Заказчиками выступают авиакомпании. Когда они заключают контракт, они переводят производителю определенные суммы в счет будущих покупок. А производитель обязуется реализовать их требования. Также производитель привлекает кредиты, собирая помимо контрактов протоколы о намерениях (там где денег не платят, обычно это мелкие А/К), тем самым убеждая банки в своей перспективности. Ессно любой банк охотней даст Эрбасу или Боингу нежели мелкому или начинающему производителю. Поэтому для таких очень велика роль поддержки государства или им придется стать филиалами "гигантов" отрасли. У нас гиганты повывелись, поэтому вариант один. Когда самолет уже на конвейере, другие А/К берут уже то, что есть, то есть то, что заказали стартовые заказчики. Когда же производитель "раскручен", у него появляются собственные средства на небольшие НИОКР, но, как правило, он идет по пути "разделения рисков", предлагая и заинтересовывая крупные А/К в модернизации, собирая отзывы и отслеживая эксплуатацию. Такого процесса практически не бывает в военной авиации, так как там все минимум в 10 ( а то и более) раз дороже. Помните быль про унитаз на Р-3 "Орион"?