Хорошая статья.А вот афоризм о дозаправки ТУ-16х Героя Советского Союза, командира 2-й авиадивизии тяжелых бомбардировщиков генерал-майор Александр Алексеевич Баленко,это нечто!Классика!
-Вопрос сослуживцев:«Товарищ генерал, ну как дозаправка?»
— Да как, — отвечал А.Баленко. — Все равно что тигра за хвост держать: один страх и никакого удовольствия.
Очень познавательно....
НО МЕНЯ ПОРАЗИЛИ НЕСКОЛЬКО ВЫДЕРЖЕК:
КБ Туполева предложило и осуществило крыльевой метод дозаправки — сложный, тяжелый, опасный. Но свой, советский. Лишь бы не копировать более надежную конусную систему, применяемую американцами, когда самолеты при дозаправке находятся один над другим, а летчику заправляемого самолета хорошо виден конус танкера.
И
с 1958-го по 1964 год (и это в мирное время!) разбилось 15 экипажей — погибло 90 молодых сильных парней, профессионалов с большой буквы.
Такие потери и затраты, только чтобы не повторить опыт капиталистов....
Хоть чем то это можно оправдать?
Оправдать это можно тем,наверное,что Вы сейчас спите,работаете и сидите за компьютером спокойно.
Я не ставлю под сомнение действие пилотов, их самоотверженность. Я преклонясь перед их мужеством.
Посмотрите еще раз фразу:
Лишь бы не копировать более надежную конусную систему, применяемую американцами,
По этой причине угробили 90 молодых летчиков. Ведь сразу было ясно что такая система опасна не выгодна и т.д.
Нет сделайем по своему. Ну и хрен с ним, что побъется куча летчиков, угробится мат. часть. Зато мы будем отличаться. Вот это меня больше всего бесило и бесит...
У ТУ-16х дозаправка в воздухе велась не так,как ведется на ТУ-95х.У ТУ-16х-крылом-к крылу!Как она ведется это просто и доходчиво показано в художественном фильме "Случай в квадрате 36-80" (на данном красивом сайте есть ссылочка,где можно скачать этот шедевр киноклассики)...Почему погибали экипажи?Да потому что амплитуда колебания мно-о-о-огометрового шланга достигала иногда нескольких метров и данный шланг мог запросто перерубить крыло на хрен!И требовался огромный опыт пилотирования тяжелой машины,чтобы этого не случилось.А тогда,в 50-60е годы,опыта у летчиков было мало,т.к.ТУ-16 только что появились на свет Божий!Что тут не ясного?!Помоему в данной статье и кинофильме это рассказано и показано так,что дойти должно и до тупого,глухого,и немого.Уж,простите тут за черный юмор.))) :D :shock: :evil: :lol:
Да разговор слепого с глухим.
Ладно, поставлю вопрос по другому, точнее даже два:
1. Была ли возможность использования на Ту -16 консольной системы дозаправки?
- насколько я понял из статьи была, он сделали крыльевую, стобы не копировать американцев. Если не прав поправьте.
2. Если да, то насколько освоение консольной системы дозаправки проше (безопасней), чем крыльевой?
Да разговор слепого с глухим.
Ладно, поставлю вопрос по другому, точнее даже два:
1. Была ли возможность использования на Ту -16 консольной системы дозаправки?
- насколько я понял из статьи была, он сделали крыльевую, стобы не копировать американцев. Если не прав поправьте.
2. Если да, то насколько освоение консольной системы дозаправки проше (безопасней), чем крыльевой?
а об этом надо спросить тех 90 молодых летчиков которые просто делали свое дело
Кстати в ВВС дозаправку на Ту-16 как написано перестали делать в 64м
а Морская авиация делала это над океанами зимой и летом в простых и сложных днем иночью до последних дней Ту-16
спросите Назара он подтвердит
Я вот что подумал...
Изначально ни в ТУ-4, ни в Ту-16 возможность дозаправки в воздухе не закладывалась.
Тянуть трубы и арматуру из носа и без того узкого фюзеляжа в крыло — это добавлять и массы, и уменьшать внутренний полёзный объём. А при описанной с-ме топливо сразу попадает в бак. Логично?
КБ Туполева предложило и осуществило крыльевой метод дозаправки — сложный, тяжелый, опасный. Но свой, советский. Лишь бы не копировать более надежную конусную систему, применяемую американцами, когда самолеты при дозаправке находятся один над другим, а летчику заправляемого самолета хорошо виден конус танкера.
Строго говоря, систему "крыло в крыло" делали не в КБ Туполева, а в ЛИИ и ОКБ-918 (нынешняя "Звезда" Северина), и я думаю, что они при этом руководствовались не желанием соригинальничать пред США, а, конечно, какими-то своими инженерными и пилотажными соображениями (хотели как лучше)...: http://legion.wplus.net/guide/air/b/tu4.shtml
"Ту-4 — топливозаправщик. В конце 40-х годов в советских военных кругах считали, что иной путь, кроме создания средств для нанесения ответного удара непосредственно по территории Соединенных Штатов, казался немыслимым. Поэтому, наряду с разработкой стратегических бомбардировщиков, в 1948 году в Советском Союзе были развернуты исследовательские и экспериментальные работы по заправке самолетов Ту-4 топливом в полете.
Летчикам-испытателям ЛИИ Игорю Шелесту и Виктору Васянину разрешили работать над своим вариантом параллельно с группой В.С. Вахмистрова (который официально руководил работами по дозаправке) и выделили для отработки в полете макетной системы два самолета Ту-2. Предложенная Шелестом и Васяниным схема обладала неоспоримыми преимуществами: процесс контактирования и заправки по проекту шел полностью автоматически, самолеты в строю летели параллельными курсами — крыло к крылу, не находясь в потоке друг друга, топливо перекачивалось под давлением с большими расходами. 16 июня 1949 года Султан Амет-хан и Игорь Шелест впервые осуществили такую дозаправку в воздухе. В полете был заснят кинофильм, который продемонстрировали А.Н. Туполеву. Уже через несколько дней в ЛИИ поступило правительственное задание на постройку и испытания дозаправки самолетов Ту-4 по системе «с крыла на крыло».
Правительственным заданием предусматривалось, чтобы устройство перелива топлива допускало перекачку 10000 л бензина не более, чем за 20 мин. Этот процесс должен был происходить на высотах до 7000 м при скорости не выше 350 км/ч. Один танкер рассчитывался на дозаправку, как минимум, трех бомбардировщиков.
Первые два Ту-4, оборудованные крыльевой системой, передали на государственные испытания в августе 1950 года. Год спустя, в НИИ ВВС на контрольные испытания предъявили самолеты с доработанной системой дозаправки. Согласно мартовскому 1952 года постановлению правительства на заводе №18 переоборудовали по три самолета в танкеры и в заправляемые.
Почти два месяца, начиная с мая, экипажи НИИ ВВС (ведущие инженеры А.А. Бережной и Н.В. Кочетков, летчики А.В. Сарыгин и С.К. Мусатов) испытывали машины. Крыльевая система соответствовала заданию по летно-техническим данным, техника пилотирования обеих машин оказалась доступной летчикам ДА после соответствующих тренировок, но были выявлены многочисленные дефекты, в т.ч. из-за перекрытия головных взрывателей авиабомб выталкивателем шланга, находившегося в передней части бомбоотсека, стала невозможной полная загрузка машины бомбами ФАБ-250М46 и ФАБ-500М46. В результате система не рекомендовалась для принятия на вооружение.
В августе 1954 года ДА получила первые три пары Ту-4 с крыльевой системой дозаправки топливом в полете. В апреле следующего года военные выполнили три полета протяженностью 8200 км с двумя дозаправками, и этот опыт показал реальную возможность переброски самолетов на большие расстояния в кратчайшие сроки. Тем не менее, в июле 1954 года полеты Ту-4 с дозаправкой прервали до октября по причине износа оборудования.
В конце 1955 года парк ДА пополнился еще девятью парами Ту-4 и до июля следующего года их экипажи выполнили 742 полета на дозаправку с общим налетом 1744 часа. При этом в воздухе перелили 1897 тысяч литров бензина. В 1956 году промышленность сдала заказчику еще 13 пар Ту-4 и к концу 1957 года у военных имелись 23 подготовленных экипажа заправщиков и 21 — заправляемых.
Но в целом система Шелеста-Васянина прижилась, прослужила до снятия самолетов с вооружения и была освоена и успешно применялась для дозаправки реактивных бомбардировщиков Ту-16. Кроме своих собратьев, Ту-4 пытались приспособить для дозаправки истребителей МиГ-15бис, а также их одновременной буксировке за бомбовозом и дозаправке топливом. В процессе испытаний летчики столкнулись не только с трудностями отработки методики дозаправки топливом, но и с недоведенной техникой. В итоге исследования прекратили, а дальность истребителей увеличили за счет подвесных топливных баков объемом 600 л".
Понравился ответ "Экзота"-видно,что мужик с головой дружит,есть в его словах зерно истины.Но,надо и добавить к его словам,что ТУ-16 был таким самолетом,который практически не выходил из штопора.Был случай,когда ТУ-16 попал в штопор,почти весь экипаж катапультировался и остался только один командир.Он,невероятными усилиями,сумел,уже перед самой землёй,вывести "тушку"...Его представили к Герою Союза.Лично читал об этом в какой-то книге "Воениздата" годов 80х.Увы,подзабыл и название книги и ФИО командера и.п.р.Но в моей памяти-это впечаталось отчетливо,а мои мозги еще не страдают "целлюлитом".))) :D
В слове "командер",я не опечатался.Это,не "командир".Читать надо так:"командЕр", или "командэр",т.е.,по-флотски,или,если хотите,по-американски.Жаль,что ударения в словах нельзя ставить. :)
Отец служил в МА ,я на флоте и ни там ни там ,такого произношения не слышали
В Морской авиации ,непосредственно во время дозаправки,случилась одна катастрофа ,было потеряно два Ту-16 ,самолеты непреднамерянно вошли в плотную облачность и столкнулись,после чего упали в Цимлянское водохранилище,из 12 человек уцелело 5
Случилось это 13 мая 1964 года,на Балтике в районе аэродрома Быхов
Кстати у отца в начале 80х ,был инцидент связанный с заправкой(до нее дело не дошло),конусом "ободрал"пол самолета,а причиной был правак.Если интересно могу рассказать
Назару
уточни плз
Цимла-на Дону
Быхау-Беларусь
Балтика-вооще на северо-западе
ИМХО -экипажи МА КБФ с АС Быхов= катастрофа в р-не Цимлянского вдхр. :shock:
Назару
уточни плз
Цимла-на Дону
Быхау-Беларусь
Балтика-вооще на северо-западе
ИМХО -экипажи МА КБФ с АС Быхов= катастрофа в р-не Цимлянского вдхр. :shock:
Все правильно Игорь
Аэродром Быхов,расположен на территории Беларусии ,приписан к БФ,там ракетоносный полк стоял, их на Саблина в 75 году поднимали
В район Цимлянского вод-ща летали на полигон
А Балтика действительно на северо-западе
в личку загляни