(Из цикла "Факты минувшего дня")
-----------------------------------------------------------------
Звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» были учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1958 г. Эти почетные звания присваивались Президиумом Верховного Совета СССР летчикам-испытателям 1 класса и штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области летных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации.

17 февраля 1959 года первым 10 лётчикам было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», знак №1 был вручен С.Н.Анохину.

До 1992 года звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» было присвоено более 420 летчикам, а «Заслуженный штурман-испытатель СССР» - ок. 160 штурманам. Среди них такие легендарные имена как Ю.А.Гарнаев, В.С.Ильюшин, С.А.Микоян, Г.К.Мосолов, А.В.Федотов.

-------------------------------------------------------------------

«Жизнь богаче инструкций»
(Интервью с заслуженным лётчиком-испытателем СССР Героем Советского Союза Георгием Волоховым).

50 лет назад, в феврале 1959 года, в Советском Союзе был вручён первый значок «Заслуженный лётчик-испытатель».
Чтобы прикрепить его к пиджаку, десятки людей рисковали жизнью, погибали на испытаниях, и всё ради того, чтобы потом миллионы могли летать спокойно. Один из них - Георгий Волохов.
-Георгий Николаевич, на днях были обнародованы результаты расследования авиакатастрофы в Перми, в которой погибли 88 человек: экипаж не справился с ручным управлением, когда отключилось автоматическое…
- Всё от недостатка опыта, профессионализма. Сегодня лётчикам дают очень мало времени для подготовки, особенно экономят на иностранных самолётах - это ведь надо деньги платить за стажировку на «боингах» в той же Америке. Помните, в Иркутске аэробус загорелся, свыше ста человек погибли? Реверс (прибор, запускающий режим работы двигателя на остановку самолёта. - Прим. ред.) одного из двигателей у них не работал. Но лететь с такой неполадкой можно. Лётчики в нештатной ситуации пытались использовать неисправный реверс, в результате погибли сами и людей погубили.
Президент выбирает лучшее
- Часто говорят, что отечественные самолёты - рухлядь, поэтому и бьются.
- Я 30 лет проработал в ОКБ Ильюшина, испытывал практически все машины, которые оно выпустило. Взять Ил-38, первый самолёт с великолепной начинкой для поиска и ликвидации подводных лодок, про который мы молчали 30 лет, а теперь он есть во всех энциклопедиях. И до сих пор служит. Или транспортник Ил-76, этот трудяга, который до сих пор в строю: всё время вижу по ТВ, что Шойгу на нём летает. Самолёт изумительный, хотя и побили их несколько штук, но всё без технических причин - тут наша совесть чиста. И наконец, Ил-86, наш легендарный самолёт, на котором за 30 лет не погиб ни один пассажир. Может быть, с точки зрения экономии топлива наши самолёты и правда устаревают, но по техническим показателям - нет!
- Наверное, в доказательство этого наш президент летает на Ил-96… Кстати, с правительственными самолётами практически не было инцидентов. Там какая-то особая начинка?
- Единственное отличие - комфортабельный салон, а техническое оснащение такое же, как и на других машинах. Да, правительственные самолёты пропускают через дополнительную программу испытаний. Например, не очень настроен автопилот - мы настраиваем, отлаживаем. Что касается инцидентов: лет 5 назад В. Путин куда-то летел, а на обратном пути в одной из тормозных систем - а они дублируются - обнаружили неисправность. Я бы, не задумываясь, летел, но они перестраховались. И правильно сделали. Там в гидросистеме маленький дефектик заводской был, который при приёмке не мог быть обнаружен. Со временем он проявился. Раньше это считалось бы преднамеренным браком, за это в тюрьму сажали.
Решение за 3 секунды
- Вы ведь испытывали некоторые самолёты на Ходынке, практически в центре Москвы. И там же установили 18 мировых рекордов?
- Да, с Ходынки поднимали Ил-18, -38, а 62-й побоялись, потому что это был очень скоростной и прогрессивный самолёт. Александров, директор Курчатовского института, выдвинул требования по безопасности, после того как на территорию института (практически рядом с Ходынским полем. - Ред.) упал реактивный самолёт. Его испытывала моя хорошая знакомая Алла Шихина, которая летела с лётчиком-испытателем ОКБ Яковлева Волковым, у них оторвался кусок закрылка, и они упали прямо на постройки института. Никто не погиб, но атомщики, естественно, возмутились. А мировые рекорды? Чтобы получить Героя, надо было, чтобы в открытой печати были публикации, а работа ведь засекреченная, никто об этом не писал. Решили, что я установлю несколько рекордов. Была такая возможность. Существует их сетка - скорости, высоты, весовой категории. Получил задание, вылетел, вернулся - вот и рекорд. Но недавно выяснилось, что мои рекорды до сих пор не побиты.
- А званием Героя дорожите?
- Ещё как! И вы знаете, что интересно, я думал, что один такой. А потом заметил, что все наши ребята, кому дали Героя, так трепетно это восприняли, что уже не могли себе позволить где-то состорожничать. И я могу назвать с десяток человек, которые после получения Звезды разбились. А если бы не получили, может, и живы бы остались.
- 30 лет ежедневно рисковать своей жизнью - не каждый на это пойдёт.
- Работа лётчика-испытателя тогда была интересной, престижной, денежной. А чувство страха… Оно было на земле, перед полётом, а когда сядешь в кабину - ты хозяин положения, всё зависит от тебя. У меня было примерно 6000 полётов, из них, может быть, 100 с отказами техники. А случаев 10 действительно драматические. Например, испытывали Ил-86 на очень большие скорости, которые могут возникнуть при всяких ошибках. И вот на самой критической скорости возникло трепыхание, т. н. флаттер, хорошо, не крыла, иначе оно сразу отваливается, а закрылка. Нас трясёт, что делать? Сгоряча можно было убиться! А тут ещё удар, говорят, что закрылок «ушёл», то есть отвалился, но нас не валит. Было время подумать: обычно это 1-2 секунды, потом ещё 15, а вообще есть норматив - на взлёте решение о прекращении или продолжении полёта надо принять за 3 секунды.
- Но ведь вашим опытом можно делиться с сегодняшними лётчиками, наверняка тогда бы их реакции на внештатные ситуации не обходились так дорого - ценой жизни пассажиров и их самих...
- Раньше многие лётчики приходили общаться с нами, обсуждали машины, мы рассказывали про разные тонкости. И сами порой выживали, потому что делились друг с другом опытом. Помните, было землетрясение в Армении? Министерство авиации отправляло борт с помощью, руководство решило, что полечу я. Забили 76-й одеждой, одеялами, продуктами, медикаментами. Это было уже в конце карьеры, я плохо ночью видел. Хорошо, ума хватило расспросить ребят, которые только оттуда вернулись, что да как. И они рассказали, какой кавардак творится в аэропорту и как действовать, ведь они сами там чуть не грохнулись. А два самолёта всё же разбились, а там атомная станция рядом… Думаю, это мне сильно помогло. Просто я всегда знал, что жизнь гораздо богаче того, что написано в инструкции. Но и инструкции написаны кровью, поэтому их надо выполнять.
ДОСЬЕ
Георгий Волохов родился в 1934 г. в Москве. Окончил мехмат МГУ и одновременно Центральный аэроклуб, в 1961 г. - школу лётчиков-испытателей.
За мужество и героизм, проявленные при освоении новой военной техники, в 1981 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина, Боевого и Трудового Красного Знамени.
----------------------------------------------------------------------
http://www.aif.ru/society/article/24683
(Статья из номера: "АИФ" №8 от 18 февраля 2009г.)