1 июня военно-транспортной авиации отечественных ВВС исполнилось 80 лет. 4 июня на аэродроме Мигалово в честь юбилея, а также 68-й годовщины со дня образования Мгинского соединения ВТА прошел парад частей авиагарнизона.
НОВЫЙ ОБЛИК ВВС
Новый облик ВВС России выглядит так: главное командование, семь оперативных командований, столько же авиабаз 1-го разряда, восемь авиабаз 2-го разряда и 13 бригад воздушно-космической обороны (ВКО).
Авиабазы 1-го разряда по статусу соответствуют тактическим соединениям и имеют в своем составе базирующиеся на разных аэродромах авиагруппы различного назначения. В Мигалово дислоцируется единственная в России авиабаза ВТА – 6955-я Минская гвардейская авиабаза 1-го разряда.
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
С утра на аэродром Мигалово потянулись жители и гости Твери, семьями, с друзьями и поодиночке. День открытых дверей проходит на аэродроме каждый год, но интерес к воздушным судам не пропадает, а только растет.
На стоянке выстроились в ряд Ан-26, Ан-12, Ил-76 и Ан-22 «Антей». Разрешалось все: войти в грузовую кабину и даже посидеть в кресле командира корабля, вообразив себя настоящим военным летчиком.
Открывая праздничный митинг, командир авиабазы гвардии полковник Владимир Сыпко сказал:
— В далеком 1931 году был создан 1-й опытный воздухо-десантный отряд в составе тяжелобомбардировочной эскадрильи из двенадцати ТБ-1 конструкции Туполева и десяти самолетов Р-5. Дату завершения формирования отряда впоследствии утвердили как день создания военно-транспортной авиации. Осенью 1934 года был выброшен первый крупный десант из 900 вооруженных парашютистов, а на маневрах 1936 года с воздуха было десантировано почти 2000 парашютистов. В Великой Отечественной войне на долю транспортной авиации пришлось более трети общего количества самолетовылетов.
При формировании авиабазы в ее состав вошли части ВТА в Пскове, Оренбурге, Таганроге, Клину. База приняла почетное гвардейское звание, собственное наименование «Минская» и Боевое знамя от 196-го гвардейского полка ВТА, годовщина создания которого чествуется 25 мая.
— Мы будем помнить и продолжать боевые традиции легендарной 12-й Мгинской Краснознаменной военно-транспортной авиадивизии, сформированной 4 июня 1943 года, традиции 566-го Солнечногорского Краснознаменного ордена Кутузова, 117-го Берлинского ордена Кутузова, 103-го Красносельского Краснознаменного гвардейского имени Валентины Гризодубовой, 110-го Комсомольского Трансильванского Краснознаменного, 334-го Берлинского, 708-го Керченского Краснознаменного авиационных полков, 76-й гвардейской Ленинградской Краснознаменной и 78-й авиаэскадрилий. Это наша общая боевая история, общая судьба!
Глава Твери Владимир Бабичев в свое время окончил Рязанское училище ВДВ, два года командовал ротой в Афганистане.
— К летчикам ВТА у нас было особое отношение, ведь без вас невозможно полноценное выполнение ни одной боевой задачи, — подчеркнул Бабичев. — Благодаря и вам также Тверь стала городом воинской славы. Каждый мальчишка, глядя на самолеты, мечтал стать летчиком — они всегда вызывали безмерное уважение. Я тоже отчасти прикоснулся к ВТА: по долгу службы десантировался с самолетов всех типов, которые имеются сегодня в распоряжении базы.
К слову, муниципалитет Твери оказывает поддержку в оснащении одного из Ил-76, названного именем «Тверь».
Владимир Бенедиктов, начальник штаба ВТА, заявил на митинге, что авиабаза в Мигалове — это «уникальное соединение в РФ и в мире, эксплуатирующее и имеющее на вооружении уникальные самолеты «Антей» и «Руслан». По его словам, авиабаза в ближайшие годы начнет перевооружаться: руководство страны и Минобороны приняло решение о закупке новой авиационной техники. Государственная программа рассчитана до 2020 года, планируется наполовину обновить парк самолетов за счет закупки Ил-76 новых модификаций и Ан-70.
Глава администрации Пролетарского района Сергей Павлов отметил, что в Мигалове живут и служат «самые дружные, сознательные и понимающие люди». Выступили также генерал Генрих Левкович, бывший командир 12-й гвардейской Мгинской дивизии, и советник губернатора Михаил Бирюков. Лучшие авиаторы были награждены медалями и почетными грамотами.
Потом состоялись показательные прыжки с Ан-2 военных парашютистов-спасателей и спортсменов ДОСААФ — Анастасии Смирновой, Ольги Одинцовой, Валерия Ведренко, Игоря Алчина, Владимира Ахапкина, Виктора Туманова и других.
На радость юным зрителям, бойцы рот охраны и радиохимической защиты демонстрировали искусство разбивать кирпичи кулаками и побеждать в рукопашных схватках. Поодаль можно было вкусить солдатской каши. А на концертной площадке выступали артисты городского культурного центра «Мир» и танцевального ансамбля «Адамас» из клуба авиабазы.
ВОЗДУШНЫЕ МАРШРУТЫ ВТА
Реформирование дивизии ВТА в авиабазу произошло с сохранением всех прежних задач, начиная от перевозки войск и заканчивая транспортным сопровождением зарубежных визитов президента. Сокращены лишь управления частей, а сами части стали подразделениями базы. «Генералов сегодня увольняют, но полковникам генеральские звания не дают», — иронизировал Владимир Иванович во время нашей беседы после праздника.
Он родился в Симферополе, окончил Балашовское летное училище и Военно-воздушную академию им. Гагарина. Женат, двое дочерей. Летчик-снайпер, он имеет более трех тысяч часов налета, что немало для военных летчиков.
Военная служба забрасывала его в Псков, где он создавал часть постоянной боевой готовности, и Забайкалье (Укурей), Иваново и Клин, но Мигалово, можно сказать, его родной гарнизон.
В командировках он побывал во многих странах, за исключением Америки и Австралии. В.И. Сыпко участвовал, к примеру, в организации международных учений «Индра» в Индии и «Мирная миссия» в Китае:
— Это были мои летчики, а десантники — индусы и китайцы. Их офицеры получают высокую зарплату и обеспечены достойным служебным жильем. А десантники прошли горную, пустынную и морскую подготовку.
В 2009 году экипаж Сыпко летал на Северный полюс, доставил в заданную точку экспедиционное оборудование и два трактора для строительства ледовой взлетно-посадочной полосы. Полеты производились над безориентирной местностью, в отсутствие горизонта и наземных средств обеспечения десантирования, в сумерках, сложной метеорологической и ледовой обстановке. Выброска груза производилась динамическим способом (без вытяжных парашютов), который в ВТА выполняют лишь несколько наиболее подготовленных экипажей. И не случайно выполнение особого задания было возложено на экипаж гвардии полковника Владимира Сыпко.
Специальный представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров сказал тогда, что совместная работа военных летчиков и полярников в Арктике — «это эффективный тандем крепких профессионалов и патриотов своей страны».
"Вече Твери", 10 июня 2011.
на снимках:
- Владимир Сыпко в своём служебном кабинете
- Владимир Сыпко на праздничном митинге, справа генерал-майор Генрих Левкович, в штатском справа - Владимир Бабичев
- Знамённая группа на параде частей Мигаловского авиагарнизона