Увы, Вован22, - не могли. Этот борт сбил именно МиГ...
Коллеги, ситуация с боями 04 - 05.12.1950 г. крайне непростая.
Вынужден констатировать, что Леонид крайне близок к истине в своих последних постах.
Вот Вован22 приводит вновь данные отчёта 5 ВА, согласно которым
за 4-5 декабря в ходе боёв не было не то что потерь, даже серьёзных повреждений "шутов".
Забавно...
Тем более, что Transit привёл следующее:
Думаю, подвергать серьёзному сомнению слова книги не стоит, т.к. она явно не творение рук "коммунистических историков", а 100% западная (зачем им придумывать свои потери?).Вот как искомый эпизод упоминается в книге "Coalition Air Warfare in the Korean War, 1950-1953": - "On December 4, MiGs boxed in an RF-80 and its F-80 escort and damaged both aircraft with 23-mm cannon fire; both planes were fortunate to return to base."
Кроме того, в ней преведена весьма важная информация - я подчеркнул её - бой был между МиГами и парой RF-80 - F-80, сопровождавшим разведчика, причём оба самолёта имели повреждения 23-мм пушек МиГов.
Вывод первый - отчёт 5 ВА как минимум... лукавит, а точнее врёт.
Вован22 может ничего не пояснять по этому вопросу - факты налицо.
А что же в доступной американской статистике?
Итак, 4 декабря.
Вот KORWALD:
- RB-45C№48-015, Recon Det A, 84th Bmb Sq, On photo recon mission along Yalu River, downed by MiG-15s over land, last contact at 1215L, extensive SAR effort conducted over water off the coast of Korea , Capt Charles E. McDonough, Capt Jules E. Young, Capt James J. Picucci, Col John R.Lovell, MIA/BNR
- AT-6D№42-85674, 6147th Tac Ctl Sq, Destroyed on the ground at K-24 to prevent it from falling into enemy hands
- AT-6F№42-34319, 6148th Tac Ctl Sq, Destroyed on ground at K-24 to prevent it from falling into enemy hands
- AT-6F№44-82552, 6148th Tac Ctl Sq, Hit by ground fire, belly landed SE of Sunchon (aircraft later destroyed), rescued
- F4U-4№82050, USS Leyte (CV-32), VF-32, Made wheels up landing behind enemy lines near Koto-Ri to rescue Ens Brown, LtJG Thomas J.Hudner, rescued
- F4U-4№97231, USS Leyte (CV-32), VF-32, Hit by AAA fire, crash landed behind enemy lines near Koto-Ri, Chosin Reservoir area, Ens.Jesse L.Brown, KIA
Как видно из описания - ни слова о F-80.
В Комиссии по военнопленным новых бортов за 04.12.1950 нет, но есть расхождения по "москито". Сейчас это не важно, но факт имеет место быть.
Теперь 5 декабря:
Вот KORWALD:
- F-80C№49-478, 49 ИБАГ, Escorting RF-80, hit by MiGs near Chongju, shot up (200/250 holes), landed at K-2, UNK
иные потери этого типа в этот день не значатся
- F-51D№44-72960, 12 ибаэ, 18 ИБАГ, Crashed near Sariwon, circumstances unknown, Bill Hydorn, injured, rescued
- F-51D№44-74168, 2 SAAF Sq, SAAF, Damaged by exploding ordnance during strafing run and crashed behind enemy lines (Mustang 311), Capt. John F.O.Davis, rescued
- F-51D№44-74771, 35 ИБАГ, Enemy action
- F-51D№44-74803, 35 ИБАГ, Enemy action
- F4-U4№97345, USS Princeton (CV-37), VF-193, Failed to maintain altitude, speed on take-off, ditched, rescued
В Комиссии вновь нет дополнений по бортам, однако в обоих источниках нет ещё 5 "мустангов", списанных этим днём, указанных у МакЛарена. Впрочем, это прямо не относится к МиГам, хотя вновь говорит о полноте и точности обоих источников.
Итак, за 5 декабря упомянут повреждённым, но вернувшимся на базу F-80C №49-478 из 49 ИБАГ, причём прямо указано, что он сопровождал разведчика RF-80. Т.е. было два "шута".
Это соответствует советскому описанию боя 4 декабря (цит. по В.Набока "Натовские ястребы.."):
"..В 13.05 на перехват вражеских самолетов вылетела четверка МиГ-15 под командованием, гв. к. Науменко...
В 13.18 на высоте 5500 м на встречно-пересекающихся курсах наши летчики обнаружили одну пару истребителей-бомбардировщиков противника (самолеты врага были неверно опознаны как Ф-84, коих в это время в Корее еще не было). Осмотрев пространство впереди и не видя там самолетов противника, Науменко развернулся вправои оказался левее и сзади пары Ф-80. В это время и американские летчики заметили советских истребителей и, сбросив подвесные баки, со снижением стали уходить вниз. Наш ведущий довел скорость своего самолета до 1050 км/ч и на снижении стал постепенно сближаться с несколько отставшим ведомым Ф-80. Американские истребители выполнили доворот влево, в результате чего дистанция между враждующими истребителями сократилась до 600 м. К-н Науменко сразу же открыл огонь по ведомому «Шутинг Стару». После второй очереди вражеский самолет загорелся и правым резким разворотом ушел вниз, круто
пикируя к земле. В этот момент идущий третьим ст.л. Румянцев передал по радиосвязи: «Бей второго, преследую», и ушел вниз за падающим Ф-80. Не сбавляя скорости, Науменко атаковал ведущий Ф-80.
Американский самолет во время ведения по нему огня попытался резкими маневрами в горизонтальной и вертикальной плоскости оторваться от советских истребителей, но неудачно.
Во время маневрирования наш ведущий выпустил по Ф-80 три очереди с дистанции 400—500 м, от которых последний загорелся, сделал правый переворот и пикированием направился в сторону линии фронта. Дальнейшее преследование советские летчики прекратили, так как МиГи разогнались на
снижение до критической скорости в 1100 км/ч и стали плохо управляемы. По возвращении на аэродром гв. к. Науменко было засчитано два сбитых самолета противника.."
В американском описании боя 5.12, приведённом Transit, указано, что в этот день не было боя с эскортом разведчика. Правда, "потеряны" ещё 4 F-80 из советского описания боя, приведённого Виталием.
На основании сличения документов, следует вывод - потеря борта 49-478 имела место именно 4.12.1950 г., несмотря на американские статистические документы.
Автор этой победы, гв. капитан Науменко (фото внизу прилагается) стрелял крайне результативно, т.к. помимо списанного 49-478 он повредил и второй "шут" - RF-80, что указано в книге Transit, очевидно, восстановленный (или нет??) впоследствии.
А что же было 5.12?
В американских доступных статистических документах нет указаний на потери машин типа F-80, хотя советские документы достаточно ярко описывают повреждения противника. Странновато, но пока подождём. Дело в том, что есть ещё кое что.
А вот теперь вопросы к "американистам":
1) Что стало с пилотом борта 49-478?
2) К какой аэ принадлежал борт 49-478?
3) Что говорят американские источники о встречах МиГов и F-80 за 06.12.1950 г.?
Теперь поясню - в этот день (06.12) в базе KWP упомянут погибшим пилот F-80C из 9-й аэ 49-й ИБАГ - 1 Lt. Billy J. Shores, причём указано, что его борт получил тяжёлые повреждения от огня МиГа при эскорте RF-80 и разбился в Тэгу. Номер борта не указан:
F-80C №-?-, 9 ибаэ, 49 ИБАГ, while escorting a photo reconnaissance aircraft (RF-80), his aircraft received multiple hits from a MiG and was forced to land at Taegu #1 Air Base (K-2). The plane crashed on landing, 1 Lt. Billy J. Shores, MIA
Ни в KORWALDе, ни в Комиссии за 06.12 НЕТ упоминаний о потерях F-80.
Что это значит?
Билл Шоурз погиб именно 6.12 и в этот день группа кап. Крымского вела бой вновь с разведчиком RF-80 и его эскортом и тогда его сбил кап. Крымский?
Или Шоурз - это пилот борта №49-478, празбившиегося в Тэгу 4.12?
Тогда книга Transit весьма приуменьшила последствия атаки гв.кап. Науменко (я уже молчу об отчёте 5 ВА :-))).
И ещё.
Вот Вован22 привёл следующее:
Всего - 5В декабре было потеряно Ф-80:
в Воздушных боях-один
От ЗА-1
Средство поражения не установлено-1
Не вернулись с БЗ-3
А вот только один KORWALD за декабрь 1950 г. даёт достоверно потерянных 11 F-80, в т.ч. в в/б - 2 F-80. Если борт из KWP от 6.12 не является № 49-478, то их становится уже 12, в т.ч. в в/б - 3 F-80.
Как-то странновато, правда?
И порождает серьёзные вопросы к качеству Справочника (а Вован22 явно писал из него), как к серьёзному источнику. А ведь KORWALD полон только на 75 %...