Времена, когда отечественные предприятия, мягко говоря, не баловали любителей стендового моделизма разнообразием выпускаемой продукции, канули в прошлое. Думаю, что многие моделисты с некоторой ностальгией вспоминают длиннющие очереди в «Детском мире» 70-80-х годов прошлого века за очередной заветной коробкой от «Plasticart». Не испытать нам больше радости и от какого-нибудь «нововско-сухумского» «Венома», «нововско-бакинской» «Аэрокобры» или «нововско-ярославского» «Тандерболта» в простенькой (а иногда - и в экспортной!) упаковке, обнаруженного случайно в отделе канцтоваров провинциального универмага, или добытого по переписке с иногородним коллегой. Отшумели и остались навсегда в прошлом первые «клубы» 80-х годов в Текстильщиках на Люблинской, в «Меридиане» на Калужской, в ДК им. Горбунова в Филях, первые выставки–конкурсы стендовых моделей в Реутове, Красногорске, Москве, каждая из которых была событием, потому что только там в то время можно было увидеть сразу много интересного и нового, обменяться новостями и адресами, пообщаться с коллегами из других городов, получить диплом из рук самого М. Петровского, ну и приобрести, скажем, новую модель от «КР»! С чертежами и иллюстративным материалом тоже были проблемы. Буквально по пальцам можно было пересчитать специализированные издания на русском языке, поэтому приходилось по крупицам собирать журнальные публикации или библиотечные ксерокопии из иностранной периодики. Многое из всего этого, безусловно, не потеряло своей ценности и сегодня и потому бережно хранится в домашних архивах любителей авиации.
Нынешний ассортимент упакованных в яркие коробки моделей и хорошо иллюстрированных специализированных изданий поражает своим разнообразием и относительной доступностью. Сохранилась в продаже и часть моделей, выпускавшихся у нас в 70-80-х годах, перекочевав в коробки с иными логотипами, а часть из них - превратилась в раритеты. А вот со старыми изданиями по истории авиации или по авиамоделизму дело обстоит посложнее, потому что отыскать их сегодня в силу весьма ограниченных тиражей можно, пожалуй, только в частных архивах любителей авиации.
К числу таких раритетов, безусловно, относится и вышедший в 1986 г. в издательстве ДОСААФ альбом В. Воронина и П. Колесникова «Советские истребители Великой Отечественной Войны». Оформлено было это уникальное издание М. Петровским - тем самым Петровским - художником и популяризатором историко-технического стендового моделизма в нашей стране. Многие, полагаю, помнят этого замечательного художника, как оформителя исторических серий по авиационной и бронетанковой технике в журналах "Техника-молодежи", "Моделист-конструктор" и др. изданиях. Альбом содержит технические описания, довольно подробные чертежи и компоновочные схемы советских истребителей МиГ-3, ЛаГГ-3 и Ла-5 и очень интересен, в том числе, и для тех авиамоделистов-стендовиков, которые предпочитают собственными силами доводить «полуфабрикат из коробки» до более совершенного состояния (ведь хорошие чертежи просто обязывают к этому!). Именно эти материалы были использованы автором этих строк в разное время для подобной доводки названных выше моделей–копий в масштабе 1:72. «Оживить» все приведенные в альбоме чертежи, воплотив их в поставленные на полку миниатюры, удалось только в год двадцатилетия выхода в свет этого издания.
Необходимо сразу отметить, что автор, будучи также моделистом-самодельщиком, в силу принципиальных соображений не применяет в работе над моделью столь популярные в настоящее время различные готовые "фирменные" комплектующие и вспомогательные материалы, безусловно, заметно облегчающие работу над моделью, но в то же время кардинально сужающие поле деятельности для творчества, а предпочитает заниматься глубокой доработкой, или конверсией выпускавшихся обычных комплектов, с использованием деталей только собственного изготовления. Основной принцип работы – «неважных мелочей не бывает». Поэтому количество деталей на модели обычно соответствует количеству видимых деталей на имеющихся в распоряжении автора чертежах, фотографиях, компоновочных схемах и другой документации. Детали, естественно, могут быть большими и маленькими, а на изготовление их требуется различное время. Следует, однако, отметить, что сделать состоящий из двух больших частей рельефный закрылок или щиток шасси не менее сложно, чем, например, миниатюрную ручку управления (9 дет.), прицел (14), приборную доску (12) или ремешок кресла (7). Заметим, что все подобные детали обычно предлагаются моделистам изготовителями модельных наборов, так сказать, «одним куском».
Все эти конверсионные работы были успешно представлены автором в разное время на выставках стендового моделизма "МКСМ" в Центральном Доме авиации и космонавтики ( 1996 г.) и в Выставочном зале "Тушино" (2006 г.), а также в магазине-клубе "Техника-молодежи" ( 2008 г.). Имеется и пара авторских публикаций в журнале "М-Хобби" с более подробным описанием применяемых при работе над конверсией технологий и приемов (Геннадий Кузнецов. "Важные мелочи", № 2, 1997 и "Троица из альбома", №2, 2008). Ниже приводятся фотообзоры этих трех моделей с необходимыми комментариями, которые, быть может, будут интересны читателям форума.
Г.К.