ПРИХРАМЫВАЮЩИЙ «АНТЕЙ»
В четверг 14 февраля на тверской военный аэродром Мигалово благополучно приземлился тяжелый транспортный самолет Ан-22 «Антей» с неисправным передним шасси. «Антей», на борту которого находился экипаж в составе 11 человек, перевозил груз в Африку. Никто при посадке не пострадал. Неисправность обнаружил военнослужащий аэродрома, наблюдавший с земли за полетом. После его доклада диспетчер отвел самолет в специальную воздушную зону для выработки горючего. В течение сорока минут на аэродром прибыли 15 единиц противопожарной техники с дежурными расчетами, группы спасателей (38 человек) и четыре бригады «скорой помощи». Однако их вмешательства не потребовалось: посадка прошла в штатном режиме. Шасси «Антея» состоит из двух главных опор и передней ноги. При этом передняя нога имеет амортизационную стойку, два тормозных колеса, рулевой механизм и гидроцилиндр. Потеря одного тормозного колеса не привела «Антей» к аварии, и в этом, конечно, заслуга не только конструктора Олега Антонова, но и самих летчиков. К слову, 2 марта 2005 года аэродромные службы Мигалова уже принимали «Антей» с неисправной стойкой шасси. Самолет, на борту которого находился экипаж из 12 человек и два вертолета, совершал рейс из Московской области в аэропорт Домодедово. Посадка прошла успешно. Серийное производство «Антеев» прекратилось во второй половине 1970-х годов. Эту мощную машину выпускало Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, генеральный директор -- Виктор Сивец. Сегодня на вооружении российских ВВС лишь одна эскадрилья могучих «Антеев». Она входит в состав 12-й Мгинской гвардейской дивизии военно-транспортной авиации, штаб которой находится в Мигалове.
Игорь МАНГАЗЕЕВ
(Опубликовано в областной ежедневной газете «Вече Твери», 19 февраля 2008 г., стр. 2 --
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=13203 )
Дополнение.
21 февраля 2008 года в Мигалово состоялся День открытых дверей. Автору заметки удалось встретиться и поговорить с первым пилотом "Антея", совершившим 14 февраля 2008 года вынужденную посадку, о чем было доложено главкому ВВС генерал-полковнику Александру Зелину. Экипаж сработал грамотно, согласно летной инструкции.
За штурвалом сидел командир 76-й отдельной гвардейской Ленинградской Краснознаменной гвардейской эскадрильи 12-й Мгинской авиадивизии ВТА полковник Валерий Викторович Сдобников. В кресле второго пилота находился командир авиаотряда подполковник Анатолий Сагайдачный.
Валерий Сдобников рассказал о подробностях ЧП:
-- Отлетело левое колесо передней ноги шасси. На общую ось ноги крепятся два самоориентирующиеся колеса: надеваются с двух сторон на подшипники, ступицы фиксируются гайками с правой резьбой. Гайки в свою очередь фиксируются от откручивания одним маленьким винтом. По какой причине вырвало винт? Видимо, из-за не совсем качественной подготовки покрытия. Должен быть чистый бетон, но произошло стечение обстоятельств: времени года, ветра, и того, что резьба болта сгладилась, а этого не видно при внешнем осмотре. Шасси устроено так, что вращение левого колеса идет на откручивание. Крепящая гайка открутилась, болт выпал. А ветер был справа и правое колесо создало момент при подъеме носовой ноги, способствующий сбрасыванию, скидыванию левого колеса. Нос поднялся, стойка разгрузилась, при малейшем крене колесо «цепляет» взлетную полосу – и создается вращательный момент. Колесо сбрасывается!.. Это второй такой случай на Ан-22, первый произошел в 1993 году.
На снимке: Валерий Викторович Сдобников у "Антея".