Вложений: 1
Десантирование с двухмоторного L-410 и фотосъёмка.
На аэродроме Борки – филиале ФГУП «Национальный аэроклуб имени Чкалова» под городом Кимры Тверской области – успешно эксплуатируется многоцелевой двухмоторный самолет L-410 чешского производства. До 1 марта 2003 года здесь эксплуатировались два L-410, но один из них в силу человеческого фактора потерпел крушение (погибли оба летчика и девять парашютистов, из них две девушки).
В минувшее воскресенье, 28 декабря 2008 года, в Борках завершился очередной спортивный сезон. Спортсмены-парашютисты выполняли групповые затяжные прыжки со схождением. На снимке запечатлен первый подъём.
Высота покидания борта – 4 тысячи метров; скорость выброски – 160 км/час, скорость ветра в приземном слое – до 8 м/сек. На высоте 800-1200 метров – сплошная облачность.
Съёмку вёл фотооператор-любитель Андрей Какалия (334-й прыжок).
В группе четверо спортсменов. В центре кадра – 55-летний Игорь Мангазеев (390-й прыжок). На него планирует Александр Бублик (58 лет, 1853-й прыжок). За парашютный ранец Александра Бублика держится молодой спортсмен-парашютист Дмитрий Лысик (65-й прыжок). В люке летательного аппарата -- старший группы Александр Емельянов (около 40 лет, 350-й прыжок).
Как известно, РОСТО (ДОСААФ) России переживает период реорганизации. Реформирование РОСТО не отразится на работе аэродрома Борки парашютного звена, считает старший тренер-инструктор по парашютному спорту Вячеслав Субботин (кимрский филиал ФГУП «НАК имени Чкалова»). В настоящее время в Борках в дополнение к L-410 осваивается семиместный самолет типа «Финист».
На аэродроме Крутицы 4 августа 2012 года
4 августа 2012 года. Аэродром Крутицы, 80 км к востоку от Рязани по автомагистрали М-5 Москва – Челябинск.
http://s43.radikal.ru/i102/1208/b0/a55ccb84b666t.jpg
Первое знакомство с воздушным судном «Турбо - Финист SM - 92T» производства смоленского авиазавода. Экипаж: два пилота (пилот и штурман) + 6 парашютистов.
http://i023.radikal.ru/1208/d8/526c49962860t.jpg
От такого аппарата удобно отделяться: тут тебе и подкос крыла, по которому можно карабкаться как вверх, так и на левое колесо; и ступенька под ногами; и поручни - наверху над отодвинутой дверью и с боков, что по правую, что по левую руку. (За поручни можно уцепиться, и никто тебя от них не оторвёт. :)
http://s019.radikal.ru/i620/1208/4a/165d3da50978t.jpg
И двигатель мощный, самолёт довольно быстро поднимается на 4 км.
Очевидно, в полёте можно перелезть на колесо, если хватит ловкости и просто физической силы. Только надо предупредить лётчика, чтобы он застопорил колесо, поставил его на тормоз. А то полезешь, оно и провернётся - внезапно для тебя и воздушного оператора: кадр будет испорчен.
Смутила трубка на подкосе колеса. Возможно, это трубка Пито для измерения скорости набегающего потока. В любом случае отламывать её ногой не годится.
http://s019.radikal.ru/i622/1208/9a/535ab9f84a25t.jpg
Перед первым подъёмом в этот день (мой 420-й прыжок). Михаил Шаров (справа) - опытный воздушный оператор. Кроме парашютных прыжков, любит покурить хороший табачок из трубки, сделанной из бриара. На мне Para Foil - классический точностной (made in USA). Этот купол принадлежит Вячеславу Анатольевичу Хомякову. Так как я впервые прыгаю с таким парашютом, то это своего рода дроп-тест, тем более, что с нового для меня летательного аппарата, на новом аэродроме.
Миша Шаров заснял моё отделение и свободное падение. Сначала мы выполнили схождение в свободном падении, затем я скрутил несколько спиралей (виражей) и задних сальто.
http://i003.radikal.ru/1208/45/508f09117307t.jpg
Таким видится «Турбо - Финист SM - 92T» парашютисту на высоте 4 км.
http://s58.radikal.ru/i159/1208/68/946a868cb8ebt.jpg
Угроза порыва шквального ветра. Спортсмены и постоянный состав закатывают самолёт в ангар (первоначально построенный как ферма для крупного рогатого скота).
http://i002.radikal.ru/1208/e8/5eeebc34540et.jpg
Дозаправка самолёта в минуты вынужденного затишья. На первом плане в центре Владимир Миронов – старший.
Руководитель полетов аэродрома «Крутицы» - Виктор Звёздочкин.
http://s017.radikal.ru/i432/1208/3c/bec09603d6a7t.jpg
Второй в этот день мой «дроп-тест» (испытание парашюта). Теперь на мне - отечественный парашют ПО-17 (Планирующая Оболочковая система - 17). Этот «птеродактиль» проектировался как универсальный купол, он довольно устарел. Раскрылся жёстко. ПО-17 любезно дал опробовать мастер парашютного спорта Геннадий Викторович Мартыненко. В нашем взлёте были брат и сестра Владимир и Мария Миронова (Владимир Владимирович Миронов – один из топ-менеджеров рязанской сети магазинов стройматериалов и один из создателей очень неплохого аэродрома Крутицы), Валерий Баженов, Дмитрий Гоголев, Михаил Шаров и я.
Михаил Шаров снял мои "выкрутасы" - сальто при отделении со ступеньки, спирали и сальто в падении.
http://s55.radikal.ru/i149/1208/6b/273084070c0ct.jpg
Приземление на поле с васильками. Внизу - Михаил Шаров, вверху - я. Это был мой 421-й прыг.
http://s018.radikal.ru/i509/1208/71/c19431b0cbdct.jpg
Рязанщина, аэродром Крутицы. Суббота, 4 авг 2012; прыжковый день. Слева Вячеслав Анатольевич Хомяков - 50-летний ветеран парашютного спорта (без малого 2 тыс. прыжков). Вместе прыгали на чемпионатах РТ по парашютному спорту среди ветеранов в 2011 и 2012. Справа на фото - командир воздушного судна «Турбо - Финист SM - 92T» Андрей Викторович Ильинский; окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков морской авиации, истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации.
http://s50.radikal.ru/i129/1208/fe/89de607e6ce0t.jpg
Вячеслав Хомяков (справа) и Валерий Баженов летом 2012 года в небе над Рязанщиной.
http://s017.radikal.ru/i436/1208/b1/599b6371be95t.jpg
Полёт на L-29 "Дельфин" с ощутимой перегрузкой. Это Вячеслав Хомяков - в юности. Примерно 1980-й год. Он курсант Рязанского учебно-авиационного центра.
Аэродром Танай, пристань воздушных романтиков
Коренной сибиряк, живу, увы, как в песне, - «между Ленинградом и Москвой», в Твери. Мне 59 лет, но я – все ещё действующий спортсмен-парашютист, ежегодно подпрыгиваю не меньше десятка раз. Крайний прыг, 422-й, выполнил 1 сентября – на аэродроме Танай. Это был мой первый прыжок на этом аэродроме, и вообще – первый в Сибири. Аэродром Танай – титульный в парашютном спорте для Сибири. Здесь всё устроено для качественных прыжков, и для нормального вечернего отдыха, чтобы утром снова прыгать на свежую голову. :) Лучше, конечно, на ноги.
Начальник парашютно-десантной службы мастер спорта Андрей Игнатов внимательно изучил мои «Книжку парашютиста» с допусками, «Личную книжку учёта прыжков», медсправку, выказав при этом незаурядное знание нормативной документации. Оно и понятно, Андрей Владимирович - трёх кратный рекордсмен России, на его счету 2300 прыжков. Разрешение на затяжной прыжок продолжительностью одну минуту с высоты 4 километра – получено: книжку парашютиста украсили два новых штампа.
Рекогносцировку на местности и тренаж по отцепке парашюта-крыла в случае его отказа провёл со мной опытный тандем-мастер Алексей Афанасьев (полторы тысячи прыжков, неоднократный рекордсмен Сибири в классе «Большие формации»).
http://s005.radikal.ru/i212/1209/f9/2853c3af63dbt.jpg
Слева - двухмоторный L-410. Отделение в боковой люк в фюзеляже слева по полёту. Фото: мастер парашютного спорта СССР Виктор Буряченко, ныне - глава Карагандинской федерации парашютного спорта.
http://s004.radikal.ru/i206/1209/9d/97279b47c191t.jpg
Парашютисты садятся в двухмоторный Ан-28, отделение - с хвостовой рампы. Фото: Виктор Буряченко.
С парашютистами по готовности работали экипажи двухмоторных «Элки» (L-410 «Turbolet» чехословацкого производства) и «Антонова-28». На земле десятка полтора парашютисток отрабатывали схождение в формацию (фигуру типа снежинки). Это председатель федерации парашютного спорта Красноярского края Павел Бжитских претворяет в жизнь проект «Жемчужины Сибири». Павел Бжитских - инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП), лицензированный инструктор AFF; у него 1200 прыжков.
http://s15.radikal.ru/i188/1209/b2/67748acd3fa7t.jpg
«Жемчужины Сибири» отрабатывают действия в формации. Справа - мастер спорта Республики Казахстан Елена Борисова (3300 прыжков). Фото: Виктор Буряченко
Своими успехами аэродром Танай во многом, а может, преимущественно обязан организаторским талантам Андрея Барабаша. Он - многократный рекордсмен России и Европы в классе больших формаций, рекордсмен мира 400-Way 2006 года, многократный рекордсмен Сибири. Правда, первого сентября его не было на аэродроме, но он запомнился мне еще в аэропорте Кемерово, когда там года четыре назад размещался Кузбасский парашютный центр. Тогда непогода помешала прыжкам… А первого сентября, после нескольких пасмурных ненастных дней, погода наладилась как по заказу. Лучше не бывает.
…Среди «жемчужин Сибири» - Елена Борисова, мастер спорта Казахстана. Никакой ошибки нет: север Казахстана искони считается Сибирью. Елену курирует её муж – глава Карагандинской федерации парашютного спорта Виктор Буряченко, мастер спорта СССР (больше 3 тысяч прыжков).
К слову, Виктор и Елена в начале 1990-х прыгали на тверском аэродроме Мигалово на сборах ВВС, а также на аэродромах Змеёво под Тверью и Борки под Кимрами. Помнят, к примеру, Валерия Кучера из Узбекистана, главного судью 35-го чемпионата России «Тверь-2007» по классическому парашютизму. «Классики» хорошо знают своих товарищей по спорту, а Виктору довелось еще полужить спасателем - на Байконуре, в Единой государственной авиационной поисково-спасательной службе СССР. А в Мигалове Виктор прыгал аккурат тогда, когда там обнаружилось радиоактивное заражение местности (дезактивация проводилась в 1995 году).
На аэродроме Танай Виктор не выпускает из рук фотокамеру. Надо сказать, это он в свое время первый заснял захват нижнего клапана парашюта По-16. К слову, Виктор поведал, что в Карагандинской области прыжки начинающих спортсменов, перворазников, инвалидов финансируются из городского бюджета, ГУ «Управление внутренней политики Карагандинской области», по Международной программе «Небо, открытое для всех».
http://s003.radikal.ru/i202/1209/5c/04fbf7a93d5at.jpg
http://s017.radikal.ru/i438/1209/0e/3673ce171b32t.jpg
Парашют мне выдал сотрудник аэродрома Александр Петрович с погонялом «Юдашкин».
Он отвечает за выдачу в аренду парашютов, высотомеров, а также комбинезонов, шлемов и очков. На месте выдачи - табличка: «рядовой Слепокуров А.П.».
http://s018.radikal.ru/i521/1209/1d/0068dcc0fcabt.jpg
На авторе этих строк парашют типа мягкое крыло "Тест". Высота выброски - 4000 м. Свободное падение с задержкой раскрытия 55 - 60 сек.
http://s018.radikal.ru/i508/1209/28/7cb252dc3519t.jpg
На линии стартового осмотра
http://s017.radikal.ru/i432/1209/a9/1ee42d3fdfbft.jpg
Автор этих строк на борту Ан-28. Фотоаппарат засунут в правый нагрудный карман
…Шагают за обрез рампы парашютисты – с разворотом, вниз головой, в захвате. Вот и мои пять секунд на отделение. Наблюдаю, как начала работать четверка. Толчок двумя ногами, пикирую – и кручу спирали, сальто, ориентируясь на взлетную полосу. Контроль высоты – высотомер на левом запястье. Перевожу взгляд на правую перчатку, к которой у меня пришит секундомер. Показания соответствуют, есть несколько секунд на перекрестную отмашку руками, чтобы тот, кто выше меня, знал – сейчас раскрываюсь! Аэродинамический удар несильный, растянутый, стропы не закрутились – так солидно и мягко работает девятисекционный купол «Тест». У меня он был жизнерадостной алой расцветки. «Рулю» на площадку, определенную для куполов площадью более 150 квадратных футов, это поле, ближнее к спортивному Яку на постаменте у автотрассы Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск.
http://i060.radikal.ru/1209/e9/d0675dbca6d8t.jpg
Начальник ПДС Андрей Игнатов
Начальник ПДС Андрей Игнатов покинул борт после меня. После приземления он подошел ко мне, и прямо на площадке приземления поздравил с благополучным прыжком на аэродроме Танай. Корректность мастера произвела сильное впечатление!..
В одном взлёте со мной был 15-летний Дима Масюк из города Шарыпово Красноярского края. Несмотря на юный возраст, он уже выполнил 62 прыжка - сила духа и характер несомненны! Танай привлекателен. Сюда едут не только из Кемерова и Новосибирска (аэродром расположен как раз на границе этих областей). Так, первого сентября прыгала Елена Ткаченко из Барнаула, Костя Крылов из алтайского города Заринска, молодые спортсмены из Томска и Кузбасса.
http://s59.radikal.ru/i164/1209/9d/19089d462b38t.jpg
Купание в пятом океане с красным парашютом
http://s019.radikal.ru/i612/1209/95/6f7bafda208ft.jpg
Приземление. Фото: Виктор Буряченко
http://s53.radikal.ru/i139/1209/20/b72278dcf1bet.jpg
Готов, как Гагарин и Титов
:)
Обратно в Прокопьевск, где живёт моя родня, меня подвез Дмитрий Тимофеев, он - главный энергетик МУП «Водоканал» города Междуреченска. Ему 38 лет, парашютным спортом «заболел» три года назад, выполнил 69 прыжков.
- Всех своих друзей сюда уже привозил, - улыбается Дмитрий, сделавший за день четыре затяжных прыжка. – Кому-то понравилось прыгать, кто-то проходит ускоренную программу обучения AFF. В Кемерово работает аэродинамическая труба, очень полезна для отработки навыков управления телом в свободном падении – научился «проваливаться» и «вспухать». Буду переходить на современную парашютную систему с куполом площадью 170 квадратных футов.
В день парашютиста на аэродроме Борки под Кимрами. 26 июля 2015 года
http://s018.radikal.ru/i502/1507/eb/686ac61446cdt.jpg
26 июля 2015 года. В День парашютиста на аэродроме Борки под городом Кимры с тренером-инструктором Игорем Вадимовичем Тельмановым. Автор фото: Игорь Ясинский
http://s019.radikal.ru/i619/1507/84/91cd5d475bf6t.jpg
26 июля 2015 года. Автор этих строк на аэродроме Борки под Кимрами перед своим 435-м прыгом. Летательный аппарат – двухмоторный высокоплан «Антонов-28». Высота выброски - 4000 м, время задержки раскрытия парашюта (основной купол типа «Арбалет») в свободном падении - 55 сек.
Автор фото: Игорь Ясинский
Отделялся нырком с рампы Ан – 28. Очень приятный момент!.. :smile:
После броска медузы (вытяжного парашютика) и "прокачки" слайдера купол (типа "мягкое крыло" ) принял рабочую форму. Чуть выше меня, метров на тридцать, оказались ранее покинувшие борт Ан-28 спортсмены, более или менее опытные парень и девушка. Я не стал изображать из себя аса и пугать их своими эволюциями, и они сумели спокойно сначала отойти от меня по широкой спирали левым разворотом, а потом "скрутились" и приземлились раньше меня.
План прыжка, очередность приземления мы, в общем-то, не нарушили. Я следовал за ними, и приземлился метрах в двадцати от них. Приземлился мягко, "придавив" купол стропами управления и создав "воздушную подушку". В момент касания опустился на левое колено, не желая давать лишнюю нагрузку голеностопу.
Да, в свободном падении скрутил левый комплекс акробатических фигур: левая спираль, правая спираль, заднее сальто, левая спираль, правая спираль, заднее сальто. Потом лёг на поток и следил за обстановкой под собой и показаниями высотомера, закреплённого на тыльной стороне левой кисти, и секундомера, пришитого к тыльной стороне правой перчатки.
Небо было безоблачным, поэтому не было ориентиров по высоте (обычно инструктор сообщает на линии стартового осмотра высоту верхней кромки облаков и нижней). Прыгал без очков, как привык в молодости на "тридцатке", но после 30-й секунды пришлось прищуриваться. Конечно, если бы прыгал в тот день ещё раз, обязательно надел бы очки, но в маске или закрытом шлеме не было необходимости. Весь прыжок от отделения до приземления длился - на всё про всё - около 4 минут: из них около минуты - свободное падение.
Полностью купол раскрылся метрах на 650-ти.
Прыжок закончился благополучно, но создалась предпосылка к происшествию. Не само ЧП, подчеркну. Я прыгал с куполом "Арбалет-230" и у него при раскрытии стропы полностью не разошлись, так как их зарифовал слайдер. Соображал, что делать, секунд пять, хотя надо было сразу "прокачать" слайдер. В итоге оказался метров на 200 ниже положенного. :redface:
Негативно сказались несколько факторов: возраст, приличный перерыв (первый прыг почти за 12 месяцев), сравнительно короткий сон накануне и сотня вёрст автостопом от Твери до Кимр. Отсюда небольшое волнение: верхнее давление на предполётном врачебном осмотре было 140 при моём нормальном – 120..
Старшая укладчица Алла Викторовна Любезнова пошутила, что это была специальная "пенсионерская" укладка. Не понял, почему. Наверное, потому, что среди укладчиц была дама примерно моего возраста, а мне – 62 года. Молодая укладчица сказала: "Есть такая тема у "Арбалета!"
Народу (спортсменов-парашютистов) на аэродроме Борки было не менее сорока человек. Приехав к 11 часам, я попал лишь в 10-й подъем, и выполнил прыг около 16 часов.