НИЦ ЭРАТ празднует 70-ти летие...
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Зарождение и становление НИЦ (г. Люберцы) происходило в годы Великой Отечественной войны. Большое разнообразие видов боевых повреждений самолётов требовало в каждом отдельном случае особого технического решения. А сделать это ремонтные подразделения подчас были не в состоянии. Разрабатываемые отдельными ремонтными мастерскими технологии и методы восстановления или изготовления крайне необходимых деталей или запасных частей не становились достоянием всех ремонтных предприятий из-за плохого обмена опытом работы.
Отсутствие научно-обоснованных методических разработок по восстановлению авиационной техники приводило к тому, что часть самолётов, двигателей, агрегатов списывались, хотя они могли быть отремонтированы и возвращены в строй. Поэтому 3 июля 1942 года Постановлением Совета Народных Комиссаров №14213/РС создана Научно-экспериментальная база (НЭБ) по ремонту материальной части Военно-воздушных сил Красной Армии, в задачу которой входило повышение научно-технического уровня ремонта, разработка и внедрение технологий ремонта, а также освоение ремонта поступающей на фронт новой авиационной техники. Основой формирования НЭБ явился личный состав 306-й стационарной авиационной мастерской, созданной на базе авиамастерских Качинской школы лётчиков, организованной еще в 1910 году.
29 октября 1942 года Начальником НЭБ Военно-воздушных сил издан приказ № 1 о формировании базы с дислокацией на станции Павшино, Красногорский район, Московской области.
Фактически формирование материальной базы началось с нуля. Успешное выполнение хозяйственно-строительных работ было осуществлено только благодаря энтузиазму и упорному труду личного состава, который показал пример выполнения гражданского и воинского долга в труднейших условиях войны.
В декабре было также начато выполнение нескольких научно-тематических работ, связанных с изысканием методов и разработкой технологий ремонта лопастей воздушных винтов, топливных баков, несиловых деталей и обшивки планеров.
В августе 1945 г. командование ЦНЭБ получило указание о перебазировании базы в г. Калининград Московской области (ст. Подлипки) в помещения 164 Центральной авиационной ремонтной базы ВВС. Ряд квалифицированных сотрудников 164 ЦАРБ были назначены на различные руководящие должности.
С 1 января 1946 г. база перешла на новый штат, предусматривающий значительное укрепление ЦНЭБ за счёт расширения существующих и создания новых отделов и служб.
Деятельность коллектива ЦНЭБ была сопряжена с такими трудностями, как недостаточная производственная площадь для перспективного развёртывания научно-исследовательских работ, а также отсутствие жилого фонда для размещения личного состава. Решить эти проблемы в условиях Калининграда не представлялось возможным.
31 октября 1944 года Директивами ГШ Красной Армии № 10/314259, 10/314258 и 10/314257 НЭБ переименована в Центральную НЭБ. 8 февраля 1947 года согласно Директиве ГК ВВС Красной Армии № 334585 Центральная НЭБ перебазируется в г. Люберцы.
В послевоенные годы объём экспериментальных и научных работ в ЦНЭБ значительно расширился, выросли квалифицированные научные кадры, значительно повысился научный уровень и возросла номенклатура решаемых задач. ЦНЭБ превратилась в крупный научный центр, объединяющий исследования во всех областях эксплуатации и ремонта авиационной техники и имеющий прочные связи со строевыми частями, научно-исследовательскими организациями ВВС и промышленности.
Постоянное расширение лабораторной базы, улучшение кадрового состава её и установление связей с другими научными организациями создали условия для развёртывания научно-экспериментальной работы в более широком масштабе.
Параллельно с организацией научно-экспериментальной работы на базе был освоен ремонт авиационной техники.
В связи с поступлением на вооружение ВВС новой реактивной техники перед коллективом ЦНЭБ встали задачи по значительному расширению и углублению научно-экспериментальных работ. Не снималась с повестки дня задача ремонта и модернизации АТ, находившейся на вооружении. Возникла необходимость в усилении научного руководства отделами и лабораториями, расширении лабораторной базы для обеспечения деятельности научных отделов. Требовалась чёткая система организации, координации и планирования работ, способствующая своевременному и качественному их выполнению.
В 1948 году зародились новые направления в работе ЦНЭБ, которые в дальнейшем развивались и совершенствовались на протяжении всей истории института. Новое направление было связано с определением причин отказов авиационной техники. Было проведено первое исследование-определение причин столкновения двух самолетов Ли-2 на земле из-за отказа тормозов колёс (Черных Н.Н.)
16-19 января 1952 г. состоялась первая научно-техническая конференция с участием генеральных конструкторов С.К.Туманского, В.Я.Климова, М.Л.Миля.
31 августа 1957 года Постановлением Совета Министров СССР №1050-478 Центральная научно-экспериментальная база была преобразована в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники Военно-воздушных сил, а 8 декабря 1962 года Постановлением №1236-517 Совета Министров СССР НИИ ЭРАТ получил статус Государственного.
За годы существования института в нём создан научный потенциал, позволяющий решать самые сложные задачи, связанные с обеспечением боеготовности авиационных частей, эффективности использования авиационной техники и безопасности полётов.
В 1959 г. началось издание научных трудов НИИ ЭРАТ ВВС.
В 1960 – 1962 гг. были созданы спецгруппы по исследованию аварий и отказов авиационной техники. В 1962 г. состоялся первый вылет нештатной летающей лаборатории, а в 1964 году была создана и придана институту отдельная авиационная эскадрилья, состоящая из 11 самолетов Ан-12 и 7 самолетов Ил-14, на которых ежегодно выполнялись сотни вылетов во все концы страны. В 1967 г. были образованы отделения летающих лабораторий.
НИИ ЭРАТ в марте 1968 г. занимался исследованием технического состояния самолёта УТИ МиГ-15 бис, на котором погибли Ю.А. Гагарин и В.С.Серёгин, результаты работы включены в Акт Государственной комиссии. В 1971 г. было проведено исследование спускаемой капсулы космического корабля «Союз-11», на котором погибли Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков, В.И.Пацаев, была установлена причина, которая привела к гибели экипажа.
В 1973 г. был образован отдел летающих лабораторий.
С 1976 г. в НИИ ЭРАТ работает учёный совет по защите кандидатских диссертаций.
Группам сотрудников НИИ ЭРАТ дважды присуждалась Государственная премия СССР – за разработку и внедрение научных основ методов инженерно-авиационного обеспечения в 1972 году и за комплекс научных методов и технических средств установления причин отказов и аварий авиационной техники в 1979 году. За большую научно-исследовательскую работу в деле развития и освоения техники и вооружения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года институт награждён орденом Трудового Красного Знамени.
1987 г. – начало военно-научного сопровождения авиации ВМФ.
Научные сотрудники НИИ в 1983 году принимали участие в поиске и исследовании самолета нарушившего воздушное пространство СССР и сбитого авиацией ПВО страны в районе острова Сахалин.
В 1996 году установлены причины катастрофы трех Су-27 из пилотажного звена «Русские Витязи» происшедшей на базе Камрань, Вьетнам.
На базе института в 2000 году проводились исследования по установлению причин аварии вертолета, приведшей к гибели руководителя клиники микрохирургии глаза профессора Святослава Федорова.
В 2000 году проведены исследования и сделано заключение о причинах катастрофы самолета Як-40, приведшей к гибели известного журналиста Артема Боровика.
В 2001 - 2008 годах НИИ принимал участие в работе международного авиасалона «МАКС» в Жуковском и представлял свою экспозицию.
В 2001 году группа научных специалистов участвовала в расследовании авиационной катастрофы самолета Ту-154 рейса Тель-Авив – Новосибирск, сбитого ракетой ПВО Украины над Черным морем. Экспертное заключение, данное нашими специалистами, вошло в Акт Государственной комиссии по расследованию этой трагедии.
В 2009 году специалисты института участвовали в расследовании столкновения истребители Су-27 и Су-27УБ пилотажной группы «Русские Витязи» во время подготовки к авиашоу «МАКС-2009» в Жуковском.
В период участия подразделений авиации в боевых действиях по оказанию интернациональной помощи на территории Кореи, Вьетнама, Египта, Афганистана и некоторых государств Африки специалисты института работали непосредственно с инженерно-техническим составом на боевой технике. Огромная работа на опыте боевых вылетов в ДРА, выполнена по совершенствованию штурмовика Су-25.
Во время проведения антитеррористической операции на территории Чеченской республики, наши специалисты неоднократно откомандировывались на проведение аварийно-исследовательских работ на авиационной технике.
Специалисты института выступали в роли экспертов военных наблюдателей ООН.
НИЦ ведет международную деятельность. За авторитетной помощью к нашим специалистам обращается руководство государств имеющих на эксплуатации авиационную технику и вооружение российского производства. Поддерживались двухсторонние контакты с руководством, представителями министерства обороны и военно-воздушных сил, деятелями науки различных стран мира. В том числе США, Канады, Китая, Индии, Германии, Англии, Франции, Малайзии, Саудовской Аравии, Ирака, Ирана, Сирии, Польши, Венгрии, Болгарии, Лаоса, Афганистана, Кубы. Совместно с вьетнамскими специалистами активно проводились исследования в Тропическом Центре.
В рамках межвидовой деятельности НИЦ ЭРАТ активно сотрудничает с органами военного управления, видами и родами ВС РФ, силовыми министерствами и ведомствами, предприятиями оборонно-промышленного комплекса и иными организациями.
За период всего своего существования личный состав Центра активно участвует и прилагает все свои знания, опыт в совершенствовании авиационной техники и вооружения нашей военной Авиации.