Игорь, все-таки не по всей длине цилиндр. В СЧФ - действительно, цилиндр диаметром 1550 мм, а с ГЧФ и ХЧФ имеют быть место сужения и утолщения соответственно...
Конечно Павел! Имел в виду что везде круглое сечение...
Кусочек из М-Хобби № 33 "На вооружении Миг -21 и Су-9 РС-2УС находились до конца семидесятых годов,однако несовершенство ракеты к этому времени было настолько явным,что рекомендовано было использовать её в качестве НАР,застопорив рули и отключив бортовую аппаратуру наведения"
Что-то на ветке сплошное "засилье" микояновцев.
Попытаюсь выправить положение, тем более, что есть повод -
"В преддверии юбилея"
55 лет назад, 26 мая 1956 года с аэродрома ЛИИ в г. Жуковском летчик-испытатель В.Н. Махалин в первый раз поднял в воздух опытный самолет Т-3, который стал прототипом целого семейства перехватчиков ОКБ Сухого типа Су-9 – Су-11…
50 лет назад, т.е. ровно пятью годами позже, в истории этого самолета случилась еще одна важная дата: 25 мая 1961 года в ГНИКИ завершили госиспытания перехватчика Т-47, который, по сути, являлся одной из модификаций исходного Т-3 «образца 1956 года». За прошедшие 5 лет (1956-61 г.г.) в судьбе самолета произошло много событий, пересказывать все было бы долго и утомительно. Ограничимся констатацией факта: в результате взаимных «метаний» военных и промышленности, имевших место в период 1956-57 г.г., к апрелю 1958-го было, наконец, принято «выстраданное» решение: создавать не просто перехватчик, а комплекс перехвата в двух модификациях, с постепенным наращиванием состава «борта» и вооружения: сперва «простейший» Т-3-51 с радиоуправляемой ракетой класса «воздух-воздух» К-51, а на втором этапе – Т-3-8М, с более мощной РЛС и «самонаводящимися» УР типа К-8М.
Испытания первого из них были завершены в апреле 1960-го, основу его составлял истребитель перехватчик под заводским шифром Т-43, принятый на вооружение 15.10.1960 г. под обозначением Су-9. Этот самолет был запущен в серию на Новосибирском заводе № 153 еще в 1957 году, а с 1959 года – и на московском авиазаводе № 30 («Знамя Труда»); всего в 1957-62 г.г. было построено в общей сложности 1058 Су-9, включая учебно-боевой вариант Су-9У. С 1959 года машины этого типа эксплуатировались в строевых частях ВВС и авиации войск ПВО, а с мая 1960 года, и будучи принятыми на вооружение, лишь в войсках ПВО. К 1963 году, т.е. в период наибольшего развертывания группировки, Су-9 находились на вооружении 31 части авиации войск ПВО: 28 строевых полков (в т.ч. смешанного состава, например Су-9/Як-25М) и 3 частей центра – в Саваслейке, Клину и в Красноводске. В начале 70-х, для повышения боевой эффективности была выполнена модернизация самолета с включением в состав системы вооружения УР с ТГСН типа Р-55.
Последний раз редактировалось PPV; 21.05.2011 в 14:23.
Т-47 (после принятия на вооружение – Су-11) «повезло» гораздо меньше. Получилось так, что период его испытаний и внедрения в серию пришелся как раз на время, когда в строю начиналось освоение его предшественника, которое, естественно, сопровождалось резким скачком аварийности. Причин тому было много, и не в последнюю очередь - из-за недоведенности отдельных систем и комплектующих Су-9, в частности, очень много летных происшествий было связано с отказами двигателя АЛ-7Ф-1. Так или иначе, все это самым негативным образом сказалось на судьбе Су-11. По многочисленным нареканиям военных, под предлогом доводки самолета до потребных кондиций и повышения его надежности, серийное производство и приемка Су-11 в 1962 году были приостановлены, а планы дальнейшего производства подвергнуты существенной вивисекции. В результате, передача Су-11 в строй была отодвинута до 1964 года, а суммарный выпуск самолета по сравнению с Су-9 был уменьшен в 10 раз: в период с 1962 по 1965 год было выпущено всего 108 шт. Су-11. Перехватчиками этого типа вооружили 3 строевых полка (Приволжский, Хотилово, Ефремов) и 1 полк из состава 148 ЦБПиПЛС (Саваслейка).
Последний раз редактировалось PPV; 23.05.2011 в 09:19.
Оценивая уровень технического совершенства этих перехватчиков, можно констатировать, что Су-9/11 были классическими представителями второго поколения отечественных реактивных «свистков». Изначально, в качестве типовых задач для них рассматривался перехват и уничтожение неманеврирующих (или слабо маневрирующих) высотных целей. В результате, по ТТЗ было прописано обеспечение большого потолка (отголоски борьбы с U-2) и сверхзвуковой скорости полета (порядка 2М), а основными отличительными чертами в плане боевого применения стал упор на автоматизацию перехвата, отказ от маневренного воздушного боя и чисто ракетное вооружение. Можно сказать, что поставленная таким образом задача была «с честью» решена: по уровню ЛТХ Су-9 и Су-11 вплоть до начала 70-х, т.е. до появления в строю МиГ-25П, являлись самыми высотными и скоростными самолетами в составе войск ПВО, и были вполне «в состоянии» бороться с «армадами» B-47, B-52, «Victor» и «Vulcan». Хотя тогдашний уровень развития БРЭО и ракетного вооружения, конечно же накладывал существенные ограничения на тактику применения обоих этих самолетов, обеспечивая возможность перехвата цели лишь на догонных курсах, в ЗПС…
Гораздо хуже обстояло дело в плане борьбы с самолетами тактического звена, в оправдание можно лишь сказать, что для Су-9/11 изначально не ставилась такая задача, и было трудно требовать ее успешного выполнения. Ближе к концу 60-х, по результатам осмысления опыта БД во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, выяснилось, что ВВС вероятного противника перешли к работе на малых и предельно малых высотах, неудивительно, что высокие ВСХ перестали рассматриваться в качестве определяющих ТТХ для перехватчиков. С учетом того, Су-9 и Су-11, не имели современных РЛС, для выполнения нового круга задач они были, мягко говоря, слабо приспособлены. Предпринимаемые меры, типа введения в КБП ИА ПВО новых упражнений по маневренному воздушному бою были, скорее данью моде, чем реальным ответом на сложившуюся ситуацию. Как итог, с конца 60-х началось постепенное перевооружение полков, эксплуатирующих Су-9, на другие типы перехватчиков: Ту-128, Су-15/ТМ и МиГ-25П, а со второй половины 70-х – вывод из эксплуатации оставшихся Су-9/11 с заменой их на МиГ-23М/МЛ/П. Последние Су-9 и Су-11 вывели из эксплуатации в 1980 году, после этого машины простояли на базах хранения еще около десятка лет, прежде чем в конце 80-х их пустили на металлолом…
Последний раз редактировалось PPV; 21.05.2011 в 14:25.
Павел, очень хорошо, что ты решил оживить ветку "СУ-9".
Все фото у меня были, кроме фото СУ-11 №69. Очень мало, к сожалению, фото Су-11 строевых. Нет ли у тебя еще фото строевых Су-11? Если есть-может, в личку?
С уважением.
а с 1959 года – и на московском авиазаводе № 30 («Знамя Труда»); всего в 1957-62 г.г. было построено в общей сложности 1058 Су-9, включая учебно-боевой вариант Су-9У.
То есть, если вычесть 50 Су-9У, получается всего 1008 ед. Су-9-х..
....в период с 1962 по 1965 год было выпущено всего 108 шт. Су-11. Перехватчиками этого типа вооружили 3 строевых полка (Приволжский, Хотилово, Ефремово) и 1 полк из состава 148 ЦБПиПЛС (Саваслейка)....
Павел, одна эскадрилья (1-я) Су-11 была в составе 22 гв.иап, Центральная Угловая (две другие на Су-9). Я знаком с летчиком, который там на них летал. Да, и не Ефремово, а Ефремов. ))
Павел, одна эскадрилья (1-я) Су-11 была в составе 22 гв.иап, Центральная Угловая (две другие на Су-9). Я знаком с летчиком, который там на них летал. Да, и не Ефремово, а Ефремов. ))
Олег, а можно связаться с этим летчиком? Дело в том, что я смотрел выписку из формуляра полка, там не было никаких упоминаний про Су-11. Про Ефремов - спасибо, исправил...
Здравствуйте.
Прочитал статью из ВКО. Не со всеми её частями могу согласиться.
"Су-9" эксплуатировал мой отец. Его мнению я доверял полностью. И его отзывы о самолёте были несколько иными.
Олег, а можно связаться с этим летчиком? Дело в том, что я смотрел выписку из формуляра полка, там не было никаких упоминаний про Су-11. Про Ефремов - спасибо, исправил...
Попробую найти через сослуживцев. Он вроде остался жить на 10-м Участке, в конце службы был там штатным РП. Фамилия его Мухитов. Он рассказывал, что самолет был построже, чем Су-9, более "режимный". Но те, кто летал на нем, считали себя "чуть круче", чем остальные. Что касается боевых возможностей -не помню, чтобы он на этом заострял внимание.
Последний раз редактировалось muk33; 27.05.2011 в 02:11.
Павел, одна эскадрилья (1-я) Су-11 была в составе 22 гв.иап, Центральная Угловая (две другие на Су-9). Я знаком с летчиком, который там на них летал. Да, и не Ефремово, а Ефремов. ))
на угловке никогда не было Су-11.
отнеситесь к этой инфе критически.......
Су-9 в ссоставе 2-х АЭ да......а о Су-11 чистая деза....