Этот вопрос где-то недавно уже обмусоливался. Ключевое слово здесь - вроде. Не то, чтобы подробности были какие-то, даже год этого "события" неизвестен. Я лично считаю, что это просто досужие вымыслы.
В 1961г. советский лётчик на новом истребителе-перехватчике Су-9 перелетел в
иранский город Абадан. Самолёт был разобран и переправлен в США туда же отправился и
летчик с которым предварительно были проведены беседы офицерами Отдела иностранных
технологий (Foreign Technology Division) Министерства обороны США.
Давно уже видел эту информацию, пытался найти хоть какие-нибудь ссылки - бесполезно.
В свое время я видел много документов, связанных с историей Су-9, и просмотрел в ЦАМО переписку ПВО по фактам нарушения госграницы, но ни разу не видел никаких упоминаний ни о чем подобном, поэтому считаю всю эту историю оч. маловероятной...
Последний раз редактировалось PPV; 16.10.2012 в 00:27.
Вся информация из западных источников. Насколько помню первоисточник выглядел так: (в некоторых упоминается 1961 год, что вероятно уже признак эффекта "испорченного телефона")
While West was thus suffering one mismatch after the other, the Communists continuously suffered defection of their pilots. In one of the least well known similar incidents, in 1963, a disappointed Soviet pilot flew his Su-9 interceptor to Abadan, in Iran. Only very scetchy details about this incident are known even today, but the plane and the pilot were picked up by officers of the – meanwhile – Foreign Technology Division (FTD), as the ATIC - now under US Air Force Systems Command, but directly controlled by Pentagon - was renamed in 1961. After being disassembled within 24 hours the Su-9 was transported to the USA, while the pilot followed shortly after. Almost certainly this was one of main factors which lead to a relatively early retirement of the Su-9 interceptor from active service.
Помнится, пару лет назад обсуждали этот момент, полки имевшие на вооружении Су-9 тогда на Кавказе имелись, и помнится по расчётам и дальности полёта до Абадана в теории даже хватало...но посмотрите на карту...если уж и был лётчик "несогласен с режимом", и всё же решил "махнуть" в Иран, то какого он "пилил" до самого Абадана (?) Не говоря уже о других деталях...так что вероятнее тип ЛА совсем не тот, да и лётчик "коммунист" не советский был...
Привет всем, ребята.
В общем-то совершенно случайно наткнулся, т.к. авиация не моя тема абсолютно. Зарегался, т.к. есть кое что по затронутому вопросу.
Ну да ладно.
Рассказывал отец.
В то время под Нахичеванью он служил. Аэродромная обслуга, конкретно был прожектористом. Базировалась там эскадрилья ПВО в которой тоже были СУ9 и МИГи. (Комэск их воевал в ВОВ, был 9 раз сбит. Может что-то можно нарыть в каких-то архивах... Фамилию не помню. Поговорка была у него любимая (пардон) : "х*й за*упастый"). Тогда же, относительно обсуждаемого события, была у них катастрофа : МИГ упал в Каспий (пилот погиб, тогда достать не смогли).
И в тоже примерное время был тоже перебежчик от америкосов. Их самолёт на взлётке 2 недели под чехлом стоял, пилота сразу особисты увезли. Может это какую-то привязку по времени даст. Отец служил с 59-го по 62-й (из-за Кубы их задержали).
Так вот лётчики у них бывало летали до этого Абадана (запомнил, т.к. похоже на "Абакан - там моя мама..." Джентльмены удачи). Глянул карту - маршрут-то получается прямо вдоль Иракской границы. А он на тот момент был в союзниках у СССР. Наводит на определённые размышления.
Напротив Нахичевани на территории Ирана тоже был аэродром. По словам отца расстояние между аэродромами было такое, что взлетающие истребители (а взлетали они в сторону границы) разворачивались уже над чужой территорией (америкосовские истребители тоже - над нашей территорией уже).
Так наши их банально стебали : садились МИГами на их аэродром в начале посадочной полосы, чиркали колёсами, снова взлетали и возращались в наше воздушное пространство.
Был у них лётчик Тимохович - он первым "прокатился" по тому аэродрому. Этого Тимоховича за такую выходку списали на вертолёты. Через полгода восстановили)))
Были потом и другие (Иван Безродный или Безродных. Родом из Рязани) (с ними отец дружбу водил, потому и запомнил).
Ну и "летуны" промеж собой забивались, кто длиньше прокатится по чужой взлётке. Ну особый отдел приезжал, журил виновников "торжества", но как-то без особого энтузиазма (а может вообще для показухи и то всё было некими "тактическими задачами", оформленными под "хулиганку").
А вот потом среди аэродромной обслуги пошли слухи, что летуны стали такой же хренью заниматься и на Абаданском аэродроме... ну т.е. "присаживаться" на него.
Только слухи, т.к. обслуга-то кто ? так "пехота рядовая", а летуны-то все офицеры - держались несколько особняком.
Так вот этот СУ9, про который разговор - он с соседнего аэродрома был. Ну как отец рассказывал их потом всех замполиты замучили лекциями. "Хулиганку" запретили (потом реально ни кто не садился к чужим).
А летуны промеж собой с этих эскадрилий общались, и опять же говорили, что просто что-то случилось у товарища с самолётом, потому и взлететь не смог. А никаких-таких настроений у него не замечали. Ну а дальше уже советская пропаганда подкорректировала.
Потом "отцову" эскадрилью под Тбилиси перегнали.
Вот как-то так.
Батя - человек серьёзный был, к фантазиям не склонный. Слышал я это всё (хоть и не жалуюсь на память), но лет 20 назад...
Так что верить или нет - это сами решайте.
Джамбул, потому что там тепло, там мой дом, там моя Мама....
Но по недостоверной информации, в 1961м году действительно один гондон перегнал самолет в Иран, в город Абадан, самолет и летчика передали в США....
Никакой фото информации ( факта присутствия Су-9 на зарубежных аэродромах, на фотопленке не запечатлели, что странно ) по данному инциденту, фактически нет....Так-что выводы могут быть разными...
...А вот потом среди аэродромной обслуги пошли слухи, что летуны стали такой же хренью заниматься и на Абаданском аэродроме... ну т.е. "присаживаться" на него...
В составе БО ПВО Су-9 были только в 2 полках - в Капитнари (Грузия) и Кюрдамире (Азербайджан).
Расстояние от любой из этих точек до Абадана в Иране - явно более 1000 км.
От Нахичевани ненамного меньше.
Как можно было на Су-9, взлетая с территории СССР, "присаживаться" в Абадане и прилетать потом обратно?
Даже опуская принципиальную вероятность таких хулиганских полетов...