"Американские авиационные морские мины высокоточной постановки May 2nd, 3:22
Веб-сайт Военно-морского института США (United States Naval Institute - USNI) опубликовал материал полковника ВВС США Michael W. Pietrucha "Essay: Navy, Air Force Reviving Offensive Mining with New Quickstrikes" об испытаниях нового поколения американских авиационных морских донных неконтактных мин, приспособленных для высокоточной постановки с воздуха - Mk 64 Quickstrike-J и GBU-62 Quickstrike-ER.
Сброс переоборудованной из авиационной бомбы авиационной морской донной неконтактной мины Mk 62 Quickstrike с базового патрульного самолета Lockheed P-3C Orion авиации ВМС США (с) ВМС США
Эти мины являются дальнейшим развитием известных американских авиационных донных неконтактных мин Mk 62 Quickstrike, представляющих собой комплект для переоборудования в мины авиационных бомб серии Mk 80 (калибров 500, 1000 и 2000 фунтов). Переоборудованные мины, оснащаемые соответствующим блоком взрывателей TDD (Target Detection Device) сбрасываются с подвесок самолетов на малой высоте аналогично авиационным бомбам. Для постановки мин Quickstrike штатно используются палубные истребители Boeing F/A-18 и базовые патрульные самолеты Lockheed P-3C авиации ВМС США, а также стратегические бомбардировщики Rockwell B-1B и Boeing B-52H ВВС США.
В варианте Quickstrike-J мина дополняется модулем инерциально-спутниковой коррекции, по сути заимствованным с управляемых авиабомб JDAM GBU-31, что позволяет резко повысить точность минной постановки.
Мина Mk 64 Quickstrike-J выполняется путем переоборудования бомбы Mk 84 калибром 2000 фунтов в двух вариантах - Mk 64-J Mod 0, использующем стандартный блок неконтактных взрывателей MK 57 TTD, имеющийся в ВМС США в больших количествах, и в варианте Mk 64-J Mod 3 с новым блоком неконтактных взрывателей Mk 71 TTD (его детали не раскрываются). Эти же взрыватели используются и в "традиционных" минах Mk 62 Quickstrike. Сообщается, что испытания мин Mk 64 Quickstrike-J продемонстрировали, что их КВО постановки по заданной точке на дне моря не превышает 6 метров, что является "беспрецедентной" точностью. Испытания производились сбросом с бомбардировщика В-52Н.
Другим новым вариантом морской мины высокоточной постановки является GBU-62 Quickstrike-ER, представляющая собой переоборудованную в мину 500-фунтовую авиабомбу Mk 82, дополнительно оснащенную австралийским модулем коррекции и планирования Winged JDAM-ER. Дальность сброса Quickstrike-ER достигает нескольких десятков километров, что позволяет сбрасывать мины без входа в зону ПВО противника, не говоря уже о значительном повышении скрытности постановки. Мины такжн оснащаются теми же блоками неконтактных вхрывателей Mk 57 TTD и Mk 71 TTD. Тихоокеанское командование США произвело успешные испытания Quickstrike-ER с бомбардировщика В-52Н в сентябре 2014 года.
По мнению автора статьи, Mk 64 Quickstrike-J и GBU-62 Quickstrike-ER представляют собой крупнейший качественный скачок в развитии авиационных морских мин со времени начала применения Люфтваффе в 1939 году авиационных неконтактных магнитных мин.
Новые американские авиационные морские донные неконтактные мины высокоточной постановки Mk 64 Quickstrike-J на основе 2000-фунтовой авиационной бомбы Mk 84 - вверху Mk 64-J Mod 0, использующая стандартный блок неконтактных взрывателей Mk 57 TTD, внизу Mk 64-J Mod 3 с новым блоком неконтактных взрывателей Mk 71 TTD (с) ВМС США
500-фунтовые авиационные бомбы Mk 82, переоборудованные в мины Mk 62 Quickstrike с оснащением блоками неконтактных взрывателей Mk 57 TTD (две слева) и новым Mk 71 TTD (справа) (с) Mike Pietrucha
Стратегический бомбардировщик Boeing B-52H Stratofortress (номер ВВС США 60-0031/OT, серийный номер 464396) из состава 49-й испытательной эскадрильи 53-го крыла ВВС США с шестью подвешенными на пилонах для испытательного сброса новыми американскими авиационными морскими донными неконтактными минами высокоточной постановки Mk 64 Quickstrike-J на основе 2000-фунтовой авиационной бомбы Mk 84 - справа Mk 64-J Mod 0, слева Mk 64-J Mod 3. В настоящее время В-52Н способен максимально нести 12 мин Mk 64 Quickstrike-J на внешних подвесках. В дальнейшем планируется доработать под несение этих мин барабанную револьверную пусковую установку в бомбоотсеке В-52Н, что позволит самолету суммарно нести до 20 мин. Барксдейл (с) ВВС США"
"ВАШИНГТОН, 6 октября. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Национальное управление ядерной безопасности (НУЯБ) при Министерстве энергетики США и американские ВВС провели ранее в текущем месяце испытания двух модификаций атомной бомбы B61 ("Би-61"). Об этом сообщила в четверг пресс-служба НУЯБ.
Сброшены с бомбардировщиков-"невидимок"
Как она уточнила, были проведены испытания боезарядов B61-7 и B61-11. Одна бомба B61-7 и одна B61-11, не оснащенные ядерными боевыми частями, были сброшены на полигоне Тонопа (штат Невада) с двух стратегических бомбардировщиков-"невидимок" B-2A Spirit (Би-2-эй "Спирит").
Эти самолеты сконструированы с использованием технологии stealth (англ. "незаметность"), которая делает их малозаметными для радиолокационных станций противника. Каждый такой бомбардировщик, способный преодолевать 13 тыс. км без дозаправки в воздухе и свыше 18 тыс. км с одной дозаправкой, стоит $2 млрд и входит в состав ядерной триады США.
Как пояснило НУЯБ, на сброшенных боезарядах была установлена аппаратура, фиксирующая как параметры их полета с целью установления точности и надежности бомб, так и другие данные. Анализ собранной информации позволяет сделать вывод о том, что оба испытания прошли успешно, заявило НУЯБ.
Программа модернизации
Бомба B61 существует в виде модификаций (B61-3, -4, -7, -10 и -11). На смену первым четырем из них в рамках программы модернизации должна прийти одна - B61-12. Она будет отличаться от предшественницы, в частности, отсутствием парашюта и наличием новой хвостовой части с инерциальной системой наведения, увеличивающей точность применения. Бомбу B61-11 предполагается списать в 2030-х годах.
Как объявило 1 августа НУЯБ, США уже приступили к налаживанию производственно-технологического процесса модернизации B61. Это означает, что длившийся последние четыре года этап инженерного проектирования и опытно-конструкторских работ в рамках плана модернизации боезаряда B61 завершен. Работы по модернизации этой бомбы переходят в финальную стадию, предшествующую непосредственно серийному производству, уточнило НУЯБ.
При этом оно подтвердило, что первую модернизированную бомбу B61-12 планируется, как информировало в прошлом НУЯБ, создать "в 2020 финансовом году".
Первая управляемая атомная бомба США
Первое испытание B61-12 прошло 1 июля 2015 года. Как отметил тогда в интервью кореспонденту ТАСС директор информационных проектов, касающихся ядерной сферы, в авторитетной Федерации американских ученых Ханс Кристенсен, НУЯБ "изображает испытание просто как часть работ по ее (B61) обновлению в целях содержания в исправном состоянии". Однако, убежден эксперт, "в действительности" эта деятельность представляет собой "разработку первой управляемой бомбы свободного падения" в арсенале США, расширение возможностей B61. Если принимать во внимание, что бомбу B61-12 сможет нести американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 и что "в начале 2020-х годов" такие боеприпасы намечается разместить в Европе, то нужно делать вывод о "наиболее существенной ядерной модернизации НАТО с 1980-х годов", сказал Кристенсен.
Между тем, как заявлял в июле 2015 года заместитель министра обороны России Анатолий Антонов, испытание В61-12, по оценкам Москвы, проводилось для отработки ее применения с бомбардировщиков НАТО, размещенных в Европе. Это свидетельствует о желании Вашингтона сохранить в Европе ядерные средства, способные достигать российской территории, указал замминистра. Антонов обратил внимание на то, что B61-12 представляет собой бомбу двойного назначения: она может являться элементом как стратегических наступательных вооружений при доставке тяжелыми бомбардировщиками, так и нестратегическим ядерным боезарядом при использовании самолетами тактической авиации. Замглавы военного ведомства России охарактеризовал такие действия американской стороны в нынешней ситуации как носящие откровенно провокационный характер и идущие вразрез с заверениями Вашингтона о стремлении к полному ядерному разоружению.
В свою очередь, вашингтонский научно-исследовательский Центр имени Генри Стимсона выпустил 14 августа новый доклад, в котором подверг критике программу модернизации B61, реализуемую НУЯБ. В соответствии с российско-американским Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Новым ДСНВ), США осуществляют "небольшие сокращения" числа оперативно развернутых боезарядов, но одновременно "планируют создать широкий спектр новых средств доставки, ядерных вооружений и ядерных производственных объектов", пишут авторы исследования - сооснователь Центра им. Генри Стимсона Барри Блекмэн и один из его научных сотрудников Лейси Хили."
Американские ядерщики дали уточненную оценку стоимости программы B61-12 в своей части: чуть более $8,25 млрд., что вместе с $1,3 млрд. у военных дает более $9,5 млрд.
Оттуда же на память:
"Стратегия 3 + 2"
пять существующих боеголовок для БР "консолидируются" в три новых взаимозаменяемых боеголовки (IW-1, IW-2, IW-3)
пять типов боезарядов для бомб и крылатых ракет - в две заменяющих конструкции: W80-4 и B61-12
Надо, надо все же найти время и изучить подходы NNSA к поддержанию, реконсктрукции и модернизации физпакетов. С той же Z-машиной разобраться попробовать...
Кстати, в конце заметки на defensenews опять немного пинают LRSO )) "
"Канадский дайвер, возможно, нашел атомную бомбу Mark 4, которую ВВС США потеряли над Тихим океаном 66 лет назад, сообщает Guardian.
Недавно канадские СМИ сообщили, что в районе архипелага Хайда-Гуаи дайвер Шон Смиричински нашел некий объект, который принял за НЛО.
О том, что это американская атомная бомба, потерянная США в 1950-м году первыми сделали предположение местные жители.
В феврале 1950 года бомбардировщик B-36 ВВС США выполнял в этом регионе тренировочный полет с авиабомбой на борту. По неизвестной до сих пор причине у самолета загорелись сразу три из шести двигателей. В результате экипаж был вынужден сбросить находившуюся на борту атомную бомбу в океан и покинуть самолет.
Власти США утверждают, что бомба не была оснащена плутониевым зарядом. Все попытки отыскать утерянное смертоносное оружие, были безуспешны.
Дайвер Шон Смиричински ознакомился в интернете со снимками утерянного атомного заряда Mark 4 и заметил определенное сходство с увиденным под водой объектом. О находке он заявил в минобороны Канады.
Канадское правительство уже отреагировало на сообщение и заявило, что в ближайшее время к месту находки будет отправлен корабль ВМС Канады. Специалисты намерены выяснить, представляет ли боеприпас угрозу и следует ли поднимать его на поверхность."
"ОДАБ-500ПМ в Сирии
Боевое применение ОДАБ-500ПМ - объемно-детонирующей авиационной бомбы калибра 500 кг, предназначенной для поражения живой силы, промышленных сооружений, в Сирии.
В носовой части находится сложное электромеханическое устройство, предназначеное для боевого взвода и распыления взрывчатого вещества. Бомба содержит 193 кг высокоэнергитической летучей жидкости. В хвостовой части размещен тормозной парашют. После сброса бомбы, через установленное время начинается распыление боевого вещества. Полученный аэрозоль преобразуется в газо-воздушную смесь, которая за тем подрывается взрывателем. Взрыв образует черезвычайно мощную волну избыточного давления. Эффективный радиус действия взрывной полны против живой силы противника на открытой местности составляет 30 метров, против авиационной техники на стоянках - 30 метров и против живой силы в окопах и полевых сооружениях - 25 метров.
На видео хорошо видна панорама взрыва ОДАБ в тихую погоду с мощной вспышкой и образцово-показательным грибом.
"По ту сторону сверхзвука. Военные конструируют гиперзвуковое оружие
X-51A Waverider
Изображение: US Air Force / Wikipedia
Военные осваивают гиперзвук: сразу несколько направлений разработки ударного вооружения, подразумевающего управляемое перемещение на высокой скорости. Гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) способны стать эффективными боевыми средствами как для ядерной войны, так и для обычной. «Лента.ру» публикует краткий обзор военных гиперзвуковых программ.
Гиперзвуковыми называются скорости передвижения, превышающие 5 чисел Маха (скоростей звука). Если отказаться от чисто схоластической трактовки ГЗЛА, по которой к ним нужно относить все космические аппараты, в том числе возвращаемые космопланы, а также боевые блоки межконтинентальных ракет на конечном участке траектории, оставшиеся прикладные программы военного назначения можно грубо разделить на две категории.
Первая — гиперзвуковое боевое оснащение баллистических ракет, обладающее сложной траекторией движения и создающее новые возможности как с точки зрения преодоления ПРО, так и для создания высокоточных неядерных систем. Вторая — высокоскоростные крылатые ракеты с воздушным и морским стартом.
Это, естественно, далеко не все виды возможного боевого применения ГЗЛА. Однако эта отрасль находится в начале пути, и возможные виды гиперзвуковых систем сейчас только прорабатываются, параллельно с оценками преимуществ, которые дает новая технология на поле боя. Эти два направления продвинулись дальше других, и, скорее всего, именно там мы увидим первые серийные образцы ГЗЛА, принятые на вооружение.
Лаборатории-носители
Интереснейшим видом ГЗЛА является платформа, запускаемая баллистической ракетой и способная к маневрированию в атмосфере на большой скорости. Объяснять преимущества этой схемы вряд ли требуется, это перспективный боевой блок межконтинентальных ракет, способный противостоять ПРО. Или, по мере развития технологии, управляемый носитель нескольких блоков — фактически суборбитальный ядерный бомбардировщик, следующее поколение ступеней разведения.
При этом управление подразумевает и повышение точности, что сразу переводит этот тип ГЗЛА из категории чисто ядерного средства поражения в высокоточный инструмент «мгновенного глобального удара» неядерными средствами. Возможности платформы очевидны, и странно было бы ее не отрабатывать.
В данный момент США разрабатывают два параллельных решения этого типа — одно по линии DARPA и ВВС (FALCON), другое финансируется армией (AHW).
В проекте FALCON рассматривается целый комплекс решений, на выходе которых должны получится технологии создания маневрирующего суборбитального аппарата с полезной нагрузкой до полутонны. Прототип HTV-2 в рамках FALCON испытывался дважды — в апреле и в августе 2010 года — с космической ракеты-носителя Minotaur IV. Оба раза с успешно стартовавшим аппаратом терялась связь: в первом испытании на 9-й минуте полета (из 30 минут полетной программы), во втором — на 26-й.
Изображение блока AHW, распространяемое американскими военными
Изображение: US Army
Изображение аппарата HTV-2, создаваемого по программе FALCON
Изображение: DARPA / Wikipedia
Официальное китайское изображение блока WU-14 (DF-ZF).
Фото: Wikipedia
AHW — это более простой ГЗЛА, который в Пентагоне склонны квалифицировать как планирующую гиперзвуковую бомбу. AHW испытывался дважды: в 2011-м и 2014-м. В первый раз аппарат успешно прошел 3700 километров на скоростях до 8 Махов и на высоте до 100 километров. Во второй раз прототип развалился на четвертой секунде после отделения от ракеты-носителя.
Российские работы в этой области ведутся довольно давно. Известно, что в Реутовском НПО машиностроения в самом конце 1980-х годов разрабатывался ракетный комплекс «Альбатрос», частью которого должен был стать планирующий крылатый боевой блок, способный выполнять маневр уклонения при преодолении ПРО.
В данный момент то же самое НПО машиностроения работает по так называемой «теме 4202», которую можно осторожно (в силу скудости сведений, сопровождаемых обильным дезинформированием) охарактеризовать как разработку следующего поколения управляемых боевых блоков. Изделие планируют устанавливать на новые тяжелые ракеты «Сармат».
Разрабатываемый объект носит наименование «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО), его испытания ведутся с 2011 года с использованием переоборудованных ракет УР-100Н УТТХ, запускаемых из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область). Первые старты, возможно, проводились с Байконура. Точных данных о количестве испытаний нет, но как минимум в 2015-2016 годах их состоялось три.
Последним в эту гонку включился Китай. В течение 2014-2016 годов американская разведка зафиксировала семь испытательных пусков в рамках разработки управляемого боевого блока (сперва обозначался как WU-14, далее как DF-ZF).
Особенность устройства в том, что, по предположению американских аналитиков, он может устанавливаться не только на межконтинентальные ракеты, но и на ракеты средней дальности. В сочетании с повышением точности за счет маневрирования это позволяет использовать их как боевую часть «национального китайского оружия» — противокорабельных баллистических ракет, предназначенных для атаки авианосных ударных соединений ВМС США.
Такие же, но быстрее
Идея увеличить маршевую скорость крылатых ракет — естественная линия развития этих систем оружия, подразумевающая, в том числе, и преодоление систем ПВО/ПРО. Как только гипотетическая скорость образцов шагнула за 5 Махов, сразу возникло новое боевое средство, также вписанное в концепцию «мгновенного глобального удара» (в том числе и неядерными средствами).
В США ведется разработка прототипа X-51 Waverider. Это крылатая ракета воздушного базирования длиной 7,6 метра со скоростью «более 5 Махов» (по оценкам до 6-7) и дальностью до 740 километров. В 2010-2013 годах были проведены четыре испытания X-51, из которых только последнее оказалось полностью успешным (первое считается частично успешным, второе и третье провалились).
Сейчас в проекте наметилась пауза, научно-технический задел по X-51 планируется использовать в разработке HSSW (High Speed Strike Weapon — «высокоскоростного ударного оружия»). Это следующий проект гиперзвуковой крылатой ракеты со скоростью до 6 Махов и дальностью 900-1100 километров, умещающейся во внутреннем отсеке бомбардировщика B-2 или на подвеске истребителя F-35. Ориентировочный выход на готовый образец — начало 2020-х годов.
X-51 Waverider на подвеске под крылом B-52
Фото: U.S. Air Force / Chad Bellay / Wikipedia
Российская разработка гиперзвуковой крылатой ракеты находится в не до конца ясном состоянии. С одной стороны, утверждения о создании такого оружия продолжаются, правда сроки ввода отнесены на середину 2020-х. В частности, в открытых источниках появляются патенты, непосредственно связанные с этой темой (соотношение содержания этих патентов с задачами по защите гостайны мы оценивать не беремся).
С другой стороны, проект ракеты «Циркон-С», первые сообщения о котором появились около 2011 года (сама разработка явно начата раньше), по ряду сведений столкнулся с трудностями технического характера, хотя и продолжается. По действующим планам эти ракеты должны быть переданы на вооружение флота уже к концу 2010-х годов, в рамках модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Ракетный комплекс заявляется как межвидовой, что, вероятно, подразумевает морское и воздушное базирование. Испытания прототипов ведутся как минимум с 2012 года.
Есть отдельные сообщения о разработке гиперзвуковой крылатой ракеты и в КНР, однако подробности на этот счет крайне скудны.
Основные проблемы создания ГЗЛА
Разработка ГЗЛА в военных целях ведется уже давно. Первые космопланы (которые мы договорились не рассматривать, но упомянуть можем) начали проектировать еще в конце 1950-х — скажем, американский X-20 Dyna Soar. Их наследники работают и сейчас — тот же американский X-37, уже неоднократно летавший на орбиту (по оценкам генконструктора концерна «Алмаз-Антей» Павла Созинова, аппарат может нести до трех ядерных боевых блоков).
Второй подход к снаряду состоялся уже в 1980-е, здесь определенный задел создал Советский Союз. В первую очередь надо упомянуть НИР «Холод» и «Холод-2», а также аппарат «Игла». По этим направлениям создавались летающие лаборатории для отработки гиперзвуковой тематики. Параллельно разрабатывалась стратегическая гиперзвуковая ракета «Метеорит» и ракета Х-90, известная как ГЭЛА.
Летающая лаборатория «Холод»
Фото: testpilot.ru
Тем не менее практические результаты были сравнительно невелики (в отличие от «научно-технического задела»), и уже при третьей итерации гиперзвуковой гонки (в 2000-е) участники столкнулись все с теми же проблемами, которые придется решать на серийной технике.
Основной проблемой гиперзвуковых скоростей является нагрузка на конструкционные материалы. Создание ГЗЛА требует разработки целого комплекса решений, включающих применение жаропрочных материалов (сплавов и керамик). Важная часть этой задачи — поиск новых материалов для прямоточных двигателей.
ГЗЛА движется в плазменном облаке, что, помимо агрессивной среды для конструкционных материалов, создает сложности с аппаратурой управления и, в частности, с реализацией самонаведения (если это потребуется).
Помимо этих есть и второстепенные трудности, связанные, например, с тем, что прямоточные маршевые двигатели гиперзвуковых крылатых ракет плохо подходят для работы на меньших скоростях и высотах.
Отмеченные в начале 2010-х годов заминки в проектировании и испытаниях гиперзвуковых крылатых ракет как в США, так и в России показывают, что эти проблемы пока далеки от преодоления. При этом темпы разработки гиперзвукового боевого оснащения ракет оцениваются как более высокие, из чего можно сделать аккуратный вывод о том, что первым серийным гиперзвуковым оружием станут все-таки маневрирующие боевые блоки.
"Способ поражения надводных и наземных целей гиперзвуковой крылатой ракетой nortwolf_sam November 28th, 11:32
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ НАДВОДНЫХ И НАЗЕМНЫХ ЦЕЛЕЙ ГИПЕРЗВУКОВОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Патент:
(19) RU (11) 2579409 (13) C1
Статус: действует (последнее изменение статуса: 18.04.2016)
(72) Автор(ы):
Бердников Борис Семенович (RU),
Дергачев Александр Анатольевич (RU),
Зубков Сергей Иванович (RU),
Ковалев Алексей Викторович (RU),
Леонов Александр Георгиевич (RU),
Лобзов Николай Николаевич (RU),
Прохорчук Юрий Алексеевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Акционерное общество "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" (АО "ВПК "НПО машиностроения ") (RU)
(57) Реферат:
Изобретение относится к гиперзвуковым крылатым ракетам (ГПКР), оснащенным гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). ГПКР содержит маршевую ступень с конструкцией, построенной на основе двух модулей. Первый модуль является боевым и выполнен в виде планера маршевой ступени ГПКР. Второй - модуль маршевой силовой установки, объединяет в себе воздухозаборник, камеру сгорания, сопло, пневмогидравлическую систему и устройства, обеспечивающие работу ГПВРД. Второй модуль закреплен под фюзеляжем боевого модуля по пакетной (параллельной) схеме с возможностью его отделения в полете по команде БАСУ. После обнаружения и определения координат цели в точке траектории, вычисляемой бортовой аппаратурой системы управления (БАСУ), по команде БАСУ производится отделение силовой установки (СУ) ГПКР, а поражение цели осуществляется планирующим боевым модулем. Техническим результатом изобретения является расширение области применения ракет с ГПВРД. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к гиперзвуковым крылатым ракетам, оснащенным гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Изобретение описывает способ применения и устройство гиперзвуковой крылатой ракеты (ГПКР), позволяющие решить проблему выполнения боевой задачи по поражению наземных и надводных целей такой ракетой.
Известен гиперзвуковой летательный аппарат Х-51, оснащенный ГПВРД с подфюзеляжным воздухозаборником, который является демонстратором технологий. Х-51 проходил летные испытания с целью отработки технологий, применяемых при создании ГПКР. В ходе испытаний аппарат отделялся от авиационного носителя на скорости, соответствующей 0,8М, и высоте 15,2 км, далее он разгонялся отделяемой твердотопливной стартово-разгонной ступенью до скоростей, соответствующих числу М=4,5-4,8. Затем производился запуск ГПВРД, после чего аппарат набирал высоту около 30 км и совершал полет, поддерживая скорость около 5М. После завершения полета на заданной высоте планом испытаний предусматривалось выключение силовой установки и падение аппарата (по материалам 17th AIAA International Space Planes and Hypersonic Systems and Technologies Conference).
Данный способ применения летательного аппарата, а также его устройство по технической сущности наиболее близки к предмету предлагаемого изобретения несмотря на то, что создателями Х-51 не решались задачи непосредственного поражения наземных или надводных целей, поскольку вход в плотные слои атмосферы разогнанного на высоте до числа М=5 и более аппарата с ГПВРД сопряжен с вероятностью последовательного разрушения его силовой установки и планера еще до достижения объекта поражения.
Описываемое изобретение призвано максимально использовать боевой потенциал ГПКР с ГПВРД, а летательный аппарат, рассмотренный выше, принят авторами в качестве ближайшего аналога.
Для решения проблемы применения на перспективных образцах ракетного вооружения ГПВРД необходима силовая установка (СУ), которая в полной мере будет соответствовать всем предъявляемым к ней требованиям.
Особенностью маршевой траектории ракет с ГПВРД является наличие основного высотного участка полета, например, на высоте Н=30 км с постоянной скоростью, соответствующей числу М=6. Перед поражением надводного или наземного объекта ГПКР необходимо снизиться до высоты расположения цели (для надводных целей 10 м, а для наземных в диапазоне высот от 0 до 4000 м) и при этом произвести снижение скорости полета для уменьшения аэродинамических нагрузок и обеспечения приемлемых характеристик управляемости.
Следует отметить, что расчетным режимом для ГПВРД являются условия маршевого полета на большой высоте с поддержанием расчетной маршевой скорости, а необходимость снижения высоты и скорости полета создает трудно разрешимые технические проблемы, связанные с тем, что:
- двигатель, предназначенный для выполнения гиперзвукового маршевого полета на большой высоте, не способен продолжать работу на низковысотных участках траектории, сопряженных с уменьшением полетного числа М, отсюда следует, что к наземной или надводной цели ракета должна будет подходить с неработающим двигателем;
- характеристики устойчивости и управляемости ГПКР с неработающим ГПВРД значительно ухудшаются, становится возможной потеря устойчивости;
- также существует опасность разрушения конструкции ГПВРД из-за повышения давления в проточной части двигателя при снижении ГПКР с маршевой высоты перед поражением цели.
Наличие нерасчетных режимов для высотного ГПВРД приводит к тому, что для обеспечения возможности полета ГПКР требуется регулируемая силовая установка (СУ), у которой воздухозаборник, проточная часть и сопло двигателя будут выполнены с возможностью изменения их формы в широком диапазоне геометрических параметров. Подобные решения необходимо реализовать для создания ГПВРД работоспособного в широком диапазоне параметров набегающего потока. Изменение формы воздухозаборника, камеры сгорания и сопла двигателя возможно только при применении сложных устройств регулирования.
Указанные выше устройства должны обеспечивать работу СУ в широком диапазоне скоростей и высот полета путем непрерывного, адаптивного к условиям полета регулирования геометрических параметров газовоздушного тракта и подачи топлива, по существу, трансформируя СУ с ГПВРД со сверхзвуковым течением в СУ с обычным ПВРД с дозвуковым течением.
Решение столь сложной технико-технологической задачи в условиях жестких массогабаритных ограничений, предъявляемых к системам вооружения, представляется нецелесообразным.
Задачей, решаемой изобретением, является создание способа применения боевой ГПКР с ГПВРД для поражения наземных и надводных целей в условиях ограничений, налагаемых на полет силовой установкой ракеты.
Указанная цель достигается тем, что в отличие от известного способа поражения цели ГПКР, заключающегося в выведении ракеты на заданные высоту и скорость полета стартово-разгонной ступенью (СРС), отделении СРС, запуске маршевого ГПВРД, активном полете на расчетной высоте в направлении цели, поиске, захвате и поражении цели, в заявленном изобретении после обнаружения и определения координат цели в точке траектории, вычисляемой бортовой аппаратурой системы управления (БАСУ), по команде БАСУ производится выключение ГПВРД с последующим отделением силовой установки от маршевой ступени путем срабатывания пироустройств, а поражение цели осуществляется планирующим боевым модулем, корректирующим свою траекторию по данным системы самонаведения.
Предлагаемый способ позволяет реализовать боевые возможности ракеты при стрельбе по цели, минимизировав время подхода к ней за счет высокой маршевой скорости полета ГПКР.
Отделение силовой установки приведет к уменьшению лобового сопротивления, а следовательно, к увеличению продолжительности участка планирования, боевой модуль будет способен выдерживать большие допустимые перегрузки, а следовательно, обладать лучшей управляемостью. Также отделение СУ приведет к значительному уменьшению эффективной поверхности рассеяния боевого модуля, а следовательно, к уменьшению его заметности, что особенно важно при подходе к цели.
Для осуществления данного способа поражения цели в известном устройстве гиперзвукового летательного аппарата, содержащего твердотопливную стартово-разгонную ступень (СРС) и маршевую ступень с подфюзеляжным воздухозаборником гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на жидком углеводородном топливе, включающую в себя СУ, содержащую воздухозаборник, камеру сгорания, сопло, пневмогидравлическую систему и устройства, обеспечивающие работу ГПВРД, заявляемым изобретением предложено маршевую ступень ГПКР строить на основе двух модулей, первый из которых является боевым и выполнен в виде планера маршевой ступени ГПКР, а второй - в виде модуля маршевой силовой установки, объединяющего в себе все вышеперечисленные устройства СУ и закрепленного под фюзеляжем боевого модуля по пакетной (параллельной) схеме с возможностью его отделения в полете по команде БАСУ. При этом модуль силовой установки (МСУ) закреплен под фюзеляжем боевого модуля пироустройствами, а для обеспечения подачи в модуль силовой установки маршевого топлива и управляющих команд он соединен с боевым модулем разрывными гидро- и электроразъемами.
Предлагаемое устройство ГПКР позволяет решить проблемы, связанные с созданием боевого гиперзвукового аппарата путем специальной конструкции ракеты, позволяющей отделить от нее маршевую силовую установку, тем самым избежав необходимости совершать полет с ГПВРД на заведомо нерасчетных режимах. Кроме того, объединение в единый модуль воздухозаборника, камеры сгорания, сопла, теплообменника и пневмогидравлической системы позволит существенно снизить стартовую массу ГПКР, поскольку его конструкцией будут восприниматься только нагрузки, действующие на участках разгона и активного (с работающим ГПВРД) полета.
Модульное исполнение СУ позволит производить ее автономную наземную отработку и повысит надежность установки в целом.
Сущность предлагаемого устройства проиллюстрирована на фиг. 1÷3. На фиг. 1 представлен общий вид стартовой ступени ГПКР, на фиг. 2 - компоновка маршевой ступени ГПКР. На фиг. 3 показан общий вид боевого модуля. На фиг. 4 проиллюстрировано разделение боевого модуля и МСУ после окончания активного участка полета, где в сечении А-А показано расположение пироустройств в фюзеляже (19).
Стартовая ступень ГПКР (1) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с плюсообразным оперением стартово-разгонной ступени.
Ступень стартовая содержит стартово-разгонную ступень и маршевую ступень (2) с двухкилевым оперением и крыльями, установленными на фюзеляже, имеющем продольную плоскость симметрии. Под фюзеляжем боевого модуля маршевой ступени закреплен по параллельной схеме модуль силовой установки (3) с воздухозаборником (4), пилонным узлом (5), камерой сгорания (6) и соплом (7). Крепление МСУ осуществляется с помощью пироустройств (8 и 9), подача управляющих команд для силовой установки осуществляется с помощью разрывного электроразъема (10), а питание маршевым топливом осуществляется через разрывной гидроразъем (11).
В носовой части фюзеляжа боевого модуля (12) располагается бортовая аппаратура системы управления. В среднем отсеке фюзеляжа (13) размещены топливный бак и отсек полезной нагрузки. К хвостовому отсеку (14) крепится стартово-разгонная ступень (15).
Указанное устройство функционирует следующим образом.
После отделения от носителя производится запуск СРС и вывод ГПКР на маршевые скорость и высоту полета. Далее производится отделение СРС, и одновременно с этим начинается подача пускового топлива в камеру сгорания силовой установки из бака, расположенного в ее корпусе (16). Поступающее из этого бака топливо, воспламеняясь при помощи пирозапала (17), запускает силовую установку и подготавливает ее к работе на основном топливе, размещенном в среднем отсеке фюзеляжа. Затем производится запуск ГПВРД и ракета начинает маршевый полет.
После окончания активного участка полета силовая установка отделяется от боевого модуля. Участок траектории, связанный с планированием и поражением цели, преодолевает боевой модуль (18).
Таким образом, данное изобретение позволяет расширить область применения ракет с ГПВРД."
Американская компания Textron Systems Weapon & Sensor Systems провела успешные испытания доработанной миниатюрной авиационной бомбы G-CLAW. Как сообщает Defense Aerospace, во время испытаний боеприпас с высокой точностью поразил как неподвижную, так и движущуюся наземную цель. При этом использовались системы наведения по GPS и по лазерному лучу.
Сегодня некоторые страны заинтересованы в использовании миниатюрных боеприпасов, которые можно было бы подвешивать на самолеты, изначально для этого не приспособленные, и небольшие беспилотные летательные аппараты. Несмотря на свои небольшие размеры боеприпасы должны обладать относительно высокими поражающими свойствами.
Разработка бомбы G-CLAW ведется с 2014 года. Она представляет собой планирующий боеприпас массой всего 22,7 килограмма. Длина бомбы составляет 104 сантиметра. G-CLAW совместима с трубной системой сброса самолетов огневой поддержки AC-130W Stinger II. По данным разработчика, новую бомбу также можно применять с турбовинтовых самолетов Cessna Caravan и небольших беспилотников типа RQ-7 Shadow.
Испытания новой бомбы состоялись на полигоне «Юма» в Аризоне в октябре прошлого года, однако известно об этом стало только сейчас. Бомбы сбрасывали с самолета Cessna Caravan, оборудованного системой лазерной подсветки цели. Во время испытаний круговое вероятное отклонение боеприпаса составило один метр (более половины боеприпасов упали на расстоянии не более одного метра от цели).
В режиме лазерного наведения движущаяся цель находилась на удалении двух и более километров от самолета. Высоты сброса боеприпасов не уточняются.
В ноябре 2015 года командование ВВС США заказало разработку легких корректируемых планирующих авиационных бомб с полуактивной головкой наведения, инерциальной и GPS системами коррекции. Согласно требованиям военных, новый боеприпас при сбросе с высоты трех тысяч метров и более должен уметь поражать наземные цели, движущиеся со скоростью до 120 километров в час.
Отклонение в режиме «сбросил и забыл» должно составлять не более пяти метров от цели и не более одного метра в случае наведения по лазерному лучу. В первую очередь американских военных интересуют уже созданные образцы авиационных бомб, требующие незначительных доработок.
"Компания Rheinmetall опубликовала данные о том, какими снарядами вооружатся новейшие американские истребители F-35. 6 марта информационное агентство Reuters сообщило о том, что Rheinmetall объявила о подписании первого контракта на поставку боеприпасов военно-воздушным силам США.
Истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II вооружен 25-мм четырехствольной пушкой GAU-22/A. Орудие устанавливается на истребители F-35 всех модификаций, но лишь в F-35A (используется ВВС США) пушка расположена внутри корпуса самолета, тогда как в F-35B и F-35C (палубные версии) она размещена в подвесном контейнере.
Согласно условиям договора, компания Rheinmetall поставит ВВС США «несколько десятков тысяч снарядов FAP» на сумму $6,5 млн. Поставки будут осуществляться в четыре этапа, а первая отгрузка состоится уже в декабре этого года. В Rheinmetall указывают на то, что в дальнейшем компания рассчитывает существенно нарастить производство, чтобы вооружить почти 2000 истребителей модификации F-35A, которые планируется собрать для ВВС США.
Снаряд PGU-48/B rheinmetall-defence.com
Истребители F-35A будут вооружены снарядами 25×137 мм Frangible Armour Piercing (FAP), (в ВВС США имеют маркировку PGU-48/B). Согласно техническому описанию, эти снаряды предназначены для уничтожения наземных и воздушных целей, в том числе, бронированных. Внутри PGU-48/B находится вольфрамовый сердечник, который, проникая через препятствие, дробится на мелкие элементы, таким образом расширяя область поражения."
Сирийская ударная авиация продолжают активно применять против боевиков халифата осколочно-фугасные зажигательные авиабомбы ОФЗАБ-500.
Изображения модернизированного фронтового бомбардировщика Су-24М2 с данными боеприпасами появились на страничке Сирийской Арабской армии в Фейсбук. Впервые данные о применении сирийскими ВВС ОФЗАБ-500 в Сети появились осенью минувшего года.
Данные боеприпасы способны уничтожать живую силу и легкобронированную технику врага. Кроме осколков и ударной волны, объекты поражаются также «высокотемпературным зажигательным полем», проще говоря, создается пресловутый вакуумный эффект.
Бомбардировщики могут применять ОФЗАБ-500 с высоты в 300 м, при максимальной скорости самолета в 1200 км/ч."
"Американские военные сбросили в Афганистан сверхмощную бомбу, сообщают четверо представителей военного ведомства, которые непосредственно участвовали в миссии.
В четверг, в 7 часов по местному времени, была сброшена сверхмощная бомба GBU-43/B, именуемая MOAB (Massive Ordnance Air Blast Bomb).
MOAB также известна как «мать всех бомб» (Mother of All Bombs). MOAB - это GPS-управляемый боеприпас калибром 21600 фунтов, который является самой мощной неядерной бомбой США.
По данным военных источников, бомба была сброшена самолетом MC-130 Командования специальных операций ВВС.
Они заявили, что целью являются туннели и боевики халифата в Ачинском районе провинции Нангархар.
В настоящее время военные оценивают ущерб. Согласно источникам, генерал Джон Николсон, командующий американскими войсками в Афганистане, подписал приказ о применении этой бомбы.
По словам официальных лиц США, это первый случай использования MOAB на поле боя. Этот боеприпас был разработан во время иракской войны."
"Пока затишье на фронтах, немного познавательного про конструкцию бомб для дронов ИГИл.
Первые варианты собирались из боеприпасов от 40-мм гранатометов. Для стабилизации падения к гранатам прикрепляется воланчик от бадминтона и в качестве конструктива из белого пластика (полиуретана) вытачивался корпус. Кольцо на фото для подвеса к дрону:
Позже видимо исламисты стали испытывать трудности с 40-мм гранатами и перешли на изготовление бомб полностью своими силами. Вот такого вида:
Корпус изготавливается инжекцией пластика в пресс-форму. Взрыватель, он же убойный элемент, самопального изготовления и универсального назначения, применяется в минах для минометов и ручных гранатах. Диаметр 46 мм, конструкция примитивная, которая появилась в 1-ю Мировую. После извлечения предохранительной чеки подпружиненный ударный боек готов наколоть капсюль при сильном ударе. Осколочное воздействие такого боеприпаса сомнительно, как и надежность срабатывания взрывателя, поэтому в показательных видео бомбардировок дронов подобные бомбы почти не показываются. Тем не менее исламисты мастерят вовсю"
Модельные технологии)) Видимо часть съёмок "высокоточных" ударов подобными вундервафлями с дронов по танкам, броневикам и скоплениям пехоты, можно объяснить "чудесами монтажа" ))
"Малогабаритная китайская управляемая авиационная бомба FT-9 калибра 50 кг
На выставке вооружений LIMA-2017 Китай продемонстрировал управляемую бомбу FT-9, носителями которой могут быть как боевые самолеты, так и ударные беспилотники. О гамме авиационного высокоточного оружия со спутниковым наведением, которым располагают ВВС НОАК и которое также предлагается на экспорт, можно узнать из публикуемой ниже таблицы. "
"ВВС США отработали учебный ядерный удар по Калининградской области
Это новая американская ядерная бомба В61-12, недавно принятая на вооружение. Несколько таких "изделий" находились на борту стратегического бомбардировщика В-52, который утром был обнаружен над Балтийским морем вблизи российской границы - пилоты ВВС США в ходе учений НАТО Saer Strike отрабатывали учебный тактический ядерный удар по военным целям в Калининградской области. В воздух был поднят Су-27 из состава дежурных средств ПВО Балтийского флота, осуществивший перехват американского "стратега", после чего В-52 поспешил удалиться прочь. Вот такие они, наши "партнеры"!
P.S. По словам официального представителя Пентагона Джеффа Дэвиса, стратегический бомбардировщик В-52 выполнял "обычную миссию в международном воздушном пространстве над Балтикой". Он добавил, что информации о том, насколько близко российский истребитель подлетел к B-52, нет. Вместе с тем Дэвис отметил, что подавляющее большинство таких перехватов самолёты ВКС России выполняют "безопасно и профессионально"."
" Иранское производство управляемых бомб Sadid-345 с ТВ-наведением для боевых БЛА Shahed-129 (ФОТО)
Бомбы с дальностью до 6 км предназанчены для вооружения боевых БЛА иранского производства Shahed-129, которые широко применяются против боевиков халифата в Сирии и Ираке."