Переходим, тем более, что 1 июня снова был результативный бой, правда, довольно запутанный, если смотреть с советской стороны. Дайте американскую версию, может она что-то и прояснит.
Вид для печати
01.06.1951 г. группа из 4 B-29A 343 BS 98 BW наносила удар по железнодорожному мосту в районе н.п. Кваксан. Прикрытие бомбардировщиков осуществляли 6 "Сейбров" 336 FIS 4 FIG. В 10:49, при движении группы на участке от квадрата YE1332 к квадрату XD7794, она была атакована примерно 22 МиГ-15. Истребители противника в течение 10 минут боя выполнили восемь "сквозных" заходов на бомбардировщиков, всегда осуществляя подход сзади, с позиции 5-7 часов. В результате атаки МиГ-а был поражен B-29A 44-86327 (командир экипажа Capt. Robert A. Fredericksen), у которого загорелся двигатель №3. Какое то время самолет оставался в строю, а затем перешел в штопор и у него отвалилось крыло. Место падения отмечено в квадрате YD1570, причем в районе наблюдались 11 парашютов.
В этом бою летчики F-86 заявили об уничтожении двух МиГ-ов. Так, два "Сейбра" вступили в бой сразу после появления противника, выполнив две атаки "в лоб". После одной из лобовых атак л-т Эванс (Lt. Simpson Evans) успел развернуться и сесть на хвост МиГ-15. Дав одну удачную очередь, л-т Эванс наблюдал множественные попадания в крыло противника, после чего МиГ начал дымить, а затем гореть. Последний раз подбитый самолет наблюдался в квадрате YD4840, в этот момент у него отвалилось правое крыло. Парашюта не зафиксировано.
Ещё четыре "Сейбра" вступили в бой, когда группа бомбардировщиков взяла курс от цели на юг - домой. Эти F-86 перехватили МиГ "прицепившийся" к горевшему В-29А. К-н Рансботтом (Capt. Richard O. Ransbottom) сблизился с самолетом противника и дал по нему три очереди. Летчик атакованного МиГ-а сбросил "фонарь" кабины и катапультировался в квадрате YD3045. Из-за малого остатка топлива "Сейбры" были вынужденны прекратить бой и взяли курс на базу. Один сбитый МиГ был занесен на счет хвостового стрелка B-29A сж-та Кэнопа (sgt Earl A. Kanop).
История потери В-29 имела продолжение: для обеспечения эвакуации выпрыгнувшего с парашютами экипажа в район падения бомбардировщика были направлены четыре звена F-51D 18 FBG, которые посменно дежурили на высоте вне досягаемости МЗА. В 15:35 звено F-51D 67 FBS 18 FBG, находившееся в этот момент в районе, было атаковано 4 МиГ-ами. В результате самолет F-51D 44-74614 был сбит и упал в квадрате XD3766. Летчик ст.л-т Мур (1st Lt. Harry C. Moore) пропал без вести.
Ещё один воздушный бой имел место в 19:51, когда звено F-86 обнаружило и атаковало 6 МиГ-ов в квадрате XD3815. Заявлено о повреждении двух самолетов противника без своих потерь.
По нашим данным первый бой 1 июня прошёл в районе 7 часов ( +1 ч. по Сеульскому) между 4 Мигами 176 ГИАП и несколькими Сейбрами, в результате которого на счёт Гвардейцев был занесён 1 F-86. Дальше был бой с бомбардировщиками. Приведу выдержку из своей книги:
"Полдевятого утра РТС обнаружили четыре бомбардировщика и восемь истребителей, идущих в район Хэйдзио. Для прикрытия Аньдунского моста командир 324-й ИАД поднял в воздух 10 МиГ-15 18-го ГИАП под командованием гв. к. Антонова. Следуя на высоте 11500 м в районе Хэйдзио, командир группы принял доклад от ведущего последней пары к-на Герасименко: «Справа-ниже вижу четыре бомбардировщика противника». «Сверхкрепости» шли на высоте 7000 м в боевом строю «ромб» справа-впереди МиГов.
Антонов решает атаковать бомбардировщики и приказывает группе выполнить разворот вправо на 90 градусов. В самом начале разворота Антонов был атакован в лоб парой Ф-86, которая затем левым разворотом попыталась зайти в хвост ведущий паре. Антонов произвел левый боевой разворот и оказался выше противника. «Сейбры», видя свое невыгодное положение, со снижением ушли на юг. Затем Антонов отыскал звено бомбардировщиков, идущее с прежним курсом, при этом один Б-29 уже горел и разрушался в воздухе. Антонов начал производить маневр для занятия выгодного положения к атаке, но получил доклад от своего ведомого гв. ст. л. Агеева: «По мне стреляют», сделал левый боевой разворот и увидел ниже себя три самолета. В середине тройки командир группы опознал ведомого и направился к нему. Самолеты тройки рассыпались во все стороны, и Антонов потерял их из виду. В это же время Агеев передал по радиосвязи, что у него плохо работает двигатель, и с высоты 11000 м начал планировать к аэродрому. Несмотря на полученные повреждения (21 пулевая пробоина) летчик сумел благополучно произвести посадку.
В то время, как Антонов завязал бой с «Сейбрами», его ведомая пара ст. л. Малашина пошла в атаку на еще одну вражескую пару истребителей, которая на самом деле оказалась ведущей парой второго звена ст.л-та Корниенко. Обе пары провели короткий бой на равных условиях и разошлись. Ведущий второй пары этого звена гв. ст. л. Стельмах находился слева и впереди на 500-600 м, поэтому в бой с «вражеской парой» Малашина не вступил, а единственный из всей группы решил атаковать бомбардировщики. Передав по радиосвязи: «Иду в атаку», советский летчик устремился к четверке «Сверхкрепостей». Его ведомый ст. л. Муравьев в момент перехода Стельмаха в атаку оторвался и потерял его из виду, не смог он обнаружить и американские бомбардировщики. Оставшись один, ст.л. Стельмах тем не менее пошел на вражеские бомбардировщики и до полного израсходования боекомплекта производил по ним стремительные атаки. В результате точного огня два Б-29, объятые пламенем, рухнули на землю, но 2 Ф-86 сумели в самом конце боя незаметно подойти сзади к самолету Стельмаха и атаковали его. Наш летчик передал в эфир последнее сообщение: «Боеприпасы израсходованы полностью, повреждено управление, иду на свой аэродром” но Миг-15 совершенно отказывался подчиняться воле пилота, и ст. л. Стельмах катапультировался. Воздушный бой шел над местом дислокации северокорейской армии, поэтому опускающихся на парашютах американских летчиков и членов экипажей сбитых бомбардировщиков внизу ждали северокорейские солдаты. К сожалению, советский летчик был принят ими за американца и еще в воздухе обстрелян из стрелкового оружия. К земле Евгений Михайлович Стельмах опустился уже тяжелораненным, но, несмотря на это, достал пистолет и выпустил по атакующим его солдатахм практически все патроны — последнюю пулю он оставил для себя...
...Находящаяся выше всей группы пара гв. к. Герасименко тоже была связана боем двумя Ф-86 и к бомбардировщикам прорваться не смогла".
Как видим, описания боя в целом совпадают, но есть и вопросы, и самый главный из них - кто же сбил МиГ-15 Стельмаха. И из наших и из американских документов тут вырисовываются две версии: 1) от огня Сейбров; 2) от огня стрелков В-29, от себя добавлю ещё и третью версию: 3) совместная победа Сейбров и стрелков В-29.
Чуть позднее в район боя с бомбардировщиками была послана четвёрка Мигов 176 ГИАП, которая повстречала несколько мелких групп Сейбров, но активного боя не было - вероятно у американцев уже было мало топлива. А вот с Мустангами повоевали лётчики всё того же 18 ГИАП. Цитата из моей книги: "В 12.50 в район Хэйдзио на перехват вражеских бомбардировщиков вылетела восьмерка МиГ-15 18-го ГИАП под командованием к-на Мазнева. По прибытии в указанный район нашей группы бомбардировщики уже ушли, и МиГи были перенацелены на штурмовики противника. В 35 км юго-восточые Аньдуна Мазнев увидел на расстоянии 3 км шесть поршневых истребителей. Для опознания самолетов, которые могли оказаться и северокорейскими, командир группы сделал доворот вправо и пошел на сближение. Увидев, что это самолет противника, Мазнев приказал звену к-на Калюжного атаковать их. Первым пошел в атаку ведущий второй пары ст. л-т Щукин, который с дистанции 300 м выпустил две длинные очереди по одному «Мустангу». Атакованный Ф-51 задымил, сделал правый крен и со снижением упал в сопки. Это была первая из 15 побед Щукина. Остальные «Мустанги рассыпались попарно.
После выхода из атаки Щукин увидел еще один Ф-51 впереди себя и с дистанции 300 м дал по нему одну длинную очередь. Истребитель противника задымил и пошел со снижением на юг, но до своей территории так и не долетел. По нему поочередно произвели атаки гв. ст. л. Акатов, гв. к. Скидан, гв. к. Соловьев, а гв. к. Калюжный сопровождал вражеский самолет до места падения, все время ведя по нему огонь. В это время Мазнев на встречных курсах атаковал еще один Ф-51, дав по нему с дистанции 800—300 м две очереди, но безрезультатно. Остальные «Мустанги» успели уйти на малой высоте забереговую черту Корейского залива".
В общем, судя по всему, победа над Мустангом групповая.
2.06.1951 г. воздушных боев не было. Однако в 11:20 в район патрулирования над Синыйчжу вышла группа "Сейбров". Следуя на высоте 9500 м американские летчики наблюдали группу из 6 МиГ-ов в 4 км южнее реки Ялу (квадрат XE3050). Противник взял курс на север и затем следовал параллельным курсом с F-86 над китайской территорией.
5.06.1951 г. в 09:45 пара F-80C наблюдала в квадрате XD6015 три МиГ-а, которые шли параллельным курсом в наборе высоты. Один самолет противника шел ниже (3000 м), а два других выше (5000 м). Последний раз МиГ-и наблюдались на высоте 8500 м и шли с курсом 150.
6.06.1951 г. в 20:15 тройка F-80C 16 FIS 51 FIG действовала в квадрате XE6010 на малых высотах. В 20:20 на высоте 1500 м появились 6 МиГ-15, два из которых отделились от группы и выполнили 6 заходов, а остальные прикрывали атакующую пару сверху. В результате одной из атак самолет F-80C 49-737 был поражен в район двигателя и полностью потерял тягу. Летчик мл.л-т Джонсон (2nd Lt. Francis E. Johnson) стал планировать в сторону моря и после приводнения был подобран спасательным самолетом SA-16. "Шутингстар" затонул. МиГ-и прекратили атаку и ушли в западном направлении. В свою очередь американские летчики заявили, что смогли контратаковать МиГ-и и поразить одного из нападавших (при этом один Ф-80 полностью израсходовал боезапас).
Добрый вечер, коллеги.
С "сейбром" за март считаю закрытым.
По В-29.
Transit, конечно, можно разбиться и в плохую погоду. Но вот разве в тот день было несколько вылетов В-29 на боевое задание?
Я исхожу из следующей логики - если вылетов было несколько - надо долго думать... Если вылет был один, то данный борт однозначно входил в состав группы, т.к. у него прямо написано, что он был в б/в.
А в тот день был бой МиГов и В-29 (атака звена Коробова с большой дистанции, но как бы видели попадания.. да и Вы недавно убедительно доказали, что с такого расстояния вполне можно попасть - стрельба майора Перевозчикова - попал ведь всего 1 снарядом, но чуть не завалил В-29..), а значит, если у американцев был всего 1 вылет группы в-29 на боевые, то это именно та группа, попавшая под стрелбу Коробова. Здесь нет противоречий и, считаю, 100%-я логика.
Ну, а раз так, то падение В-29 из группы, атакованной МиГами... Это, на мой взгляд, однозначно голубой цвет таблицы.
И да, я бы все с такими совпадениями записывал по этой графе. За время нашей работы Вы неоднократно "вытаскивали" такие и схожие расклады с повреждениями и потерями потом, через несколько месяцев. Ну недоговаривают они всего, не договаривают...
Вот моя логика. совсем опустить борт, потерянный в день, когда был бой с "большими" и завялено повреждение это тоже как-то...
По 1 июня.
Учитывая описание американской стороны, вероятнее всего МиГ Стельмаха следует отнести на счёт Capt. Richard O. Ransbottom, т.к. чётко фиксирован момент катапультирования.
Красочный "вестерн" с оторванным крылом в описании Lt. Simpson Evans, вероятнее всего относится к повреждению МиГа гв. ст. л. Агеева, который без пламени с обеими крыльями всё же сел благополучно на аэродроме. А вот стрелок В-29, полагаю, как обычно, не попал...
Кстати, у КиТ указано, что стрелки В-29 выдали ещё 1 заявку - штаб-сержант James C.Davis. Как очевидно, тоже "пустую".
Что же до американцев...
Признаётся, как Вы говорите, 1 В-29А № 44-86327 из 343 BS 98 BW (командир экипажа Capt. Robert A. Fredericksen).
Но вот в KORWALD есть ещё бортик:
- В-29А № 44-86335, 98th Bmb Wg, Circumstances of Loss: AAA damage, fuel cell and wing damage, caught fire, forced to land at K-2 due to battle damage.
Что скажете?
И по Мустангам.
Вот Вы привели борт Мура F-51D 44-74614 из 67 иба, 18 ИБАГ.
В Комиссии этот борт проходит потерянным не первого, а третьего. Бог бы с этим, т.к. дата-то нам точно известна. Но вот в тот же день указано без комментариев ещё 2 борта из этой же 18-й ИБАГ:
- 44-74133
- 44-74177
Этих как считать? А в KORWALD за 1 июня помимо борта Мура, есть ещё 1 "мустанг":
- 44-14930
Aircraft Type: F-51D
Wing or Group: SAAF
Squadron: 2 SAAF Sq
Circumstances of Loss: On combat mission, crashed 7 mi S of Pyongyang next to rail line (Mustang 332), wreckage spotted approx 6 mi S of Pyongyang
Таким образом есть ещё 3 "мустанга", с которыми пока для меня не всё ясно. С советской стороны было, напомню, заявлено 2 "мустанга"..
Теперь за 6 июня.
С нашей стороны заявлено 2 F-80.
Вы приводите американскую версию об 1-м: F-80C 49-737.
Судя по описанию потери, это тот, кто был расстрелян группой Сморчкова6
"..В это время к району воздушного боя подошла прикрывающая группа. Гв. подп. Сморчков приказал звену гв. к. Мазнева набрать высоту и прикрыть район воздушного боя, а сам звеном пошел в атаку на 1 Ф-80, который только вышел из-под атаки группы Антонова. С дистанции 300-180 м ведомый командира группы к-н Оськин, вырвавшийся во время сближения вперед, выпустил по «Шутинг Стару» пять очередей. Затем еще три очереди по этому же самолету дал Сморчков. Ф-80 со снижением стал уходить в сторону моря. На береговой черте Сморчков сблизился с ним на дистанцию 100м и дал одну длинную очередь, после которой «Шутинг Стар» упал в воду в 20 км южнее Тейсю. В промежутке между атаками Оськина и Сморчкова американский истребитель также подвергался атакам пары ст. л. Щукина, который со своим ведомым ст. л. Акатовым сопровождал «Шутинг Стар» до его падения, ведя по нему огонь с коротких дистанций. После боя ст.л-ту Щукину была записана на лицевой счет одна победа.." (цит. по В.Набока, "Натовские ястребы..").
А перед этим была ещё стрельба на встречных Антонова:
"..В районе Сяренкана командир ударной восьмерки к-н Антонов увидел 4 Ф-80, которые в левом кругу один за другим поочередно штурмовали дороги. Зная, что сзади идет прикрывающая группа, Антонов повел своих подчиненных в атаку. Истребители противника, увидев МиГи, рассыпались поодиночке и стали маневрировать между сопок. Группа Антонова с пкирования атаковала попарно «Шутинг Стары», но безрезультатно. Выйдя из атаки, Антонов скомандовал: «Доворот врправо», и, выполнив данный маневр, встретил 1 Ф-80, которого и атаковал в лоб. После выхода из атаки левым боевым разворотом Антонов увидел справа-сзади в 5 км западнее Сенсена большой взрыв, возвестивший о гибели атакованного Шутинг Стара..."
Вот в Комиссии опять же за 6 июня не один борт, а три:
49-737 F-80C 51st Ftr-Int Wg Lost 2 mi NW of Sonchon 2Lt Francis E. Johnson, ejected, E&E'd, RMC
49-749 F-80C 51st Ftr-Int Wg
49-881 F-80C 51st Ftr-Int Wg 16 Ftr-Int Sq Take-off accident at J-36 uninjured
И если с последним всё ясно - авария на взлёте, то со средним пока нет. да, борт не потерян окончательно - встречается и потом, но в этот день - повреждён, или нет?
Вот такие будут вопросы. Что скажете?
За 29-е марта 1951 г. Б-29 выполняли следующие боевые задачи:
- тройка Б-29 98 BS 19 BG с бомбами "Тарзон" атаковала ж/д мост через р.Ялу в районе Синыйчжу. К цели вышел только один бомбардировщик и именно он имел контакт с МиГ-ами, но не получил повреждений.
- 16 Б-29 атаковали аэродром в районе Пхеньяна.
- 8 Б-29 атаковали порт Хамхунг на восточном побережье.
Суммарно израсходовано 210 тонн бомб. Как Вы видите, боевых вылетов было достаточно, и наш искомый борт не участвовал в налете на Синыйчжу, т.к. принадлежал 370 BS 307 BG (т.е. бомбил либо Пхеньян, либо Хамхунг, где встречи с МиГ-ами не было).
Да, вероятнее всего это результат работы МиГ-ов. Нашел ряд американских источников, подтверждающих, что кроме одного потерянного бомбардировщика был ещё и поврежденный. Вот например выдержка из "The USAF in Korea: a chronology, 1950-1953", A. Timothy Warnock.: - "June 1: One flight of F-86s from the 336 FIS, escorting B-29s, engaged 18 MiG-15s, destroying two. A flight of B-29s, 343th BS, defended itself against twenty-two MiG-15s in the vicinity of Sonchon. The MiGs destroyed one B-29 and damaged another, while the defenders destroyed two enemy jets."
С 29 марта вопрос закрыт, спасибо.
Со 2-м В-29 за 1-е июня тоже, как оказывается, прояснилось - Стельмах всё же попал...
Я так понимаю, борт восстановили?
Теперь бы ещё с "мустангами" и F-80 разобраться..
А пока - таблица за март обновлённая и апрель.
При анализе заметна интересная особенность - число результативных стрельб у пилотов МиГов значительно выросло (считая сбитые и повреждённые) по сравнению с предыдущей сменой. Однако борьба с "сейбрами" явно проиграна в апреле - счёт 1:7. Причина, скорее всего в необлётанности 324-й ИАД, напоровшейся на закалённых американцев.
Следует отметить и резкий рост завышения заявок у американцев, в т.ч. и у "сейбров" (напоминаю, что я считаю суммарно - победа+вероятно+повреждени е, т.к. наши так не делили, а смысл один).
Вложение 59952
7 июня 1951, в 12:20, летчики патрульного звена наблюдали 4 вражеских самолета над рекой Ялу, шедших на высоте 6800 м. Из-за большого удаления тип самолетов опознать не удалось. Противник отвернул в сторону Манчжурии.
9 июня 1951, в 9:50, группа F-86 патрулировавшая над Синыйчжу наблюдала взлет с аэродрома Андунь 4 самолетов неизвестного типа. Через три минуты летчики "Сейбров" снова наблюдали группу самолетов противника шедших курсом на юг на высоте 5000 м. - боевого контакта не было.
10 июня 1951, в 11:59, группа F-86 патрулировавшая на высоте 15 300 м. вдоль реки Ялу наблюдала 12 вражеских самолетов, шедших параллельным курсом над китайской территорией.
15 июня 1951, в 16:42, одиночный RF-80 67 TRW встретил в квадрате XE3743 группу из 18 МиГ-15, следовавших на высоте 8000 м. Самолеты противника сбросили ПТБ и попытались атаковать разведчика с задней полусферы. Летчик RF-80 уклонился от атаки войдя в облачность на высоте 3800 м.
17 июня 1951, группа из 20 F-86, осуществлявшая патрулирование района Синыйчжу, провела бой с приблизительно 25 МиГ-ами. В столкновении участвовали отдельные звенья "Сейбров" сталкивавшиеся с разрозненными группами противника:
- В 10:30, в квадрате XE5000, звено F-86 наблюдало пару МиГ-ов, один из которых выполнил стрельбу по американцам. В результате ответной атаки нападавший был поврежден и ушел в сторону границы оставляя шлейф тянувшийся из крыла. В квадрате XE3010 ещё два МиГ-а выполнили атаку, ответным огнем один из которых был поврежден и сразу покинул район боя.
- В 10:35, в квадрате XE4015, звено из 4 F-86 обнаружило 4 МиГ-15, но атака на противника была сорвана появлением ещё четырех МиГ-ов.
- В 10:40, в квадрате XE8515, другое звено "Сейбров" обнаружило 12 МиГ-15 следовавших в направлении Аньчжу. Сблизиться с противником не удавалось и несколько очередей с большой дистанции цели не достигли. Затем противник повернул на 360 град. взяв курс на север. Ведущая пара F-86 продолжала преследование до квадрата YE2030, но из-за малого остатка топлива была вынуждена возвращаться на базу. Ведомая пара F-86 имела больший запас топлива и сумела сблизиться с противником и выполнить одну стрельбу, наблюдая попадания в хвостовую часть.
- В 10:40, в квадрате XE5020, ещё одно звено "Сейбров" встретило 6-12 МиГ-ов следовавших на высоте 10200 м. Одна пара звена (Capt. Samuel Pasecreta - Lt. Kenneth Handler) начала преследование трех вражеских самолетов уходивших в сторону реки Ялу, вышла на дистанцию действительного огня и сумела двумя очередями поразить самолет ведущего в крылья и фюзеляж. МиГ начал дымить и выполнив переворот исчез из вида (занесен на счет Пасекрета как поврежденный). Далее к-н Пасекрета дал пять очередей по №2 в группе противника, добившись нескольких попаданий. Л-т Хэндлер повредил МиГ следовавший №3. В этот момент американские летчики услышали просьбу о помощи и обнаружили два МиГ-а находившихся на хвосте F-86 л-та Гибсона (Lt. Ralph D. Gibson) и бросились в атаку. К-н Пасекрета выпустил четыре очереди по самолету ведомого и наблюдал как у МиГ-а вывалилась в выпущенное положение основная стойка шасси, затем он перешел в штопор и летчик покинул его с парашютом. Сбитый самолет упал и разрушился в квадрате XD5499. Пилот под парашютом наблюдался над морем, в 9 км ю.-в. точки падения его самолета.
Итог боя по американским данным:
Capt. Samuel Pasecreta - 1 сбит + 2 повреждено
Lt. Kenneth D. Chandler - 1 поврежден
Lt. Ralph D. Gibson - 1 поврежден
Lt. Thomas G. Davis - 1 поврежден
Lt. Howard P. Miller - 1 поврежден
Своих потерь и повреждений нет.
К сожалению, полноценной беседы поддержать не могу - конец года на работе настоящий аврал. Приведу длинную цитату из своей книги: "17 июня открыло очередной раунд в противостоянии советских и американских летчиков. В этот день к боевой работе наконец приступили 17-й и 523-й полки, однако встретиться 17 числа с самолетами противника им так и не удалось. Основная нагрузка, как и в предыдущие дни, легла на летный состав 18-го и 176-го Гвардейских полков.
В 8.20 на перехват американских самолетов в районе Анджу вылетело 18 МиГ-15 176-го ГИАП под командованием гв. пол.Вишнякова. Еще через пять минут за ними последовало 16 МиГ-15 18-го ГИАП под командованием гв. подп. Белостоцкого. При подходе к Сенсену командир прикрывающей шестерки 176-го ГИАП гв. к. Крамаренко в 8.41 заметил слева на удалении до 5 км две группы Ф-86, которые начали производить левый разворот с целью захода в хвост ведущей шестерке Вишнякова.
Крамаренко сообщил о противнике по радиосвязи и решил отсечь его своей группой. Резким разворотом влево со снижением группа покинула боевой порядок полка и атаковала 4 Ф-86 сверху-слева-сзади. Но огня советские истребители не вели, так как «Сейбры», заметив, что ударная группа успела развернуться в их сторону; боя не приняли и полупереворотом с резким снижением вышли из-под атаки, а затем на максимальной скорости ушли в сторону моря. Группа Крамаренко ... направилась на аэродром.
В 8.49 в районе Сенсена навысоте 7000 м летчики 18-го ГИАП были одновременно атакованы 16 Ф-86. Звено гв. подп.Белостоцкого выполнило правый боевой разворот, во время которого ведомый второй пары гв. ст. л. Агалаков сорвался в штопор. И в это же время к звену сзади стал приближаться Ф-86. Ведущий второй пары гв. к. Скидан принял его за своего ведомого. «Сейбр» сблизился с самолетом Скидана и с дистанции 200—150 м выпустил по нему одну очередь. Скидан сразу же вышел из строя звена и направил подбитый самолет на аэродром, а Ф-86 атаковал самолет Белостоцкого. Видя атаку американского истребителя, командир полка резко пошел вверх и несколько завис в верхней точке петли, получив от огня вражеского истребителя одну пробоину в свой самолет. Его ведомый гв. к. Оськин, увидев слева-впереди Ф-86, атакующий командира, довернул на противника и с дистанции 200—150 м дал по нему одну длинную очередь. «Сейбр» резким левым разворотом ушел в сторону моря. Белостоцкий вначале последовал за американским истребителем, но так как тот правым переворотом стал уходить вниз, развив на пикировании высокую скорость, наш летчик отказался от преследования и ушел вверх для последующего сбора полка.
Звено гв. к. Калюжного тоже выполнило энергичный правый боевой разворот, а затем перешло в правую восходящую спираль. Во время выполнения спирали ведомая пара гв.ст. л. Щукина оторвалась и, будучи атакованной двумя Ф-86, разорвалась. Щукин через время пристроился к ведущей паре, а его ведомый гв. ст. л. Акатов принял штопоривший самолет Агалакова за своего ведущего и направился к нему. Во время подхода Щукина к паре Калюжного, к ней, но с другой стороны, стала подстраиваться для атаки пара «Сейбров». Щукин сразу же атаковал вражеские истребители и вынудил их развернуться в строну моря, затем по ним произвела атаку пара Калюжного, после чего «Сейбры» с большим принижением ушли в море.
После выхода из боя пара Калюжного последовала на аэродром. Гв.ст. л. Щукин принял решение пристроиться к ней. В районе Сенсена на высоте 6000 м при подходе Щукина к ведущей паре он был внезапно атакован слева-сверху-сзади одним Ф-86. Летчик получил небольшое ранение и катапультировался. Ведущий второй восьмерки гв. к. Герасименко, увидев 8 Ф-86 на встречнопересекающихся курсах, своим звеном сделал левый боевой разворот и оказался сзади 4 Ф-86. Однако в это время сзади-справа внезапно появились еще два Ф-86. Герасименко выполнил еще один правый боевой разворот в сторону солнца, на котором ведомая пара гв.ст. л. Шавши отстала и развернулась влево, при этом сам Шавша впереди себя увидел 1 Ф-86 и с дистанции 500—300 м дал по нему длинную очередь. Но во время ведения огня к хвосту самолета Шавши подошли еще 2 Ф-86. Наш летчик прекратил атаку и резко ушел вверх, а его ведомый гв. ст. л. Конев отсек «Сейбров» заградительной очередью. Выйдя из-под удара, Шавша встретил еще 2 Ф-86 и завязал с ними бой на вертикалях. После нескольких петель американские истребители вышли на прямую и ушли в сторону моря. Звено гв. к. Корниенко также попарно вело воздушный бой с истребителями противника, но после 2-3 маневров «Сейбры вышли на прямую и ушли в сторону моря, используя форсаж двигателей.
В целом данный бой летчики 18-го ГИАП провели в обороне, однако это была не их вина. Дело в том, что по приказу с КП группа должна была патрулировать на высоте 5000—7000 м, а американские истребители подошли на высоте 9000 м и тем самым получили тактическое преимущество в начале боя. Впоследствии гв. к. Оськину и гв. ст. л. Щукину было засчитано по одной победе...
Следуя на высоте 6000 м на аэродром, летчики 176-го ГИАП в 8.50 встретили 1 Ф-86, который на высоте 5000 м уходил на юг. Командир полка приказал паре гв. к. Субботина выйти из строя и атаковать уходящий истребитель противника. В момент сближения ведомый Субботина гв. ст. л. Головачев отстал, поэтому гв. к. Субботин атаковал «Сейбр» один, ведя по нему огонь с дистанции 800—600 м до полного израсходования боекомплекта. «Сейбр» попытался оторваться резким набором высоты, но МиГ-15 имел лучшую скороподъемность, и дистанция между самолетами только сократилась до 500—300 м. В конце концов Ф-86 резко развернулся вправо, а затем упал в море в 20—30 км юго-западнее Ансю.
В 11.07 на перехват самолетов противника вылетело 6 МиГ-15 176-го ГИАП под командованием гв. к. Крамаренко. В 11.20 в районе Сенсена группа, следуя на высоте 9500 м, встретила две группы «Сейбров»: 8 Ф-86 на встречных курсах и на 1000 м ниже МиГов и 3 Ф-86 слева-сзади первой группы на высоте 11000 м. Разворотом влево группа Крамаренко начала сближаться с истребителями противника. Звено Крамаренко атаковало 8 Ф-86, а пара гв. ст. л. Лазутина 3 Ф-86. Сейбры попытались разворотом влево уйти от атаки, но было уже поздно. После энергичного доворота влево Крамаренко зашел в хвост ведущей паре Ф-86 и с дистанции 800 м дал две короткие очереди по ведущему «Сейбру», наблюдая попадания в него снарядов. В это же время пару Крамаренко атаковали снизу-справа 3 Ф-86, которые смогли резким разворотом влево уйти от пары Лазутина и пришли на помощь первой группе «Сейбров». Полупереворотом с резким снижением Крамаренко вышел из-под атаки, потеряв при этом своего ведомого. Умело маневрируя, Крамаренко не давал возможности преследующим его американским истребителям вести прицельный огонь. Большое подспорье нашему летчику оказывали проплывающие облака. Войдя в одно из облаков, Крамаренко не стал его пробивать по линии полета, а резко развернулся вправо с набором высоты и тем самым пропустил вперед вражеские истребители, которые пробили облако вниз. Оказавшись сзади противника, Крамаренко с дистанции 800 м дал одну длинную очередь по правому ведомому Ф-86. Атакованный самолет начал плавно переходить в правый разворот, и в этот момент наш летчик дал по нему еще длинную очередь с дистанции 600—500 м. «Сейбр перевернулся и упал в 20—30 км севернее Сенсена. После этого Крамаренко на максимальной скорости оторвался от оставшихся двух Ф-86 и пришел на аэродром.
Остальные пять летчиков группы в это время вели бой с 8 Ф-86. Пара гв. ст. л. Родионова вместе с гв. ст. л. Гоголевым атаковала справа-сзади первое звено «Сейбров», однако второе звено противника помешало нашим истребителям, зайдя к ним сзади. Пара гв. ст. л. Лазутина вовремя отбила эту атаку противника. В дальнейшем МиГи еще несколько раз производили атаки по вражеским истребителям, но из-за больших ракурсов огня не открывали. В конце концов «Сейбры» полупереворотом с резким снижением вышли из боя и на максимальной скорости ушли в сторону моря".
Да уж. При сопоставлении версий боя разных сторон возникает полная путаница... Не берусь оценивать заявки на поврежденные МиГ-и, но единственный сбитый в этом бою самолет ст.л-та Щукина все же соотносится с победой к-н Пасекрета.
18 июня 1951, две группы "Сейбров" общей численностью 33 самолета (лидеры групп Col. Francis S. Gabreski и Lt.Col. Bruce Hinton) в секторе XE провели воздушный бой с более чем 40 МиГ-ами. Бой велся разрозненными группами на различных высотах в течение 15 минут. На основании расшифровки ФКП американцы заявили 5 сбитых МиГ-15, 2 поврежденных и 1 вероятно поврежденный. Победы занесены на счет следующих летчиков:
Lt. Ralph D. Gibson - 2 сбитых (награжден за этот бой "Серебряной звездой")
Maj. Richard D. Creighton - 1 сбитый
Capt. Irwin A. Hesse - 1 сбитый
1st Lt. James E. Heckman - 1 сбитый
Capt. Donald Stuck - 1 поврежденный
Capt. David E. Fitton - 1 поврежденный
Вот описание уничтожения трех МиГ-ов, к сожалению без привязки к именам летчиков: - "один F-86 сблизился с МиГ-ом на дистанцию 340 м. и дал очередь, наблюдая попадания в район кабины. На крыле начался пожар, после чего самолет противника с высоты 8100 м. перешел в перевернутый штопор. На высоте 5100 м. летчик покинул кабину, сразу после этого самолет взорвался"; - "Один МиГ, обстрелянный "Сейбром" столкнулся с землей в квадрате XE2075. Перед падением фонарь кабины этого МиГ-а был сброшен и разделился на два объекта, напоминающих черные стержни. Вражеский летчик катапультировался, наблюдалось раскрытие голубого парашюта"; - "когда один из "Сейбров" атаковал другой МиГ, большая деталь отлетела от самолета противника. Он начал дымить и в районе тормозных щитков и хвостовой секции наблюдалось сильное пламя. МиГ перешел в крутое пикирование и потерял управление".
Да, 18 июня с утра в Районе Ансю схлестнулись сразу несколько групп Сейбров и Мигов. У нас один МиГ-15 был сбит и один повреждён. Приведу отрывки из своей работы: 1)"В 9.35 в 30 км западнее Ансю встретила американские истребители и восьмерка гв. к. Шеберстова. Одна восьмерка «Сейбров» следовала на одной высоте с МиГами впереди на пересекающихся курсах, а вторая восьмерка «Сейбров» шла на 500 м ниже и на 2000 м сзади первой группы. Доворотом вправо звено гв. к. Субботина начало сближение с американскими истребителями и атаковало попарно справа-сзади первую восьмерку Ф-86. Пара Субботина атаковала ведущую пару «Сейбров при этом наш ведущий с дистанции 500 м длинными очередями вел огонь по ведомому самолету противника. Атакованный Ф-86 перешел в правый разворот, стремясь выйти из-под атаки МиГов, а остальные три «Сейбра» резким снижением поспешив ушли в сторону моря. Субботин вторично атаковал уходящий Ф-86 сзади, дав по нему несколько длинных очередей с дистанции 200-100м. «Сейбр» начал резко снижаться, оставляя за собой следы дыма, а Субботин с дистанции 100-50 м добил его тремя длинными очередями. От американского истребителя остался в воздухе лишь клубок взрыва. Это была уже пятая официальная воздушная победа штурмана 176-го ГИАП к-на Субботина.
Из последней атаки Субботин вышел резким разворотом вправо с набором высоты, при этом его ведомый л. Головачев отстал и потерялся. Выровняв свой самолет, Субботин увидел, что навстречу ему на пересекающихся курсах следует МиГ-15, которого преследуют 2 Ф-86, и наш летчик решает идти на выручку, несмотря на то, что и по его самолету открыли огонь два других Ф-86. Доворотом вправо Субботин атаковал на встречных курсах первую пару «Сейбров», ведя огонь на отсечение, после чего истребители противника прекратили преследование одиночного МиГ-15 и полупереворотом с резким снижением ушли в сторону моря. При выходе из атаки Субботин почувствовал удар по своему самолету, затем услышал скрежет в двигателе, который вскоре остановился, а в кабину стал поступать керосин из пробитого бака.
Субботин начал пикировать под большим углом, стремясь оторваться от преследующей его пары Ф-86, но та все время сокращала дистанцию. Наш летчик все время маневрировал влево и вправо, сбивая прицел у американских летчиков, но те все же смогли подловить МиГ-15 на одном из маневров и с дистанции 50 м пулеметной очередью вывели из строя управление самолетом. Видя, что противник не отстает, Субботин сбросил фонарь и резко затормозил самолет, выпустив тормозные щитки. Почти сразу один Ф-86 своей правой плоскостью снес хвостовое оперение МиГа. От сильного удара крыло у Сейбра отлетело, а он сам носом ударился в плоскость МиГа и начал беспорядочно падать. При ударе о землю американский истребитель взорвался, а к-н Субботин катапультировался и благополучно приземлился на парашюте".
Эпизод 2): "В эти же 9.35 в 5-10 км западнее Кидзио на высоте 8500м встретили противника и истребители 523-го ИАП, вступившие в свой первый бой под началом командира полка подп. Карасева...
...Ведущий второго звена ст. л. Яковлев заметил 6 Ф-86, которые пытались зайти в хвост ведущему звену, предупредил командира полка об опасности и левым разворотом стал отсекать «Сейбры». В это время 3 Ф-86 стали подворачивать на пару Яковлева, но их связал боем ведущий второй пары ст. л. Силкин. Яковлев отразил атаку шестерки «Сейбров» по ведущему звену, левой косой петлей вышел вверх, где заметил 4 Ф-86 и атаковал замыкающего истребителя противника. С дистанции 700 м Яковлев начал вести по нему огонь, но после второй очереди сам почувствовал удары по своему самолету и прекратил атаку, увидев сзади себя четверку «Сейбров», ведущих по нему стрельбу. Из-под удара советский летчик вышел правым боевым разворотом, но в верхней точке маневра потерял скорость и сорвался в штопор, падая до высоты 2000 м. Его ведомый ст.л. Чуркин оторвался, не прикрыв падение беззащитного МиГа. После выхода самолета из штопора Яковлев подвергся нападению еще одного Ф-86 и только после двух косых петель оторвался от него и вернулся на аэродром, привезя в своём самолете шесть пулевых пробоин".
Во второй половине дня произошло ещё несколько столкновений, в которых потерь со стороны 64 ИАК не было.
С 17-м более-менее понятно.
А с 18-м...
Ну, американцы всё более похожи на наших пилотов первой смены - заявки, заявки... А сбит всего один. И тот - фактически со столкновением.
В КОРВАЛД и у Томпсона есть только один сейбр:
- 510618
Tail Number: 49-1307
Aircraft Type: F-86A
Wing or Group: 4th Ftr-Int Gp
Squadron: 334th Ftr-Int Sq
Circumstances of Loss: 4 F-86s, this F-86 downed by formation of 8-12 MiGs
Crewmembers Associated With This Loss
Name
(Last, First Middle) Rank Service Status Comments
CRONE, William D. CAPT USAF MIA Attached to 336th Ftr-Int Sq
Но там нет ни слова про столкновение... А должны бы были видеть...
Странно как-то. или Субботину померещился сам факт столкновения и тогда - Кроун сбит самим Субботиным огнём пушек чуть раньше, или кого тогда он сбил со взрывом???
А как же тогда таран?...
Вот, впрочем, нашёл версию воспоминаний самого Субботина (из Педивикии). Так там он как раз ни о каком таране не говорит... Удар, который он почувствовал мог быть просто взрывом...
"..Сам Субботин приводил несколько иную версию событий[5]:
Попали. Прекратилась тяга. Дым в кабине… На мне масло. Плохо видно приборы, землю. Понял: без катапультирования не обойтись. Сбросил фонарь кабины. Высота большая. Осмотрелся: внизу скалистые горы. И вдруг слева трасса в мою сторону. С трудом вышел из-под огня американца. Открыл тумблер, выпустил тормозные щитки. Самолет резко уменьшил скорость. В этот момент я почувствовал сильный удар сзади. Подумал, что взорвался и поздно уже катапультироваться. От удара и перегрузки я потерял зрение. А дальше что-то произошло. Меня вдруг потянуло из кабины. Я еще успел нажать на катапульту, после чего получил такой удар в лоб, как будто ударился головой о землю. Но в воздухе стало легче. Дернул кольцо парашюта. И на высоте двух тысяч метров повис в воздухе. Возле меня пролетали какие-то куски самолета, сиденья… <…> Позже нашли окровавленный парашют американского летчика, удостоверение, пистолет. Бедняге повезло меньше… У того была аварийная ситуация.."
Вот карточка Кроуна из KWP:
CAPT WILLIAM DELBERT CRONE
334TH FIGHTER INTERCEPTOR SQUADRON
AIRCRAFT TYPE: F-86A
AIRCRAFT NUMBER: 49-1307
AIR FORCE
HOSTILE, DIED WHILE MISSING (MIA)
REMAINS NOT RECOVERED
DATE OF LOSS: JUNE 18, 1951
SERVICE NUMBER: AO799922
BORN: JUNE 18, 1921
HOME OR PLACE OF ENLISTMENT
STANFORD, CALIFORNIA
SANTA CLARA COUNTY
LOCATION OR BATTLE ZONE: NORTH KOREA
TOWN OR AREA: MIG ALLEY
Comments: Captain Crone was the pilot of a F-86A Sabrejet fighter bomber with the 334th Fighter-Interceptor Squadron, 4th Fighter-Interceptor Group. On June 18, 1951, while on a combat mission, his flight of four F-96s was attacked by a flight of eight MiG-15s. His aircraft was hit and crashed. He was listed as Missing in Action and was presumed dead on December 31, 1953.
FINAL DISPOSITION DATE: DECEMBER 31, 1953
KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 6437
Интересно, что Кроун погиб ровно в свой день рождения - 18 июня...
Фото капитана Кроуна, погибшего 18.06.1951 г. Фото Серафима Субботина.
Вложение 60526 Вложение 60532
Есть основания предполагать, что "Сейбр" был потерян в бою с группой Карасева. Вот выдержка из исследования "The Transfer of U.S. Korean War POWs To the Soviet Union":
Pilot: Captain William D. Crone, USAFR
Date of Casualty: 18 June 1951
Status: MIA
Captain Crone was participating in a four ship combat mission in the Sinuiju area. Approximately 30 kilometers southeast of Sinuiju, the formation was attacked by eight enemy aircraft at 25,000 feet. Captain Crone was last seen in a 360 degree tight right turn. Circumstances of his loss could not be ascertained and an aerial search revealed no clues as to his fate.
Итак, мы имеем местоположение боя в 30 км. ю.-в. Синыйчжу, что больше соответствует 5-10 км западнее Кидзио (бой группы Карасева), чем 30 км западнее Ансю (бой группы гв.к-на Шеберстова). Высота 25,000 футов соответствует 8500 м. Возможно атака Яковлева была результативной?
19 июня 1951 несколько групп "Сейбров", общей численностью 27 бортов, провели бой с более чем 30 МиГ-ами над районом Синыйчжу.
- Первая группа F-86 вышла в район боя (квадрат YD4959) в 11:25 на высоте 7800 м. Курс "Сейбрам" пересекла шестерка МиГ-ов, следовавшая на высоте 10200 м. Американские летчики в наборе высоты атаковали противника и заявили о повреждении одного из МиГ-ов (стрелял с предельной дальности Capt. Price). Вражеские самолеты имели окрашенные в красный цвет носы и звезды.
- В 11:30 другая группа "Сейбров" вышла в район патрулирования (квадрат XD4595) на высоте 8200 м. и в квадрате XE6438 была атакована сверху 6 МиГ-15. Самолеты противника атаковали сомкнутыми парами с разных направлений, с выходом вверх за слой облачности. Используя набранную в пикировании скорость МиГ-и легко оторвались от "Сейбров".
- Третья группа "Сейбров" вышла в зону на высоте 9900 м. в 11:35. Через три минуты патрулирования, в районе квадрата XE2025 американцы заметили 8 МиГ-ов следовавших на высоте 11000 м. В ходе последовавшего боевого столкновения один F-86 получил сильные повреждения и последний раз наблюдался в крутом пикировании на высоте 3500 м., со шлейфом дыма. В свою очередь летчикам "Сейбров" удалось повредить одного из нападавших (стрелял Lt. O'Connor). Наблюдалось отделение от МиГ-а частей обшивки крыла и появление дыма, после чего он ушел за Ялу.
- Четвертая группа F-86 начала патрулирование в 11:40, следуя на высоте 10200 м. В квадрате XE2825 была обнаружена пара МиГ-15 уходивших курсом на северо-запад, на высоте 9500 м. Выполнив атаку летчики "Сейбров" заявили о повреждении обоих самолетов противника.
Итого американцы засчитали своим летчикам 4 поврежденных МиГ-а:
Capt. Leroy B. Price
Lt. Arthur L. O'Connor
Capt. Paul W. Bryce
Lt. Bobbie L. Smith
Свои потери F-86A 49-1298 4 FIW 336 FIS. Летчик Captain Robert H. Laier пропал без вести.
По нашей версии это было так: "19 июня в 7.48 10 МиГ-15 17-го ИАП, ведомые командиром полка м-ром Пуловым, вылетели на перехват самолетов врага в районе Аньдунского моста. Во время патрулирования группы на высоте 7500 м ведомый третьей пары ст.л-т Мирошниченко заметил пару Ф-86, которая боевым разворотом попыталась зайти в хвост нашим истребителям, и сообщил о противнике командиру. Пулов начал выполнять левый боевой разворот с набором высоты, так как на этой высоте была облачность, при этом группа выстроилась в кильватер звеньев с принижением одного звена над другим в 200-300 м. Пара ст. л. Перепелкина находилась на 1000 м выше за облаками. Ведущий последней пары ст. л. Сутягин, находясь ниже группы на 150—200 м, произвел резкий разворот со снижением и пошел в атаку на 2 Ф-86. Но в этот момент из-за облачности выскочила еще одна пара «Сейбров», намереваясь атаковать пару Сутягина. Ведущий второго звена к-н Артемченко связал этих истребителей боем и вынудил их уйти со снижением в сторону моря.
Тем временем Сутягин со своим ведомым ст. л. Шулевым, преследуя 2 Ф-86, перешли на вертикальные маневры. На второй косой петле Сутягин зашел в хвост ведомому Ф-86 и дал две очереди. Оба Сейбра перешли в крутое пикирование, направляясь в сторону моря. Сутягин продолжил преследование противника и с дистанции 100 м дал длинную очередь по ведомому Ф-86, который загорелся, сделал крен вправо, затем влево, перешел в отвесное пикирование и упал в сопку в районе Сенсена, возвестив о своей гибели сильным взрывом. Шулев, следуя за своим ведущим, вел огонь по ведущему Ф-86 с дистанции 400—300 м. Однако воздушным потоком у самолета Шулева сорвало подвижную часть фонаря. Летчик прекратил преследование «Сейбра», который находился в пикировании, кренясь влево и извергая из своих недр дым".
Кроме лётчиков 17-го полка в этот день схлестнулись с Сейбрами и их коллеги по дивизии из 18-го ГИАП, но там потерь и побед отмечено не было.
Вот и верь документам. Поляничко в вылете не участвовал,но в рапорте указано,что он видел,как был сбит самолет противника. Да и другой свидетель не мог видеть с высоты 13 км того,что делается под облаками,будучи еще и занятым боем.
Ограничимся тем, что отнесем эту победу на бой группы Карасева. Если есть аргументы против - прошу высказать.
Вряд ли такие "не стыковки" делают документ бесполезным. Да и откуда нам знать - может Поляничко находился недалеко от района боя в другой группе МиГ-ов или на передовом ПУН, может просто фамилия ошибочно продиктована в спешке и т.д. К тому же заявка Сутягина неплохо согласуется с американскими данными. Указанное им место падения "Сейбра" (в р-не Сенсена) соответствует задокументированному противником (в 30 км ю.-в. Синыйчжу).
Кстати, не смог сопоставить карту из кроков боя с реальным рельефом. Может быть у Вас есть комментарии по этому поводу?
Раз уж в американском описании боев мы перешли к использованию грид координат, предлагаю всем заинтересованным ознакомиться с парой файлов для нахождения этих квадратов на карте:
Общая схема расположения секторов на карте Кореи
Конвертер координат MGRS
В конвертере достаточно приблизить карту Кореи, в колонке справа MGRS Readout Digits уменьшить цифру до двух, ниже в MGRS Coord вставить искомый квадрат (например Синыйчжу - 51TXE1939) и нажать Locate point on map.
С Новым Годом!
Я, всё-таки без вариантов отдал бы победу Субботину, несмотря на американские координаты и всё прочее.
Поясню:
Время боя одно и тоже. Разница в координатах между Кусоном (Кидзйо, в районе которого вела бой группа Карасёва) и "30 км западнее Анджу" (где вела бой группа Шеберстова) около 39-40 км, что для реактивных истребителей - ничто.
Кто и что там смотрел по координатам у американцев - не знаю.
Нужно смотреть описания атак и потери.
Так вот при сличении описаний, есть только два претендента - Субботин и Пономарёв. Никак не Карасёв и ни Яковлев.
Цитирую Виталия:
1. Субботин: "..Пара Субботина атаковала ведущую пару «Сейбров при этом наш ведущий с дистанции 500 м длинными очередями вел огонь по ведомому самолету противника. Атакованный Ф-86 перешел в правый разворот, стремясь выйти из-под атаки МиГов, а остальные три «Сейбра» резким снижением поспешив ушли в сторону моря. Субботин вторично атаковал уходящий Ф-86 сзади, дав по нему несколько длинных очередей с дистанции 200-100м. «Сейбр» начал резко снижаться, оставляя за собой следы дыма, а Субботин с дистанции 100-50 м добил его тремя длинными очередями. От американского истребителя остался в воздухе лишь клубок взрыва.."
2. Пономарёв: "..увидел ниже себя на 2000-3000 м 1 Ф-86 и с пикирования атаковал его. Выпустив тормозные щитки, наш ведущий с дистанции 500 м открыл огонь и вел его до дистанции 100 м. Американский истребитель летел с одним топливным баком,
поэтому и не очень активно сопротивлялся.."
Это единственные атаки с БЛИЗКОЙ дистанции. Ни Яковлев, ни Карасёв ТАК не стреляли.
Теперь сравним описания. Нетрудно заметить, что Субботинский намного "разрушительней". Особенно впечатляет огонь ТРЕМЯ ДЛИННЫМИ очередями с 100-50 м. Это в упор, коллеги.
Более того, ранее я цитировал текст самого Субботина, где он приводит слова ведомого, зафиксировавшего гибель "сейбра".
Координаты и время это, конечно, важно, но вот описание... Вспомните 12 апреля и прения по авторству побед над В-29.
Поэтому моё мнение - Субботин, причём практически без сомнений.
единственное - не совсем ясен случай с тараном. Мне кажется, что его вообще не было. Было просто разрушение самолёта Субботина в воздухе, которое он принял за столкновение с американцем. Сам-то Субботин как-раз таран-то и не описывает...
А в довершении - итоговая таблица за май.
Хочется отметить резкий рост оверклейма у американцев, почти, как у наших первой смены при гораздо более адекватной оценке советских пилотов собственных усилий. В целом потери у 64-го ИАК выше, но это явно - вхождение в "тему", обкатка.
Вложение 60613
Хорошо, давайте продолжим разбираться. Самолет Кроуна не взрывался в воздухе, а ушел в нисходящую спираль и упал в море, в нескольких километрах от берега, в квадрате XD5595. Т.е. заявки Субботина не сходятся с указанными фактами (первый он заявил как взорвавшийся в воздухе, а второй после столкновения якобы упал на землю и взорвался).
Вероятнее всего Субботин вел бой с группой из 18 F-86 335-й аэ (лидер группы Lt. Col. Benjamin H. Emmert), а сбила его пара 1st Lt. Ralph D. Gibson - 1st Lt. James E. Heckman. В описании боя от Ральфа Гибсона есть момент, когда у него отказал прицел и он достаточно долго стрелял в МиГ и добил его, когда сблизился до 170 м. Правое крыло отпало целиком и МиГ ушел в спираль (кстати этот бой описан в документалке на History channel - Dogfights). Летчик катапультировался. Похоже Субботин воспринял разрушение своего самолета за столкновение с противником.
Ну, описание Гибсона похоже на сбитие Субботина, согласен.
Однако, тогда непонятно, если Вы так полагаете, кого обстреливал сам Субботин.
Как-то мало верится, что такая долгая стрельба с коротких дистанций была полностью безрезультатной.
Впрочем, я бы попросил Виталия, если у него есть эти документы, привести подробное описание полковых донесений того дня, чтобы мы могли более подробно оценить советские заявки и картину поражения целей в обеих случаях.
А пока я бы попросил Вас попробовать разобраться с потерями "мустангов" 1-го и с F-80 в следующий боевой день.
Я приводил номера бортов. Пока не совсем ясно с их судьбой.
Ну с "Мустангами" все просто - из названных вами к 1.6.51 отношение имеет только самолет ВВС ЮАР. Но он был потерян в 12 км к югу от Пхеньяна в ходе мало-высотного разведывательного полета. Оставшиеся два потеряны 2-го и 3-го июня, причем они из эскадрилий не участвовавших в столкновении с МиГ-ами 1-го числа.
F-80C 49-749 по моим данным на лето 1951 нес имя собственное "Ave Maria" и был в составе 36-й аэ 8-й ибаг, т.е. в бою 6.6.51 участвовать не мог, т.к. его вела тройка 16-й аэ 51-й иаг. А вот разбившийся на взлете F-80C 49-881 вполне мог входить в эту группу. Собственно из-за одного "потерявшегося" она и действовала составом тройки.
Спасибо, вопрос по "мустангам" и "шуту" закрыт.
Я не думаю, что следует приводить официальные описания боёв - в своей книжке я давал данные именно по ним, естественно с сокращениями. В данном конкретном эпизоде у нас есть несколько вариантов рассказа Серафима Субботина о бое, которые он дал в разные времена своей жизни. Никаких вещественных доказательств в виде плёнки ФКП и количества использованных боеприпасов никогда не было, так как его МиГ-15 разбился. Если уж сам Субботин не может разобраться, что там действительно случилось, то что мы можем понять из его различных версий?
Следующий боевой день, если не ошибаюсь, 20-е июня.
Процитирую Виталия:
".. В 4.42 вылетело 18 МиГ-15 176-го ГИАП с задачей прикрытия действий северокорейских самолетов в районе сосредоточения войск у острова Синбито.. В 5.05 в 20—30 км юго-восточнее Синбито ударная группа встретила 24 Ф-51, следовавших к острову тремя восьмерками в колонне на высоте 2000 м. Первая восьмерка Мустангов заметила МиГи раньше других восьмерок, развернулась влево и ушла в море..
Группа Вишнякова стала выходить на исходную позицию к атаке по второй группе Ф-51, но справа-сзади на высоте 3000 м появились 4 Ф-86, которые начали заходить в хвост МиГам. Вишняков направил на отсечение «Сейбров» пару ст. л. Плиткина, а сам парой атаковал первое звено «Мустангов». Огонь с дистанции 300—200 м вели оба летчика длинными очередями.
Вишняков сбил ведомого Ф-51 первой пары противника, а л-т Головачев сбил также ведомого Ф-51, но уже второй пары. Оба «Мустанга» упали в море в 20 км юго-восточнее острова Синбито.
Пара гв. к. Гончарова атаковала второе звено Ф-51, но огня не вела, так как «Мустанги» переворотом вышли из-под атаки и ушли на бреющем полете в море.
Пара Плиткина левым разворотом зашла справа 4 Ф-86 и атаковала их справа-сзади, но огня не вела, так как «Сейбры» полуререворотом с резким снижением вышли из-под атаки и ушли в сторону моря. После этого пара Плиткина пристроилась к своему звену, продолжив патрулирование района до получения команды с КП на возвращение.
Шестерка гв. к. Шеберстова атаковала сзади-справа третью восьмерку Ф-51. Сам командир группы дал две длинные очереди с дистанции 500 - 300 м по первому «Мустангу», который загорелся и упал в море.
Ведущий второй пары гв. к. Гесь дал три длинные очереди с дистанции 700—100 м по ведущему Ф-51 второго звена. Атакованный «Мустанг» взорвался в воздухе, при этом его разлетевшиеся обломки повредили МиГ-15 Геся. Поскольку в это время появились в районе воздушного боя «Сейбры», пара к-на Сучкова осуществляла прикрытие атак ведущего звена.
Пара Шеберстова вышла из атаки правым боевым разворотом, а пара Геся плавным разворотом вправо, так как самолет ведущего в результате полученных повреждений был плохо управляем. В момент выхода из атаки пару Геся атаковали сзади 4 Ф-86, в результате самолет ведомого ст. л. Николаева получил повреждения, а сам летчик был ранен. Несмотря на то, что самолет Геся был плохо управляем, летчик дал возможность ведомому выйти вперед и сопровождал его до аэродрома. На маршруте 4 Ф-86 дважды пытались провести атаки по паре Геся, но их отсекали огнем Шеберстов и Сучков, при этом ведомый Шеберстова ст. л. Кравцов был атакован сзади 2 Ф-86, и его самолет получил повреждения. Ввиду того, что «Сейбры» подходили к району воздушного боя мелкими группами по четыре самолета, и видимость на высоте 2000—5000 м была плохая, группа Крамаренко вражеские истребители не увидела и боя не вела.. Поскольку в районе воздушного боя была очень плохая видимость, американским истребителям не пришлось вести бой с нашей прикрывающей группой и им удалось повредить два советских истребителя.
После посадки на МиГ-15 Николаева было обнаружено 8 пулевых пробоин, а летчик осколками разбитого фонаря получил ранения в голову, ноги и туловище.
На самолете Кравцова было 14 пулевых пробоин, а самолет Геся остался без правой консольной части руля глубины и стабилизатора, кроме того были обнаружены пробоины в плоскостях и носовой части. Но все истребители были довольно быстро восстановлены и продолжили боевую работу.
В 4.58 на перехват истребителей противника вылетело 26 .МиГ-15 523-го ИАП под командованием м-ра Даниленко. В 5.20 северо-восточнее Сенсена ведущий заметил слева-впереди и ниже 1 Ф-86, который заходил в хвост самолету ведущего второй пары ст. л. Силкина. Даниленко звеном развернулся на 180 градусов, но в это же время слева-сзади звена появилось 2 Ф-86. Даниленко снова разворачивает свое звено и начинает преследовать пару «Сейбров» на пикировании. Однако из-за облачности впереди-слева МиГов появилось еще 2 Ф-86, которые намеревались зайти в хвост звену Даниленко. Командир группы своей парой выполнил левый боевой разворот и начал преследовать вторую пару «Сейбров», но из облачности вывалились еще 2 Ф-86, которые попытались атаковать пару МиГов. Даниленко левым, а затем правым боевым разворотом ушел из-под атаки вверх, в облачность, потеряв при этом своего ведомого. Вторая пара ведущего звена, в момент преследования Даниленко первой пары «Сейбров», ниже-впереди заметила 4 Ф-86 и зашла им в хвост. Силкин открыл огонь по «Сейбрам» с очень большого расстояния и, естественно, не добился попаданий. Его ведомый ст. л. Обухов сблизился с американскими истребителями на 450 м и с этой дистанции начал вести огонь по правому ведомому Ф-86. Во время сближения Силкина с 4 Ф-86 между его самолетом и этой четверкой вклинилось еще 2 Ф-86, на которых и перенес огонь наш ведущий. «Сейбры» после атаки ушли в облачность, а пара МиГов направилась домой.
Ведущий второго звена Суслов во время боя звена Даниленко тоже несколько раз пытался атаковать одиночные самолеты и пары противника, но те не принимали боя и уходили со снижением в сторону моря. Остальные летчики группы вражеских самолетов не видели и боя не вели.
В этот же день с американскими истребителями встретились летчики 18-го ГИАП, однако данную встречу воздушным боем было назвать трудно. Во время возвращения группы на аэродром в 15—20км восточное Сингисю к ней скрытно подошла пара «Сейбров» и атаковала самолет гв. к. Скидана. МиГ-15 получил серьезные повреждения, и летчик катапультировался. Во время катапультирования и приземления Скидан получил тяжелые ушибы и переломы и был направлен командованием в Чанчунский госпиталь. Что касается американской пары «охотников», то она так же незамеченной ушла.
.."
Итак, заявлено 4 "мустанга". Свои потери - 2 повреждённых от огня противника МиГа.
В тот же день потерян 1 МиГ 18-го ГИАП от атаки "охотников" F-86.
В доступных американских источниках удалось найти только 1 потерянный "мустанг":
- F-51D № 45-11593, 35th Ftr-Int Wg, 39th Ftr-Int Sq
Circumstances of Loss: Downed by 2 MiG-15s, lost left wing, crashed into bay near Sinmi-do, no egress noted
COLEMAN, John J., CAPT, USAF, MIA, No egress noted
Учитывая характер потери "мустанга" - отвалилось крыло - и тяжёлые повреждения МиГа Геся от взрыва и разрушения атакованного им "мустанга", следует считать, что капитана Колемана сбил именно гв. капитан Гесь.
Печально, но два бывших союзника, ветерана ВМВ, воевавших с одним и тем же врагом, через 6 лет сошлись друг с другом и бой этот стал последним для одного из них...
Хотелось бы теперь американскую версию событий.
А в заключение - личная карточка Джона Колемана, биография гв. капитана Геся и несколько фото:
CAPT JOHN JOSEPH COLEMAN
DISTINGUISHED FLYING CROSS
TWO OAK LEAF CLUSTERS
39TH FIGHTER INTERCEPTOR SQUADRON
AIRCRAFT TYPE: F-51D
AIRCRAFT NUMBER: 45-11593
AIR FORCE
HOSTILE, DIED WHILE MISSING (MIA)
REMAINS NOT RECOVERED
DATE OF LOSS: JUNE 20, 1951
SERVICE NUMBER: AO2045276
BORN: AUGUST 2, 1919
HOME OR PLACE OF ENLISTMENT
CLEVELAND, OHIO
CUYAHOGA COUNTY
LOCATION OR BATTLE ZONE: AT SEA
TOWN OR AREA: NEAR SINMI-DO
Comments: Captain Coleman was a veteran of World War II. In Korea he was the pilot of a F-51D Mustang night fighter with the 39th Fighter-Interceptor Squadron, 35th Fighter-Interceptor Wing. On June 20, 1951, while on a combat mission, he was attacked by two MiGs. His aircraft lost a wing and crashed into the bay near Sinmi-do, Korea. He was listed as Missing in Action and was presumed dead on January 31, 1954.
FINAL DISPOSITION DATE: JANUARY 31, 1954
KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 5589
Гесь Григорий Иванович
Родился 07.04.1916 г. в с. Васильевка Днепропетровской области в семье рабочего. Украинец.
В 1930 г. окончил 7-летку. Затем работал зав. Клубом, бухгалтером в родном селе. В 1936 – 37 гг. – начальник вокзала в г.Артёмовск (Донецкая обл.).
С сентября 1937 г. в РККА. В 1938 г. окончил Читинскую школу младших авиационных специалистов. В 1938 – 40 гг. – моторист Батайской ВАШП, В 1941 г. окончил Батайскую ВАШП, затем был оставлен в ней лётчиком-инструктором.
В 1943 – 1946 гг. – лётчик 4-го ЗАП (Приволжский и Харьковский ВО), занимался переучиванием пилотов на истребители Як-7 и Ла-5.
С04.11.44 по 26.12.44 был направлен на боевую стажировку в действующую армию на 2-й Украинский фронт, в 178-й ГИАП, где в должности командира звена участвовал в боях в Венгрии.
Совершил 21 б/в, провёл 5 воздушных боёв, в которых в группе сбил 2 самолёта противника.
После окончания ВОВ с марта 1946 г. – в составе 176-го ГИАП (324-я ИАД). С апреля 1947 г. – командир звена. С августа 1950 г. – военный лётчик 2-го класса, с октября 1950 г. – первого класса, старший лейтенант. С ноября 1950 г. – зам. командира аэ по лётной части.
Во время войны в Корее – капитан, замкомандира, затем командир аэ 176-го ГИАП 324-й ИАД (командир – 3-жды ГСС Кожедуб И.Н.).
За период с апреля 1951 по февраль 1952 г. выполнил около 120 б/в, засчитано лично сбитыми 8 самолётов противника:
1) 09.04.1951 г. – В-26 "Инвэйдер". Разбирали. Тяжело повреждён, но восстановлен В-26 № 44-34447 из 729 баэ, 452 БАКр.
2) 12.04.1951 г. – В-29. Первый «Большой день» Бомбардировочного командования США. Чёрный день. Разбирали. Если и участвовал в сбитии, то только "старушки No sweat", а так, в повреждении В-29 - практически точно.
3) 24.04.1951 г. – F-86. Американцы отрицают потерю F-86. Вероятно так и есть, т.к. Гесь вёл огонь с большой дистанции 1000-800 м.
4) 09.05.1951 г. – F-84. В этот день пилотами полка (Гесь, Шеберстов) заявлено 2 F-80. На счет МиГ-ов достоверно можно занести повреждение одного F-84E 27 FEG (летчик Maj. Andrew J. Alexander). Кто точно автор установить трудно.
5) 20.06.1951 г. – F-51. В ходе отражения налёта поршневых штурмовиков с короткой дистанции сбил F-51D №45-11593. «Мустанг» взорвался в воздухе, его пилот, капитан Дж. Колеман ((John J. Coleman), ветеран ВМВ, погиб. Пролетая через облако взрыва, получил повреждения и МиГ капитана Геся, что вынудило его выйти из боя и вернуться на свой аэродром. При осмотре были обнаружены пробоины в носовой части, правой плоскости, где застряли патроны с пулями из боекомплекта взорвавшегося «мустанга», была отбита правая часть стабилизатора с рулём высоты. За этот бой капитан Гесь был представлен комдивом Кожедубом к званию ГСС.
6) 9.09.1951 г. – F-86 в 20 км восточнее Тэйсю. США отрицают потери «сейбров» в этот день.
7) 10.09.1951 г. – F-80 в районе Ансю. Потери самолётов типа F-80 в этот день США отрицают.
8) 10.09.1951 г. – Глостер «Метеор». В том же бою, но позже, в 11:43, однако командование RAAF отрицает потери «метеоров» в этот и ближайшие последующие дни.
Вернувшись из Китая продолжал службу в 176-ом ГИАП. В ноябре 1953 г. майор Гесь окончил ВОЛТК в г. Таганрог, а затем направлен в 196-й ГИАП заместителем командира аэ. С ноября 1954 г. – помощник комполка по огневой и тактической подготовке.
С мая 1957 г. майор Гесь в запасе.
Проживал в г. Электросталь Московской области.
Боевые награды: Герой Советского Союза (№ 10871 от 10.10.1951 г.), ордена Ленина (2), КЗ (3), медаль «За боевые заслуги».
Умер 07.01.1968 г.
Фото:
- Капитан Колеман
- Капитан Гесь
- МиГ-15 капитана Геся
- F-51 капитана Колемана
- Повреждения самолёта Геся в результате столкновения с обломками "мустанга".
Вложение 60682Вложение 60681Вложение 60683Вложение 60684Вложение 60685
В поддержку версии Субботина я бы выдвинул ещё 1 момент - командование, найдя обломки сбитого F-86, документы погибшего пилота (100%, т.к. по воспоминаниям чётко называется дата его рождения так запавшая в память очевидцев, ибо она точно совпадала с датой боя - 18-го июня, и даже, почему-то указывается, что он был немецких корней) однозначно трактовало их именно за Субботиным.
То есть сомнений по району боя и авторству заявки никаких не возникло.
Тогда как Transit полагает, что бои проходили в несколько разных местах и Пономарёв должен был тогда бы сбить "своего" F-86 в несколько ином месте.
Но вот у командования 64-го ИАК сложилось мнение именно об авторстве Субботина.
В довершение всего не следует придавать большое значение т.н. "взрыву" атакованной цели - сплошь и рядом с обеих сторон они "взрываются" и "горят". Сам Субботин как раз не видел ничего такого - это, якобы, его ведомый разглядел.
По американской версии события 20.06.1951 г. развивались следующим образом:
Бой проходил очагами на двух уровнях и всего в нем участвовали 32 F-86 и 24 F-51.
- В 06:45 группа F-51 вышла в район XD6080 и через 10 минут патрулирования была атакована 6 МиГ-ами. Самолет №4 в группе был сбит на высоте 1530 м. при первой же атаке и упал в квадрате XD6083. 4 МиГ-а выполнили повторный заход, но ушли вверх сразу, как только "Мустанги" развернулись в их сторону. Затем противник выполнил несколько коротких атак с разных направлений, но безрезультатно.
- В 06:55 другая группа F-51 вышла в квадрат XD3868, где обнаружила 6 самолетов типа Ил-2 (реально Ил-10), идущих на высоте 850 м. В последовавшем бою 2 Ил-2 были заявлены как сбитые, 1 вероятно и 2 повреждены.
- В 07:00 третья группа "Мустангов" вышла в квадрат XD3075, обнаружив 6 вражеских истребителей типа Як-9. Был атакован и сбит Як-9 лидера группы противника.
Касаемо "Сейбров":
- В 06:43 две группы F-86 вышли в район Синыйчжу на высоте 5100 м. Выполняя патрулирование летчики "Сейбров" обнаружили в квадрате XD4585 12 МиГ-ов, находившихся на высотах 2000-2700 м. и атаковавших "Мустангов". Поспешив на помощь F-86 атаковали и повредили 2 МиГ-а в квадрате XD4584 без собственных потерь.
- третья группа F-86 подошла в район в 06:53 на высоте 8840 м. над слоем облачности. Так как МиГ-и были ниже, "Сейбры" пробили облачность и атаковали два МиГ-15 на высоте 4420 м. в квадрате XE5015. Были зафиксированы попадания в оба самолета противника.
Поврежденные МиГ-и занесены на счет следующих летчиков:
Capt. Leroy B. Price
1st Lt. Arthur L. O'Connor
Capt. Paul W. Bryce
1st Lt. Bobbie L. Smith
- В 12:30 пара F-51, выполнявшая задание в квадрате XE3525, была атакована сзади парой МиГ-ов. Летчики "Мустангов" ушли от атаки войдя в облачность. Выйдя из облачности американцы наблюдали около 10 самолетов противника, следовавших на высоте 5500 м. которые больше не атаковали и ушли в направлении Ялу.