Показано с 1 по 18 из 18
Like Tree2Likes
  • 1 Post By Игорь Мангазеев
  • 1 Post By Игорь Мангазеев

Тема: Десантирование с двухмоторного L-410 и фотосъёмка.

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию Десантирование с двухмоторного L-410 и фотосъёмка.

    На аэродроме Борки – филиале ФГУП «Национальный аэроклуб имени Чкалова» под городом Кимры Тверской области – успешно эксплуатируется многоцелевой двухмоторный самолет L-410 чешского производства. До 1 марта 2003 года здесь эксплуатировались два L-410, но один из них в силу человеческого фактора потерпел крушение (погибли оба летчика и девять парашютистов, из них две девушки).
    В минувшее воскресенье, 28 декабря 2008 года, в Борках завершился очередной спортивный сезон. Спортсмены-парашютисты выполняли групповые затяжные прыжки со схождением. На снимке запечатлен первый подъём.
    Высота покидания борта – 4 тысячи метров; скорость выброски – 160 км/час, скорость ветра в приземном слое – до 8 м/сек. На высоте 800-1200 метров – сплошная облачность.
    Съёмку вёл фотооператор-любитель Андрей Какалия (334-й прыжок).
    В группе четверо спортсменов. В центре кадра – 55-летний Игорь Мангазеев (390-й прыжок). На него планирует Александр Бублик (58 лет, 1853-й прыжок). За парашютный ранец Александра Бублика держится молодой спортсмен-парашютист Дмитрий Лысик (65-й прыжок). В люке летательного аппарата -- старший группы Александр Емельянов (около 40 лет, 350-й прыжок).
    Как известно, РОСТО (ДОСААФ) России переживает период реорганизации. Реформирование РОСТО не отразится на работе аэродрома Борки парашютного звена, считает старший тренер-инструктор по парашютному спорту Вячеслав Субботин (кимрский филиал ФГУП «НАК имени Чкалова»). В настоящее время в Борках в дополнение к L-410 осваивается семиместный самолет типа «Финист».
    Миниатюры Миниатюры 10-118-.jpg  
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 03.01.2009 в 17:12.

  2. #2
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.01.2006
    Адрес
    Севастополь
    Сообщений
    397

    По умолчанию

    живы еще 410-е! "чебурашка" (Ан-72/74 так позже прозвали, всё из-за вида с ракурса спереди, движки как уши) - один из любимых самолетов - маленький, компактный, стремянок почти и не нужно, доступ к узлам простой и удобный. мечта ИАС :))) с "Финистом" "общаться" не доводилось, но по первому - через СМИ - взгляду в обслуживание неудобнее будет

  3. #3
    Старожил Ветеран Аватар для [RUS] MK
    Регистрация
    02.07.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,027

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от BratPoRazumu Посмотреть сообщение
    живы еще 410-е!
    А почему нет? Еще как живы-все высотные сбросы с ними. Ан-2 в основном для малых высот.
    Миниатюры Миниатюры 0001.jpg   0002.jpg  

  4. #4
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    12.02.2007
    Сообщений
    484

    По умолчанию

    В Коломне тож они работают , да и в Пущино бывают...

  5. #5
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Вчера на II Тверском авиатранспортном форуме – 2011 заместитель гендиректора "Казанское авиапредприятие" Гали Равгатович Насыров заявил, что "продаст оставшиеся L-410", если Минтранспорта РФ и Минрегионразвития РФ не установят порядок эксплуатации и компенсации выпадающих доходов на межрегиональных рейсах: Казань - Уфа, Казань - Пермь и т.п.

  6. #6
    Новичок
    Регистрация
    01.11.2010
    Адрес
    Челябинск
    Сообщений
    5

    По умолчанию

    Кстати, о "Финисте". 13.12.2009 такой самолёт потерпел катастрофу под Челябинском в результате его сваливания в штопор после взлета. Погибли пилот и семь парашютистов. В отчёте МАК так и не нашёл однозначного ответа по причинам: упоминается и человеческий фактор, и технические недоработки, и стечение возможных неблагоприятных обстоятельств.

    Что настораживает - катастрофы при десантировании парашютистов, подобные этой, повторяются с пугающей частотой. Типы л/а разные: Лки, Ан-вторые и т.д., а итог один - гибель людей. Что это: изношеный парк воздушных судов или разгильдяйство при подготовке и проведении парашютных прыжков, в большинстве ставших частными, аэроклубах? Хотелось бы услышать Ваши мнения.

    p/s Прошу прощение за отступление от темы.

  7. #7
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Deef Посмотреть сообщение
    Кстати, о "Финисте". 13.12.2009 такой самолёт потерпел катастрофу под Челябинском в результате его сваливания в штопор после взлета. Погибли пилот и семь парашютистов. В отчёте МАК так и не нашёл однозначного ответа по причинам: упоминается и человеческий фактор, и технические недоработки, и стечение возможных неблагоприятных обстоятельств.

    Что настораживает - катастрофы при десантировании парашютистов, подобные этой, повторяются с пугающей частотой. Типы л/а разные: Лки, Ан-вторые и т.д., а итог один - гибель людей. Что это: изношеный парк воздушных судов или разгильдяйство при подготовке и проведении парашютных прыжков, в большинстве ставших частными, аэроклубах? Хотелось бы услышать Ваши мнения.
    Несомненно, присутствует человеческий фактор.
    1 марта 2003 года под Кимрами на авиационной базе "Борки" Национального аэроклуба им. Чкалова развалился L-410. Погибли оба пилота, семь парашютистов-любителей и две парашютистки-любительницы.
    Выяснилось, что экипаж не был подготовлен:
    http://www.reaa.ru/yabbfiles/Attachm...8-Borki_1_.pdf

  8. #8
    Новичок
    Регистрация
    01.11.2010
    Адрес
    Челябинск
    Сообщений
    5

    По умолчанию

    "с высоты 3900 м (т.е. с высоты, превышающей допустимую по РЛЭ воздушного
    судна на 900 м)"

    Даже предположить не мог. А ведь даже сейчас, ниже наверняка не бросают. И загрузка, думаю, не соответствует: "максимальное количество пассажиров в возрасте более 12 лет не
    должно превышать 15 человек". Расскажите, кто сейчас прыгает, как дела обстоят?
    "Финист" злополучный, как написано в отчёте МАК, вообще не был приспособлен для десантирования. И народу в небо поднималось - ну реально сколько влезет. Сидишь на полу в позе эмбриона, зажатый со всех сторон - ждёшь 4000, чтобы выйти размяться. И вот уже в Борках такой же самолёт. А опыт то учтён?
    Последний раз редактировалось Deef; 20.06.2011 в 16:49.

  9. #9
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Deef Посмотреть сообщение
    ... ждёшь 4000, чтобы выйти размяться. И вот уже в Борках такой же самолёт. А опыт то учтён?
    Учтён, конечно.

  10. #10
    Новичок
    Регистрация
    01.11.2010
    Адрес
    Челябинск
    Сообщений
    5

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Игорь Мангазеев Посмотреть сообщение
    Учтён, конечно.
    Дай то бог...

    http://www.mak.ru/russian/investigat...09/sm-92t.html

    BSBD

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Позавчера выполнил очередной затяжной прыжок с задержкой раскрытия 55 секунд с 4-х км на авиационно-спортивной базе "Борки" Национального аэроклуба имени Чкалова (база находится под городом Кимры Тверской области). Летательный аппарат - двухмоторный Ан-28 с собственным названием "Родина", парашют типа мягкое крыло - "Арбалет".
    Весомую организационную поддержку оказали мне мастер спорта СССР тренер-инструктор Игорь Вадимович Тельманов, инструктора Татьяна Боселова и Александр Нечаев.
    В жаркий день очень освежил затяжной прыг через двойной слой облачности. Специально выбрал самый большой купол - площадью 300 квадратных футов. Раскрывался мягко.


    Площадка приземления - за радиомашиной РП (руководителя полетов).



    С инструктором-парашютистом Тверского областного авиационно-спортивного клуба Виктором Геннадьевичем Тумановым. К слову, в числе тверских спортсменов - Дмитрий Антонов, участник межрегиональных соревнований среди парашютистов-инвалидов.
    На заднем плане - реактивный L-29 "Дельфин" в частном владении мастера самолётного спорта.



    На линии стартового осмотра.



    Крайний на посадке в Ан-28.
    Кто был последним, станет первым (с) - при отделении из летательного аппарата.



    Автор этих строк заходит на квадрат приземления.
    На посадочной глиссаде "Арбалет" шёл устойчиво, не своротишь.



    "Здравствуй, планета Земля!" (с) :)




    (В скобках замечу в скобках, что через полгода мне стукнет 60.) [/b] :)

  12. #12
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    С 26 по 29 июля 2012 года на аэродроме ДОСААФ Куркачи в Высокогорском районе Республики Татарстан состоялся традиционный Открытый чемпионат по парашютному спорту среди ветеранов.

    25 июля 2012 года. За день до заезда на аэродром. Казань, ул. Баумана. С голубями породы «павлин». Снимок сделал уличный фотограф Артём.


    Там же. Слева – памятник Шаляпину, справа – колокольня Богоявленского храма. В глубине – сам храм. В нем в первой половине 1970-х размещался спортзал, в котором спортсмены- парашютисты занимались общей физической подготовкой в самые поздние вечерние часы.
    Переночевал на аэродроме у мастера парашютного спорта (мс) Михаила Семёновича Дубинского. Липовые костыли, купленные мне в прошлом году Сашей Девятовым, моим товарищем, сокурсником и соперником в соревнованиях, я спрятал за ангаром возле автостоянки.

    Д Е Н Ь П Е Р В Ы Й. 26 июля 2012 года

    Утро. У дачного домика тренера-инструктора-парашютиста Ген Саныча Леоничева. Постепенно подтягиваются участники Открытого чемпионата РТ по парашютному спорту среди ветеранов


    Слева – кандидат в мастера спорта (кмс) Николай Николаевич Селиванов (Казань), в центре – мс Фердаус Магусович Сафин (Казань), справа – 71-летний ветеран парашютного спорта, действующий спортсмен, кмс Анатолий Семёнович Зайцев (Калининград).
    Н.Н.Селиванов – чемпион СССР 1991 года в классе катеров народного потребления, на двух двигателях. Окончил КАИ, учился в 1967 – 1972 годах
    В своих возрастных группах Ф.М.Сафин – победитель чемпионатов ветеранов в Куркачах в 2007, 2008 и 2010 годах. Его спортивное прозвище – «дядя Фёдор».
    А.С.Зайцев окончил Канскую военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов, летал старшим воздушным стрелком-радистом на Ту-16 (в 1962-1963 г.г.) и 3М (до 1974 года). Участвовал в разведывательных полётах над Тихим и Индийскими океанами, вёлся поиск авианосцев: «Форрестол», «Энтерпрайз», «Мидуэй», «Китти-Хок». В мае 2012 года на абхазском аэродроме Бабушары под городом Сухум одновременно прыгали 20 самых возрастных спортсменов, общая сумма прожитых лет составила 1246 лет. 5 июня 2012 года по представлению Отдела экспертиз Редколлегией «Книги рекордов России» было принято единогласное решение о признании заявки №13.824 «Групповой прыжок 20 российских ветеранов-парашютистов с самым большим суммарным возрастом». Среди них был и Анатолий Зайцев.


    Главный судья соревнований Геннадий Александрович Леоничев. Справа на снимке – электро-ноль, слева – «льдина» из поролоновых матов.

    У Ген Саныч на аэродроме уже два месяца живет умнейший 6-летний внук Роман Дмитриевич Леоничев, который всем промазавшим при приземлении спортсменам громко кричит: «Ноги вместе держите!» :) На стене «отеля» «У Гоши» появился писаный масляными красками портрет Ленина, в советские годы такой портрет стоил, по моим прикидкам, рублей пятьдесят.
    Геннадий Александрович в 2012 году участвовал в двух соревнованиях ветеранов: в Мензелинске (РТ) и в Абхазии, где легенды парашютного спорта СССР установили рекорд России. Как уже написано выше, на абхазском аэродроме Бабушары прыгали 20 самых возрастных спортсменов, общая сумма прожитых лет составила 1246 лет, а общая сумма прыжков – 157 тысяч. В рекордном прыжке участвовали, кроме мс Г.А.Леоничева, ещё три участника Чемпионата ветеранов в Казани – мс Владимир Соболев (на его счету 9 тыс. прыжков), мс Вадим Зарипов и кмс Анатолий Зайцев.
    Ген Саныч сообщил мне, что мс Анжела Говорова (Казань) на чемпионате мира среди ветеранов (POPS 2012), прошедшем в нынешнем июле в Голландии, заняла 2-е место в дисциплине Hit and Rock: это - точно приземлиться на поле, собрать после приземления парашют, бежать с ним на максимальной скорости и сесть в кресло.

    «МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ – ВСЕГДА ПРАЗДНИК!»
    Интересно было наблюдать, как готовился к прохождению мандатной комиссии 50-летний кмс Вячеслав Анатольевич Хомяков из Рязани, дата рождения - 12 января 1962 года. В молодости он два года летал на двухместном реактивном L-29 «Дельфин» чехословацкого производства. Занявшись парашютизмом, неоднократно ломал кости. Дважды распродавал всё своё парашютное имущество - и вновь возвращался в парашютный спорт.
    Он принял душ из бочки возле казармы, побрился, надушился одеколоном, надел подарок – белую майку с изображением симпатичного хомячка на фоне самолёта, бежевые куртку и брюки лётчика. Немаловажная проблема была ещё в том, что у Славы дома – кошка, и он вынужден всё прятать от неё, парашют тоже, чтобы не обмочила. Словом, Вячеслав сделал всё, чтобы произвести неотразимое впечатление на членов мандатной комиссии – и это ему вполне удалось.
    Забегая вперед, скажем, что на первых трёх прыжках Вячеслав стабильно давал по 3 см, тем не менее он зачем-то решил укрепить на своём правом сандалете полуоторвавшийся каблук (в этих поношенных сандалетах Вячеслав и прыгал, и просто ходил по грешной земле). Однако ремонт сандалета отрицательно повлиял на результативность. На четвёртом прыге сандалет Вячеслава отклонился от ноля на 6 см, а на заключительном пятом – на все восемь! Всё ж таки в общей сумме он набрал 23 см, вырвав третье место у Павла Подпорина, победителя одного из прежних чемпионатов РТ. Сумма отклонений от ноля у Павла составила 24 см.
    Любопытные записи Вячеслав вносит в «Книжку парашютиста»: место работы у него – «диван в доме». А в разделе «Выполнение парашютных прыжков указано:
    - Очень страшно;
    - Очень сильный тремор;
    - Перепутал облака с землёй;
    - Тремор как от отбойного молотка;
    - Чуть не пролетел мимо земли;
    - Задание одно – выжить;
    - С неба сразу в бой – в столовую;
    - Попался бы мне Да Винчи;
    - Мешают прыгать крылья самолёта;
    - Узнать, как укладывают парашют.
    И так далее в том же духе. Записи ведутся регулярно, но начальственная длань не заверяет их - ни личной подписью, ни круглой печатью. Поэтому количество прыжков у Вячеслава не растёт. Вернее, оно увеличивается в другом документе – «Личной книжке учёта прыжков». Первую тысячу прыжков он напрыгал к 1990 году, на вторую тысячу ему потребовалось 22 года.
    Примерно такой же нестандартный характер у другого рязанского парашютиста – крепкого телом и духом перворазрядника Андрея Егорова. Он стойкий защитник православия. Вот пример его подвижничества. На пути в Куркачи потребовалось узнать дорогу у местных. Те и спрашивают: «Откуда вы?» - «Из Рязани». – «А где это?» - «Да это первый крупный русский город, который татары сожгли дотла. Теперь мы едем расплатиться» - «Надо, надо», - согласно закивали местные жители.
    С 1982-го по 1987 год Андрей вообще не прыгал. А когда он в 1988 году пересел на парашют-крыло, на его счету было 180 прыжков. На крыле По-9 серии 3 выполнил 105 прыжков. Теперь у него 1200 прыжков.
    Совершенная противоположность Вячеславу и Андрею – рассудительный, спокойный, доброжелательный мс Геннадий Викторович Мартыненко. Чувствуется, что ему тоже есть, что сказать, но со своим мнением он не спешит, предпочитая душевный покой бесплодным дискуссиям.
    Справки Врачебно-лётной экспертной комиссии принимала опытнейший медик Куркачей – Альфия Хайруллина.

    КАЗАНСКИЙ АЭРОКЛУБ
    Казанский аэроклуб был основан 3 мая 1933 года, и скоро будет праздноваться его 70-летний юбилей. Финансируется аэроклуб при большой поддержке первого заместителя премьер-министра РТ, председателя Совета республиканского ДОСААФ Равиля Фатыховича Муратова. В майском (2012 год) выпуске журнала «Авиация и спорт» на двух разворотах опубликована большая статья «Центральный аэроклуб Республики Татарстан ДОСААФ России».
    Начальник аэроклуба – действующий лётчик Радий Исмагилович Халиуллин, заслуженный работник физической культуры РТ. Родился он в Казани 5 августа 1953 года. Летать начал в 1970 году, в 1972 году окончил Краснокутское летное училище гражданской авиации. Налет – 9 тысяч часов. Парашютистам с ним легко, над душой он не стоит, работает уверенно и споро. Как многие асы, Халиуллин слегка суеверен: ему не нравится, когда его фотографируют во время полётов.
    С 2009 года на соревнованиях ветеранов разыгрывается кубок имени Олега Николаевича Рощупкина, лётчика-инструктора-парашютиста, замечательного тренера и педагога, воспитавшего не одно поколение спортсменов-парашютистов.
    Мемуар Леонида Дмитриевича Хорошева: «Рощупкин работал инструктором-парашютистом с 1968 года. Я тоже. Его сын и мой родились практически одновременно».
    Инструкторский состав аэроклуба. Дмитрий Леонидович Мельников – заместитель начальника аэроклуба по летной работе. Его младший брат Михаил Мельников – начальник ПДС аэроклуба. Оба – многократные победители и призеры соревнований самого крупного ранга.
    Начальник штаба аэроклуба – Резеда Равилевна Пашкова. Инструктора: Сергей Мунгалов, Рамиля Магдеева, Рустэм Тимашев.
    Судья – Светлана Петровна Ярусова, окончила КАИ в 1975 году. В 1970-е годы выполнила в Казанском учебно-авиационном центре (так тогда назывался аэроклуб) четыре сотни прыжков. Поначалу распределилась в Оренбург, но вскоре занялась научной работой в Чебоксарах.
    Инструкторам помогали спортсмены: Женя Фошин, Наташа Богданова, Радик Саляхиев, Ринат Зиннатов. Мой старший друг Саша Девятов, ветеран парашютного спорта, прыгал вместе с ними на «показуху» в сабантуй.

    Д Е Н Ь В Т О Р О Й. 27 июля 2012 года

    С УТРА - ОТЦЕПКА И МЕДУХА
    Медуха – это обязательный предпрыжковый медосмотр.


    В подвесной системе – перворазрядник Александр Девятов.

    Практически одновременно с медухой проводится отцепка. Это – отработка действий парашютиста в особых случаях, ее провела инструктор Рамиля Магдеева.
    В 11 часов – официальное открытие соревнований.
    Ген Саныч готовил сюрприз. Он надеялся, что прилетит «вертушка». Тогда, наверное, можно было бы установить рекорд республики из 20 самых «возрастных» спортсменов. Может быть, вертолет прилетит на следующий чемпионат ветеранов?


    Поднимаются флаги РФ и РТ. Справа – чемпион прошлогодних соревнований мс Александр Гачин (он долгое время прыгал в Средней Азии). Флаг РТ поднимает старейший участник соревнований 71-летний кмс Анатолий Зайцев. Наблюдает – главный судья соревнований - мс Геннадий Леоничев.


    Судья – Светлана Петровна Ярусова и любимец семьи Рощупкиных – кот-перс, подстриженный под пуделя. К столу приставлены липовые костыли, которые не захотел принять их владелец – Саша Девятов. Светлана обещала, что передаст эти переходящие костыли в медпункт.


    Погрузка куполов закончена. На переднем плане – Саша Девятов.


    Предполагавшаяся очередность прыжков, в которую погода внесла коррективы.

    Мне выдали новенькую «Мальву» М-24, причем с подвесной системой первого номера. С этим парашютом прыгает спортсменка Катя.
    Воздухозаборники я еще укладывал упорядоченно, а дальше – меня постоянно одолевали смутные сомнения, все ли операции я делаю, ничего не пропускаю? Уже после окончания соревнования мс из Рязани Геннадий Мартыненко признался (мы в казарме ночевали в одной комнате), что он тоже каждый раз гадал: раскроется купол или нет. Однако ж по итогам соревнований - ни одной отцепки основного купола, а прыгали в сильный ветер - до 10 метров в секунду, и ни одной травмы.


    «АН - 2 – 4 КРЫЛА» НАЧИНАЕТ РАБОТУ


    В центре снимка - три сосредоточенных мастера спорта. Леонид Хорошев из Перми (в бежевом летном комбинезоне), Анатолий Найдич из Петрозаводск (в голубом) и Павел Подпорин из Йошкар-Олы. Ветер неустойчивый – от Казани надвигается гроза.

    Брутальная внешность Валерия Найдича не совпадает с его благосклонным и внимательным характером. Он не жалеет времени, чтобы поделиться с товарищами секретами спортивного мастерства.
    Выполнили четыре подъема – и начался дождь.



    Молодые КАИсты и летчики-курсанты аэроклуба прячутся под крыльями, ветераны – под стабилизатором.

    Дождь усилился - и все полезли в салон и даже в задний отсек. Пережидая дождь, пели песню Александры Пахмутовой «Надежда, мой компас земной». Запевала начинающая спортсменка – Надежда Бастрыкина, «дама с собачкой». С хозяйкой не расставалась существо по кличке Дина породы пекинес – маленькая собачка большого города.



    Неунывающая Надежда Бастрыкина и заместитель начальника аэроклуба по лётной работе Дмитрий Леонидович Мельников.

    В конце концов стало известно, что от Казани идёт второй фронт дождевой облачности. В самолёт закинули парашюты-крылья и Д.Л.Мельников увёз их вместе с пассажирами на стоянку.



    Вечером в казарме переменного состава

    Светлане Петровне Ярусовой (справа) красноречия не занимать. Она рассказывает, как в студенческие годы её и автора этих строк забрали милиционеры у обкома партии, когда мы глубокой осенью сорвали по несколько цветочков у памятника вождю мирового пролетариата. Светлане Петровне внимают 71-летний действующий спортсмен Анатолий Зайцев и пока не прыгающая ветеран парашютного спорта Анна Михайловна Смирнова.
    Светлана Ярусова считает, что на ветеранские соревнования собираются те, кто в молодости не допрыгал своё, а очень хотелось. Другое мнение у кмс Валентины Коплик. Она отметила мощный спортивный дух, царивший на открытии, - несмотря на возраст и прошлые травмы. На мой взгляд, правы обе.

    Перед сном ветераны делятся воспоминаниями. Мемуар Анатолия Зайцева о том, как "булькнул" Ту-16: «Полетели искать авианосец и нашли! Но наткнулись, видимо, крылом на бурун. Потом американцы достали самолет».
    Мемуар Геннадия Мартыненко о Джохаре Дудаеве: «Лётчик хороший. Когда он поступал в училище, приехали аксакалы просить за него и сказали: «Не уйдем, пока не возьмете его: он – орёл!». А Дудаев по-русски и не говорил. Он служил заместителем командиром полка – 1229-го отдельного тяжелобомбардировочного авиаполка - в 1971 – 1972 годах». В Белой пили водку Витя Комосов, Джохар Дудаев и Геннадий Мартыненко. Дудаев был хорошего мнения о русских женщинах.


    Д Е Н Ь Т Р Е Т И Й. 28 июля 2012 года
    В нашей четвёрке старшая - признанный спортивный авторитет Анжела Говорова. Должен быть и знаменитый Виктор Ермоленко, но он прибыл только во второй половине дня. Поэтому прыгаем группой из трех человек. После меня отделяется Николай Селиванов.
    Анжела просит, чтобы я «не валился ей на голову». Селиванову же хочется наоборот, чтобы я пропадал подольше – 7-8 секунд. Отсекаю время секундомером - 5 секунд, Селиванов подталкивает меня уже на 4-й секунде.
    Результат 1-го прыжка – впритирку с левым краем «льдины» (маты укрыты пластиковым «контентом» - по лётному полю «плывёт» квадратная «льдина»). Памятуя о личном указании Ген Саныча на построении – не гнаться за результатом, обеспечить безопасное приземление.


    Автор этих строк после первого или уже второго прыжка. Всего за день выполнил пять прыжков. А некоторые спортсмены выполнили больше на один-два прыжка: если скорость ветра в приземном слое превышала 8 м/сек – полагались перепрыжки.
    2-й прыжок – недоход 5 метров.


    Мастера спорта Владимир Соболев (слева) и Александр Гачин. Владимир Соболев раскручивает фал «медузки» - вытяжного парашютика.




    На «льдину» заходит Андрей Егоров. Купол у него хорош – «Пара-Фойл» (Para-Foil). Но ветер достаточно силён и купол не гаснет. Справиться с куполом помогает земляк Андрея – Вячеслав Хомяков.
    Во время укладки они ведут дискуссию о роли Чехова и Льва Толстого в отечественной культуре. Дискуссия завершается устным размышлением Вячеслава Хомякова о том, как украсть бюстгальтер у Лены Матуз для починки своего парашютного комбинезона на коленках. Цвета бюстгальтера и комбинезона идеально совпадают. Андрей Егоров подает товарищу по клубу дельные советы


    Перед третьим подъёмом. Справа налево: кмс Анатолий Зайцев, автор этих строк – перворазрядник, кмс Николай Селиванов и старшая нашей группы из четверых человек – действующая вице-чемпионка мира среди ветеранов в дисциплине Hit and Rock мс Анжела Говорова.


    Взлёт… и прыжок в густое облако. Фотографировал Николай Селиванов.

    На 3-м прыжке в нашу группу вместо Виктора Ермоленко вошёл Анатолий Зайцев. Сначала в густом облаке исчезла Анжела, затем Анатолий. Моя очередь! Открыл на нижней кромке облачности - на одном уровне с Анатолием Зайцевым. Он "скрутился", вращая парашют на одном месте и теряя высоту.
    При приземлении меня выкинуло из створа, недоход метров пятьдесят. Порывы ветра свыше десяти метров в секунду.

    ***
    Обеденный перерыв – для всех, и в первую очередь, пожалуй, для командира воздушного судна. Пустота в желудке не должна отвлекать от работы.
    А после обеда Леонид Дмитриевич Хорошев замечает, что стулья для судей падают от ветра. Ветродуй тоже падает на наших глазах.


    Слева направо – инструктор Сергей Мунгалов, мс Геннадий Мартыненко, перворазрядник Феликс Кузюмов (к слову, он открыл соревнования, дав первый ноль)


    Тот же взлет на линии стартового осмотра. Слева направо – восьмёрка ветеранов: Геннадий Мартыненко, Вячеслав Хомяков, Феликс Кузюмов, Павел Подпорин, Валерий Найдич, Анатолий Зайцев, Александр Девятов, Леонид Хорошев.


    Леонид Хорошев


    Саша Девятов



    На старт прибыл титулованный спортсмен Виктор Ермоленко. Купол он проверяет прямо в полевых условиях. На этих соревнованиях Виктор выполнил только один прыжок, но с хорошим результатом – отклонение от ноля 1 см, и убыл, убедившись, что мастерство не растрачено.
    4-й мой прыжок – рядом со льдиной, не делая воздушную подушку. Главное – не получить травму из-за неконтролируемых движений. Утолкать купол в камеру помог практикующий инженер-эколог Сергей Косинский из Самары.
    5-й прыжок. Ранец затянул Андрей Егоров.


    После заключительного пятого прыжка. Николай Селиванов (справа), и автор этих строк (прыгал без куртки).


    Завершили свои прыжки перворазрядник Сергей Косинский из Самары (слева) и мс Владимир Соболев из Екатеринбурга.


    Восемь сантиметров! Вячеслав Хомяков борется до последнего.


    КАИсты – участники соревнований. Справа налево: Леонид Хорошев, судья Светлана Ярусова, Николай Селиванов, автор этих строк, Александр Девятов.

    ПРАКТИКАНТЫ КАИ


    Лётчик-инструктор Алексей Егоров летает на «Дельфине» L-29.
    Старшего преподавателя КАИ – лётчика-инструктора Алексея Юрьевича Егорова можно было видеть у штаба, у казармы, на самолётной стоянке. На аэродроме проходят практику десять первокурсников и второкурсников КАИ - Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н.Туполева по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей». Эта специальность открылась в середине 1990-х, вскоре после ликвидации Казанского учебно-авиационного центра. В ходе практики студенты выполняют по два прыжка с парашютом-«кругляшом».
    Алексей Егоров в 1983 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. С 1983 года – летчик-инструктор МиГ-21, с 1989 года – начальник отдела летной подготовки обкома ДОСААФ на L-29. Крайний раз поднимался на Элке в небо в 2010 году. Летает на планере «Бланик», вывозит каистов на Як-52.


    Младшекурсники КАИ ждут, когда стихнет ветер. В этот день они прыгали на кругляшах, ближе к вечеру, когда ветер стихал.


    Старейшины. Начальник аэроклуба (справа) Радий Исмагилович Халиуллин и тренер-инструктор-парашютист Геннадий Леоничев.


    Награждение вечером. Три спортсменки в центре: Елена Матуз (в полосатом), Анжела Говорова и кмс Валентина Коплик. Елена Ивановна, перворазрядница из Чебоксар, родилась в городе Хотим Черновицкой области. Было у нне 173 прыжка, стало 178.
    Валентина Викторовна тоже из Чебоксар. А жила в Сумах. 1464 прыжка плюс пять.


    Победители в младшей ("ясельной", до 50 лет) группе ветеранов Вадим Зарипов (в тёмном) и третий призер Вячеслав Хомяков (в светлом). Феликс Кузюмов, завоевавший 2-е место, отсутствовал на церемонии награждения.


    Тройка победителей в старшей («детсадовской») группе ветеранов. 1-е место - Валерий Боровик («Травоядный», в центре), 2-е место – Владимир Соболев (справа, в светло-синем), 3-е место - Александр Гачин (в тёмно-синем).


    Переходящий кубок имени О.Н.Рощупкина – у абсолютной победительницы чемпионата Анжелы Говоровой.




    Фото на память с дарственной надписью.

    ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ. 29 июля.

    По пути на ул. Воровского, где в преддверии уже построен вокзал Казань – 2 для проходящих поездов. Это Кремлевская улица, бывшая Ленина. Здание слева – западное крыло главного корпуса Казанского федерального университета, здание справа – республиканская библиотека. Высотное здание в глубине – физфак КФУ.
    В конце 1960-х и в 1970-е годы на месте садика за моей спиной находилось здание Казанского учебно-авиационного центра, где мы овладевали теорией, учились укладывать парашюты, и прыгали на батуте. Еще одно место, на которое удалось взглянуть «живьем» - это Черное озеро неподалеку от Кремлевской улицы. На Черном озере, наряду с Богоявленским храмом, занятия по физической подготовке с начинающими спортсменами-парашютистами вел инструктор-парашютист КУАЦ Леонид Хорошев.
    он и довез меня до Дербышек на своей «Ниве». Леонид Дмитриевич говорит о себе, что он заядлый охотник. Рассказывал, как в начале 90-х взяли лицензию на 9 лосей, много дней ходили по тайге, но ни одного лося не встретили.
    Музей Горького - на ремонте. Один татарин с велосипедом поведал мне, почему убили Горького, Маяковского и Есенина.
    Редкие прохожие на месте КУАЦ. Наконец, появился живописный пьяница – в новом пиджаке, черных брюках, неглаженой рубахе и черной водолазке. Когда-то он работал на нефтепромысле в Тюменской области.
    В Кремле много народу, а у цирка все перекопано. В разгаре подготовка к Универсиаде. Мой пассажирский поезд Барнаул - Москва остановился у нового терминала «Казань – 2» (автобусная остановка - Воровского). До новых волнующих встреч, Казань!
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 31.08.2015 в 01:39.

  13. #13
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    Произошло дублирование сообщения.
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 01.08.2012 в 18:57.

  14. #14
    Администратор Ветеран Аватар для Д.Срибный
    Регистрация
    14.10.2005
    Адрес
    Альфу Центавра знаете? Тамошние мы.
    Сообщений
    3,756
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию

    Игорь, спасибо, интересный рассказ. Вы бы его в блог себе перенесли - по формату прямо просится туда ))
    С уважением,
    Дмитрий

  15. #15
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию На аэродроме Крутицы 4 августа 2012 года

    4 августа 2012 года. Аэродром Крутицы, 80 км к востоку от Рязани по автомагистрали М-5 Москва – Челябинск.


    Первое знакомство с воздушным судном «Турбо - Финист SM - 92T» производства смоленского авиазавода. Экипаж: два пилота (пилот и штурман) + 6 парашютистов.



    От такого аппарата удобно отделяться: тут тебе и подкос крыла, по которому можно карабкаться как вверх, так и на левое колесо; и ступенька под ногами; и поручни - наверху над отодвинутой дверью и с боков, что по правую, что по левую руку. (За поручни можно уцепиться, и никто тебя от них не оторвёт. :)



    И двигатель мощный, самолёт довольно быстро поднимается на 4 км.
    Очевидно, в полёте можно перелезть на колесо, если хватит ловкости и просто физической силы. Только надо предупредить лётчика, чтобы он застопорил колесо, поставил его на тормоз. А то полезешь, оно и провернётся - внезапно для тебя и воздушного оператора: кадр будет испорчен.
    Смутила трубка на подкосе колеса. Возможно, это трубка Пито для измерения скорости набегающего потока. В любом случае отламывать её ногой не годится.



    Перед первым подъёмом в этот день (мой 420-й прыжок). Михаил Шаров (справа) - опытный воздушный оператор. Кроме парашютных прыжков, любит покурить хороший табачок из трубки, сделанной из бриара. На мне Para Foil - классический точностной (made in USA). Этот купол принадлежит Вячеславу Анатольевичу Хомякову. Так как я впервые прыгаю с таким парашютом, то это своего рода дроп-тест, тем более, что с нового для меня летательного аппарата, на новом аэродроме.
    Миша Шаров заснял моё отделение и свободное падение. Сначала мы выполнили схождение в свободном падении, затем я скрутил несколько спиралей (виражей) и задних сальто.



    Таким видится «Турбо - Финист SM - 92T» парашютисту на высоте 4 км.



    Угроза порыва шквального ветра. Спортсмены и постоянный состав закатывают самолёт в ангар (первоначально построенный как ферма для крупного рогатого скота).



    Дозаправка самолёта в минуты вынужденного затишья. На первом плане в центре Владимир Миронов – старший.
    Руководитель полетов аэродрома «Крутицы» - Виктор Звёздочкин.



    Второй в этот день мой «дроп-тест» (испытание парашюта). Теперь на мне - отечественный парашют ПО-17 (Планирующая Оболочковая система - 17). Этот «птеродактиль» проектировался как универсальный купол, он довольно устарел. Раскрылся жёстко. ПО-17 любезно дал опробовать мастер парашютного спорта Геннадий Викторович Мартыненко. В нашем взлёте были брат и сестра Владимир и Мария Миронова (Владимир Владимирович Миронов – один из топ-менеджеров рязанской сети магазинов стройматериалов и один из создателей очень неплохого аэродрома Крутицы), Валерий Баженов, Дмитрий Гоголев, Михаил Шаров и я.
    Михаил Шаров снял мои "выкрутасы" - сальто при отделении со ступеньки, спирали и сальто в падении.



    Приземление на поле с васильками. Внизу - Михаил Шаров, вверху - я. Это был мой 421-й прыг.



    Рязанщина, аэродром Крутицы. Суббота, 4 авг 2012; прыжковый день. Слева Вячеслав Анатольевич Хомяков - 50-летний ветеран парашютного спорта (без малого 2 тыс. прыжков). Вместе прыгали на чемпионатах РТ по парашютному спорту среди ветеранов в 2011 и 2012. Справа на фото - командир воздушного судна «Турбо - Финист SM - 92T» Андрей Викторович Ильинский; окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков морской авиации, истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации.




    Вячеслав Хомяков (справа) и Валерий Баженов летом 2012 года в небе над Рязанщиной.




    Полёт на L-29 "Дельфин" с ощутимой перегрузкой. Это Вячеслав Хомяков - в юности. Примерно 1980-й год. Он курсант Рязанского учебно-авиационного центра.
    Последний раз редактировалось Игорь Мангазеев; 10.08.2012 в 14:48.

  16. #16
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию Аэродром Танай, пристань воздушных романтиков

    Коренной сибиряк, живу, увы, как в песне, - «между Ленинградом и Москвой», в Твери. Мне 59 лет, но я – все ещё действующий спортсмен-парашютист, ежегодно подпрыгиваю не меньше десятка раз. Крайний прыг, 422-й, выполнил 1 сентября – на аэродроме Танай. Это был мой первый прыжок на этом аэродроме, и вообще – первый в Сибири. Аэродром Танай – титульный в парашютном спорте для Сибири. Здесь всё устроено для качественных прыжков, и для нормального вечернего отдыха, чтобы утром снова прыгать на свежую голову. :) Лучше, конечно, на ноги.
    Начальник парашютно-десантной службы мастер спорта Андрей Игнатов внимательно изучил мои «Книжку парашютиста» с допусками, «Личную книжку учёта прыжков», медсправку, выказав при этом незаурядное знание нормативной документации. Оно и понятно, Андрей Владимирович - трёх кратный рекордсмен России, на его счету 2300 прыжков. Разрешение на затяжной прыжок продолжительностью одну минуту с высоты 4 километра – получено: книжку парашютиста украсили два новых штампа.
    Рекогносцировку на местности и тренаж по отцепке парашюта-крыла в случае его отказа провёл со мной опытный тандем-мастер Алексей Афанасьев (полторы тысячи прыжков, неоднократный рекордсмен Сибири в классе «Большие формации»).


    Слева - двухмоторный L-410. Отделение в боковой люк в фюзеляже слева по полёту. Фото: мастер парашютного спорта СССР Виктор Буряченко, ныне - глава Карагандинской федерации парашютного спорта.



    Парашютисты садятся в двухмоторный Ан-28, отделение - с хвостовой рампы. Фото: Виктор Буряченко.

    С парашютистами по готовности работали экипажи двухмоторных «Элки» (L-410 «Turbolet» чехословацкого производства) и «Антонова-28». На земле десятка полтора парашютисток отрабатывали схождение в формацию (фигуру типа снежинки). Это председатель федерации парашютного спорта Красноярского края Павел Бжитских претворяет в жизнь проект «Жемчужины Сибири». Павел Бжитских - инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП), лицензированный инструктор AFF; у него 1200 прыжков.



    «Жемчужины Сибири» отрабатывают действия в формации. Справа - мастер спорта Республики Казахстан Елена Борисова (3300 прыжков). Фото: Виктор Буряченко

    Своими успехами аэродром Танай во многом, а может, преимущественно обязан организаторским талантам Андрея Барабаша. Он - многократный рекордсмен России и Европы в классе больших формаций, рекордсмен мира 400-Way 2006 года, многократный рекордсмен Сибири. Правда, первого сентября его не было на аэродроме, но он запомнился мне еще в аэропорте Кемерово, когда там года четыре назад размещался Кузбасский парашютный центр. Тогда непогода помешала прыжкам… А первого сентября, после нескольких пасмурных ненастных дней, погода наладилась как по заказу. Лучше не бывает.
    …Среди «жемчужин Сибири» - Елена Борисова, мастер спорта Казахстана. Никакой ошибки нет: север Казахстана искони считается Сибирью. Елену курирует её муж – глава Карагандинской федерации парашютного спорта Виктор Буряченко, мастер спорта СССР (больше 3 тысяч прыжков).
    К слову, Виктор и Елена в начале 1990-х прыгали на тверском аэродроме Мигалово на сборах ВВС, а также на аэродромах Змеёво под Тверью и Борки под Кимрами. Помнят, к примеру, Валерия Кучера из Узбекистана, главного судью 35-го чемпионата России «Тверь-2007» по классическому парашютизму. «Классики» хорошо знают своих товарищей по спорту, а Виктору довелось еще полужить спасателем - на Байконуре, в Единой государственной авиационной поисково-спасательной службе СССР. А в Мигалове Виктор прыгал аккурат тогда, когда там обнаружилось радиоактивное заражение местности (дезактивация проводилась в 1995 году).
    На аэродроме Танай Виктор не выпускает из рук фотокамеру. Надо сказать, это он в свое время первый заснял захват нижнего клапана парашюта По-16. К слову, Виктор поведал, что в Карагандинской области прыжки начинающих спортсменов, перворазников, инвалидов финансируются из городского бюджета, ГУ «Управление внутренней политики Карагандинской области», по Международной программе «Небо, открытое для всех».




    Парашют мне выдал сотрудник аэродрома Александр Петрович с погонялом «Юдашкин».
    Он отвечает за выдачу в аренду парашютов, высотомеров, а также комбинезонов, шлемов и очков. На месте выдачи - табличка: «рядовой Слепокуров А.П.».



    На авторе этих строк парашют типа мягкое крыло "Тест". Высота выброски - 4000 м. Свободное падение с задержкой раскрытия 55 - 60 сек.



    На линии стартового осмотра



    Автор этих строк на борту Ан-28. Фотоаппарат засунут в правый нагрудный карман


    …Шагают за обрез рампы парашютисты – с разворотом, вниз головой, в захвате. Вот и мои пять секунд на отделение. Наблюдаю, как начала работать четверка. Толчок двумя ногами, пикирую – и кручу спирали, сальто, ориентируясь на взлетную полосу. Контроль высоты – высотомер на левом запястье. Перевожу взгляд на правую перчатку, к которой у меня пришит секундомер. Показания соответствуют, есть несколько секунд на перекрестную отмашку руками, чтобы тот, кто выше меня, знал – сейчас раскрываюсь! Аэродинамический удар несильный, растянутый, стропы не закрутились – так солидно и мягко работает девятисекционный купол «Тест». У меня он был жизнерадостной алой расцветки. «Рулю» на площадку, определенную для куполов площадью более 150 квадратных футов, это поле, ближнее к спортивному Яку на постаменте у автотрассы Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск.


    Начальник ПДС Андрей Игнатов

    Начальник ПДС Андрей Игнатов покинул борт после меня. После приземления он подошел ко мне, и прямо на площадке приземления поздравил с благополучным прыжком на аэродроме Танай. Корректность мастера произвела сильное впечатление!..

    В одном взлёте со мной был 15-летний Дима Масюк из города Шарыпово Красноярского края. Несмотря на юный возраст, он уже выполнил 62 прыжка - сила духа и характер несомненны! Танай привлекателен. Сюда едут не только из Кемерова и Новосибирска (аэродром расположен как раз на границе этих областей). Так, первого сентября прыгала Елена Ткаченко из Барнаула, Костя Крылов из алтайского города Заринска, молодые спортсмены из Томска и Кузбасса.



    Купание в пятом океане с красным парашютом


    Приземление. Фото: Виктор Буряченко


    Готов, как Гагарин и Титов
    :)

    Обратно в Прокопьевск, где живёт моя родня, меня подвез Дмитрий Тимофеев, он - главный энергетик МУП «Водоканал» города Междуреченска. Ему 38 лет, парашютным спортом «заболел» три года назад, выполнил 69 прыжков.
    - Всех своих друзей сюда уже привозил, - улыбается Дмитрий, сделавший за день четыре затяжных прыжка. – Кому-то понравилось прыгать, кто-то проходит ускоренную программу обучения AFF. В Кемерово работает аэродинамическая труба, очень полезна для отработки навыков управления телом в свободном падении – научился «проваливаться» и «вспухать». Буду переходить на современную парашютную систему с куполом площадью 170 квадратных футов.

  17. #17
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию

    С 25 по 28 июля 2013 года на аэродроме Куркачи Центрального аэроклуба (ЦАК) РТ ДОСААФ, расположенном в Высокогорском районе под Казанью, проходил очередной Открытый чемпионат Республики Татарстан по парашютному спорту среди ветеранов памяти Олега Николаевича Рощупкина.
    В Чемпионате участвовали 29 спортсменов из городов волжско-камского бассейна – Йошкар-Олы, Казани, Перми, Рязани, Самары, Твери, Чебоксар, Энгельса, а также из Калининграда и Петрозаводска.
    Абсолютным чемпионом стал мастер спорта из Йошкар-Олы Эрик Николаевич Лисов.

    НА ЛИНИИ СТАРТОВОГО ОСМОТРА
    Мужчины состязались в двух возрастных группах: «ясельной» - от 40 до 50 лет, и «детсадовской» - от 51 года до бесконечности. При этом в «детсадовской» группе соревновались 5 мастеров спорта (Александр Гачин из Самары, Валерий Найдич из Петрозаводска, Павел Подпорин из Йошкар-Олы, Александр Русин из города Энгельс и Леонид Хорошев из Перми), 3 кандидата в мастера спорта (Валерий Боровик из Перми, Андрей Егоров из Рязани, Анатолий Зайцев из Калининграда) и 2 перворазрядника (Вячеслав Хомяков из Рязани и Игорь Мангазеев из Твери). В младшей группе - шестеро: мастер спорта Эрик Лисов из Йошкар-Олы (инструктор ППГ резерва ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана»); кандидаты в мастера спорта - Роман Фёдоров (ЦАК РТ), Владимир Гаврушов и В.С.Федотов (оба из Чебоксар); перворазрядники Владимир Дмитриев (Чебоксары) и Олег Каминский (Петрозаводск).
    Женщины выступали в объединенной возрастной группе: мастера спорта Ильмира Зиннатова (ЦАК РТ) и Ирина Реутова (Петрозаводск), их соперницы из Чебоксар - к.м.с. Валентина Коплик и перворазрядница Елена Матуз.


    Анжела Говорова с сыном Вячеславом Пачколиным. Фото: Александр Девятов.

    Сильнейшая парашютистка Татарстана - мастер спорта международного класса Анжела Викторовна Говорова - в чемпионате не участвовала, а прыгала со «сборниками» ЦАК РТ вместе со своим сыном Вячеславом Пачколиным, к.м.с., надеждой Федерации парашютного спорта РТ.
    Уровень подготовки ветеранов – 1 разряд и выше. Вообще-то о мастерстве участников можно, к примеру, судить по результатам XV Чемпионата ветеранов парашютного спорта СССР и первенства ветеранов «Боевого братства», прошедших в начале июня в Республике Абхазии. Туда прибыли спортсмены из России, Белоруссии и Украины, а на открытии с приветственным словом выступил председатель ДОСААФ России Сергей Маев. В Абхазии у ветеранов «Боевого братства» 1-е место завоевал мастер спорта СССР Александр Геннадиевич Гачин из Самары, на счету которого около 9 тысяч прыжков, а 3-е место в чемпионате занял мастер спорта СССР Александр Русин из города Энгельс (до 1994 года занимавшийся в Ташкентском аэроклубе). Надо сказать, что председатель ДОСААФ России наградил участников возрастного рекорда, установленного в прошлом году, и среди рекордсменов был представитель ЦАК РТ мастер спорта СССР Геннадий Александрович Леоничев, действующий 66-летний парашютист.

    СЛОЖНЫЕ МЕТЕОУСЛОВИЯ
    На аэродроме Куркачи флаг соревнований подняли победитель прошлогоднего Чемпионата РТ среди ветеранов парашютного спорта Валерий Боровик и старейший участник Анатолий Зайцев.
    После обеда выехали на летное поле. Любопытно, что в первый прыжковый день порой накрапывал дождик, и многие участники соревнований приземлялись с влажными куполами.


    Десятиминутная готовность спортивного взлёта. Фото автора.

    После укладки раскрытие купола становилось несколько жёстче, но функционировали они, как говорится, «в штатном режиме». Мешали также и частые усиления ветра – свыше 8 метров в секунду. После ряда перепрыжек судьи аннулировали результаты всего второго тура. В результате вместо пяти запланированных прыжков на точность приземления большинство участников выполнили по шесть прыгов: летательный аппарат - биплан «Антонов – 2»; высота выброски – 1200 метров: точностные купола типа «мягкое крыло» - «Para-Foil», «Мальва-24», «Хит-252», «Барс» и другие.
    На соревнованиях не было ни одной отцепки основного купола.

    СУДИМ БУДЕШЬ
    Главным судьей чемпионата в Татарстане был Геннадий Александрович Леоничев. В нынешнем году он уже поучаствовал во всероссийских соревнованиях ветеранов парашютного спорта вместе со своим старинным товарищем по команде Михаилом Семёновичем Дубинским, также мастером спорта СССР.


    Слева: Ген Саныч Леоничев. В воздухе Рамиль Галимханов. Фото: Александр Шлянников/

    Ген Саныч – один из самых заслуженных инструкторов и тренеров-парашютистов России. Прыгает с 1965 года и выполнил более 3500 прыжков. Трехкратный абсолютный чемпион РТ, бронзовый призер чемпионата России среди ветеранов, многократный чемпион РСФСР в командном зачете. В 1970-х годах капитан сборной ТАССР. С 1976 года бессменный тренер сборной РТ – подготовил добрый десяток мастеров спорта СССР и России. Лично подготовил более полутора тысяч парашютистов для ВДВ и свыше двух тысяч человек по программе первоначального обучения. И вообще он хороший мужик.


    Резеда Равилевна Пашкова следит за скоростью ветра. Фото: Александр Шлянников.

    Главный секретарь соревнований – начальник штаба Центрального аэроклуба РТ Резеда Равилевна Пашкова, опытная парашютистка.
    В судейскую бригаду входили также Сергей Борисович Пьянков, судья по парашютному спорту из первопрестольной, и перворазрядница Светлана Ярусова, выпускница Казанского авиаинститута 1975 года. На счету Светланы Петровны больше 400 прыжков. Очень деятельная женщина. Кажется, что в одно и то же время способна находиться в Казани, в Чебоксарах и в Москве. Легко «врезается» в любую, сколь угодно сложную тему, демонстрируя при этом неординарность мышления.

    «РВАНУЛ НА ТЫСЯЧУ КАК НА 500…»
    После первого двух туров шансы на победу у призеров чемпионата в Абхазии Александра Гачина и Александра Русина резко уменьшились. Русин вообще снялся с соревнований и убыл домой в Энгельс. Но на втором туре определился и лидер соревнований, им стал Эрик Николаевич Лисов. Не допустив ни одной грубой ошибки, он в итоге набрал в пяти турах суммарное отклонение 6см от цели (электронного «ноля»).
    Кто противостоял асам?
    Редкий энтузиаст парашютного спорта Анатолий Зайцев в 2004 году уже занимал второе место на ветеранских соревнованиях. На его счету далеко за три тысячи прыжков, норматив мастера он мог бы выполнить еще в 1973 году. Анатолий Семенович к началу Карибского кризиса, чуть не погрузившего человечество в ядерный кошмар, окончил Канскую школу воздушных стрелков-радистов, а потом на грозных машинах 3М и Ту-16 участвовал в разведывательных полетах на обнаружение американских авианосцев «Энтепрайз», «Мидуэй», «Китти Хок».
    Леонид Дмитриевич Хорошев знает Куркачи как свои пять пальцев. В конце 1960-х он работал в Казанском учебно-авиационном центре ДОСААФ инструктором-парашютистом и одновременно учился на факультете летательных аппаратов Казанского авиаинститута, который окончил в 1972 году. Его первым инструктором была Нина Гавриловна Сережкина. В 1968 году он занимался в самолетной секции КАИ, летал на Як-18А вместе с Михаилом Бизенковым, тоже студентом КАИ (теперь Бизенков - начальник авиаотряда на аэродроме Балтаси, филиале ЦАК РТ). В конце 1960-х Л.Д.Хорошев стал инструктором-парашютистом КУАЦ.


    Весна 2012 года. На борту «Антонова-26». Рабочие будни Леонида Хорошева (на фото справа).

    Потом служил в ВДВ и ПВО. В 1983 – 1987 годах работал в Пермском аэроклубе летчиком-инструктором-парашютистом, командиром звена, начальником клуба.
    Впервые среди ветеранов стал прыгать к.м.с. Роман Федоров, безотказный товарищ, готовый придти на выручку и оказать помощь. Он начал прыгать еще в конце 1980-х, освоил УТ-15, затем - весьма строгий ПО-9, и управлялся с ними без единой отцепки.

    ЗА ШТУРВАЛОМ И У КОРМИЛА
    Принимающая сторона оперативно разруливала возникающие проблемы.
    Пилотировал «Аннушку» заместитель начальника ЦАК РТ по лётной работе Дмитрий Леонидович Мельников, сам – парашютист высокой квалификации. Руководил полётами его младший брат Михаил Леонидович - мастер спорта международного класса, один из самых титулованных спортсменов-парашютистов России. За два десятка лет он выполнил более 6000 прыжков.



    За штурвалом вертолета R-44 «Робинсон», катавшего зрителей, находился опытный летчик- инструктор ЦАК РТ Рамиль Нургалиевич Галимханов.
    Инструктор-парашютист Сергей Владимирович Мунгалов окончил Калужское летно-техническое училище ДОСААФ. Выполнил около тысячи прыжков. Занимается направлениями freefly, классика и пилотированием скоростных куполов. Парашютист-видеооператор.
    Член сборной РТ Рамиля Равильевна Магдеева - инструктор ПС и ПДС. Она окончила Казанский государственный университет по специальности «метеорология». Выполнила около 600 прыжков, отдает предпочтение «классике».
    На мой взгляд, похвального слова заслуживают и начинающие спортсмены-парашютисты, в том числе Александр Шлянников и Илья Романов. Молодежь обеспечивала бесперебойную работу парашютного звена. И на пристрелку ходили охотно.

    ГРУППА ЧЕРЛИДИНГА
    Само собой, это не девочки с пампушками, танцующие во время перерывов с яркими шуршащими помпончиками в руках. Группа моральной поддержки – это Виктор Ермоленко и Михаил Дубинский, Николай Селиванов и Александр Девятов, Фарид Сагитов и Ирина Ефремова, Светлана Дубинская и Рамиля Магдеева-старшая… У каждого из них – своя богатая спортивная биография.
    Виктор Степанович Ермоленко – 10-кратный экс-чемпион страны, у него давно уже за 8 тысяч прыжков. Именитый спортсмен руководит ООО «МВЕН», что означает «Михаил – Виктор – Ермоленко – Невельский». Предприятие создало, к примеру, специализированный сельскохозяйственный самолет «МВЕН-2 Фермер», цельнокомпозитный 4-местный самолет повышенной комфортности, 6-местный самолет короткого взлета и посадки многоцелевого назначения.
    Солирует в группе поддержки выпускник Куйбышевского авиаинститута. Михаил Семенович Дубинский – вечный «сборник» КУАЦ. «Мистер Майкл» имеет 13 тысяч часов налета в качестве «бортача», главным образом на Ту-154. Его супруга Светлана успешно выступала на соревнованиях парашютистов, защищая спортивную честь ТАССР.
    Николай Николаевич Селиванов – один из самых зрелых ветеранов парашютного спорта Казани. Он родился 9 августа 1944 года, окончил факультет летательных аппаратов КАИ в 1973 году. С 1961 года напрыгал свыше 1100 прыжков. Он, кстати, экс-чемпион страны по гонкам на водных скутерах.
    Подполковник запаса Александр Владимирович Девятов – добрейшей души человек, отличный товарищ. Родился в Ленкорани, Азербайджанская ССР. Окончил 3-й фак (приборостроительный) КАИ в 1974 году. Как военпред, в период ратификации Договора ОСВ-2 обеспечивал качество отработки систем ПРО севера России. Призер соревнований российского уровня в Волосово в 2004 году. У него около 500 прыжков.
    Фердаус Сафин («дядя Федя») - мастер парашютного спорта. Участвовать в нынешних соревнованиях ему помешала травма, а так бы он, несомненно, стал призером.
    В молодости отлично прыгала в Куркачах Ирина Михайловна Ефремова. Теперь она возглавляет Владимирскую областную общественную организацию «Федерация сверхлегкой авиации».
    Немало молодых людей выполнили свои первые прыжки благодаря бывшему инструктору-парашютисту Казанского УАЦ Фариду Давлеевичу Сагитову.
    Все они в дни Открытого чемпионата РТ по парашютному спорту среди ветеранов были на аэродроме, поддерживали всех участников соревнований советами и шутками.


    Слева направо: бывший инструктор КУАЦ Фарид Сагитов, далее – выпускники КАИ: Леонид Хорошев (выпуск 1972), перворазрядники Александр Девятов и Игорь Мангазеев (выпуск 1976).

    КТО ЖЕ ПОБЕДИЛ?
    Разумеется, дружба.
    Что касается технических результатов, то абсолютным чемпионом стал мастер спорта из Йошкар-Олы Эрик Лисов. Он же выиграл и в младшей («ясельной») группе мужчин-ветеранов - от 40 до 50 лет.

    Справа налево: Владимир Дмитриев, Владимир Гаврушов, Эрик Лисов, Резеда Пашкова. Фото автора


    В этой группе младших «бабаёв» 2-е место завоевал Владимир Дмитриев, 3-е – Владимир Гаврушов.
    В «детсадовской» группе места распределились в такой последовательности: 1-е место – м.с. Павел Подпорин, 2-е – к.м.с. Валерий Боровик, 3-е – м.с. Валерий Найдич.


    Ирина Реутова и Анатолий Зайцев. Фото автора


    Среди женщин наилучших результатов добилась Валентина Коплик. На второе место вышла Ирина Реутова, на третье – Ильмира Зиннатова. . Чебоксарцы, как видим, имели серьезные намерения: их было пятеро, и трое из них получили спортивные трофеи разного достоинства.
    Вечерами ветераны-парашютисты сидели у костра, вспоминали минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

    Игорь МАНГАЗЕЕВ.

    PS. Моя отдельная, но большая благодарность председателю комитета по физической культуре и спорту Тверской области Владиславу Анатольевичу Павлову, его заместителю Сергею Владимировичу Серову, председателю регионального отделения ДОСААФ России в Тверской области Николаю Михайловичу Долдо и начальнику Тверского областного АСК ДОСААФ России Валерию Юрьевичу Елизарову. Они не первый раз предоставляют мне возможность участвовать в Открытом чемпионате Республики Татарстан по парашютному спорту среди ветеранов.

  18. #18
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    11.03.2007
    Адрес
    г. Тверь
    Сообщений
    351

    По умолчанию В день парашютиста на аэродроме Борки под Кимрами. 26 июля 2015 года


    26 июля 2015 года. В День парашютиста на аэродроме Борки под городом Кимры с тренером-инструктором Игорем Вадимовичем Тельмановым. Автор фото: Игорь Ясинский


    26 июля 2015 года. Автор этих строк на аэродроме Борки под Кимрами перед своим 435-м прыгом. Летательный аппарат – двухмоторный высокоплан «Антонов-28». Высота выброски - 4000 м, время задержки раскрытия парашюта (основной купол типа «Арбалет») в свободном падении - 55 сек.
    Автор фото: Игорь Ясинский

    Отделялся нырком с рампы Ан – 28. Очень приятный момент!..
    После броска медузы (вытяжного парашютика) и "прокачки" слайдера купол (типа "мягкое крыло" ) принял рабочую форму. Чуть выше меня, метров на тридцать, оказались ранее покинувшие борт Ан-28 спортсмены, более или менее опытные парень и девушка. Я не стал изображать из себя аса и пугать их своими эволюциями, и они сумели спокойно сначала отойти от меня по широкой спирали левым разворотом, а потом "скрутились" и приземлились раньше меня.
    План прыжка, очередность приземления мы, в общем-то, не нарушили. Я следовал за ними, и приземлился метрах в двадцати от них. Приземлился мягко, "придавив" купол стропами управления и создав "воздушную подушку". В момент касания опустился на левое колено, не желая давать лишнюю нагрузку голеностопу.

    Да, в свободном падении скрутил левый комплекс акробатических фигур: левая спираль, правая спираль, заднее сальто, левая спираль, правая спираль, заднее сальто. Потом лёг на поток и следил за обстановкой под собой и показаниями высотомера, закреплённого на тыльной стороне левой кисти, и секундомера, пришитого к тыльной стороне правой перчатки.
    Небо было безоблачным, поэтому не было ориентиров по высоте (обычно инструктор сообщает на линии стартового осмотра высоту верхней кромки облаков и нижней). Прыгал без очков, как привык в молодости на "тридцатке", но после 30-й секунды пришлось прищуриваться. Конечно, если бы прыгал в тот день ещё раз, обязательно надел бы очки, но в маске или закрытом шлеме не было необходимости. Весь прыжок от отделения до приземления длился - на всё про всё - около 4 минут: из них около минуты - свободное падение.
    Полностью купол раскрылся метрах на 650-ти.

    Прыжок закончился благополучно, но создалась предпосылка к происшествию. Не само ЧП, подчеркну. Я прыгал с куполом "Арбалет-230" и у него при раскрытии стропы полностью не разошлись, так как их зарифовал слайдер. Соображал, что делать, секунд пять, хотя надо было сразу "прокачать" слайдер. В итоге оказался метров на 200 ниже положенного.

    Негативно сказались несколько факторов: возраст, приличный перерыв (первый прыг почти за 12 месяцев), сравнительно короткий сон накануне и сотня вёрст автостопом от Твери до Кимр. Отсюда небольшое волнение: верхнее давление на предполётном врачебном осмотре было 140 при моём нормальном – 120..
    Старшая укладчица Алла Викторовна Любезнова пошутила, что это была специальная "пенсионерская" укладка. Не понял, почему. Наверное, потому, что среди укладчиц была дама примерно моего возраста, а мне – 62 года. Молодая укладчица сказала: "Есть такая тема у "Арбалета!"
    Народу (спортсменов-парашютистов) на аэродроме Борки было не менее сорока человек. Приехав к 11 часам, я попал лишь в 10-й подъем, и выполнил прыг около 16 часов.
    An-Z likes this.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •