Из-за нарушений и упущений в инженерно-авиационном обеспечении полетов за период 1991...1995 г.г. произошло 7 авиационных происшествий (6 аварий и 1 катастрофа) (см.табл.1). За период 1994-1995 г.г. произошёл 101 инцидент по причине НИАО.
Приказом МО РФ N 322 от 22.О.93 г. перечислены следующие факторы-причины отказов воздушных судов ( ВС ) из-за нарушений и упущений в инженерно-авиационном обеспечении полетов:
нарушения (упущения) в выполнении установленных порядка и правил технической эксплуатации ВС;
недостаточная профессиональная подготовка специалистов ИАС;
ошибочные действия как следствие снижения работоспособности специалиста ИАС;
недостатки во взаимодействии с другими службами;
Если исходить из заключений комиссий по расследованию АП, то основными причинами приведенных в табл.1 авиационных происшествий являются нарушения (упущения) в выполнении установленных порядка и правил технической эксплуатации ВС.
Однако такая классификация не в полной мере отражает истинную причину ошибок, совершаемых личным составом ИАС.
Современный системный подход к анализу причин ошибочных действий позволяет рассматривать ошибку не как изолированно взятый факт, а в контексте деятельности человека, его взаимодействия с техникой и окружающей средой.
Таблица N 1
Дата А/К Тип ВС Суть АП (из заключения комиссии)
1 2 3 4
29.05.95 А МиГ-21бис 1.Неудовлетворительное проведение межполетного анализа работоспособности ВС,
приведшее к выпуску в полет самолета с
неустраненной неисправностью.
2.Самопроизвольное раскрытие створок РС на этапе предпосадочного снижения из-за снижения нештатного срабатывания эл.части ЭГСУ-1А. Определить конкретную причину отказа не представилось возможным из-за уничтожения при пожаре электрокоммуникаций системы.
3.Нераспознание летчиком неисправности системы ЭГСУ-1А при проверке работоспособности СПС на земле и ее отказа в полёте.
28.06.91 К МиГ-21пфм Причиной АП является самопроизвольное открытие и последующий срыв фонаря кабины
самолета в полете, приведший из-за возможного травмирования к потере работоспособности летчика и к столкновению самолета с землей. Причинами самопроизвольного открытия фонаря кабины самолета явились:
н закрытие замков фонаря кабины вследствие неполного проштыривания петель его замков из-за утыкания штыря правого переднего замка в кромку прорези петли из-за неудовлетворительной ее подгонки на ремпредприятии в/ч 36983; неудовлетворительный контроль за полнотой закрытия фонаря кабины перед полетом со стороны летчика и техника.
14.08.91 А Су-17МЗ Отказ двигателя на взлёте из-за разрушения
лопаток компрессора вследствие попадания
в его проточную часть инструмента ,оставленного при выполнении работ на ВС.
9.04.92 А МиГ-23УБ Нарушение подготовки самолета к полету, приведшее к отказу двигателя после взлёта
из-за разрушения элементов проточной части посторонним предметом, оставленным при выполнении работ на ВС.
18.01.93 А МиГ-23млд Причиной АП явилось помпаж и самовыключение
двигателя при попадании самолета в снежный заряд вследствие снижения газодинамической устойчивости компрессора двигателя в результате полученной при запуске деформации рабочих лопаток компрессора низкого давления из-за примерзания их к статору, что явилось следствием невыполнения технологии подготовки самолетов к полету в условиях низких температур и повышенной влажности.
25.11.93 А Су-27УБ Причиной АП явилось допуск самолета к полету
с заправкой топлива, не соответствующей требованиям на полет.
23.05.94 А Л-39 Нарушение правил подготовки к повторному вылету, приведшие к попаданию крана "Вентиляция костюма" в проточную часть двигателя и его помпажа после полета
Характерные ошибки специалистов СД приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Характерные ошибки Кол-во Типы ВС АП/СИ
1.Неправильный монтаж и регу- -/10 Ми-24В,МиГ-31,Ан-12,Ан-26(2)
лировка агрегатов и систем Л-39,Л-410,Су-17МЗ,Су-24,
Ту-22м2
2.Недозакрытие замков фонаря 1/13 МиГ-21пфм,Су-27,Су-24(2),
кабины и крышек люков Су-25(2),Ту-134,А-50,МиГ-31,
Ан-26(2),Л-39,Су-17,Ан-12
3.Ошибки в эксплуатации пара- -/14 МиГ-29(7),Су-24(3),Су-25(2),
шютно-тормозных систем МиГ-23млд,МиГ-25РБ
4.Ошибки в заправке систем са- 1/10 Су-25УБ
молета(топливных, гидравличе- Ту-22мЗ,Су-24(3),Су-17м4,
ских ,воздушных, масляных) Ил-18,Ми-8,Ми-24,Ми-6,МиГ-23уб
5.Попадание посторонних предме- 3/3 Су-17МЗ,МиГ-23УЬ,Л-39,
тов в проточную часть двига- МиГ31,Су-17МЗ,Ми-24п
теля и в кабину ВС
6.Ошибки в креплении подвесных -/1 МиГ-25РБ
топливных баков
7.Невыполнение технологии под- 1/2 МиГ-23млд
готовок к полету в условиях Ил-76мд, Ан-26
низких температур и повышен¬ной влажности
--------------------------------------------------------------------
8.Плохая подготовка кабин к -/1 Су-27
полетам(неправильная установка кранов и переключателей)
--------------------------------------------------------------------
9.Выпуск в полет ВС с неустра- 1/1 МиГ-21бис
ненным отказом (замечаниями Су-24
экипажа)
10.Нарушение технологии выпол- -/8 Ан-72,Ан-12,Ми-24п,Су-24(3),
нения осмотров, проверок, МиГ-29, Ту-95мс
регламентных работ, ремонта
11.Нарушения в аэродромно-техническом обеспечении