов. В бой вступили элементы групп противников (24 F-84 и 12 МиГ-15). В результате сделаны заявки на уничтожение 1 МиГ-15, летчик которого катапультировался (занесен на счет 158 FBS 116 FBW - Capt. Paul C. Mitchell) и повреждение ещё 5. Своих потерь или повреждений нет;
- в 11:13 снова у Синанджу 24 "Сейбра" встретили 36 МиГ-ов, из которых 12 вступили в бой. Не добившись успеха американские летчики потеряли 1 F-86 (получил повреждения в результате атаки МиГ-а, вызвавшие отказ гидросистем. При посадке на аэродроме Кимпо потерял управление и разбился, летчик 1st Lt. William F. Prindle погиб) и ещё один получил повреждения (степень указана как minor);
- в 11:51 в районе Чонгджу 16 F-86 встретили и атаковали 2 МиГ-15. Один МиГ заявлен поврежденным, без своих потерь;
- в 14:50 над Хайжу патрулировавшая район группа из 24 "Сейбров" встретила 64 МиГ-а, с 8 из которых провела бой. Снова американцы не добились успеха, свои потери составили один F-86 поврежденным (степень указана как minor);
- в 16:00 произошел заключительный за день бой 16 F-86 с 12 МиГ-ами. Без потерь и заявок.
По потере Чендлера: группа F-86 4 FIW произвела взлёт в 15:15 с задачей обеспечить прикрытие ударных самолетов путем выставления заслона в квадрате XD9095 над Чонгджу. Вместо запланированных 32 машин на задание отправились только 29. Первая часть группы состояла из самолетов 336-й аэ (лидер Col. Benjamin S. Preston, его ведомый 1st Lt. Claude C. Mitson), замыкала 334-я аэ (лидер Maj. George A. Davis, его ведомый Lt. Lester Page, ведущий второй пары адьютант Capt. Theodore S. Coberly). Выйдя в район первыми противника обнаружили летчики 334-й аэ. 10 МиГ-ов находились справа по курсу следуя на высоте 10800 м. Дэвис запросил атаку у Престона и получив разрешение приказал своей эскадрилье из 12 машин огня не открывать до полного сближения. Противник на появление "Сейбров" никак не реагировал и продолжал полет растянутым строем с подвешенными ПТБ. Сблизившись до дистанции 300 м американские летчики одновременно открыли огонь сбив сразу 5 МиГ-ов. Затем ещё 2. Всего атака 334-й аэ длилась одну минуту (15:52-15:53). Следом в бой вступили летчики 336-й аэ. Именно в их строю находился Capt. Kenneth D. Chandler. Он атаковал МиГ в интервале 15:55-16:00 с ракурса 6 часов. Обломки (или всё таки сброшенные ПТБ) ударили по остеклению и попали во входное устройство, после чего обороты двигателя упали. Чэндлер доложил об остановке двигателя и взял курс в сторону побережья. Выйдя в район о.Чо-до катапультировался рядом с кораблями. Подобран юж.корейской лодкой и затем вертолетом доставлен на борт крейсера "Манчестер". Вся эскадрилья прикрывала его отход и перед катапультированием Чендлер сказал им "See you around".
Для Чендлера это был 92-й боевой вылет, для Дэвиса 31-й, для Коберли 11-й.
Что касается Дэвиса, вкратце его победы выглядят так: утром вел эскадрилью из 12 машин (ведомым был Lt. Marshall Babb). Немного севернее Синанджу встретил группу из 50 МиГ-ов и повел своих в атаку. Первого достал на догонном курсе, при выполнении правого виража, после пары очередей МиГ перешёл в штопор и летчик катапультировался. Затем его пара подверглась атаке одиночного МиГ-а с 8 часов. Дэвис с ведомым ушли в вираж и после четырех витков стали заходить в хвост МиГ-у. Тогда противник перешёл в затяжное пикирование, а затем пошел вверх на петлю. Дэвис сблизился до 200 м и когда оба (МиГ и F-86) находились в перевернутом положении сумел дать хорошую очередь. МиГ загорелся и пошел вниз, летчик не покидал. После обеда достал двух подряд - первый МиГ после попаданий перевернулся и летчик катапультировался, затем Дэвис перенес огонь на его ведомого и очень удивился, когда тот катапультировался всего после нескольких попаданий.
По китайским данным 15.12.1951 над Пхеньяном в 06:58 были обнаружены 4 группы вражеских самолетов общей численностью в 58 машин. На перехват в 07:08 подняты 18 МиГ-15 42-го иап 14-й иад (лидер Линь Ху) под прикрытием 20 МиГ-15 9-го иап 3-й иад (лидер Лон Линь). Из-за технических сбоев три МиГ-а 9-го иап вернулись на базу. При подходе к району, 42-й иап занял высоту 4000 м, а прикрывавший 9-й иап остался на 7000 м. В ходе завязавшегося боя летчики МиГ-ов заявили 9 сбитый F-84, свои потери составили 1 МиГ-15 9-го иап 3-й иад (летчик Цяо Циньвэн катапультировался).
Приношу извинения за задержку.
Ну, что ж, после уточнений Tranasit'а, можно обобщить два момента:
1. По Дэвису.
Весьма вероятно, что именно он, всё-таки (нет однако описания атак других пилотов в утреннем бою) сбил Горского и 2-х китайцев во вором бою.
Тогда он достигает превышения счёта Е.Г.Пепеляева примерно с 9-ью реальными победами (из 12 засчитанных). Выдающийся результат, бесспорно, хотя и следует учитывать, что в подавляющем большинстве случаев - это т.н. "полигонные" атаки по "движущимся мишеням" из ВВС НОАК.
2. Сэйбр Чэндлера засчитывается за китайцами. Это их первый "сэйбр", хотя и в несколько "извращённой" форме.
3. По 15 декабря.
Здесь всё чётко идентифицируется.
- Утренний бой "тандерджетов" с китайскими МиГами.
Итог = 1 : 0 в пользу американцев с перезачётом 6/1 : 9/0.
- Полуденный бой "сэйбров" с советскими МиГами.
Итог = 1 : 0 в пользу советских лётчиков.
1-го л-та Приндла сбил, очевидно Н.Сутягин. Вот описание его атаки (по И.Сейдову): "..Выполнив полный вираж, он снова обнаружил четверку Ф-86, которые преследовала пара МиГ-15. Сутягин, видя, что «миги» находятся на дистанции 1000–1200 м, и находясь выше на 500–600 метров, начал энергично разворачиваться вправо. «Сейбры», видя преследование, пошли на правую наклонную петлю. В это время Сутягин сблизился с ними до дистанции 600–700 м, «сейбры» заметили это и резко начали разворачиваться вправо. Сутягин с дистанции 270 метров открыл огонь по ведомому «сейбру», который резко перевернулся на правое крыло и начал беспорядочно падать..".
Советская сторона потерь не имела.
В целом, итог дня весьма благоприятен для 64-го ИАК, т.к. при отсутствии потерь навязали свой ход боя противнику, сбили 1 "сэйбр" и повредили ещё 2.
В заключении личная карточка погибшего американского пилота:
1LT WILLIAM FRANCIS PRINDLE
334TH FIGHTER INTERCEPTOR SQUADRON
AIRCRAFT TYPE: F-86E AIRCRAFT NUMBER: 50-681
HOSTILE, DIED (KIA)
DATE OF LOSS: DECEMBER 15, 1951
SERVICE NUMBER: AO942638
BORN: JUNE 8, 1921
HOME OR PLACE OF ENLISTMENT: COLUMBUS, OHIO, FRANKLIN COUNTY
LOCATION OR BATTLE ZONE: NORTH KOREA
BURIAL LOCATION: UNION CEMETERY, COLUMBUS, OH Comments: First Lieutenant Prindle was the pilot of a F-86E Sabrejet fighter bomber with the 334th Fighter-Interceptor Squadron, 4th Fighter-Interceptor Group. On December 15, 1951, while on a combat mission, a MiG-15 damaged his aircraft. He tried to land but lost his hydraulic system, so he parachuted. It failed to open.
KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 24059
На счёт сбитого нашими 15.12.51 "Сейбра".
То что его сбил Сутягин - вероятно, но, не очевидно. У Милаушкина параметры стрельбы тоже неплохие - дистанция больше (но в пределах эффективной), а ракурсы меньше.
Обстоятельств стрельбы Попова мы не знаем.
В общем, информации для однозначного определения "автора" победы недостаточно. Хорошо бы подробное описание потери с американской стороны с указанием б/порядков, маневров и т.п.