Показано с 1 по 7 из 7
Like Tree1Likes
  • 1 Post By milstar

Тема: ЛИВИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ЗРС С-200ВЭ ''ВЕГА''

  1. #1
    milstar
    Guest

    По умолчанию ЛИВИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ЗРС С-200ВЭ ''ВЕГА''

    http://www.vko.ru/article.asp?pr_sig...ive.2006.29.09

    ЛИВИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ЗРС С-200ВЭ ''ВЕГА''

    24 марта 1986 г. над водами средиземноморского залива Сидра "двухсотка" обстреляла палубные самолеты ВМС США

    "ВКО" уже обращался к операции ВВС и ВМС США "Каньон Эльдорадо" 1986 г. (№ 4 (17) 2004 г.). Однако в тот раз о первом в истории случае боевого применения зенитной ракетной системы С-200ВЭ подробно не рассказывалось. Журнал восполняет этот пробел в описании боевых действий зенитных ракетных войск.


    Относительно результативности боевых стрельб 24 марта 1986 г. и поныне ведутся споры. По оценкам советских военных специалистов, по меньшей мере, два палубных самолета ВМС США были поражены зенитным ракетным огнем ЗРC С-200ВЭ. В Вашингтоне факт потерь отрицают напрочь.

    НАША ВЕРСИЯ

    С 22 марта 1986 г. руководство ВМС США дало сигнал на начало очередных учений авиационного ударного соединения ВМС в Средиземном море. Интенсивность полетов палубной авиации существенно возросла. 23 марта АУС ВМС США прибыло в район залива Сидра, приблизительно 200 км севернее параллели 32°30' северной широты.

    Группа боевых кораблей, предназначенных для ведения демонстративных действий, в составе 4 кораблей с флагманом – атомным крейсером "Йорктаун" – совершала маневры в непосредственной близости от ливийского побережья. Корабли маневрировали под прикрытием самолетов палубной авиации, действия которых обеспечивали из зон барражирования самолеты ДРЛО и У Е-2C "Хокай".

    24 марта корабли и самолеты США пересекли параллель 32°30 северной широты, объявленную Ливией в 1983 г. в качестве границы ее территориальных вод в заливе Сидра. Ливийская группа зенитных ракетных дивизионов С-200ВЭ (стартовая позиция в районе г. Сирт) обстреляла три палубных самолета ВМС США. В ответ на это АУС США нанесло удар по группе зрдн С-200ВЭ в районе г. Сирт и катерам ВМС Ливии.

    События развивались следующим образом.

    С 1.00 24 марта 1986 г. авиация США начала интенсивные полеты в заливе Сидра на удалении 180-300 км от береговой черты и в диапазоне высот 4-8 тыс. м. Временами палубные самолеты подходили к г. Сирт на расстояние до 160 км. Установленная официальным Триполи граница территориальных вод 32°30' северной широты находилась на удалении 145 км от ливийского побережья.

    К 13.00 отдельные группы самолетов начали приближаться до дальности 110-130 км от г. Сирт (130-150 км от позиции группы зрдн 3PК С-200ВЭ). В 13.46 с командного пункта сектора ПВО группе зрдн С-200ВЭ поступила команда на обнаружение цели в составе двух самолетов, идущих курсом на объект Сирт (дальность – 160 км, азимут – 12°, высота – 4,5 км, скорость – 160 м/с).

    Обнаружение цели (как в дальнейшем свидетельствовали материалы объективного контроля) первым и вторым зрдн осуществлялось по данным грубого целеуказания (от РЛС "Оборона-14") в течение 3,5 мин. В этот период времени командованием ПВО Сирии было принято решение на уничтожение палубных самолетов ВМС США.

    В 13.50 оба дивизиона группы С-200ВЭ по раздельно наблюдаемым самолетам ВМС США (дальность – 115 км, азимут – 12°, высота – 4,5 км, скорость – 160 м/с) с темпом 8 секунд произвели пуски одиночных ракет.

    Через 25-30 с после пуска ракет цели начали маневр "пикирование" (без разворота по курсу) и закончили его на высоте 2-2,5 км. Через 95 секунд полета с интервалом 8 секунд произошли встречи ракет с целью (дальность – приблизительно 100 км).

    На этом стрельбы группы зрдн не закончились. В 18.42 первый зрдн С-200ВЭ обнаружил цель на дальности 120 км и высоте 3 км. В 18.44 командир группы зрдн г. Сирт (ввиду отсутствия в этот момент связи с КП сектора ПВО) самостоятельно принял решение на уничтожение обнаруженной цели одной ракетой (дальность пуска – 100 км, высота – 3 км).

    Через 28-30 секунд после пуска ракеты цель осуществила аналогичный маневр "пикирование" до высоты 1,5 км. Встреча ракеты с целью произошла на дальности 85 км и высоте 1,5 км при полетном времени ракеты около 85 с.

    Анализ обстрелов этих трех целей позволяет сделать следующие выводы.

    Боевые расчеты группы дивизионов С-200ВЭ допустили существенные нарушения требований Правил стрельбы:

    не уточняли дальности до целей радиолокаторами подсвета целей (РПЦ) в режиме фазокодовой модуляции (ФКМ);

    не учитывали возможности осуществления противоракетного маневра самолетами противника, в результате чего встречи ракет с целями произошли в зоне пониженной вероятности поражения;

    стрельбы проведены с недорасходом ЗУР.

    Представляет интерес и еще одно обстоятельство. Летному составу ударной авиации трудно (а порой и невозможно) определить факт и момент пуска ЗУР дивизионами С-200ВЭ (по причине большой дальности пуска ракет). Однако все три самолета начали маневр всего через 25-30 с после пуска ЗУР. Это свидетельствует о том, что соответствующую информацию им мог дать только самолет ДРЛО и У Е-2С "Хокай".

    Условия стрельбы над морем и на большом удалении от береговой черты не дали возможности получить надежные вещественные доказательства уничтожения целей.

    Несмотря на это, характерные признаки их поражения на экранах индикаторов РПЦ ЗРК С-200, РЛС целеуказания группы зрдн и РЛС РТВ (а также результаты проведенного впоследствии моделирования) позволяют считать, что в трех стрельбах дивизионов С-200ВЭ 24 марта 1986 г. сбито не менее двух самолетов палубной авиации 6-го флота США.

    Об этом же косвенно свидетельствовали немедленно организованные в районе встреч ракет с целями поисково-спасательные действия вертолетов ВМС США. Они были предприняты американцами сразу после окончания стрельб. Это позволяет предположить, что в тот момент времени производился поиск и подъем с воды экипажей пораженных самолетов.

    С 20.25 24 марта первый и второй зрдн С-200ВЭ сопровождали группу целей на удалении 150-180 км, под азимутом 0-20°. В это время полеты авиации прикрывались активными шумовыми помехами средней и слабой интенсивности для РЛС П-14, П-35, П-18, а на РЛС "Оборона-14" и ПРВ-17 помехи воздействия практически не оказывали.

    В 20.47-20.50 постановка помех прекратилась. На дальности 60 и 80 км расчетом РЛС целеуказания было обнаружено две новых цели. Командир группы дивизионов поставил второму зрдн С-200ВЭ задачу по обнаружению цели на удалении 80 км. В это время первый зрдн продолжал сопровождать цель на дальности 160 км.

    Второй дивизион выключил полную мощность и вручную начал отрабатывать целеуказание. В это время с ближайшего самолета ВМС США (дальность – 60 км) по первому зрдн был осуществлен пуск двух противорадиолокационных ракет "Харм".

    Первая ракета "Харм" подорвалась на расстоянии 8 м и высоте 9 м от центра основания кабины K-1 (антенный пост ЗРК С-200ВЭ), вторая – пролетела над стартовой позицией на малой высоте и разрушилась при падении на удалении 10-11 м от точки стояния К-1.

    После удара ракетой "Харм" вся техника группы зрдн С-200ВЭ была немедленно выключена. Есть основания считать, что следующий самолет, находившийся на удалении 80 км, должен был нанести удар по второму зрдн. Поскольку полная мощность передающих устройств была выключена, то удар не состоялся. Обе цели через 1 минуту вышли из зоны видимости РЛС "Оборона-14".

    Основной, наиболее плотный поток осколков боевой части первой ракеты "Харм" пришелся на антенную систему и под основание кабины K-1. Были выведены из строя антенная система и волноводы кабины, кабель между кабинами K-1 и К-2, четыре антенных прицепа, которые находились у основания антенного поста. Электронная часть аппаратуры кабин K-1 и К-2 при этом практически не пострадала.

    По оценкам специалистов, подобные повреждения следовало считать средними. В войсковых условиях боевую технику можно было восстановить при наличии резервных элементов антенных систем, кабелей и волноводов.

    Следует полагать, что результаты событий 24-25 марта были учтены командованием США при разработке и подготовке последующей операции – "Каньон Эльдорадо".

    В войсках ПВО Ливии, как показали дальнейшие события, из факта и результатов применения ракет "Харм" 24 марта 1986 г. надлежащего анализа и правильных выводов в ходе планирования и подготовки к отражению последующих ударов ВВС и ВМС США сделано не было.

    ВЕРСИЯ ВМС США

    Еще 7 января 1986 г. президент США Рональд Рейган приказал всем американским гражданам покинуть Ливию. Все связи между двумя странами были практически прерваны. Объединенный комитет начальников штабов к тому времени анализировал возможные варианты военных действий против Ливии. Белый дом давно подозревал Триполи в организации террористической деятельности.

    Ударный авианосец "Америка" отбыл из Норфолка в начале марта 1986 г., на один месяц ранее запланированного срока. Вскоре он присоединился в Средиземном море к авианосцам "Корал Си" и "Саратога". Предполагалась очередная фаза учений по обеспечению свободы навигации (FON) в Западном Средиземноморье, которую планировалось осуществить в заливе Сидра.


    Залив Сидра ранее считался международными водами. Однако Ливия морские пространства, лежащие южнее 32°30' северной широты, объявила своими внутренними водами. Периодически, начиная с 1973 г., 6-й флот ВМС США проводил в этом районе учения типа FON. Ранее они обходились без инцидентов. На этот раз столкновение было неизбежным.

    24 марта 1986 г., действуя в непосредственной близости от побережья Ливии, в полдень, три американских военных корабля пересекли параллель 32°30', то есть именно тот рубеж, который харизматический лидер ливийской революции полковник Муаммар Каддафи назвал "Линией смерти".

    Ливия немедленно произвела пуск двух ракет типа "земля-воздух" по палубным истребителям F-14A "Томкэт" эскадрильи VF-102. Обе ракеты, по оценкам американцев, упали в воду. Несколько позже еще один ливийский зрдн обстрелял еще один американский самолет. Но и эта ракета прошла мимо цели и также упала в воды залива Сидра.

    В этот же день патрульные катера ВМС Ливии приблизились к отряду боевых кораблей 6-го флота ВМС США, развернутому в заливе Сидра. Ливийские плавсредства были атакованы и уничтожены двумя палубными штурмовиками A-6E. "Интрудеры" при этом впервые применили ракеты AGM-84 "Гарпун". Катера Муамара Каддафи за считанные секунды американцами были пущены на дно залива.

    Два часа спустя ливийцы вновь запустили ракеты SA-5. “Изделия” опять пролетели мимо американских палубных истребителей F-14 и упали в воду.

    Однако злоключения для ливийцев на этом не закончились. После полудня палубные истребители ВМС США поразили два ливийских самолета – истребителя MиГ-25 над спорными водами залива Сидра. Позже, уже ночью, два палубных самолета ВМС A-7E "Корсар" II атаковали с помощью ракет "Харм" стартовую позицию ЗРК С-200ВЭ в районе г. Сирт.


    Всего в ходе этих инцидентов, по заключениям американских экспертов, три ливийских патрульных катера, два самолета и радиолокатор ЗРК С-200ВЭ были поражены авиацией ВМС США.

    Факт каких бы то ни было потерь с американской стороны президент США Рональд Рейган категорически отрицал.

    Иными словами, мнения участников событий о результативности боевых стрельб ЗРС С-200ВЭ над водами средиземноморского залива Сидра среди участников событий разошлись диаметральным образом. По всей видимости, точку в этом вопросе поставили бы обломки палубных самолетов, поднятые со дна Средиземного моря.

    Сергей ТИМОФЕЕВ

  2. #2
    Super Moderator Форумчанин Аватар для Петр Берестовой
    Регистрация
    15.08.2006
    Адрес
    Местного разлива..
    Сообщений
    650

    По умолчанию Re: ЛИВИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ЗРС С-200ВЭ ''ВЕГА''

    Цитата Сообщение от milstar
    http://www.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.29.09

    Об этом же косвенно свидетельствовали немедленно организованные в районе встреч ракет с целями поисково-спасательные действия вертолетов ВМС США. Они были предприняты американцами сразу после окончания стрельб. Это позволяет предположить, что в тот момент времени производился поиск и подъем с воды экипажей пораженных самолетов.
    На каком основании были сделаны выводы о поисково спасательной операции? На основании радиоперехвата или на экранах РЛС были видны отметки вертолетов ?
    При взлетах/посадках на авианосец разве в воздухе не дежурит вертолет ПСС?
    Жизнь даётся нам один раз, поэтому прожить её надо так, чтобы "там наверху" обалдели и сказали, - А ну ка повтори!

  3. #3
    milstar
    Guest

    По умолчанию

    Dear Sir

    Author/milstar/ of the thread sorry to inform you ,that only submitted link's,where information and analysis make more professional impression .

    You can disscuss this article with author /call VKO editor/
    or try to search competent person in www.centrawn.ru


    Your respectfully milstar

  4. #4
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.10.2006
    Адрес
    Россия
    Сообщений
    78

    По умолчанию Re: ЛИВИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ЗРС С-200ВЭ ''ВЕГА''

    Цитата Сообщение от Петр Берестовой
    Цитата Сообщение от milstar
    http://www.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.29.09

    Об этом же косвенно свидетельствовали немедленно организованные в районе встреч ракет с целями поисково-спасательные действия вертолетов ВМС США. Они были предприняты американцами сразу после окончания стрельб. Это позволяет предположить, что в тот момент времени производился поиск и подъем с воды экипажей пораженных самолетов.
    На каком основании были сделаны выводы о поисково спасательной операции? На основании радиоперехвата или на экранах РЛС были видны отметки вертолетов ?
    При взлетах/посадках на авианосец разве в воздухе не дежурит вертолет ПСС?
    Могу только посочувстовать :oops:
    Ни ПВО, ни авиация ... в тем более противника никогда не признает превосходство другого - чистая политика.

    Мое мнение - скорее всего С-200 сбила 2 самолета США.
    Или зачем тогда США организовали (в общем с риском для себя) уничтожение ЗРК ракетами "воздух-РЛС", если они не понесли потерь? Лишний риск и затараты.

    С уважением,
    Хы.

  5. #5
    Super Moderator Форумчанин Аватар для Петр Берестовой
    Регистрация
    15.08.2006
    Адрес
    Местного разлива..
    Сообщений
    650

    По умолчанию

    Да нет, меня интересовало именно дежурит ли вертолет ПСС в воздухе при посадках/взлетах, это раз.
    Два-на основании данных радиоперехвата были сделаны такие выводы или просто по активности вертолетов в районе предполагаемого падения самолетов. Не могла ли быть эта активность связана например с поиском каких то, возможно оставшихся на поверхности воды, частей от ракет например(утрированно)?
    По идее если радиоперехват, то должны бы быть доклады о поднятии пилотов или еще что то.

  6. #6
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.10.2006
    Адрес
    Россия
    Сообщений
    78

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Петр Берестовой
    Да нет, меня интересовало именно дежурит ли вертолет ПСС в воздухе при посадках/взлетах, это раз.
    Два-на основании данных радиоперехвата были сделаны такие выводы или просто по активности вертолетов в районе предполагаемого падения самолетов. Не могла ли быть эта активность связана например с поиском каких то, возможно оставшихся на поверхности воды, частей от ракет например(утрированно)?
    По идее если радиоперехват, то должны бы быть доклады о поднятии пилотов или еще что то.
    В принципе можно задать этот вопрос на ВКО или нашим друзьям с Запада.

    С уважением,
    Хы.

  7. #7
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от milstar Посмотреть сообщение
    http://www.vko.ru/article.asp?pr_sig...ive.2006.29.09

    ЛИВИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ЗРС С-200ВЭ ''ВЕГА''

    24 марта 1986 г. над водами средиземноморского залива Сидра "двухсотка" обстреляла палубные самолеты ВМС США...

    Следует полагать, что результаты событий 24-25 марта были учтены командованием США при разработке и подготовке последующей операции – "Каньон Эльдорадо"...

    "Александр Ермаков 15 апреля 2016


    Буря в Каньоне

    Тридцать лет назад, 15 апреля 1986 г., совместно Военно-воздушными силами и авиацией флота США был успешно проведен рейд возмездия против Ливии. В истории он останется как операция «Каньон Эльдорадо».

    Ситуация в мире три десятилетия назад была не самой спокойной с точки зрения терактов. Конечно, тогда целых регионов, занятых террористической группировкой, считающей себя Всемирным Халифатом, не было. Однако число взрывов, как ни странно, было не меньше, чем в наши дни. Летом 1985 г. террористы Хезболлы захватили Боинг авиакомпании Trans World Airlines и убили оказавшегося на борту американского военного моряка. Сразу после католического рождества, 27 декабря 1985 г., вооруженные автоматическим оружием и гранатами террористы атаковали аэропорты Рима и Вены, погибли 19 человек, более ста были ранены. 2 апреля 1986 г. на летящем над Грецией рейсе 840 авиакомпании Trans World Airlines произошел взрыв, четверо человек, включая 8-месячного ребенка были вырваны из салона через образовавшуюся крупную пробоину. Самолет чудом удалось посадить. И, наконец, всего через три дня, 5 апреля, произошел теракт, с которым принято связывать «Каньон», - взрыв на дискотеке в Западном Берлине, в результате которого погибло три человека, и более двухсот получили ранения.
    Данные теракты незамедлительно, как бы сказали сегодня в негативно настроенных по отношению к США СМИ, «повесили» на Ливию и персонально на М. Каддафи, либо напрямую (как случилось с терактом в Берлине) либо опосредованно, как спонсора терроризма. Разумеется, можно и даже нужно скептически относиться к результатам расследований специальных служб США, но даже ярым поклонникам ныне покойного лидера Джамахирии, не стоит забывать, что в 1970-80 гг. Ливия, пользуясь значительными доходами от продажи нефти, активно и открыто поддерживала множество организаций, которые использовали террор против мирного населения как основной инструмент своей «борьбы». Спектр их был довольно широк — от Ирландской Республиканской Армии до арабских группировок, боровшихся с Израилем. По крайней мере, за нападения на аэропорты и взрыв в самолете, вероятно, ответственна Организация Абу Нидаля, наиболее радикальное крыло палестинских националистов. К терактам, даже в заявлениях официальных лиц Ливии, она относилась зачастую как проявлениям «героической освободительной войны».

    При этом сами по себе американо-ливийские отношения были далеки от мирных. В 1973 г. М. Каддафи объявил, что большая часть залив Сидра - территориальные воды Ливии, а не только принятые международным морским правом 12 миль от побережья. На шестой флот США это сработало как красная тряпка на быка - последующие годы прошли в атмосфере взаимных военных провокаций. ВМС США демонстративно проводили учения в водах, которые ливийцы объявили своими, и прощупывали ПВО Ливии, а ливийцы отрабатывали атаки на американские самолеты и корабли. Периодически нервы сдавали у обеих сторон — в 1981 г. американские палубные перехватчики F-14 «Томкет» сбили два истребителя-бомбардировщика Су-22, по американской версии один из ливийцев выпустил ракету первым. А в конце марта 1986 г. разыгрался настоящий, пусть и односторонний, морской бой, стоивший флоту Ливии нескольких легких кораблей.

    После теракта в Берлине Президент США Р. Рейган потребовал от Пентагона как можно скорее провести акцию возмездия. По счастью, у ВМС был опыт «общения» с ПВО Ливии, а у ВВС «домашняя заготовка»: в октябре 1985 г. развернутые в Великобритании двухместные тактические бомбардировщики F-111 в ходе внезапных учений «Призрачный гонщик» нанесли удар по полигону в Канаде. В ходе двенадцатичасового полета десять бомбардировщиков выполнили по четыре дозаправки в воздухе. Перебрасывать в Европу дополнительные силы было сочтено нежелательным, так как подозрительная активность могла обеспокоить ливийцев. Соображения секретности и неуверенность в готовности также вынудили отказаться от идеи боевого дебюта малозаметных «стелсов» F-117, он состоится только через три года в Панаме.

    uslyb2.jpg
    crooksandliars.com
    Маршрут полета

    Важным было получить согласие Франции на использование ее воздушного пространства, что значительно сократило бы дистанцию перелета Великобритания-Ливия. Однако тайно и оперативно это сделать не удалось — существуют мнения, что причиной было желание французов уже тогда провести полномасштабную, а не разовую интервенцию и добиться свержения режима. Не удалось получить согласие Испании и Италии, что привело к необходимости огибать весь европейский континент. Первоначально планировалось сократить в этом случае ударную группу с 18 самолетов до 6 и вместо трех целей выбрать одну, но руководство настояло на поражении всех первоначально выбранных целей. Целью F-111 были комплекс казарм Баб-аль-Азизия на юге Триполи, военная часть аэропорта Триполи и тренировочный лагерь боевиков Сиди Билал.

    Казармы Баб-аль-Азизия были главной целью — между участниками операции они получили название «Ливийского Белого дома» за то, что были одной из резиденций ливийского лидера. Вопрос о том, была ли первоочередной задачей физическая ликвидация М. Каддафи довольно щекотлив, так как директива Президента Д. Форда запрещала намеренные убийства глав государств, что, впрочем, не распространялось на удары по военным объектам, на которых «случайно» могли оказаться верховные главнокомандующие. В 1991 г. подобная неофициальная охота шла за Саддамом Хусейном, впрочем, в обоих случаях безуспешно.

    uslyb3.jpg
    wikipedia.org
    Самолет-постановщик помех EF-111A «Рэйвен». Один из участников налета

    Дорогу «сухопутным» бомбардировщикам должны были пробить палубные штурмовики A-7 «Корсар» II и истребители F/A-18 «Хорнет» с авианосцев CV-43 «Корал Си» и CV-66 «Америка», летчики которых уже имели опыт взаимодействия с ливийской ПВО. Кроме того, для ударов по баракам и аэродрому в приморском Бенгази было решено задействовать палубные штурмовики A-6 «Интрудер». Прикрытие на случай взлета ливийских истребителей обеспечивали перехватчики F-14A «Томкет».

    Операция была назначена на ночь с 14 на 15 апреля, авианосцы 14-го вышли на позиции для взлета палубной авиации. Взлет ударной группы начался после заката, в районе 21:00. С аэродромов в Великобритании поднялись две дюжины бомбардировщиков F-111F (три группы по шесть и шесть в резерве на случай неполадок после вылета), пять самолетов радиоэлектронной борьбы EF-111A (один резервный) и почти три десятка танкеров, которым предстояло обеспечивать уникальный перелет. Группа следовала в полном радиомолчании. На случай, если их заметят визуально, было подготовлено прикрытие в виде плановых учений «Селти Нейшн», для участия в которых взлетело еще 20 F-111. На двух бомбардировщиках были выявлены небольшие неполадки и они, вместе с неиспользованными резервными самолетами вернулись в Великобританию, остальные вместе с танкерами начали перелет вокруг Европы. После четырех дозаправок, с полными до краев баками бомбардировщики начали снижение на предельно малые высоты, сначала до нескольких сотен метров, а потом и до порядка пятидесяти[i]. Полет в ночное время суток на такой высоте и скорости около 1000 км/ч — чрезвычайно сложная и опасная задача, возможно, на тот момент развития авиатехники обеспечить прорыв к цели в таком режиме могли только F-111, оснащенные системами следования рельефу местности и первыми эффективными прицельно-навигационными контейнерами. Полет на такой малой высоте был необходим чтобы оказаться ниже зоны действия радаров — ПВО Ливии была представлена десятками ЗРК с сотнями пусковых установок, прикрывавших в основном районы, выбранные для атаки.

    За несколько минут до ожидаемого прорыва бомбардировщиков ВВС самолеты флота начали массированный обстрел объектов ПВО Ливии ракетами «Shrike» и HARM, которые наводились на излучение РЛС. В общей сложности было выпущено почти полсотни противорадиолокационных ракет, промахнулась, возможно, даже большая их часть, но цель была достигнута — активно работающие станции наведения и обзора были поражены, а многие другие просто побоялись включиться в борьбу. Ударные группы F-111 обошли столицу Ливии и атаковали с неожиданного направления, со стороны континента, а не моря. Удалось удачно поразить лагерь Сиди Билал и аэродром, на казармы Баб-аль-Азизия сбросили бомбы только три самолета из девяти (причем один допустил серьезный промах), главная цель пострадала относительно легко. Параллельно штурмовики флота на малой высоте успешно атаковали цели в несколько хуже прикрытом ПВО Бенгази.

    uslyb4.jpg
    wikipedia.org
    Транспортные Ил-76 в прицеле бомбардировщиков F-111

    После атаки F-111 не разворачиваясь на форсаже ушли в сторону моря. В общей сложности атака продлилась около 20 минут. ПВО Ливии, судя по всему, была, несмотря на длившиеся последний месяц вялые перестрелки с флотом (возможно, и благодаря ним), отчасти застигнута врасплох, отчасти деморализована. В районе столицы организованного сопротивления и вовсе практически не было оказано. Однако именно там американцы понесли единственную потерю — F-111 упал в море в районе порта. Спасательная капсула не была отстрелена, и экипаж погиб[ii], вероятно, у него не хватило времени, учитывая малую высоту и большую скорость полета. Точные причины потери неизвестны до сих пор и, вероятно, уже никогда не прояснятся, но господствующая гипотеза заключается в поражении ствольной зенитной артиллерии.

    «Заградительный барьер» истребителей и перехватчиков флота готовился встретить бросившиеся в погоню истребители, однако так и не дождался их — в ту ночь авиация ливийцев активности не проявила. Впереди у ударной группы ВВС было возвращение тем же маршрутом в Великобританию. В общей сложности полет занял 14 с половиной часов, ранее миссии подобной длительности на тактических самолетах казались невозможными. Несмотря на то, что были поражены не все цели, операция «Каньон Эльдорадо» стала примером успешной координации действий различных видов войск и комплексного планирования, а также испытанием новых систем вооружения. При этом политическое значение её оказалось относительно невелико, что привело к тому, что в военной и околовоенной среде её помнят и изучают до сих пор, тогда как в других она почти забыта. Она даже не привела в свое время к сколь-либо значительной конфронтации СССР и США. По её результатам Р. Рейган заявил, что США «сделали то, что должны и, если понадобится, сделают это вновь». Как минимум в последнем он, как мы знаем сегодня, оказался прав. Почти ровно через пять лет, когда будут «ставить на место» другого известного лидера арабского мира, начнется новая глава в истории войн, а США окончательно излечатся от «комплексов» Вьетнамской войны.

    uslyb5.jpg
    Vko.ru
    Схема операции «Каньон Эльдорадо»

    Потери ливийской стороны составили около 60 человек, большая часть которых была военными. Заявленные жертвы со стороны только гражданского населения — около 40 человек, скорее всего, завышены, по крайней мере сообщение о том, что при налете погибла приемная дочь М. Каддафи, оказалось заведомо ложным. Военный ответ ограничился пуском двух ракет «Скад» по небольшой базе береговой охраны США на острове Лампедуза, однако обе ракеты перелетели остров и упали в море. Нельзя исключать того, что промах был намеренным, так как успешное попадание и жертвы, вероятнее всего, вызвали бы несоизмеримую реакцию США.

    Официально отношения между странами были нормализованы в августе 2008 г, когда США и Ливия подписали соглашение об урегулировании взаимных претензии. Как мы знаем сегодня, ливийскому лидеру тогда оставалось жить три года.

    [i] Имеются свидетельства, что в ходе атаки на лагерь Сиди Билал бомбардировщики снизились до 25 метров.

    [ii] Самолеты семейства F-111 не оснащались катапультными креслами, средством спасения была сама кабина, отделявшаяся целиком и спускавшаяся на парашюте."

    РСМД :: Блоги :: Буря в Каньоне

    В каментах про радиоперехват :

    30 лет Каньону Эльдорадо: sandrermakoff




    17 апр. в Иране на параде вместе с С-300 :

    tu9kuxv.jpg

    Парад в честь дня Армии в Тегеране - Юрий Лямин

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •