" Министр национальной обороны Польши Мариш Блащак сообщил, что 12 апреля 2021 года Польша подписала с США межправительственное соглашение о приобретении из наличия ВВС США по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) пяти военно-транспортных самолетов Lockheed C-130H Hercules. Самолеты будут переданы через механизм программы реализации избыточного имущества министерства обороны США Excess Defense Articles (EDA) в счет гранта американской стороны с оценочной стоимостью передаваемого имущества в 60 млн долл. Польская сторона оплатит только 14,3 млн долл за расконсервацию, ремонт, доооборудование и транспортировку самолетов в Польшу.
Сообщается, что Польше будут переданы пять самолетов С-130Н постройки 1985 года, которые были выведены из состава ВВС США в 2017 году и с тех пор находятся на хранении на базе 309-й группы хранения и обслуживания авиационной техники ВВС США (309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group - AMARG) в Дэвис-Монтане (штат Аризона). Поляки сами отобрали пять самолетов С-130Н из примерно 20 самолетов этой модификации, находящихся сейчас на хранении в Дэвис-Монтане (всего там на хранении более 60 С-130 всех модификаций).
Первый самолет С-130Н из пяти должен быть получен Польшей к концу 2021 года, а последний - в середине 2024 года. Они поступят в состав 14-й транспортной эскадрильи 33-й транспортной авиационной базы (33. Bazie Lotnictwa Transportowego) ВВС Польши в Повидзе, где заменят эсксплуатируемые сейчас четыре старых самолета С-130Е Hercules постройки начала 1970-х годов, из семи аналогичным образом полученных Польшей с хранения ВВС США в 2009-2011 годах (еще один полученный самолет С-130Е был списан после вынужденной посадки в Афганистане в 2010 году, один используется как нелетное учебное пособие, а еще один был возвращен США). В Польше поставляемые самолеты С-130Н пройдут дооборудование с установкой некоторого количества современного оборудования на 2-м авиаремонтном заводе (Wojskowe Zakłady Lotnicze № 2) в Быдгоще по отдельному контракту.
Напомним, что в сентябре 2019 года министр национальной обороны Польши Блащак заявил, что подписал два официальных письма (Letters of request - LoR) в адрес Агентства министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) с запросами о поставке Польше по линии американской программы FMS переносных противотанковых ракетных комплексов Javelin и пяти военно-транспортных самолетов C-130H Hercules. Поставка Польше пяти самолетов С-130Н через механизм EDA была одобрена Государственным департаментом США 15 февраля 2020 года ".
" США официально объявили Турции о том, что исключили ее из участников программы по производству новейшего истребителя F-35. Это было сделано в наказание: несмотря на многочисленные протесты Вашингтона, Анкара купила у Москвы российские зенитные ракетные системы большой дальности С-400 «Триумф».
Но если Турция теперь не получит столь нужных ей американских истребителей, то чьи самолеты она будет вынуждена купить для своих Военно-воздушных сил? Могут ли это быть российские истребители? На этот вопрос «МК» ответил военный аналитик, специалист в области экспорта вооружений.
О том, что Штаты сдержали свое обещание - наказать Анкару за покупку российских С-400, - сообщило турецкое информагентство Anadolu. По его данным, Вашингтон аннулировал соглашение, подписанное Анкарой в 2007 году. Оно предусматривало покупку Турцией 100 самолетов пятогого поколения F-35, а также производство ряда комплектующих еще для 1000 этих машин. Кроме Турции, в этой программе вместе с США остались Канада, Австралия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Британия и Дания.
При этом, даже несмотря на официальное уведомление об исключении из программы F-35, турецкая военная промышленность, как сказал министр Мустафа Варанк, не остановила выпуск комплектующих для этого американского самолета.
- Турция действительно очень нуждается в новом самолете, - заявил «МК» директор Московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. - Анкара рассматривала вариант покупки российского Су-35. Однако взяла паузу. Связано это с комплексом причин.
Во-первых американцы, исключая Турцию из программы F-35, продолжают поставлять ей запчасти к американским самолетам F-16, которые стоят на вооружении турецких ВВС. Так что критической ситуации, такой, например, как сложилась в Венесуэле у того же Чавеса, когда американцы отказались поставлять запчасти к его F -16, у Турции сейчас нет.
Во-вторых, Турция имеет собственную военную промышленность, которая за последние десять лет совершила колоссальный рывок, начав обеспечивать турецкую армию многими видами вооружений. Возможно, единственное, где она себя еще не в полной мере обеспечивает, это именно авиастроение и ракетостроение. Турецкое руководство предпринимает колоссальные усилия, чтобы достичь такого самообеспечения.
Турция приняла решение делать собственный боевой самолет. [TF-X] До недавнего времени консультантом в этой программе была британская BAE Systems, так как при всем ухудшении отношений с Западом, у Британии с Турцией отношения не ухудшились. Кроме того, Турция обращалась к России с просьбой поставить ей двигатели, которые она могла бы интегрировать в свой самолет. Вполне возможно (как промежуточный вариант), что турки купят у нас партию двигателей.
- Исключить возможность продажи Анкаре партии наших истребителей, я думаю, тоже нельзя, - продолжает эксперт. - Эта тема достаточно давно обсуждается Россией и Турцией. Однако мы видим, что Турция пока не спешит принимать окончательного решения о покупке наших самолетов. Держит паузу. Но я считаю, что более реальна покупка российских двигателей. И если нам такое предложение поступит, то двигатели, безусловно, нужно им продать. Ведь рано, или поздно они все равно найдут себе и двигатели, и самолеты. А так мы, по крайней мере, заработаем деньги. При этом Анкара будет в той или иной степени от нас зависима, и мы сможем иметь еще один рычаг влияния на Турцию.".
" Великобритания построит собственные ведомые дроны. Вчера, 28 апреля, портал janes.com сообщил о том, что компания Spirit AeroSystems объявила всех участников программы Lightweight Affordable Novel Combat Aircraft (LANCA), в рамках которой будут производиться беспилотные истребители Mosquito.
О будущем создании дронов Mosquito было объявлено в январе текущего года, когда Минобороны Великобритании предоставило компании Spirit AeroSystems £30 млн на разработку и производство прототипов дрона. Вчера в Spirit AeroSystems объявили о завершении сбора команды, в которую также войдут специалисты компаний Northrop Grumman и Intrepid Minds.
«Боевой самолёт без экипажа Mosquito будет спроектирован так, чтобы летать на высокой скорости вместе с истребителями. Вооружённый ракетами, технологиями наблюдения и радиоэлектронной борьбы, он сможет обеспечить преимущество над вражескими силами. Эти самолёты, известные как «лояльные ведомые», станут первыми в Великобритании беспилотными платформами, способными поражать вражеские самолёты, а также выживать в борьбе против ракет класса «земля-воздух», — сообщили в пресс-службе Минобороны Великобритании.
Лётные испытания Mosquito планируется провести уже в 2023 году. В перспективе эти беспилотники станут ведомыми истребителей. ".
" Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) 30 апреля 2021 года направило Конгрессу США уведомление о планируемой предстоящей продаже Индии по запросу индийского правительства по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) еще шести базовых патрульных самолетов Boeing P-8I Neptune (Poseidon) общей предполагаемой стоимостью 2,42 млрд долл. Вооружение в поставку не входит. Данная поставка одобрена Государственным департаментом США.
Со стороны bmpd напомним, что к настоящему времени ВМС Индии в 2012-2015 годах уже получили восемь базовых патрульных самолетов P-8I по контракту от января 2009 года стоимостью 2,1 млрд долл (с 2017 года они состоят на вооружении 312-й эскадрильи индийской морской авиации, индийские бортовые номера c IN320 по IN327), и заказали в 2016 году за 1,1 млрд долл еще четыре самолета Р-8I, с поставкой в 2020-2022 годах (первый самолет с бортовыми номером IN328 прибыл в Индию в ноябре 2020 года, эти самолеты поступают на вооружение 315-й эскадрильи индийской морской авиации). Следует отметить, что обе эти закупки самолетов P-8I производились напрямую у корпорации Boeing через американскую процедуру прямых коммерческих продаж (Direct Commercial Sales - DCS), в то время как вооружение для этих самолетов закупалось по отдельным межправительственным соглашениям в рамках американской программы межправительственных иностранных военных продаж (Foreign Military Sales - FMS).
В июне 2019 года верховный комитет по планированию закупок в интересах вооруженных сил (Services Capital Acquisition Plan Categorisation Higher Committee) министерства обороны Индии утвердил приобретение для ВМС Индии еще десяти американских самолетов P-8I на сумму около 3 млрд долл. Их закупку предполагалось также вести по линии DCS, причем тогда ожидалось, что соответствующие соглашения могут быть финализованы с Boeing уже в начале 2020 года, с началом поставок самолетов Индии уже в 2023 году.
Однако позднее в 2020 году количество планируемых к закупке дополнительных самолетов Р-8I было по бюджетным соображениям сокращено индийским правительством до шести, и именно уведомление об их планируемой поставке Индии и выпущено теперь DSCA. При этом, как следует из уведомления, поставку данных щести самолетов предполагается осуществить через американский межправительственный механизм FMS.".
" На предприятии японской Mitsubishi Heavy Industries (MHI) в Нагое 12 мая 2021 года состоялся первый испытательный полет первого опытного образца модифицированного корабельного противолодочного вертолета XSH-60L Seahawk (бортовой номер "8501") для ВМС Сил самообороны Японии. Как ранее сообщали коллеги bmpd XSH-60L является дальнейшим развитием ранее производившихся MHI по лицензии американских вертолетов SH-60J (построено 102 вертолета) и SH-60K (построено 69, еще восемь заказаны), но оснащен современным полностью японским оборудованием.".
" Немецкие истребители смогут «вторгаться» на территорию Польши в случае опасности, и наоборот. 14 мая, портал janes.com сообщил о том, что Германия и Польша согласились разрешить боевым самолётам пересекать свои национальные границы в случае предупреждения о быстром реагировании (Quick Reaction Alert, QRA).
Соглашение подписали в Варшаве министры обороны Германии и Польши. Таким образом, немецкие истребители Eurofighter могут в случае необходимости находиться над территорией Польши, а F-16 и МиГ-29 польских ВВС — над Германией.
«Это соглашение позволит нашим истребителям пересекать границы в нашем объединённом воздушном пространстве. Это не только защищает наше собственное население, но и в конечном итоге хорошо для всего альянса НАТО», — заявил командующий Центром воздушных операций генерал-лейтенант Клаус Хаберзетцер.
Подписанное соглашение станет частью расширенной миссии НАТО по охране воздушного пространства (eAP), которая также включает миссии, охватывающие Албанию, Исландию, Словению, страны Балтии, страны Бенилюкса, а также охрану воздушного пространства Болгарии и Румынии.
Лётчики и наземный персонал на дежурстве QRA находятся в немедленной готовности 24 часа в сутки. Это позволяет в считанные минуты поднять в небо истребители для перехвата и сопровождения авиации других стран".