Страница 5 из 14 ПерваяПервая 123456789 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 81 по 100 из 268
Like Tree253Likes

Тема: Маневры авианосца "Кузнецов" в Средиземном море

  1. #81
    Старожил Ветеран Аватар для KURYER
    Регистрация
    13.09.2015
    Сообщений
    1,149

    По умолчанию

    24 января:
    img_1436.jpg img_1437.jpg

    img_1438.jpg img_1440.jpg
    Последний раз редактировалось KURYER; 26.01.2017 в 01:09.

  2. #82
    Старожил Ветеран Аватар для Let_nab
    Регистрация
    21.04.2013
    Адрес
    В бункере в Н-ском городе
    Сообщений
    2,378

    По умолчанию

    Глава Минобороны Великобритании назвал «Адмирала Кузнецова» «кораблем позора»

    По словам Майкла Фэллона, миссия авианосца лишь продлила страдания сирийского народа.

    Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон назвал в среду российский авианосец «Адмирал Кузнецов», возвращающийся от берегов Сирии в Россию, «кораблем позора», приводит слова министра сайт британского издания «Дейли телеграф».
    “Мы внимательно следим за "Адмиралом Кузнецовым" на пути его следования в Россию, за кораблем позора, чья миссия лишь продлила страдания сирийского народа.
    Майкл Фэллон
    Министр обороны Великобритании
    «Мы будем следить за каждым шагом этих кораблей вблизи Соединенного Королевства в рамках нашей постоянной готовности к обеспечению безопасности Великобритании», — добавил министр.
    Как сообщалось, корабли авианосной ударной группы ВМФ России, пройдя в среду самое узкое место Ла-Манша — пролив Па-де-Кале, вошли в Северное море.

    За передвижением группы, которая возвращается из похода в Средиземноморье, в среду наблюдает натовская корабельная армада в составе не менее семи военных кораблей Великобритании, Португалии, Нидерландов, Норвегии и Германии.

    Во время прохождения пролива Ла-Манш над российскими кораблями осуществлял наблюдательный полет патрульный противолодочный самолет ВМС США, который в какой-то момент совершил над ними пролет всего на высоте 150 метров. В небе также барражировали британские истребители «Тайфун».


    https://news.mail.ru/politics/28552224/?frommail=1
    ZHeN likes this.

  3. #83
    Старожил Ветеран Аватар для Polikarpoff
    Регистрация
    01.05.2010
    Сообщений
    1,668

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Let_nab Посмотреть сообщение
    Глава Минобороны Великобритании назвал «Адмирала Кузнецова» «кораблем позора»

    По словам Майкла Фэллона, миссия авианосца лишь продлила страдания сирийского народа.

    Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон назвал в среду российский авианосец «Адмирал Кузнецов», возвращающийся от берегов Сирии в Россию, «кораблем позора», приводит слова министра сайт британского издания «Дейли телеграф».
    “Мы внимательно следим за "Адмиралом Кузнецовым" на пути его следования в Россию, за кораблем позора, чья миссия лишь продлила страдания сирийского народа.
    Майкл Фэллон
    Министр обороны Великобритании
    «Мы будем следить за каждым шагом этих кораблей вблизи Соединенного Королевства в рамках нашей постоянной готовности к обеспечению безопасности Великобритании», — добавил министр.
    Как сообщалось, корабли авианосной ударной группы ВМФ России, пройдя в среду самое узкое место Ла-Манша — пролив Па-де-Кале, вошли в Северное море.

    За передвижением группы, которая возвращается из похода в Средиземноморье, в среду наблюдает натовская корабельная армада в составе не менее семи военных кораблей Великобритании, Португалии, Нидерландов, Норвегии и Германии.

    Во время прохождения пролива Ла-Манш над российскими кораблями осуществлял наблюдательный полет патрульный противолодочный самолет ВМС США, который в какой-то момент совершил над ними пролет всего на высоте 150 метров. В небе также барражировали британские истребители «Тайфун».


    https://news.mail.ru/politics/28552224/?frommail=1
    После такого хамства надо бы круг почета вокруг островка сделать:)
    KURYER and Muller like this.

  4. #84
    Super Moderator Ветеран Аватар для An-Z
    Регистрация
    16.10.2005
    Адрес
    Лосиный остров
    Сообщений
    2,974
    Записей в дневнике
    28

    По умолчанию

    и произвести опорожнение фановых цистерн

  5. #85
    Старожил Ветеран Аватар для KURYER
    Регистрация
    13.09.2015
    Сообщений
    1,149

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Polikarpoff Посмотреть сообщение
    После такого хамства надо бы круг почета вокруг островка сделать:)
    Министру обороны стоило бы задуматься о том, что ВВС Великобритании списали ПКР 12 лет назад без замены.

  6. #86
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    10.07.2013
    Сообщений
    9,725

    По умолчанию

    "Отряд Северного флота во главе с "Адмиралом Кузнецовым" возвращается 8-9 февраля: 8-го встречаем авиакрыло, 9-го непосредственно войдет отряд в Кольский залив", — сказал источник.

    Он пояснил, что базирующиеся на "Адмирале Кузнецове" самолеты и вертолеты 8 февраля перелетят на аэродром базирования — "Североморск-3".
    Djoker and Fencer like this.

  7. #87
    Старожил Ветеран Аватар для Let_nab
    Регистрация
    21.04.2013
    Адрес
    В бункере в Н-ском городе
    Сообщений
    2,378

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от OKA Посмотреть сообщение
    "Слежение за российской авианосной группой, как сообщают СМИ Великобритании, обойдется Королевскому флоту более чем в миллион фунтов. Как известно, российская авианосная группой, возвращающаяся на базу в Североморск из Средиземного моря, в ближайшее время будет проходить вдоль британских берегов.

    Британские журналисты в этой связи в соответствии с законом о свободном доступе к информации отправили запрос в соответствующие инстанции. В прошлом году, когда российские корабли следовали в Сирию, такая операция обошлась Королевскому ВМФ Великобритании почти в 1,4 млн фунтов стерлингов. Эта сумма складывается в основном из заработной платы экипажей и расходов на топливо и обслуживание.

    Ожидается, что уже сегодня британские корабли приступят к сопровождению российской авианосной группы. Для этой миссии задействованы эсминец и фрегат. В настоящее время корабли российской авианосной группы находятся на подходе к Ла-Маншу.

    Андрей Рискин - заместитель главного редактора «НГ», капитан 2 ранга запаса"

    «Адмирал Кузнецов» опустошил казну британского Королевского флота / Новости / Независимая газета
    An-Z and Fencer like this.

  8. #88
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,229

    По умолчанию

    к посту #81, с большим разрешением)
    32396025001_22fd8dff01_o.jpg 32477590666_fc3bc50fcb_o.jpg 32518319765_23d2cd0d0b_o.jpg
    Fencer, ZHeN, Avia M and 2 others like this.

  9. #89
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    10.07.2013
    Сообщений
    9,725

    По умолчанию

    7 февраля 2017 г. Российская корабельная ударная авианосная группа (КУАГ), которая возвращается из похода в Средиземное море, придёт в Североморск в среду, 8 февраля, сообщили "Интерфаксу-АВН" во властных структурах города.

    "Торжественная церемония встречи корабельной группы намечена на завтра", - сказал во вторник собеседник агентства.

    КУАГ возглавляет тяжёлый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". В составе группы - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Его авиация принимала участие в военной операции в Сирии.

    По словам источника, "завершив дальний поход, "Адмирал Кузнецов" отправится на 35-й судоремонтный завод" (филиал центра судоремонта "Звёздочка, входит в Объединённую судостроительную корпорацию).
    http://militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=440970
    Fencer and Djoker like this.

  10. #90
    Старожил Ветеран Аватар для Let_nab
    Регистрация
    21.04.2013
    Адрес
    В бункере в Н-ском городе
    Сообщений
    2,378

    По умолчанию

    Поход «Адмирала Кузнецова» обошелся бюджету более чем в 7,5 млрд руб.

    Подробнее на РБК:
    Поход «Адмирала Кузнецова» обошелся бюджету более чем в 7,5 млрд руб. :: Политика :: РБК

    Россия потратила на сирийский поход авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и кораблей сопровождения от 7,5 млрд до 10 млрд руб., подсчитал РБК. Дороже всего бюджету обошлись два разбившихся палубных истребителя



    Использование в военной операции в Сирии корабельной группы во главе с тяжелым авианосным крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» обошлось бюджету в сумму от 7,5 млрд до 10 млрд руб., подсчитал РБК. В стоимость похода входят расходы на питание (от 306,4 млн до 325,5 млн руб.), топливо (от 1,1 млрд до 1,5 млрд руб.), боевые вылеты (1,47 млрд руб.), стоимость потерянных боевых машин (от 4,5 млрд до 6,7 млрд руб.) и «боевые» надбавки (38,3 млн руб.).

    Реальная стоимость похода может оказаться больше, так как данные об использовании подводного флота и вооружения группы кораблей в ходе операции не были опубликованы военным ведомством.

    В поход корабельная группа Северного флота отправилась 15 октября. В нее вошли «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли (БПК) «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения — танкеры, буксиры и пр. ​В Североморск крейсер вернется в начале февраля ​2017 года, рассказал РБК собеседник в Минобороны.

    Fencer likes this.

  11. #91
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    19.06.2007
    Сообщений
    740

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Let_nab Посмотреть сообщение
    Россия потратила на сирийский поход авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и кораблей сопровождения от 7,5 млрд до 10 млрд руб., подсчитал РБК.
    Счетоводы те еще.
    OKA likes this.

  12. #92
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    "Североморск встречает «Адмирала Кузнецова» в составе авианесущей группы "



    Ещё ролики :

    https://www.youtube.com/watch?v=JbIe3PIOOKw


    https://www.youtube.com/watch?v=fxScWr3t22U

    Ура! ))


    Цитата Сообщение от Let_nab Посмотреть сообщение
    Поход «Адмирала Кузнецова» обошелся бюджету более чем в 7,5 млрд руб.

    Подробнее на РБК:
    Поход «Адмирала Кузнецова» обошелся бюджету более чем в 7,5 млрд руб. :: Политика :: РБК

    Россия потратила на сирийский поход авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и кораблей сопровождения от 7,5 млрд до 10 млрд руб., подсчитал РБК. Дороже всего бюджету обошлись два разбившихся палубных истребителя...

    Обсуждение было здесь :

    https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2802434.htm
    Последний раз редактировалось OKA; 08.02.2017 в 20:29.

  13. #93
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    nxligbplujq.jpg lbmhbd91tci.jpg 2ho-enpiba4.jpg gyf1le_vejc.jpg

    "Тяжелый авианосный крейсер СФ пр. 114435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и плавкран ЧФ пр. 02690 СПК-46150 в декабре 2016 года на рейде Тартуса Сирийская Арабская Республика. На первом фото ранее доставленный в Тартус патрульный катер пр. 03160 тип "Раптор". Фото: форум Авиабазы (автора фото/выложившего внесу дополнительно) https://vk.com/bolshayaigra_war"

    Все здесь :

    Передача грузов плавкраном СПК-461 на "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на рейде Тартуса - nortwolf_sam

  14. #94
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    "Причиной катастроф палубных истребителей МиГ-29К и Су-33 на авианосце "Адмирал Кузнецов" во время похода в Сирию в 2016 году стал обрыв троса аэрофинишера, к самолетам никаких нареканий нет, сообщил РИА Новости в пятницу источник в оборонно-промышленном комплексе.

    "В случае с потерей МиГ-29К трос оборвался вследствие того, что самолет приземлялся на палубу под критическим углом. Посадка же Су-33 происходила штатно, и в этом случае можно предварительно говорить о некачественном тросе. Но в обоих случаях никаких претензий к самолетам быть не может", — рассказал собеседник агентства.

    Другой источник в ОПК не согласился с мнением о том, что виной крушения самолетов были тросы аэрофинишера. "Расследование всех обстоятельств инцидентов продолжается, и пока специалисты не подтверждают это мнение", — сказал собеседник агентства.

    Истинную причину можно будет установить только после детального изучения аэрофинашеров и тросов на берегу, отметил он..."

    https://ria.ru/defense_safety/20170310/1489688678.html
    Fencer and Djoker like this.

  15. #95
    Старожил Ветеран Аватар для muk33
    Регистрация
    12.01.2009
    Сообщений
    1,130

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от OKA Посмотреть сообщение
    "Причиной катастроф палубных истребителей МиГ-29К и Су-33 на авианосце "Адмирал Кузнецов" во время похода в Сирию в 2016 году стал обрыв троса аэрофинишера, к самолетам никаких нареканий нет, сообщил РИА Новости в пятницу источник в оборонно-промышленном комплексе.

    "В случае с потерей МиГ-29К трос оборвался вследствие того, что самолет приземлялся на палубу под критическим углом. Посадка же Су-33 происходила штатно, и в этом случае можно предварительно говорить о некачественном тросе. Но в обоих случаях никаких претензий к самолетам быть не может", — рассказал собеседник агентства.

    Другой источник в ОПК не согласился с мнением о том, что виной крушения самолетов были тросы аэрофинишера. "Расследование всех обстоятельств инцидентов продолжается, и пока специалисты не подтверждают это мнение", — сказал собеседник агентства.

    Истинную причину можно будет установить только после детального изучения аэрофинашеров и тросов на берегу, отметил он..."

    https://ria.ru/defense_safety/20170310/1489688678.html
    Чем дальше события, тем больше ахинеи
    Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать…

  16. #96
    Старожил Ветеран Аватар для muk33
    Регистрация
    12.01.2009
    Сообщений
    1,130

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Panda-9 Посмотреть сообщение
    Счетоводы те еще.
    Вот-вот. Особенно забавляет приведенная тут цена потерянных самолётов. Походу там целое звено утопили.
    Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать…

  17. #97
    Старожил Ветеран Аватар для Let_nab
    Регистрация
    21.04.2013
    Адрес
    В бункере в Н-ском городе
    Сообщений
    2,378

    По умолчанию

    Перепугали всех еуропейцев этими маневрами адмирала Кузнецова - вот они и завизжали!

    Западные генералы призвали «дать отпор» российскому флоту
    https://www.metrprice.ru/another-new...siyskomu-flotu

    Военно-морской флот России, претерпевающий модернизацию, является угрозой для существования Запада. Об этом сообщает ИА REGNUM со ссылкой на доклад Королевского объединенного института оборонных исследований Великобритании.

    Сообщается, что в разработке доклада принимали участие бывшие командующие НАТО, включая адмирала Джеймса Ставридиса и генерала Филиппа Бридлава. Эксперты полагают, что российский флот при желании сумеет остановить свободное перемещение кораблей НАТО, что грозит самому существованию Запада, поскольку это может привести к потере контроля над морями.

    В документе, который был подготовлен по заказу правительства Соединенного Королевства, также говорится, что ВМС России претерпели «качественные изменения» и могут парализовать Европу, к примеру, обрезав подводные кабели между Соединенными Штатами и странами Евросоюза.

    Помимо этого, новые российские субмарины способны атаковать нефтедобывающие платформы в Северном море, а российские моряки могут быть способны на «диверсионные миссии», подобно «зеленым человечкам» в Крыму, как их называли западные СМИ (в докладе их назвали «маленькими синими человечками» – ред.).

    Помимо этого, Москву обвинили в том, что в случае каких-либо диверсий она объявит о своей непричастности и назовет виновными «националистов, террористов, независимых жур исполнителей и даже отпускников».

    В докладе говорится, что если альянс не даст отпор «российской гибридной войне на воде», пока не стало слишком поздно, то НАТО может потерять контроль над морями.

    6 марта агентство сообщало о начале учений Joint Viking 2017 у границ Норвегии с Россией. Учения будут проходить в губернии Финнмарк, которая граничит с Мурманской областью. Основные учения с участием военнослужащих США и Великобритании пройдут в 160-300 километрах от российской границы.

  18. #98
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    "Российский Военно-морской флот провел уникальную глубоководную операцию. С помощью подводных беспилотных аппаратов и океанографического исследовательского судна «Янтарь» были обнаружены и обследованы палубные истребители Су-33 и МиГ-29КР, потерянные в летных происшествиях в Средиземном море. Об этом «Известиям» рассказали в штабе Северного флота. Беспилотники смогли снять с летательных аппаратов часть бортового оборудования. По мнению экспертов, ВМФ России обладает опытом и самым современным оборудованием для глубоководных работ в сложных условиях Мирового океана.

    Оба палубных истребителя были потеряны в ходе боевой службы авианосца «Кузнецов» у берегов Сирии. 13 ноября прошлого года во время тренировочного вылета в море упал МиГ-29КР. По некоторым данным, причиной происшествия стал отказ топливной системы боевой машины. А 5 декабря при посадке с палубы авианосца сорвался и упал истребитель Су-33.

    Как заявили «Известиям» в штабе Северного флота, места падения обоих потерянных самолетов были обнаружены с помощью подводных беспилотных аппаратов. Но какие именно роботы и судно-носитель были задействованы в операции, в штабе флота уточнять не стали.

    По данным «Известий», операция была выполнена океанографическим исследовательским судном (ОИС) «Янтарь». Роботы обследовали оба самолета, подобрали со дна обломки и даже сняли некоторые элементы бортового оборудования МиГ-29 и Су-33.

    По данным ресурса MarineTraffic: Global Ship Tracking Intelligence | AIS Marine Traffic (отслеживает в режиме реального времени положение судов по показаниям их автоматических идентификационных систем — AIS Automatic Information System), 10 декабря «Янтарь» вышел в район Средиземного моря между Латакией и Кипром и практически без движения пробыл там около пяти суток. Согласно ранее распространенному Россией предупреждению NOTAM (NOtice To AirMen, NOTAM — оперативно распространяемое извещение об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации), в этом месте выполнял боевую задачу тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

    ОИС «Янтарь» — это головное судно проекта 22010 «Крюйс». Оно было передано российскому Военно-морскому флоту в мае 2015 года. Официально «Янтарь» входит в состав Северного флота. При длине судна 172 м его водоизмещение более 5 тыс. т. Помимо подводных беспилотников «Янтарь» может быть носителем и глубоководных обитаемых батискафов «Русь», «Консул» и «Мир».

    Вместо традиционных рулей на «Янтаре» установлены две винторулевые колонки с электродвигателями. Конструкция этих изделий достаточно проста. Электродвигатель с гребным винтом соединен с корпусом корабля специальным шарнирным механизмом, способным вращаться на 360 градусов.

    Такое техническое решение обеспечивает «Янтарю» уникальную маневренность. А также позволяет судну даже в сильный шторм практически неподвижно стоять на одном месте. Работая, винторулевые колонки удерживают ОИС в заданной точке, не давая ему сместиться даже на несколько метров.

    — «Янтарь» — одно из самых современных в мире глубоководных исследовательских судов, — рассказал «Известиям» главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев. — Помимо подводных беспилотников на «Янтаре» установлено сложное специализированное оборудование для подводных исследований. Сочетание винторулевых колонок и электронной системы управления обеспечивает уникальную точность работы поисковым системам ОИС.

    По данным MarineTraffic: Global Ship Tracking Intelligence | AIS Marine Traffic, с момента начала боевой службы корабельной группы авианосца «Кузнецов» «Янтарь» несколько раз заходил в Средиземное море и Персидский залив. В частности, на Кипр и в Оман. "

    Утонувшие в Средиземном море истребители «зачистили» от секретов - Известия
    Fencer likes this.

  19. #99
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    10.07.2013
    Сообщений
    9,725

    По умолчанию

    МОСКВА, 22 апреля. /ТАСС/. Ремонт с модернизацией авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" начнется в сентябре на заводе под Мурманском, стоимость работ составит почти 40 млрд рублей. Об этом сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе
    "В сентябре "Звездочка" подпишет с флотом контракт на второй этап ремонта с модернизацией "Адмирала Кузнецова". Цена сделки уже согласована - это почти 40 млрд рублей. Работы начнутся в том же месяце на 35-м судоремонтном заводе в Росляково под Мурманском", - сказал собеседник агентства.
    Модернизацию авианосца, по словам источника, планируется завершить в четвертом квартале 2020 года. "То есть продолжительность работ составит полных три года и еще два-три месяца", - уточнил он.

    По словам источника, на корабле отремонтируют всю электромеханическую часть, включая главную двигательную установку - там заменят несколько пришедших в негодность котлов. Будет модернизирован взлетно-посадочный комплекс.
    "Во время ремонта и модернизации на авианесущем крейсере его ракетный комплекс "Гранит" будет заменен на ракетный комплекс "Калибр-НК", - сказал собеседник агентства.
    Авиагруппа крейсера, добавил собеседник, останется смешанной, в ее состав по-прежнему будут входить тяжелые истребители Су-33 и легкие МиГ-29К/КУБ.
    ТАСС не располагает официальным подтверждением данной информации.


    Подробнее на ТАСС:
    Ремонт «Адмирала Кузнецова» начнется в сентябре и будет стоить 40 млрд рублей - Армия и ОПК - ТАСС
    Fencer and OKA like this.

  20. #100
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    "Ремонт "Кузнецова": пролог (3)
    .
    Окончание трилогии о предстоящем (с 2017-2018 г.г.) среднем ремонте с частичной модернизацией ТАВКР "Адмирал Кузнецов" в представлении автора блога (предыдущие записи Ремонт "Кузнецова": пролог (1) - Флот открытого океана: третья попытка , Ремонт "Кузнецова": пролог (2) - Флот открытого океана: третья попытка ).

    0_16e826_7841ca2d_orig.jpg
    1. "Кузнецов" прибывает в пункт постоянного базирования (35 СРЗ) после боевой службы в Средиземном море, 10.02.2017 (фото пресс-службы 35 СРЗ)

    Котлы

    Безо всякого сомнения, обеспечение надёжной (длительной и безотказной) работы котлотурбинной ГЭУ "Кузнецова" является первостепенной задачей среднего ремонта корабля. Силовая установка авианосца состоит из четырёх машинно-котельных (турбокотельных) групп (эшелонов), расположенных попарно в двух машинно-котельных отделениях (МКО) − носовом и кормовом, каждая из которых работает на свой гребной винт и включает в себя два высоконапорных котла КВГ-4 с турбонаддувочными агрегатами ТНА-4 и один главный турбозубчатый агрегат (паровую турбину с редуктором) ТВ-12-4. Нареканий в адрес ГТЗА лично мне слышать не приходилось (хотя, конечно, и им понадобится основательное восстановление технической готовности), поэтому всё внимание уделим котлам.

    В настоящее время на боевых кораблях ВМФ России используется три типа высоконапорных паровых котлов − КВГ-2 (в составе резервной ЭУ ТАРКР пр. 11442), КВГ-3 (ЭМ пр. 956) и КВГ-4 (ТАВКР пр. 11435). В отличие от КВГ-3, принцип действия и особенности конструкции которых описаны в открытых учебных пособиях для студентов вузов [5], о КВГ-4 известно очень мало − в основном то, что при тех же параметрах пара (давление 66 атм = 6,5 МПа и температуре 470 град. Цельсия), его паропроизводительность увеличена с 98 и 100 (КВН 98/64-2 и КВГ-3) до 115 т/час [4], а агрегатная мощность ГТЗА по сравнению с предыдущими 1143 (с котлами КВН 98/64-2) возросла с 45 000 до 50 000 л. с. (как и у 956).

    Об испытаниях, выпавших на долю адмирала В. Селиванова (начальника ГШ ВМФ, старшего на борту) и личного состава дивизиона движения БЧ-5 во время первого похода "Кузнецова" в Средиземное море (23.12.1995-22.03.1996), хорошо известно из книги Н. Черкашина (ссылка 3), однако ни о каких других серьёзных неприятностях, связанных с котлами, с тех пор не сообщалось. Возможно, об инцидентах тщательно умалчивалось (что маловероятно), возможно, к котлам авианосца было особое (предельно тщательное) отношение, возможно, конструкция КВГ-4, доведённая до ума после "авантюры" 1995-1996 г.г., заметно отличается от КВГ-3 в лучшую сторону, но, как бы то ни было, факт остаётся фактом − со своими КВГ-4 "Кузнецов" регулярно ходит в дальние воды, в то время как два из трёх оставшихся из 17 эсминцев пр. 956 с КВГ-3 исполняют обязанности кораблей ОВРа, а поход "Быстрого" в Индию воспринимается как полёт на Луну.

    Однако, несмотря на регулярные выходы на боевую службу, КОН авианосца на сегодняшний день весьма невысок (коэффициент оперативного напряжения равен отношению суммарного времени выполнения задач по предназначению к общему сроку службы). "Кузнецов" выходил на БС восемь раз: 1) 23.12.1995-22.03.1996 (СЗМ); 2) 27.09-24.10.2004 (Сев.-вост. Атлантика); 3) 23.08-14.09.2005 (Сев.-вост. Атлантика); 4) 05.12.2007-03.02.2008 (СЗМ); 5) 05.12.2008-27.02.2009 (СЗМ); 6) 06.12.2011-17.02.2012 (СЗМ); 7) 17.12.2013-17.05.2014 (СЗМ); 8) 15.10.2016-08.02.2017 (СЗМ). Если посчитать КОН с момента передачи корабля ВМФ (25.12.1990), получится 623/9612=0,06 (исходные данные − в сутках). При этом следует иметь в виду, что вторая БС состоялась только через девять лет (8,76) после первой (на дворе стояли "смутные времена"), после чего молитвами ВВП ситуация стала меняться в лучшую сторону. Пересчитав КОН с 01.01.2007, мы получим 484/3761=0,13 (!), что, впрочем, тоже далеко от идеала. Необходимо добиться того, чтобы котлы "Кузнецова" позволили увеличить КОН в 2−2,5 раза.

    При этом, ещё в июньском номере журнала "Национальная оборона" за 2011 год (почти шесть лет назад) рассказывалось о новой разработке питерского Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК) − высоконапорном автоматизированном корабельном котлоагрегате нового поколения КВГ 6М (так в оригинале − без дефиса), способном, по утверждению разработчика, стать основой КТУ, конкурентоспособной с газотурбинными и дизельными ГЭУ. Перспективный котёл СКБК отличается от предшественников экономичностью, надёжностью, малыми массогабаритными характеристиками и высокой степенью автоматизации, его параметры пара впечатляют − 8,0 МПа (около 82 атм) и 515 град. Цельсия, автоматизированная система управления, выполненная на современной элементной базе, позволяет обеспечить безвахтенное обслуживание, а суммарный расход топлива КТУ уменьшается где-то на 20%.

    В то же время, перспективность применения котлотурбинных установок на боевых кораблях и судах обеспечения ВМФ находится под большим вопросом (недаром с 2011 г. публикаций на данную тему практически не было), а мелкосерийное (в количестве 8 единиц) производство принципиально нового котла вряд ли будет воспринято с восторгом на предприятии- изготовителе. Однако, у СКБК есть и другие, более практические, предложения. Так, в частности, при проведении модернизационных работ на кораблях, находящихся в эксплуатации, предлагается модификация КВГ 6М-1 с традиционными параметрами пара (6,0 МПа и 470 град.) и возможностью работы на дизельном топливе, увеличивающим дальность плавания примерно на 10% − такой котлоагрегат полностью взаимозаменяем с КВГ-3 (ссылка 4).

    В целом, для улучшения эксплуатационных качеств КТУ "Кузнецова" у нас есть всё необходимое: 1) осознание потребности сделать это; 2) готовность профинансировать работы из средств гособоронзаказа; 3) наличие действующего профильного КБ, специализирующегося в частности на корабельных высоконапорных котлоагрегатах (ссылка 5) и располагающего соответствующими наработками; 4) наличие судостроительного предприятия с развитым котельным производством − Балтийского завода, СПб (ссылка 6), не столь давно (уже в новейшей истории России) изготовившего девять новых котлов КВГ-3Д (один учебный) для индийского авианосца "Викрамадитья" (ссылка 7).

    С учётом того, что котлы КВГ-4 были разработаны не менее 30 лет назад и в известной степени являются анахронизмом, очень не хотелось бы, чтобы они в первозданном виде оставались на обновлённом авианосце. Наиболее рациональным представляется вариант с заменой всех восьми котлоагрегатов на новые − по типу КВГ 6М-1, но взаимозаменяемые с КВГ-4 (назовём их КВГ 6М-2), отличающиеся суперсовременной автоматикой, которая свела бы к минимуму пресловутый человеческий фактор. Согласно заявлению анонимного источника в ОПК, сделанному, как ни странно, ещё до проведения дефектации (либо выборочная дефектация была проведена в опережающем режиме), "на авианосце отремонтируют четыре из восьми имеющихся у него котлов силовой установки, еще четыре заменят" (ссылка 8), что имеет смысл только в том случае, если отремонтированные котлы доведут до современного уровня, как это принято в авиа- и танкостроении.


    Авиагруппа

    Рассматривать авианосец в отрыве от авиагруппы бессмысленно − если авиагруппа ещё может решать какие-то задачи без своего носителя (например, обеспечивать ПВО объектов, расположенных в районе аэродрома её берегового базирования), то сам носитель, лишённый авиагруппы, становится практически бесполезным в военном отношении плавучим сооружением, пригодным разве что для переброски армейских самолётов и вертолётов с тыловых авиабаз на ТВД или с одного ТВД на другой. Поэтому есть смысл попытаться представить, что хорошего можно сделать с ЛА, базирующимися на "Кузнецове", пока он проходит средний ремонт.

    Если довести до ума (поставить на крыло) самолёт РЛДН на базе Як-44 (о чём говорилось в 1-й части трилогии) за это время несмогут или не захотят, "Кузнецову" придётся довольствоваться его эконом-вариантом (РЛДН для бедных) − вертолётом Ка-31, который на кораблях ВМФ штатно никогда не применялся (насколько известно, два борта − 90 и 91, переданные МА в 2012 г., находятся в опытной эксплуатации). И Ка-31, и Ка-27М (поставляются с конца 2016 г.), и МиГ-29К(УБ) − машины новые, им предстоит длительный процесс "обкатки" строевыми лётчиками, устранения замечаний и усовершенствования в рабочем порядке, поэтому говорить о какой-либо модернизации тут пока рано. Другое дело Су-33.

    Прежде всего следует сказать, что отказываться от этих замечательных (лучших в мире) палубных истребителей в пользу одних только МиГ-29К(УБ) было бы неразумно, и, судя по всему, делать этого не собираются − два года назад об этом заявил командующий МА ВМФ И. Кожин ("Су-33 будут... эксплуатироваться вместе с МиГ-29К": дальнюю зону ПВО закроют Су-33, среднюю − МиГ-29К, ближнюю − корабельное ПВО − ссылка 9), а недавно подтвердил процитированный выше источник в ОПК ("самолётный состав смешанного авиакрыла на "Кузнецове" пока менять не планируется" − ссылка 8). Более того, в 2015 г. был дан "зелёный свет" процессу модернизации парка Су-33 с продлением срока эксплуатации как минимум до 2025 г. (ссылка 7). В явном виде детали проекта не разглашаются, поэтому рискну порассуждать об этом.

    1. То, о чём я мечтал задолго до выхода "Кузнецова" на БС (ссылка 10), получило подтверждение от источников, близких к официальным − часть Су-33 была оснащена специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, позволяющей довести точность попадания свободнопадающих бомб почти до уровня высокоточного оружия (путём сбора и обработки массива информации, касающейся местонахождения носителя и цели, параметров движения носителя и атмосферных условий). Сначала, за полтора месяца до похода, об этом сообщили"Известия" со ссылкой на Минобороны (ссылка 11), а уже после него − телеканал Т24 − ссылка 12, 10:01). Следует оборудовать чудо-системой все борта 279 окиап.

    2. Другим достоверным фактом является возобновление производства двигателей для Су-33 в Уфимском мотостроительном объединении (УМПО), входящим в ОДК. Речь идёт о ТРД АЛ-31Ф серии 3 (АЛ-31Ф3), который мощнее базового на 300 кгс (12 800 против 12 500) и отличается от него дополнительным "особым режимом", используемым при взлёте с трамплина с полной боевой нагрузкой или при экстренном уходе на второй круг в случае неудачной посадки. Согласно сообщению пресс-службы ОДК, "новые двигатели... будут выпускаться с внедрением доработок, которые уже применены на двигателях семейства АЛ-31Ф современного серийного облика" (ссылка 13). Остаётся надеяться, что в сообщении говорится всё-таки о серии 42 (АЛ-31Ф-М1) с тягой 13 500 кгс (ссылка 14), либо решение будет пересмотрено в пользу этой модели. Лишние 700 кгс будут очень кстати для увеличения боевой нагрузки Су-33 при коротком взлёте со стартовых позиций №1 и №2.

    3. В комментариях к предыдущим записям не раз и не два приходилось слышать о превосходстве "Супер Хорнета" над Су-33, главным образом − из-за оснащённости первого суперсовременной бортовой РЛС с АФАР и ракетами "воздух-воздух" средней дальности AIM-120 AMRAAM с активной радиолокационной ГСН (АРГСН). Сравнение F/A-18E/F с Су-33 (точнее − доказательство обратного) в этом блоге было начато (ссылка 15, ссылка 16), но прервано в связи с моим отъездом в Донбасс, а затем по причине утраты данных сразу на двух жёстких дисках (основном и резервном) − бывает и такое. Надеюсь, оно будет продолжено, но не сейчас.

    Скажу лишь, что по РЛС AN/APG-79 и по AIM-120 достоверных данных как не было, так и нет − ВПК и ВМС США заняли глухую оборону и секретят всё подряд, известно лишь, что: 1) AN/APG-79 гораздо слабее AN/APG-77 F-22 (раза в два), что и понятно, учитывая разницу в тяговооружённости; 2) дальность обнаружения типовых воздушных целей по аналогии с F-15E оценивается в 150-180 км (ссылка 17); 3) БРЛС с АФАР "Супер Хорнета" очень хороша для работы по наземным целям и постановки помех (на что, собственно, он и был заточен), однако её достоинства в воздушном бою с сильным и умелым противником вызывают сомнения; 4) 8 (!) одновременно обстреливаемых активно маневрирующих целей с учётом необходимости активно маневрировать самому − это вообще за гранью реальности (сюжет для компьютерной игры для вундеркиндов).

    Поэтому, не задаваясь пока вопросом "а зачем всё это надо?", просто рассмотрим возможные варианты улучшения БРЭО (БРЛС в составе СУВ − системы управления вооружением) Су-33, которые можно было бы реализовать в разумно короткие сроки, сопоставимые со сроком среднего ремонта "Кузнецова". Теоретически, на "тридцать третьи" можно установить любую из трёх новых РЛС с ФАР, применяемых на машинах семейства Су-27 и МиГ-29: 1) Н010? "Жук-А" с АФАР, одна из родоначальниц которой ("Жук-М" со щелевой антенной решёткой) по имеющимся данным установлена на единственном двухместном Су-33УБ (Су-27КУБ) (ссылка 18), разработчик − "Фазотрон-НИИР" (КРЭТ); 2) Н011М "Барс" с пассивной ФАР (ПФАР) разработки НИИ приборостроения (НИИП) и производства Рязанского приборного завода (ГРПЗ), которая, судя по всему, устанавливается на Су-30СМ (ссылка 19, текст после фото 18); 3) Н035 "Ирбис (ПФАР, Су-35, НИИП, ГРПЗ).

    Все указанные РЛС являются основой СУВ, позволяющих использовать новейшие ракеты класса "воздух-воздух" (РВВ-СД, РВВ-БД − ссылка 20) и "воздух-поверхность" (Х-31АД и пр.), не должны уступать в дальности обнаружения и пуска перехваленному "Супер Хорнету" и, в случае внедрения одной из них на Су-33, многократно увеличат его боевые возможности, сделав настоящим королём воздуха над просторами Мирового океана до появления Т-50К.

    В качестве эконом-экспресс-варианта может быть предложена усовершенствованная старая-добрая СУВ "Меч" с РЛС Н001 (Н001М?), предлагавшаяся НИИП ещё в 2011 г. (разумеется, в экспортном исполнении) и предполагавшая увеличение дальности обнаружения воздушной цели типа истребитель (ЭПР=3 кв.м, с вероятностью 0,5) в переднюю полусферу со 100 до 150 км, количества одновременно атакуемых целей − с одной до двух (уверен, что атаковать сразу большее количество целей у лётчика попросту не будет возможности), применение ракет "воздух-воздух" средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ), ПКР Х-31А(Д) и пр. (ссылка 21). Конечно, не предел мечтаний, но хоть что-то.

    4. Как известно, Су-33 оборудован системой дозаправки топливом в полёте по схеме "шланг-конус". Дозаправка может производиться от однотипных машин, оборудованных унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ-1 с темпом до 2000 л/мин (по другим данным, до 1100 л/мин − ссылка 22). Выдвижная штанга-топливоприёмник с головкой ГПТ-1 расположена перед кабиной пилота на левой стороне фюзеляжа, УПАЗ-1 подвешивается на 1-ю точку подвески между гондолами двигателей заправщика [7-206-207].

    В 1-й части трёхсерийного выпуска "Военной приёмки" о походе "Кузнецова" (22:57) известный лётчик-испытатель С. Богдан так описал тактику использования Су-33 с дозаправкой в воздухе (с правками автора блога): с авианосца взлетает группа дозаправщиков (несколько танкеров), следом − группа, которая будет выполнять боевую задачу, доходит до района заправки (истратив, к примеру, треть или половину запаса топлива) и дозаправляется от танкеров, в результате чего дальность её полёта увеличивается на пройденную величину (не считая топлива, потраченного на взлёт).

    При этом, на мой взгляд, эффективность самолётов-заправщиков можно было бы увеличить, применив подвесные топливные баки, которые штатно на Су-33 не предусмотрены ("не устанавливаются" − ссылка 23). При взлёте со стартовой позиции №3 (195-метровый "длинный" разбег) самолёт может взлететь с полным запасом топлива во внутренних баках (9 500 кг) и максимальным по точкам подвески запасом УР "воздух-воздух" (8 Р-27 и 4 Р-73), взлётная масса при этом будет (по разным данным) 32 200 − 32 450 кг (ссылка 24). Однако для "танкера" такая боевая нагрузка представляется избыточной − наверное, было бы достаточно 2 Р-27 и 2-Р73, а вместо остальных можно подвесить два подвесных топливных бака ПТБ-1500 ёмкостью по 1500 л (1170 кг) авиакеросина ТС-1, за счёт чего запас топлива заправщика увеличится на 25%.


    Ударный комплекс

    Если критика по поводу размещения противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК) на первых четырёх отечественных ТАВКР вполне уместна (они занимали всю носовую часть верхней палубы, в значительной степени девальвируя авианесущую функцию крейсеров), то "Кузнецова" критикуют скорее по инерции, нежели по справедливости − 12 его УВП ПКРК "Гранит" убраны под палубу, занимают не слишком большой объём, расположены между треками стартовых позиций №1 и №2 (трек 3-й позиции совпадает со 2-й, если я правильно понимаю её номер) и совершенно не мешают взлёту палубных самолётов с трамплина. Размеры ракетного отсека, занимаемого УВП, равны примерно 25,5х9,5х10,5 м (LхBхH, длина − посередине высоты отсека, высота − с межпалубным "двойным дном"), площадь 240 кв.м, объём 2540 куб.м.

    Указанного объёма не хватает даже для минимально целесообразного удлинения ангара на 4 МиГ-29К (26х20х7,2=3740 куб.м), не считая того, что перекомпоновка помещений будет связана со значительными проектными и технологическими трудностями. Демонтаж ПКРК может быть полезен разве что для размещения в освободившемся объёме дополнительного авиационного боезапаса, но есть подозрение, что особой необходимости в этом нет. ТАВКР пр. 11435 проектировался в расчёте на базирование на нём большого количества противолодочных вертолётов (порядка 18 машин), и поскольку функция ПЛО в ближайшее время вряд ли будет для него приоритетной, погреба авиационных торпед, глубинных бомб и гидроакустических буёв могут быть использованы для свободнопадаюших авиабомб и высокоточного оружия (плюс ещё какие-то неведомые скрытые резервы).

    Нежелание отказываться от ударного комплекса (точнее, "необходимость восстановления системы ударного вооружения") озвучил недавно и Д. Рогозин (ссылка 25). С этим трудно не согласиться − на месте одной УВП "Гранита" может быть размещено четыре ячейки УКСК (3С14) высотой 9,58 м (при высоте ракетного отсека 11435 около 10,5 м), т. е. суммарный боезапас тех же самых КРБД 3М14 может достигнуть 48 ракет (втрое больше, нежели на 22350), что в случае необходимости будет весьма солидным вкладом в залп любой корабельной группировки во главе с ТАВКР.


    Заключение

    По большому счёту, даже если в разумные сроки (за 2-3 года) модернизировать на "Кузнецове" одну только ГЭУ, дав авианосцу возможность ходить на БС ежегодно (а не раз в два года, как было раньше) и укомплектовать авиагруппу по предполагаемому новому штату (8 Су-33, 16 МиГ-29К, 4 Ка-31, 4 Ка-27, итого 32 ЛА в ангаре плюс, по возможности, ещё 14 на полётной палубе − ссылка 26), это уже будет великое счастье для ВМФ России и всех, кто болеет за него душой. Если же получится сделать что-то ещё, будем считать это бонусом или подарком судьбы. ■


    Использованная литература (в некоторых случаях через дефис может быть указан номер страницы)

    1. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Морская коллекция" №7/2005.
    2. В. Заблоцкий "Тяжёлые авианесущие крейсера "Минск", "Новороссийск", "Баку", "Морская коллекция" №4/2004.
    3. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Киев", "Морская коллекция" №7/2003.
    4. В. Кузин, В. Никольский "Военно-морской флот СССР 1945-1991", Историческое морское общество, СПб, 1996.
    5. А. Гусаров "Особенности устройства и эксплуатации паровых котлов корабельных КТЭУ", ДВГТИ, Владивосток, 2006.
    6. А. Гусаров "Особенности устройства и эксплуатации вспомогательных механизмов корабельных КТЭУ", ДВГТИ, Владив., 2004.
    7. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", РА Интервестник, М., 2003 "

    Фото и рисунки здесь :

    Ремонт "Кузнецова": пролог (3) - Флот открытого океана: третья попытка
    Avia M, Fencer, RidelAV and 1 others like this.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •