Недавно встретилась очередная забавная история, за авторством господина Жирохова – того самого, что «интересуется региональными конфликтами и малыми войнами». Он бы бога ради, но наш плодовитый автор среди прочих забот и про Афган не забывает, радуя публику рассказками. На сей раз в журнале «М-Хобби» № 6.2011, зовется «Ночные демоны» с подзаголовком с претензией на сенсацию: «Мало кто знает, что еще в ходе войны в Афганистане советские вертолетчики успешно уничтожали караваны моджахедов в любое время суток. Для многих сейчас это может показаться сказкой, но, тем не менее, так и было».
Бог с ними, с теми, «кто мало что знает». Поглядим, о чем же автор знает много. Тут почти в каждой строчке смешно, так что прямо по тексту:
«Каждую ночь пара Ми-8 выходила в район границы и в ожидании колонны баражировала на высоте примерно две тысячи метров… Ведущий давал залп НУРами и моментально уходил в сторону, давая возможность для атаки ведомому. Но вскоре от этой тактики были вынуждены отказаться. Дело в том, что при стрельбе неуправляемыми реактивными снарядами с большой высоты велико рассеивание» - дело в том, что всякое оружие имеет определенные характеристики, включая прицельную дальность. Никому ведь в голову не приходит палить из автомата с трехкилометрового расстояния. Для НАР типа С-5 при стрельбе с вертолета она составляет предельно 1800-2000 м, что при указанной высоте полета не реализуемо. С названной двухкилометровой высоты даже при крутом пикировании градусов под 30о дальность до цели будет километров этак шесть. О рассеивании можно не рассуждать – с такого удаления НАР просто не долетят до цели, шлепнутся на землю (у С-5ых движок работает всего 0,8 сек). С тем же успехом можно просто выбрасывать ракеты через двери. И зачем ведущему «моментально уходить в сторону, давая возможность для атаки ведомому»? Дистанция и интервал в паре – несколько сот метров, да и превышение есть, друг другу не мешают.
- «Противнику в лучшем случае доставались осколки» (автором приводятся рассуждения о неудовлетворительности С-5) – осколки и являются основными поражающими элементами снарядов типа С-5 при данной задаче (борьба с живой силой, вьючным транспортом и малозащищенными объектами типа машин в караванах). Для поражения таких целей наиболее рационально осколочное воздействие, оно и обеспечивается НАР этого типа, почему ими вертолет и снаряжается. Заряд ВВ весом аж в 400 г служит преимущественно для этого самого осколкообразования и снаряд типа С-5МО по предназначению имеет именно осколочное действие. Его преимуществом является дистанционный характер поражения на большой площади (в отличие фугасного и кумулятивного воздействия, требующего прямого попадания в машину, верблюда или духа). В цифрах: приведенная зона поражения одной С-5МО этими самыми осколками по живой силе – 104 м2, по бортовой автомашине – 132 м2, а вот её фугасным действием – в десять раз меньше.
- «К противнику нужно было подбираться с подветренной стороны, чтобы ветер относил звук работающих вертолетных двигателей» - а как быть, если противник замечен с «неподходящей» наветренной стороны? Инструкция, которую эти самые «ночники» для сменщиков и писали, рекомендует атаковать с ходу с достижением внезапности, или с круга, заходя на цель со снижением с наиболее удобного для стрельбы ракурса, с открытием огня на пикировании с высоты 200-300 м (см. выше).
- «Скорость при стрельбе гасили практически до зависания» - а на кой ляд? Дивный совет. Автор слабо представляет себе динамику полета вертолета. Висеть он может разве что при угле тангажа (это когда нос вверх смотрит), стрельба при этом может выполняться только по целям, находящимся выше самого вертолета. В Инструкции летчику на этот счет говорится: «В равнинной местности, когда вертолет может выполнять зависание только выше уровня цели, прицельная стрельба неуправляемыми ракетами в установившемся режиме с висения невозможна». Больше того – «Если цель находится на уровне вертолета или ниже, необходимо уменьшить угол тангажа ручкой управления для совмещения перекрестья с целью и перевести вертолет в поступательный полет». Уж не говоря о том, что в боевой обстановке гасить скорость – совет для камикадзе. Ни скорости, ни маневра – чудная мишень. Рекомендации для Матросовых. Плохо учили в вашем политучилище тактику, Жирохов.
- «Каждая вторая ракета НАР была С-5О (О – осветительная), причем при обнаружении света фар автокаравана С-5О и С-5С применялись превентивно» - от это да! Не как-нибудь, а превентивно! Парень-то жох, такие слова знает. Жаль, не знает он, что ракеты разных типов запрещено заряжать вместе в блоки. Причина – у разных исполнений С-5 порядком отличается баллистика (масса, время работы ПРД, импульс и т.п.), и прицельный огонь должен вестись в расчете на определенный тип, учитывая характеристики НАР, чтобы огонь был точным и обеспечивалось поражение цели. Даже в прицел вводится поправка для учета особенностей применяемых С-5 при решении прицельной задачи. Если набить в блок разные ракеты, то и полетят они как бог на душу положит, в лес и по дрова. Это ж только в ковбойских фильмах герои палят с бедра не целясь и без промаха.
Особенно радикальным будет разочарование в описанном случае с С-5С и С-5О, условия применения которых совершенно противоположны: первые требуется пускать с небольших высот со строго определенной дистанции, не более 1500 м, в упор, чтобы легкие стрелки не разлетелись впустую, а вот осветительные С-5О (правильно С-5-О) – наоборот, с высоты километра в полтора и удаления до 2500-3500 м, чтоб они на парашютиках спускались и светили, пока в атаку будешь заходить. Их вообще рекомендуется пускать с кабрирования, чтоб летели подальше и повыше.
К тому же С-5С для стрельбы по машинам в караванах вполне бесполезна – обладая поражающим действием сугубо по живой силе (незащищенной и на открытом месте!), её стрелки хрен могут пробить даже жестяную дверку машины, не то что борт.
А еще понравилось в рассказе сочетание «ракета НАР».
- «Для операторов Ми-24 техники-умельцы монтировали на глазок «Радуги» ночной прицел, разбирая ПНВ-57Е. Ночью операторы Ми-24В могли эффективно применять как ПТУР «Штурм», так и пулеметы ЯкБ-12,7» - этот самый ПНВ-57Е – это прибор ночного видения для вождения техники, такие здоровенные очки-коробка. Кое-как картинку местности можно разобрать, но прицеливаться с его помощью… Эта затея была не изыском техников-умельцев, а комплексом доработки, но быстро сошла на нет. Увы, более подходящего, чем это сооружение конца 50-х годов, все равно не было. Какая уж там эффективность… А для стрельбы из пулемета оператором используется не «Радуга», а отдельная прицельная станция оператора КПС-53АВ, никаких возможностей для ночной стрельбы не имеющая.
- «Безлунной ночью 24 апреля 1985 года Ми-24В подполковника Савинкова атаковал крупный автомобильный караван. Этим эпизодом было открыто круглосуточное применение Ми-24 в Афганистане» - неправда это. При всем уважении к подполковнику Савинкову, случались и прежде успехи в ночных вылетах. Вот хотя бы вылет 7 января 1985 года пары Ми-24 в район к. Диси у Газни с задачей ведения ночных разведывательно-ударных действий. На дороге № 28 встретили две автомашины в 21.02, заметили фары и с дистанции 4000 м на их свет с переднего ракурса выполнили пуск «Штурм», затем НАР. Вторым заходом отстрелялись НАР и пушками, сбросили бомбы ОФАБ-100. Успех был реальным: на месте насчитали 15 убитых духов, вызванные Ми-8 с десантом собрали оружие и к 00.55 вернулись домой. Потерь нет.
- «Ми-8 оборонялись НАР и огнем пулеметов и АГС при посадке» - как можно отбиваться НАР и пулеметами при посадке для выгрузки досмотровой группы? Не говоря уже про АГС, что в двери стоит – он же мешать будет высадке, напрочь перекрывая дверь (да и не было уже АГС к описываемому времени). Видимо, в представлении автора духи толпами бегут навстречу садящемуся вертолету __ или идут в психическую атаку с зеленым знаменем – а мы от них обороняемся сосредоточенным ракетно-пулеметно-гранатометным огнем. А когда кончаются патроны, отбиваемся конспектами по марксо-ленинской подготовке. Как в анекдоте: - Но ты же политрук! – И пулемет продолжал стрелять.
- «С 1986 года командиры душманских расчетов ПЗРК получили американские очки ночного видения» - кто-нибудь когда-нибудь видел такие среди трофеев? А автор пробовал в ОНВ навести ПЗРК? Для наших «Стрел» и «Игл» ничего подобного не предусмотрено, потому как искать с помощью ОНВ самолет или вертолет ночью в темном небе – дохлое дело, тем более прицелиться. Малоконтрастный он для ночной оптики.
- «Действовали Ми-24 и совместно с Су-25» - просим-просим! Любопытно узнать, как автору представляется взаимодействие штурмовиков и вертолетов в ночное время. Если ему известен рецепт – кафедра тактики в Монино его заждалась.
- «Дружественный антипакистанский коммунистический исламист Исмаил Хан» - ну и друзей себе Жирохов нашел! Крутой местный предводитель из таджиков, наравне с Масудом по авторитетности. Бандюга тот еще. Из донесения ОГ ГШ МО: «…Чрезвычайно жесток, лично расправляется с пленными». Не дай бог к такому другу в руки попасть. С какого перепугу автор его воинство обнаружил у Кандагара – неизвестно, промышлял он в окрестностях Герата, где был царь и бог. То есть с географией у автора тоже неладно. В партии товарищ Исмаил и верно состоял – в Исламском обществе Афганистана. Так что кто его в коммунисты принимал и кому он взносы платил – вопросы к Жирохову. К нему же и насчет записи в друзья этого гарного хлопца.
- «Автору известны случаи потери вертолетов Ми-24 в ночное время – 31 января 1987 года при вылете на прикрытие транспортных самолетов в районе столичного аэропорта Кабул был сбит Ми-24 50-го осап, экипаж погиб» - а не трудно ли автору уточнить __ с чьей подачи он душманам успех приписал? Не было в тот день никакого сбитого вертолета ни в Кабуле, ни где-либо еще, ни погибших во всей авиации 40-й армии. Кого из вертолетчиков Жирохов решил похоронить и чем провинились?
Изображен зелененький вертолетик с подписью «Вертолет Ми-8МТ 280-го овп, аэродром Джелалабад, 1986 год» - прежде считалось, что 280-й полк стоял в Кандагаре. Халтурщик вы, Жирохов. Матерый и усердный.
В общем, сенсации не получилось. Ночная работа авиации в Афгане так толком и осталась нерешенным делом. При случавшихся удачах – общая эффективность низкая, а риск убиться высокий. Со временем практически сошла на нет и свелась преимущественно к патрулированию аэродромов для охраны от обстрелов и шалостей всякого хулиганья. Можно спросить у Игоря Фролова, человека знающего и служившего в той же 302-й овэ, как в его пору с ночной работой дело обстояло. В «Опыте эксплуатации» говорится: «Основная особенность и сложность применения вооружения вертолета Ми-24 по наземным целям ночью состоит в том, что прицельные устройства не обеспечивают обнаружение цели и выполнение прицеливания. Кроме того, отсутствие дальномеров, даже при обнаружении и освещении цели, не обеспечивает определение расстояний и не позволяет эффективно применять вооружение вертолета».
Причины такой развесистой клюквы в творчестве Жирохова тоже понятны. Чтобы ошибаться, надо хоть что-то знать, а тут представления о матчасти всё больше из популярных журналов, ну и печальное наследие замполитского образования сказывается. Заниматься самообразованием, читая умные книги, тут бесполезно - политрук всё знает сразу и наперед. Сходи он вовремя в армию, пообщайся с матчастью – глядишь, были бы иные представления о любимой им авиации, поближе к жизни. А так – отряхнется и дальше поскачет по жизни, «интересуясь локальными конфликтами и малыми войнами».