Все же интересно было бы узнать антенны какой системы стояли на этих машинах. Может, Слава в курсе? Павел, а ты вообще часто видишь его?
Павел, а где искать серийный номер? Может, на фото где и промелькнет?
Все же интересно было бы узнать антенны какой системы стояли на этих машинах. Может, Слава в курсе? Павел, а ты вообще часто видишь его?
Павел, а где искать серийный номер? Может, на фото где и промелькнет?
Спасибо. попробую порыться в фотографиях.
В Google нашел еще однофото Светлоградской Т-ки
Павел: интересно всегда пишется про ТМ-ы начиная с 03-02, а где -01
Прямо сейчас, по Питерскому 5-му каналу идет замечательный советский боевик "Ответный ход", в котором есть несколько хороших кадров с бельбекского аэродрома, где базировался 62 иап, вооруженный Су-15ТМ!
Да, помню я эти кадры. По-моему, они появились еще когда фото Су-15-го были довольно редки. Помню еще, фотографировал эти Су-15-е с экрана телека.
Повинюсь: неотмеченной прошла важная дата - полувековой юбилей Су-15. Имеет смысл напомнить об этом неординарном событии.
В конце 50-х в ОКБ Сухого в рамках проектирования П-1 и новых перехватчиков на базе Т-3 и Т-3М (Т-37) прорабатывались варианты альтернативных компоновок (П-37, Т-59 и др.), в ходе этих работ стала очевидной мысль о том, что для размещения на самолете новой мощной РЛС ("ЦП", "Орел-3" и др.) придется пересмотреть исходную компоновку с носовым в/з, отдав под размещение РЛС всю НЧФ самолета и перейти к боковым в/з.
В результате, когда весной 1960-го в ОКБ началась проработка очередной модификации Т-3 под новую РЛС (тема получила шифр Т-58) на ней с самого начала решили применить боковые в/з, в остальном изменения в компоновке свели к минимуму: менялась, по сути, только ГЧФ, в/з и передняя часть СЧФ, а оставшаяся часть СЧФ, ХЧФ, крыло, оперение и шасси старались не трогать, оставив их с исходного Т-47 (Су-11), не менялась и силовая установка в виде двигателя типа АЛ-7Ф. Отчасти это объяснялось тем, что в стране к этому времени была в самом разгаре "ракетная эйфория" и хрущевские "гонения" на авиацию, выражавшиеся в существенном сокращении ассигнований на программы, связанные с боевой авиацией. В связи с этим, были практически официально запрещены все новые разработки в этой области, а разрешались лишь работы, связанные с модернизацией существующих самолетов. Именно поэтому в ОКБ по согласованию с военными и руководством ГКАТ работа была "замаскирована" под модернизацию Су-11, и в переписке шла под обозначением Су-11М.
В течение года работы по теме Т-58 зашли достаточно далеко, несмотря на отсутствие официального ПСМ, к середине 1961-го в ОКБ был выпущен комплект рабочей документации, а в опытном производстве началось изготовление опытного самолета. Однако, примерно в сентябре 1961-го по инициативе Ген.конструктора П.О. Сухого произошел "поворот", связанный с тем, что им было принято решение о замене на самолете АЛ-7Ф на двигатель ОКБ Туманского типа Р-11Ф-300. Причиной того, что П.О. пошел на этот неординарный шаг были серьезные проблемы с надежностью люльковского двигателя, продемонстрированные им в ходе начального периода эксплуатации Су-7Б и Су-9 в строю в 1959-61 г.г. Справедливые нарекания военных нельзя было и дальше оставлять без внимания, в сложившейся ситуации Сухой уже не мог и далее отстаивать "честь мундира", т.к. в противном случае, под угрозой закрытия оказалась бы не только программа Су-7 и Су-9/11, но вообще вся будущая тематика ОКБ Сухого, завязанная лишь на один этот тип двигателя. Тем более, что в ОКБ уже имелся реальный опыт отработки двигателей типа Р-11 на опытном самолете Т-5...
Вот в такой ситуации осенью 1961-го на теме Т-58 произошла "смена вектора", и началась проработка варианта с 2хР-11Ф2С-300 вместо 1хАЛ-7Ф-2. Доработанный вариант получил обозначение Т-58Д и "талию" в средней части фюзеляжа, связанную с тем, что здесь фюзеляж сперва сужался от исходного раствора в/з до круглого сечения, а в ХЧФ вновь расширялся - для компоновки двух Р-11Ф-300... В таком виде были построены все три опытных самолета, первый из которых вышел на летные испытания весной 1962-го. 30 мая 1962 года "шеф-пилот" ОКБ В.С. Ильюшин в первый раз поднял в воздух первый из них - опытный самолет Т58Д-1 с бортовым № 58-1. К счастью, сохранились фото этой машины в исходном виде.
Вслед за Д-1 в течение 1962-63 г.г. последовали Д-2 (борт 32) и Д-3 (борт 33), потом были госиспытания, которые продлились чуть больше года, с августа 1963-го по октябрь 1964-го, однако следует отметить, что в отличие от Су-9 и Су-11, здесь этот этап прошел на редкость «спокойно и безболезненно», видимо, сказался опыт, который приобрело к этому времени ОКБ и полностью оправдалась ставка, сделанная на повышение надежности всех систем самолета, в первую очередь, силовой установки…-
Последний раз редактировалось PPV; 02.06.2012 в 20:38.
Спасибо, Павел, что напомнил. Действительно, прошел полувековой юбипей одного из самых красивых самолетов СССР! Забыл, совсем забыл. хотя саму дату знал. Просто из башки вылетело.
P.S. Славе привет.
На аэродроме Комсомольск-на-Амуре (Хурба) при СССР за ВПП располагалась база хранения авиатехники авиации ПВО.Там хранились одноместные и двухместные Су-15 в серой и камуфлированной окраске.Еще хранился Ил-18 в стандартной аэрофлотовской окраске с б/н 01 красный,а также Як-28П и один Як-28У.После расформирования базы хранения вся техника лежала бесхозно (о чем я сильно жалею,какой был "клондайк" для бортовых и заводских номеров),а в момент распада СССР предпримчивые старшие офицеры продали на металл.Один Су-15 был в качестве памятника в воинской части в районе аэродрома,пока офицеры этой же части не загнали его на металл (было даже расследование от ФСБ).Еще один Су-15 стоял на стоянке авиаотряда завода имени Ленинского комсомола (Амурский судостроительный завод),дальнейшая судьба его неизвестна.Не по теме,но один Як-28ПМ б/н 38 красный стоит по сей день на въезде в РТБ (в/ч 77944) в районе аэродрома.Кто скажет что это за база хранения была?Может кто ее историю выложит?
Последний раз редактировалось Fencer; 19.08.2012 в 12:44.
А точно, Су-15 был в серой окраске? Может, серебристый? Камуфлированные я видел сам, а вот про серые даже не слышал.
lindr, есть несколько вопросов.
На сайте russianarms.ru в разделе серийные номера Су-15: Су-15 Серийные номера у тебя есть упоминания про машины, которые якобы участвовали в перехвате "Боингов" в 1978 и 1983 г.г.:
0815305 СССР 17 777-й ИАП сбил 01.09.83 Боинг-747
1015335 ТМ СССР 05 431-й ИАП инцидент Боинг-707 1978
А можно узнать, откуда эта информация? Аналогично про машину:
0015303 СССР 70 Мячиково
Попутно вынужден поправить явные нелепицы:
0315304 СССР опытный встроенная пушка
0315306 СССР опытный ИП Т-58бис Р-25-300
Это не обычные Су-15, а ТМы;
1315340 СССР прототип Су-15ТМ
1415301 СССР прототип Су-15Т
Неверно называть прототипами Т и ТМ. На 13-40 проходили ГСИ Р13-300, а на 14-01 - испытания Р-98М для возможности их использования на парке обычных Су-15...
3715308 СССР 33
310001 Т-58Д-2 СССР
Вообще непонятно, что за машины. По видимому, речь о 2-м и 3-м опытных Су-15? Но у этих машин вообще не было серийных номеров...
Последний раз редактировалось PPV; 07.01.2013 в 21:56.
0815305 СССР 17 777-й ИАП сбил 01.09.83 Боинг-747
1015335 ТМ СССР 05 431-й ИАП инцидент Боинг-707 1978
А можно узнать, откуда эта информация? Аналогично про машину:
Это я на форумах нахватался (обсуждали эти эпизоды) и довольно давно, вроде 3-4 года назад, за достоверность ответить не могу.
а вот это откуда... хмм0015303 СССР 70 Мячиково
За правки спасибо, я обычно записываю, все что попадется, потом фильтрую, мало-ли человек ошибся немного.
Вы не представляете как часто очевидцы путают тип, даже Су-17УМ3 и Су-17М3 путают или МиГ-21Ф-13 и МиГ-21У.
Было обсуждение был снимок машины 10-35, человек сказал, что это тот самый борт, по 08-05 упор делался на то, что это простой Су-15 но доработанный по бюллетеню, а в источниках его пишут как ТМ, больше ничего не помню.