ушел в небо! Вечная память......
Вид для печати
ушел в небо! Вечная память......
На праздниках я в Интернет не заглядывал, а тут вышел на работу - и на тебе... Сказали, что Евгения Георгиевича уже нет... Когда-то я целый день тратил на то, что бы всем ветеранам Корейской войны, с кем мы общались, поздравительные открытки перед праздником написать, да ещё пол-дня на поздравления по телефону непосредственно в праздник. А в этот Новый год позвонил всего двоим: Евгению Георгиевичу, да Льву Ивановичу Русакову... А теперь и Евгения Георгиевича нет... Эпоха практически ушла вместе с теми, кто её составлял... Что тут скажешь... Больно, горько, обидно. Они уходят, а мы остаемся... И мы должны о них помнить и стараться быть достойными этой памяти.
В свое время мы с Юркой написали статью про Евгения Георгиевича, в принципе, Юрий её в Инете выкладывал, но я ещё раз на неё ссылки дам.
pepelyaev.pdf
Victories from Pepelyaev_story.pdf
Первый файл - собственно статья, второй - таблица с анализом побед Евгения Георгиевича и комментарий к ней. К этому комментарию хочу добавить ещё кое-что:
Евгений Георгиевич Пепеляев был одним из немногих боевых летчиков, кто спокойно относился к обсуждению достоверности побед в воздушных боях, засчитанных нашим пилотам. Причем не только побед 64 ИАК, 324-й дивизии, 196-го полка, но и его личных. Когда речь заходила о достоверности результатов воздушных боев, Евгений Георгиевич неизменно произносил фразу: «Нигде так не врут, как на охоте и на войне». А на однажды заданный нами вопрос, сколько же у него реально сбитых самолетов противника, ответил: «Девятнадцати точно нет. В двенадцати я уверен на все 100, а если «натянуть», то, может, пятнадцать…». Мы тогда спросили его, как он отнесется к тому, чтобы «сверить» его победы с американскими потерями. На что Евгений Георгиевич ответил: «Давайте, интересно будет посмотреть…» Результаты этой «сверки» в приведенной выше таблице. Как видите, слова Пепеляева подтвердились «на все 100». Ещё один характерный момент: работая в ЦАМО с документами 196 ИАП, мы обратили внимание, что в большинстве своих послеполетных рапортов Евгений Георгиевич не указывал, что атакованный им самолет противника сбит, лишь описывал результаты атаки, которые он наблюдал. Вывод о судьбе атакованного им самолета делали уже другие на основании дешифрирования фотопленки, рапортов других пилотов результатов работы поисковых команд и т.д.
И ещё пару фото...
В продолжение темы. Безответное письмо (б.) президенту страны:
Форум "Стрижей" - Пепеляев Евгений Георгиевич
Ну, вы, блин даете! Написали Твиттрию Нанотольевичу... Если б Ромни или Маккейну - и то вероятность положительного решения выше была. А если серьезно, писать стоило бы Путину или Жириновскому. Результат, конечно, не гарантирован, однако знаю пару конкретных примеров, когда они реагировали на письма, правда, по другой тематике. На счет Ж. не смейтесь - он президентскую администрацию возбудил. В обоих случаях решения были приняты ПРАВИЛЬНЫЕ.
Да, кстати, в Корее наши никакой интернациональный долг не выполняли, а защищали государственные интересы Советского Союза. Типовой итоговый б/приказ выглядел примерно так: "В период с ... по ... такая-то ИАД вела на КТВД боевые действия по защите государственных интересов Советского Союза." Далее шла всякая статистика по б/вылетам, в/боям и пр. В то время, в отличие от брежневско-горбачевского, вещи честно называли своими именами.
Случайно узнал, что в начале этого года известный американский автор по интересующей нас теме Томпсон выпускает пару новых книг. В феврале в соавторстве с Мак Лареном выходит книга MIG Alley - Sabres vs. MIGS over Korea: Pilot accounts and the complete combat record of the F-86 Sabre 1950-53, где авторы обещают дать полный список участвовавших в Корейской войне Сейбров. А в мае Томпсон уже с другим автором Дилди выпускают книгу F-86 Sabre vs MiG-15: Korea 1950-53 (Duel).
Это переиздание вот этой книги, вышедшей в 2002 г.
Вложение 46180
Она у меня есть. В ней, действительно, есть список всех участвовавших в войне "Сейбров". Только вот что это дает? Список потерь у них не сильно от КОРВАЛДа отличается.
Дополнение по бою 21-го января 1951 года: американские источники подтверждают повреждение от огня МиГ-ов одного F-84E 523 Sqn 27 FEW (летчик 1st Lt. Donald D Watt). Без каких либо подробностей.
Интересная подробность, Transit.
Тогда получается, автором был, либо Богатырёв ("..Оставшийся «Тандерджет» попытался улизнуть, но ведущий третьей пары м-р Богатырев нагнал его и с дистанции 500 м добился во вражеский самолет нескольких попаданий..."), либо всё же китаец.
Как я понимаю, "тандерджет не был списан? Или точной информации нет?
Судя по всему - нет.
Бегло заглянул вперед, далее по американским данным идет значительный провал в активности воздушных боёв:
27-го января летчики одного звена F-84E, атаковавшего в составе группы мост через р.Чонгчон, наблюдали несколько МиГ-ов в воздухе. Боя не состоялось.
3-го февраля МиГ-и выполнили три атаки на самолёты 5-го ВФ, но американцы не ввязывались в воздушные бои и потерь или побед не заявляли. Пожалуй наиболее "интенсивной" была встреча одиночного RF-80A (летчик Capt. John D. Monaghan) с группой из 15-20 МиГ-ов. Разведчик выполнял фотографирование района границы Маньчжурии следуя на высоте 3000 метров. При выполнении последнего запланированного прохода над Синыйджу самолет был атакован МиГ-ами, которые преследовали его до Пхеньяна. Монагану удалось маневрированием сорвать все атаки и вернуться на базу целым.
Уточнение: Монаган остался цел, но его самолет был серьёзно поврежден (в наградном листе указано, что снаряды 37-мм попали в концевой ПТБ и левое крыло). Так что МиГ-ам можно занести на счет поврежденный самолет.
И далее тишина до 9-го или 10-го февраля...
Ещё имел место воздушный бой 29-го января, который провели китайские летчики. В час дня группа из 8 МиГ-15, лидируемая Ли Ханем, поднялась на перехват вражеских самолетов направлявшихся в сторону станции Аньчжу. Выйдя в заданный район китайцы обнаружили 16 F-84E и атаковали противника сзади, со стороны солнца (для этого пришлось сделать изрядный крюк). Американцы под атакой разошлись четверками. В продолжении боя Ли Ханю была засчитана одна победа, ещё один поврежденный засчитали группе. Американские источники подтверждают атаку МиГ-ов на группу F-84 атаковавшую мост Чонгджу, отрицая какие либо повреждения или потери своих самолетов.
За 10-е февраля американские источники отмечают три атаки МиГ-ов на самолеты 5-го ВФ, все во второй половине дня. Сначала над Синанджу подверглось нападению 6 МиГ-15 звено F-80С 49 FBG (лидер Capt William H. Alexander), прикрывавшее ударную группу того же подразделения. Ведущий МиГ открыл огонь по самолету лейтенанта Бимана (Lt James A. Beaman), причем очередь прошла достаточно близко, но цели не достигла. Сделав один заход МиГ-и с набором ушли на солнце, не дав шанса летчикам "Шутингстаров" даже польнуть в ответ.
Ещё были столкновения над Чонгджу и южнее Синанджу, причем в последнем случае атаке 8 МиГ-ов подвергся одиночный F-80.
Виталий, вы бы могли уточнить, были ли ещё воздушные бои с F-80 в период с 11-го по 13-е число?
Ещё хочу предложить всем интересующимся "страшные файлы" (плохоперевариваемые из-за большого объёма информации) с весьма полезной статистической информацией по рабое 5-го ВФ в Корее:
1951
1952
1953
Саммари
В нашей версии советские истребители атаковали четвёрку F-80 и три американских истребителя сбили. Вместе с лётчиками 28-го гвардейского полка вылета четвёрка МиГов 7-го истребительного полка китайцев. Возможно именно китайские лётчики из этого звена или других групп провели другие атаки по американским самолётам.
Процитирую свои книжку: "На следующий день [то есть 11 февраля, V.A.] на перехват американских самолетов поднимались в небо две группы МиГов 28-го ГИАП и 7-го ИАП китайских ВВС, но при подходе наших групп к району действия вражеских самолетов последние сразу же уходили за линию фронта.
12 февраля на перехват обнаруженных РТС бомбардировщиков было поднято в небо 6 МиГ-15, которые повел в бой сам командир полка п/п-к Колядин. Придя в район Анджу на высоте 7000 м, бомбардировщиков не обнаружили и были перенацелены на 8 Ф-80, которые штурмовали железную дорогу с высот 1500—2000 м, пикируя на нее попарно. На высоте 8000 м находилась прикрывающая пара Ф-80. Колядин приказал своему звену атаковать попарно штурмующих Ф-80, оставив пару м-ра Тимофеева в прикрытии. Обе пары МнГов ударного звена атаковали две пары «Шутинг Старов», но успеха добился лишь ведущий второй пары к-н Бородин. При подходе к району воздушного боя еще восьми МиГ-15 советского и китайского полков противник со снижением ушел. Однако во время подхода наших истребителей к своему аэродрому шесть вражеских истребителей попытались их преследовать. На прикрытие садящейся группы было поднято 10 МиГ-15, но противник не пожелал вести бой и ушел.
13 февраля четверка МиГов 28-го ГИАП в 14.12 вылетела на перехват четверки американских самолетов, но последние вовремя успели скрыться в облаках".
Коллеги, я безумно рад, что вновь могу читать Вас!
Однако, прежде, чем форсировать февраль, давайте добьём январь.
Осталось 2 неразрешённых вопроса:
1. 24 января, в день, когда советская сторона заявила 2 победы при 2-х своих повреждённых, а американская 3 повреждённых при отсутствии собственных потерь, в материалах Комиссии проходит (без подробностей) 1 F-84: F-84E№49-2340, 27 ИАГ
Я задавал вопрос Transit'у, но пока ответа нет.
Что это за потеря? Имеет ли она отношение к бою с МиГами?
2. 29 января был бой с китайцами, в котором последние заявили 2 сбитых F-84.
В КОРВАЛД указаны 2 F-80, потерянные в этот день, и если один из них указан, что потерян в тренировочной мисси, то второй..:
- F-80C№49-850,36 ибаэ,8 ИБАГ, Flame out,lost 10 mi E of Iki-Shima Japan, SAR effort negative, 1 Lt Arthur E.Hutchinson, KIA
Что можете сказать по этому поводу?
У Китайцев 3-го февраля на передовую прибыло новое подразделение под командованием Чао Дахая, а группа Ли Ханя убыла в тыл. Первые боевые вылеты "новички" совершили именно 10-го февраля, потеряв при этом один МиГ-15 из-за полной выработки топлива. Ни о каких боевых столкновениях с противником китайские источники не упоминают. Возможно, что американцы записали в "атаки МиГ-ов" простые визуальные контакты издалека?
Есть некоторые расхождения с американской версией. По их данным в этот день четверка F-80C 49 FBG (лидер групп командер Col. John R. Murphy) атаковала наземные цели в районе Чонгджу, сверху (с высоты 3000м) её прикрывало звено F-80C из того же подразделения (лидер Capt. Berti B. Berger). В 12:30 на ударную группу осуществили атаку два МиГ-а, и одновременно ещё два МиГ-а атаковали звено прикрытия. Противник выполнил один заход, с пикирования и выход из атаки осуществил с набором высоты в северном направлении. Ни один из американских самолетов не пострадал (Мёрфи оценил расстояние с которого по нему стреляли МиГ-и в 3 км!!!), но и ответных действий никто предпринять не успел.
Док_М, F-84E 49-2340 это машина Гранта Симпсона сбитого 21.01.1951. Номер 49-3240 принадлежит T-6G из заказа 49-го года, скорее всего из-за описки в документах пошла путаница и появился лишний самолет. Касаемо китайского боя за 29-е января, очевидно же, что информация сошлась - обе стороны подтверждают только один воздушный бой (МиГи против F-84). Не стоит отвлекаться на потери F-80.
Transit, а почему Вы решили, что № 49-2340, это машина Симпсона?
В двух источниках - КОРВАЛД и сайт KWP - Симпсону принадлежит именно №49-3240.
Вот карточка пилота с KWP:
CAPT GRANT W SIMPSON
523ND FIGHTER ESCORT SQUADRON
AIRCRAFT TYPE: F-84E
AIRCRAFT NUMBER: 49-3240
AIR FORCE
HOSTILE, DIED WHILE CAPTURED (POW)
DATE OF LOSS: JANUARY 21, 1951
SERVICE NUMBER: AO930038
BORN: JANUARY 21, 1923
HOME OR PLACE OF ENLISTMENT
DES MOINES, IA
LOCATION OR BATTLE ZONE: NORTH KOREA
BURIAL LOCATION
FORT SAM HOUSTON NATIONAL CEMETERYComments: Captain Simpson was the pilot of a F-84E Thunderjet fighter with the 523rd Fighter Escort Squadron, 27th Fighter Escort Wing. On January 21, 1951, while on a combat mission, his flight of four F-84s was attacked by 12 MiG-15s. His aircraft was hit and he bailed out but was killed. His remains were recovered.
FINAL DISPOSITION DATE: JULY 10, 1951
KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 27583
По нашим документам первыйм китайским полком, начавшим боевую работу в Корейской войне на МиГах в составе нашей 50-й дивизии был 10 ИАП, которым, судя по вашему сообщению, командовал Ли Хань. 10 февраля его сменил 7 ИАП, которым вероятно командовал упомянутый выше Чао Дахай. Кстати, в нашем описании боя есть упоминание, что один китайский истребитель отбился от группы ещё до начала боя.
Возможно так и было.
Данное выссказывание сразу заставляет меня весьма скептически относится к этой версии боя. Что, что, а оценить расстояние до атакованного самолёта по кадрам фотокинопулемёта было не сложно. Ошибка могла быть в пару десятков метров, не более. С трудом могу представить, как офицер дешифровщик, а это, как правило, начальник Воздушно стрелкой службы полка, мог засчитать сбитым атакованный с трёх километров вражеский самолёт. Бравые америкаские лётчики "потравили" очередную байку про трусливых китайцев.
Коллеги, значит вопрос с этим № закрываем.
Тогда я сбрасываю итоговую таблицу за январь. Прошу Вас, просмотрите, проверьте, дабы, если не будет корректур, мы будем считать её утверждённой.
Ну, а затем, я включусь к Вам в февраль..