-
Форумчанин
Форумчанин
ФВ-190 против Аэрокобры
Мне тут как-то Александр Сердюков из Харькова прислал вопросы для С.Ф.Долгушина по этой теме - распечатки с обсуждением темы с различных форумов и мне стало интересно показать обсуждение этой темы с С.Ф.Долгушиным участникам форума перед тем как снова поехать к нему - присоединяйтесь к обсуждению темы и задавайте вопросы Сергею Фёдоровичу - кто не может позволить себе звонок в Москву - я постораюсь:
- их ему передать,
- записать на диктофон,
- а затем опубликовать его ответы тут же в этой же ветке - как текстовые так и аудиофайлы, а так же фото и видеозаписи наших бесед с ним.
Итак, предлагаю участникам форума обменяться имеющейся у них информацией по:
- устройству конструкции и боевому применению ФВ-190 и Аэрокобры в отдельности,
- а также в сравнении этих двух самолётов:
Бардов-Долгушину: «Такой вопрос насчёт ФВ-190: в интернете авиалюбители, лётчики и историки всё спорят и пришли к выводу что самолёт был он хороший, но был тяжеловат»:
Сердюков (цитирует кого-то): «Кто может нормально объяснить противоречия? Тут недавно спорили по ФВ-190. Кто-то был за,кто-то против. И так-же это происходит в мемуарах.
У Сухова (Аэрокобра) есть упоминание, как после боя, ему выговаривали. "Ну куда-ж ты с "Фокером"в вираж становишся, он там сильнее". Так-же и по другим машинам.МиГ-3,к примеру.Многие его ругают,но Баршт и Азевич наоборот хвалят.Единственно подчёркивали не ниже какой высоты:
- Баршт-до 3000м.,
- Азевич-до 1500м.
И это применимо, ну ко всем машинам».
Долгушин (24:00): «За счёт чего ФВ-190 он был тяжёлый: 4 пушки – значит боекомплект. А сама конструкция:
– он же по размерам был немножко побольше,
– потом мотор сильный.
И он действительно был похож на Лавочкина, но если снизу смотреть – по конфигурации Лавочкин отличался.
Я не захотел летать на этом самолёте, хотя возможность у меня была после войны: на Мессере я вылетел, а мог вылететь и на Фоккере – там были новенькие, хорошие, исправные самолёты, в том числе и ФВ-190 – и с воздушным охлаждением и «длинноносые» - с водяным, но с водяным их не много – мало было – самолёта 2-3 что ли. Они были уже нам знакомы.
Чем он плох: он штопорил сильно – хуже нашего И-16! (25:20) Вот, в 1943-м году я вёл эскадрилью и «ухитрился» в бою отстать. И Андрюшка Баклан просто увёл эскадрилью. А эскадрильи две было в строю! И я вижу – меня догоняет («длинноносый» ФВ-190 – В.Б.)! Радио тогда уже было и я кричу: «Баклан! Меня догоняет Фоккер! Вернись и на всякий случай попугай»!
Он молчит.
Ну, я думаю: что с ним делать?!
Спустился пониже – на высоту метров 100 и смотрю: он подходит ко мне. Скорость была. Но я же знаю, что он так, как я на своём Як-9, не дёрнет так же за мной! И когда он уже был у меня на хвосте метрах в 300-х, я на своём Як-9:
- «дал ноги» - под 90 градусов почти что поставил крен
- «дёрнул» машину с креном (она у меня аж затряслась)
- и я сразу же, моментально на 180 градусов развернулся,
- потом ещё подвернул и оказался у него в хвосте
- а он вперёд проскочил!
И я не только не стрелял по нему – ни одного выстрела я не сделал, а даже и прицелиться не успел, как он когда увидел, что я у него на хвосте:
– дёрнул его,
– свернулся в штопор
– и у меня перед носом врезался в землю и оказался в земле»!
Бардов: «А почему он не стал стрелять с тех же 400-300 метров»?
Долгушин: «А зачем? Он подходил. Это у него спросить нужно было, но уже не спросишь».
Бардов: «А Вам хоть засчитали его»?
Долгушин: «Конечно:
- я же говорил, что он меня догоняет, а потом я по радио передал, что с ним покончено,
- а когда следующий раз полетели – я завёл свою эскадрилью на это место – показать, где он врезался и пролетел через это место. А местность эта километров 40 от аэродрома была и мы прекрасно знали, где сбитые нами самолёты падали».
Последний раз редактировалось Василий бардов; 10.04.2007 в 23:25.
-
Форумчанин
Форумчанин
Сердюков (Dsci0022-5.wav, 29:00 – цитирует кого-то с какого-то авиафорума): «Объяснить эти противоречия довольно просто, а вот нормально в них разобраться…Большинство заинтересованного темой народа в спорах и анализах оперируют максимальными "тоннокилометрами" из "рекламных буклетов" дополняя их отзывами "очевидцев", в самом лучшем случае берут цифры из отчетов по летным испытаниям серийных машин и пользуются кривыми максимальных скоростей и мощностей моторов. Чтобы при обсуждении ЛТХ машины пользовались графиками к примеру зависимости угловых скоростей или времени и радиуса установившегося виража от скорости полета или тепловыми режимами двигателя – я еще не встречал. Но и это еще не панацея с панадолом :) Ведь эти данные получают при полетах летчиков с уровнем летнотехнической подготовки гораздо выше, чем у обычного строевого пилота + они обычно выполняют задание "получения МАКСИМАЛЬНЫХ ЛТХ", а не отработки "боевого применения и получения боевых характеристик" – а это несколько разные вещи.К примеру – по виражу кобра-фоккер. Те цифры, что мы видим в ТТХ это данные для УСТАНОВИВШЕГОСЯ виража на НАИВЫГОДНЕЙШЕЙ скорости. Что это такое?Установившийся вираж – это разворот самолета выполняющийся с ПОСТОЯННОЙ скоростью и высотой. Наивыгоднейшую скорость для этих типов точно не назову, ориентировочно 220 – 280 км/ч. В реале самолет даже на испытаниях выходит на этот режим не раньше 2-3 круга.А в бою установившийся вираж вообще вряд ли кто получить сможет. Самолет начинает вираж на скорости 550-450 км/ч, а заканчивает… заканчивает у кого как получится. Соответственно, даже для одного и того же типа, но для разных машин и летчиков получаем весьма значительную разницу во времени и радиусе виража, зависящую:
- от тяги винта,
- от получаемой подъемной силы,
- от величины лобового сопротивления,
- от времени реакции машины на отклонение рулевых поверхностей,
- от квалификации, стиля пилотирования и выносливости летчика».
Бардов-Долгушину: «Что скажете»?
Долгушин (30:30): «Столько написано! На хрена попу гармонь?! Просто самолёт есть самолёт. Любой истребитель моментально реагирует на ручку и на педали - хвост. У него же короткий а не длинный фюзеляж, когда ручку дёрнешь, а пока до хвоста дойдёт»…
Бардов: «Как нервная система у диплодоков – травоядных динозавров с длинной шеей и хвостом».
Долгушин: «Вот так вот! А истребитель моментально реагирует: я на скольких истребителях летал – то никогда не считал, что какой-то самолёт когда ручкой дёрнешь – запаздывает! И Харрикейн и Кобра - тоже самое. Поэтому у всех истребителей на которых я летал, как ручку дёрнешь или в сторону дашь – как «ногИ сунешь» - самолёт буквально моментально реагирует».
-
Форумчанин
Форумчанин
Сердюков (цитирует кого-то с какого-то авиафорума): «В итоге фоккер имея "по паспорту" худшие показатели для установившегося виража, мог "в реале" обставлять кобру в ПЕРВОМ вираже (а "бегая по кругу" в 44-45 году почти не кто уже и не воевал, т.е. 2-3 виража подряд вряд ли кто делал) за счет того, что:
- быстрее реагировал на отклонение рулевых поверхностей,
- быстрее сбрасывал скорость за счет худшей аэродинамики,
- мог обладать лучшей тягой винта за счет того, что автомат "шаг-газ" лучше работал».
Долгушин (22-5, 36:05): «Да на Кобре нельзя было воевать на виражах – её дёрнешь – она сразу же в плоский штопор уйдёт и всё! Эту «скотину» я и на пилотаже видел и сам водил её».
Бардов: «То есть невозможно было физически и желания не было ни у кого никакого на Аэрокобре виражи делать»?!
Долгушин: «1) Ну, физически ещё выдержишь, а зачем?!
2) ФВ-190 быстрее сбрасывал скорость, потому что «лоб» больше – вот он быстрее и сбрасывал – так же как и И-16 и Ла-5».
Бардов: «Итак, мог ли в реальности ФВ-190 с воздушным охлаждением обладать лучшей тягой винта чем Аэрокобра за счет того, что автомат "шаг-газ" у него лучше работал»?
Долгушин: «За газом шаг винта не ходил»...
Бардов: «А на наших самолётах небыло этого «автомата шаг-газ»?
Долгушин: «У нас ни на Яках, ни на Лавочкиных, ни на Харрикейнах не было этого».
Бардов: «А на Мустангах»?
Долгушин: «А я на Мустанге то летал один полёт по кругу, один в зону и всё! И потом, меня это не интересовало (был ли «автомат шаг-газ» на Мустанге – В.Б.). Меня просто интересовало как он летает. Ну – любительски».
Бардов: «Общее представление»?!
Долгушин: «Вот так вот – любительски. Тем более, откровенно скажу – для меня в этом сложности не было, какой бы самолёт не был.
А вот, ходил ли «шаг-газ» на Кобре автоматически – я не помню.
Я что по Кобре хорошо знаю:
- слабый хвост
- задняя центровка,
- мотор сделанный из электронного сплава,
- плоский штопор,
- ну и хорошее оружие – 37-мм-вая пушка!
Это «скотина» была (в бою – В.Б.). А так летать на ней хорошо было.
Бардов: «А что это за такой электронный сплав? Он что загорался и горел при попадании в него зажигательных пуль и снарядов»?
Долгушин: «Это электрон есть такой, дюраль и алюминий – вот тебе и электронный сплав. Он буквально горел, а у немцев были зажигательные пули – они отличались от наших тем, что даже какой-то термит разбрасывали! А температура горения термита 2000 градусов! И вот они легко поджигали этот сплав».
Бардов: «Это получается сплав вроде того, из которого диски колёс делали для самолётов, а пацаны потом его напильниками спиливали у самолётов выставленных в виде памятников и поджигали образовавшуюся стружку».
Долгушин: «Да-да – тот же самый сплав. И на колёсах. Он горел хорошо и поэтому мотор загорался. Если бы он был сделан из стали – он бы не загорелся, как это было с нашими самолётами».
Бардов: «То есть американцы делали мотор из этого сплава с целью облегчения его веса»?
Долгушин: «Да – для облегчения».
Бардов: «А тяги из какого материала были»?
Долгушин: «Троса и тяги были из дюрали и поэтому они легко перегорали. На Мустанге я не помню из какого материала они были. А на наших - все из тонкой стали были».
Бардов: «Так что за счёт этого наши самолёты и были лучше Аэрокобры»!
Долгушин: «Да – моторы наши не горели! Горело только:
- бензин,
- масло, которое в мотор подаётся
- и облицовка мотора - провода и всё это дело.
А чтобы сгорел сам картер мотора – этого небыло. Он до падения на землю всё равно будет цел»!
Бардов: «Может потому американцы и не приняли Аэрокобру по большому счёту у себя на вооружение, когда поняли что у неё никуда не годный огнеопасный мотор и слабый хвост»?!
Долгушин: «Да:
- слабый хвост,
- задняя центровка,
- плоский штопор»!
Бардов: «Вот почему они у себя её забраковали и отдали вам»!
Долгушин: «Да! Они и не воевали на них сами почти што! Воевали в Японии! Есть у меня где-то книга «Японские асы», вот там они и упоминаются – Р-39».
Последний раз редактировалось Василий бардов; 11.04.2007 в 00:17.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума