Страница 38 из 40 ПерваяПервая ... 2834353637383940 ПоследняяПоследняя
Показано с 741 по 760 из 783
Like Tree45Likes

Тема: Советская Авиация в огненные годы войны. Ссылки, фотографии.

  1. #741
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,356

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Иваныч Посмотреть сообщение
    Беседа с А.С. Яковлевым 26 марта 1941 года

    Яковлев...

    .....

    Сталин. Зачем от моего имени? Сами скажите. Вот многие любят за мою спину прятаться, по каждой мелочи на меня ссылаются, ответственность брать на себя не хотят. Вы человек молодой, еще не испорченный, и дело знаете. Не бойтесь от своего имени действовать, и авторитет Ваш будет больше, и люди уважать будут…
    Товарищ Яковлев, делайте все возможное, чтобы новые виды самолетов как можно скорее поступили в наши вооруженные силы. По этим вопросам обращайтесь ко мне в любое время дня и ночи.

    (Сталин И.В. Беседа с А.С. Яковлевым 26 марта 1941 года)
    А в чем смысл цитирования этого пассажа, в чем его новизна?
    Сам А.С. Яковлев эту беседу и этот текст дословно изложил в своих "Записках авиаконструктора"/"Цель жизни", изданных многомиллионными тиражами:
    ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Мемуары ]-- Яковлев А. С. Цель жизни

  2. #742
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.12.2010
    Сообщений
    796

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    А в чем смысл цитирования этого пассажа, в чем его новизна?
    Сам А.С. Яковлев эту беседу и этот текст дословно изложил в своих "Записках авиаконструктора"/"Цель жизни", изданных многомиллионными тиражами:
    ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Мемуары ]-- Яковлев А. С. Цель жизни
    Показывает уровень осведомлённости Сталина даже в деталях,в сравнение с днём сегодняшним.

  3. #743
    Mig
    Mig вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для Mig
    Регистрация
    23.04.2007
    Сообщений
    1,356

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Иваныч Посмотреть сообщение
    Показывает уровень осведомлённости Сталина даже в деталях,в сравнение с днём сегодняшним.
    Какая-то "вредительская" была эта осведомленность... Если Сталин был таким "мудрым" и "осведомленным", то почему же он не отдал приказ строить новые боевые самолеты хотя бы на год раньше - в 1938 году, а не в 1939-м? Получается, что именно Сталин со своей осведомленностью виноват в том, что 22 июня 1941 года против Bf 109F наши летчики воевали на И-153, а штурмовиков Ил-2 был лишь один полк, да и тот который был разбит за несколько дней боев....

  4. #744
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.12.2010
    Сообщений
    796

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    Какая-то "вредительская" была эта осведомленность... Если Сталин был таким "мудрым" и "осведомленным", то почему же он не отдал приказ строить новые боевые самолеты хотя бы на год раньше - в 1938 году, а не в 1939-м? Получается, что именно Сталин со своей осведомленностью виноват в том, что 22 июня 1941 года против Bf 109F наши летчики воевали на И-153, а штурмовиков Ил-2 был лишь один полк, да и тот который был разбит за несколько дней боев....
    По прошествии определённого времени можно сказать:-куда смотрели,почему не раньше,Даже по отношению к себе лично:-куда смотрел,надо было раньше.
    Но "промышленно-научная" машина СССР разгонялась и её уже ничто не могло остановить,даже продвижение немцев до Москвы.

    Сегодня эта машина движется накатом.Попытки завести двигатель не удаются,даже несмотря на большое количества топлива$$.
    OKA likes this.

  5. #745
    Старожил Форумчанин Аватар для F378
    Регистрация
    14.03.2007
    Адрес
    Белоруссия
    Сообщений
    242

    По умолчанию

    иллюстрация из журнала аэроплан ,1994г
    Миниатюры Миниатюры img093.jpg  
    Fencer likes this.

  6. #746
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    Какая-то "вредительская" была эта осведомленность... Если Сталин был таким "мудрым" и "осведомленным", то почему же он не отдал приказ строить новые боевые самолеты хотя бы на год раньше - в 1938 году, а не в 1939-м? Получается, что именно Сталин со своей осведомленностью виноват в том, что 22 июня 1941 года против Bf 109F наши летчики воевали на И-153, а штурмовиков Ил-2 был лишь один полк, да и тот который был разбит за несколько дней боев....
    Ну, когда появилась возможность пользоваться технической информацией по линии разведупра не только из штатов(АМТОРГ),и пр. буржуиний, но и в 1940 году из высокотехнологичной германщины, произошли качественные изменения в авиапроме. Руководители и инженеры основных КБ много что интересного повидали у немцев.
    А вот моторчики советские , конечно та ещё беда...

  7. #747
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    04.12.2009
    Сообщений
    811

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Mig Посмотреть сообщение
    то почему же он не отдал приказ строить новые боевые самолеты хотя бы на год раньше - в 1938 году, а не в 1939-м?
    Да, смешно. Как только у Климова хотя бы на горизонте замаячил М-105, так сразу и дал приказ. А под какой двигатель было проектировать новые истребители? Под "Циклон" 1932 года, как все "ишачки"?
    OKA likes this.

  8. #748
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    20.10.2011
    Сообщений
    4,603

    По умолчанию

    Да, смешно. Как только у Климова хотя бы на горизонте замаячил М-105, так сразу и дал приказ. А под какой двигатель было проектировать новые истребители? Под "Циклон" 1932 года, как все "ишачки"?
    Все гораздо хуже, с трудом, но доведенный к 1941 году М-105, похоже считался временной мерой. Як-1 и Перспективный Як-3 закладывались под М-106, посему и урезали после вооружение и оборудование до минимума. История с М-71 и М-82 хорошо описана в Легендах и мифах авиации часть 2.

    Нормальный рабочий мотор М-82 появился лишь весной 1942. А в августе 1941 На МиГ с М-82 получили 540 км/ч на 6390м. Гудкову как-то удалось получить 573 на 6500м.

    Не лучше дело обстояло с внедрением прогрессивных технологий в конструкцию планера, простой пример сравнение Девуатин 520 и Як-1

    У француза мотор 930 л/с и скорость 535 км/ч, у нашего 1050 л/с мотор того же семейства. (те. более чем на 10 процентов мощней) и лишь 569 км/ч, при этом у француза 4 пулемета и пушка, у нашего 2 пулемета и та же пушка. У француза дальность 900 км, у нашего 700. Потолок у француза 10250 у нашего 10000.

    А если бы на Як-1 было 4 пулемета, как планировалось изначально? Почему так? Ответ прост - вес пустого у Як-1 больше на 350 кг и - результат использования устаревшей технологии и как не вылизывай весовая отдача будет хуже...
    OKA likes this.

  9. #749
    F74
    F74 вне форума
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    23.05.2007
    Сообщений
    367

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от lindr Посмотреть сообщение
    Все гораздо хуже, с трудом, но доведенный к 1941 году М-105, похоже считался временной мерой. Як-1 и Перспективный Як-3 закладывались под М-106, посему и урезали после вооружение и оборудование до минимума. История с М-71 и М-82 хорошо описана в Легендах и мифах авиации часть 2.

    Нормальный рабочий мотор М-82 появился лишь весной 1942. А в августе 1941 На МиГ с М-82 получили 540 км/ч на 6390м. Гудкову как-то удалось получить 573 на 6500м.

    Не лучше дело обстояло с внедрением прогрессивных технологий в конструкцию планера, простой пример сравнение Девуатин 520 и Як-1

    У француза мотор 930 л/с и скорость 535 км/ч, у нашего 1050 л/с мотор того же семейства. (те. более чем на 10 процентов мощней) и лишь 569 км/ч, при этом у француза 4 пулемета и пушка, у нашего 2 пулемета и та же пушка. У француза дальность 900 км, у нашего 700. Потолок у француза 10250 у нашего 10000.

    А если бы на Як-1 было 4 пулемета, как планировалось изначально? Почему так? Ответ прост - вес пустого у Як-1 больше на 350 кг и - результат использования устаревшей технологии и как не вылизывай весовая отдача будет хуже...
    Ну тут уже проблема СССР, унаследованная от Империи, - нужно одновременно учить молодежь (и стариков), создавать заводы, институты. У немцев уже к началу Первой Мировой была всеобщая грамотность, у нас даже в 1941 - среди призывников были неграмотные.
    Последний раз редактировалось F74; 19.08.2015 в 01:36.

  10. #750
    Старожил Ветеран Аватар для Let_nab
    Регистрация
    21.04.2013
    Адрес
    В бункере в Н-ском городе
    Сообщений
    2,320

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от F74 Посмотреть сообщение
    Ну тут уже проблема СССР, унаследованная от Империи, - нужно одновременно учить молодежь (и стариков), создавать заводы, институты. У немцев уже к началу Первой Мировой была всеобщая грамотность, у нас даже в 1941 - среди призывников были неграмотные.
    Вот так пёрднет кто-то, а другой вонь продолжает нести... Смешно по поводу "....у немцев всеобщая грамотность..., а у нас среди призывников были неграмотные"...
    Чё на призывном пункте в 1941 работал!?
    Тут только могу вставить свежий хэш от Лаврова #дебилы б***
    Почитай, военком, записки от "всеобщеграмотных"!




    Начальник полиции безопасности и СД
    Берлин, 17 августа 1942 г.
    Сообщения из империи N 309

    Представления населения о России.
    В последнее время из различных частей империи и от всех слоев населения поступают многочисленные сообщения о том, что население во все большем объеме стремится представить себе взаимопереплетающуюся картину Советского Союза: страны, обстановки внутри нее, людей, внутренних и внешних условий их существования. При этом чаще всего выражается мнение, что прежние представления в ходе войны против Советского Союза во многом изменились, и возникает ряд противоречий, которым трудно дать удовлетворительное объяснение.
    Наша прежняя пропаганда против Советского Союза подчеркивала, что коммунистическо-большевистская система была основана евреями как система чудовищного угнетения и нищеты всего русского населения.
    Согласно представлениям, Советский Союз был страной чудовищного беспорядка. Вспоминается многолетняя впечатляющая информация о дезорганизации, например, в сельском хозяйстве и на транспорте, о невыполнении пятилетних планов в области промышленности и т.д. Но уже в первые месяцы войны против Советского Союза в связи с этой проблемой возникло чувство, что мы стали жертвой определенного заблуждения. Большая масса вооружения, его техническое качество, гигантская индустриализация страны вызвали первые озадачившие нас впечатления, которые противоречили существенным аргументам прежних представлений о Советском Союзе. Солдаты на основе собственного опыта также сообщали, что, наряду с примитивностью и нищетой масс, они видели огромные сооружения, гигантские промышленные предприятия американского типа, электростанции и т.д. Они задают себе вопрос, как все это осуществил большевизм?
    Советские люди преподносились как жестокие скотоподобные существа. В лице комиссаров и политруков они превращались просто в "недочеловеков". Сообщения о зверствах, которые имели место в первые месяцы восточного похода, подкрепляли убеждение, что военнослужащие вражеской армии являются "бестиями". С озабоченностью спрашивали, как мы поступим в будущем с этими "зверьми". Многие немцы полагали, что их нужно будет полностью уничтожить.
    Особенно сильно занимает немцев проблема боевой мощи Красной Армии, которая наряду с количеством и качеством удивительного вооружения явилась второй большой неожиданностью. До сегодняшнего дня упорство в бою объяснялось страхом перед пистолетом комиссара и политрука. Иногда полное безразличие к жизни истолковывалось исходя из животных черт, присущих людям на востоке. Однако снова и снова возникает подозрение, что голого насилия недостаточно для того, чтобы вызвать доходящие до пренебрежения жизнью действия в бою. Различными путями приходят к мысли, что большевизм привел к возникновению своеобразной фанатической веры. В Советском Союзе, возможно, многие люди, главным образом молодое поколение, придерживаются мнения, что Сталин является великим политиком. По меньшей мере большевизм, безразлично какими средствами, вселил в большую часть русского населения непреклонное упорство. Именно нашими солдатами установлено, что такого организованного проявления упорства никогда не встречалось в Первую мировую войну.

    Начальник полиции безопаности и СД
    Берлин, 15 апреля 1943 г.
    Сообщения из империи N 376

    До начала открытых враждебных действий против Советского Союза 22 июня 1941 г. немецкий народ за совсем небольшим исключением знал о Советском Союзе, о его социальной и экономической структуре, о культурной жизни только из печати, кинофильмов, выступлений пропагандистов и тенденциозной литературы.
    Подавляющее большинство немецкого народа видело поэтому в Советском Союзе антигуманную и бездуховную систему насилия и представляло себе советских людей как обреченную, полуголодную отупевшую массу.
    На сотни тысяч направленных сюда остарбайтеров и военнопленных немцы смотрели как на живых свидетелей большевистской системы, в результате чего прежний образ России и созданные пропагандой представления о советском человеке могли пересматриваться.
    Уже по прибытии первых эшелонов с остарбайтерами у многих немцев вызвало удивление хорошее состояние их упитанности (особенно у гражданских рабочих). Нередко можно было услышать такие высказывания:
    "Они совсем не выглядят голодающими. Наоборот, у них еще толстые щеки и они, должно быть, жили хорошо".
    Сомнения в прежних представлениях о России вызвали у немцев особенно следующие наблюдения.
    Интеллект - техническая осведомленность
    Истребление русской интеллигенции и одурманивание масс было также важной темой в трактовке большевизма. В германской пропаганде советский человек выступал как тупое эксплуатируемое существо, как так называемый «рабочий робот». Немецкий сотрудник на основе выполняемой остарбайтерами работы и их мастерства ежедневно часто убеждался в прямо противоположном. В многочисленных докладах сообщается, что направленные на военные предприятия остарбайтеры своей технической осведомленностью прямо озадачивали немецких рабочих (Бремен, Райхенберг, Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Берлин, Галле, Дортмунд, Киль и Бейреут). Один рабочий из Бейреута в этой связи сказал:
    «Наша пропаганда всегда преподносит русских как тупых и глупых. Но я здесь установил противоположное. Во время работы русские думают и совсем не выглядят такими глупыми. Для меня лучше иметь на работе 2 русских, чем 5 итальянцев»…
    Во многих докладах отмечается, что рабочий из бывших советских областей обнаруживает особую осведомленность во всех технических устройствах. Так, немец на собственном опыте не раз убеждался, что остарбайтер, обходящийся при выполнении работы самыми примитивными средствами, может устранить поломки любого рода в моторах и т. д. Различные примеры подобного рода приводятся в докладе, поступившем из Франкфурта-на-Одере:
    «В одном имении советский военнопленный разобрался в двигателе, с которым немецкие специалисты не знали что делать: в короткое время он запустил его в действие и обнаружил затем в коробке передач тягача повреждение, которое не было еще замечено немцами, обслуживающими тягач».
    Остарбайтеры умеют еще из "всякой дряни" изготовить что-либо стоящее, например, из старых обручей сделать ложки, ножи и т.д. Из одной мастерской по изготовлению рогожи сообщают, что плетельные машины, давно нуждающи?еся в ремонте, с помощью примитивных средств были приведены остарбайтерами снова в действие. И это было сделано так хорошо, как будто этим занимался специалист.
    Из бросающегося в глаза большого числа студентов среди остарбайтеров немецкое население приходит к заключению, что уровень образования в Советском Союзе не такой уж низкий, как у нас часто это изображалось. Немецкие рабочие, которые имели возможность наблюдать техническое мастерство остарбайтеров на производстве, полагают, что в Германию, по всей вероятности, попадают не самые лучшие из русских, так как большевики своих наиболее квалифицированных рабочих с крупных предприятий направили за Урал. Во всем этом многие немцы находят определенное объяснение тому неслыханному количеству вооружения у противника, о котором нам стали сообщать в ходе войны на востоке. Уже само большое число хорошего и сложного оружия свидетельствует о наличии квалифицированных инженеров и специалистов. Люди, которые привели Советский Союз к таким достижениям в военном производстве, должны обладать несомненным техническим мастерством.
    Неграмотность и наблюдаемый уровень образования
    Раньше широкие круги немецкого населения придерживались мнения, что в Советском Союзе людей отличает неграмотность и низкий уровень образования. Использование остарбайтеров породило теперь противоречия, которые часто приводили немцев в замешательство. Так, во всех докладах с мест утверждается, что неграмотные составляют совсем небольшой процент. В письме одного дипломированного инженера, который руководил фабрикой на Украине, например, сообщалось, что на его предприятии из 1800 сотрудников только трое были неграмотными (г. Райхенберг).
    «По мнению многих немцев, нынешнее советское школьное образование значительно лучше, чем было во времена царизма. Сравнение мастерства русских и немецких сельскохозяйственных рабочих зачастую оказывается в пользу советских» (г. Штеттин).
    ...
    Благодаря такого рода наблюдениям, о которых сообщается в докладах с мест, представления о Советском Союзе и его людях сильно изменились. Все эти единичные наблюдения, которые воспринимаются как противоречащие прежней пропаганде, порождают много раздумий. Там, где антибольшевистская пропаганда продолжала действовать с помощью старых и известных аргументов, она уже больше не вызывала интереса и веры, как это было перед началом и в первый период германо-советской войны.

    И еще одна мысль напоследок. Немцы были врагами русских, и находились под влиянием нацистских идей, но под напором фактов, не вписывающихся в их картину мира, они признавали ошибочность своих представлений. Так вот, некоторые из антисоветчиков, с которыми я сталкивался, проявляли себя хуже немцев: какие факты не приводи, все равно в ответ получишь ничего, кроме грязи.

  11. #751
    F74
    F74 вне форума
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    23.05.2007
    Сообщений
    367

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Let_nab Посмотреть сообщение
    Вот так пёрднет кто-то, а другой вонь продолжает нести... Смешно по поводу "....у немцев всеобщая грамотность..., а у нас среди призывников были неграмотные"...
    Чё на призывном пункте в 1941 работал!?
    Тут только могу вставить свежий хэш от Лаврова #дебилы б***
    Почитай, военком, записки от "всеобщеграмотных"!

    И еще одна мысль напоследок. Немцы были врагами русских, и находились под влиянием нацистских идей, но под напором фактов, не вписывающихся в их картину мира, они признавали ошибочность своих представлений. Так вот, некоторые из антисоветчиков, с которыми я сталкивался, проявляли себя хуже немцев: какие факты не приводи, все равно в ответ получишь ничего, кроме грязи.
    Ну давайте посмотрим.

    Ъ-Наука - 1941-й: некоторые причины катастрофы российской армии

    Если умение написать свою фамилию и среднее образование- это одно и то же - я что-то не понимаю в этой жизни.


    Ну а есть желание записать меня в антисоветчики- записывайте. Мне пофигу, честно говоря.
    Последний раз редактировалось F74; 19.08.2015 в 21:39.

  12. #752
    Старожил Ветеран Аватар для KURYER
    Регистрация
    13.09.2015
    Сообщений
    1,149

    По умолчанию

    Осиротевший мальчик, которого усыновил авиаполк пишет на бомбах «За маму, за папу!» Великая Отечественная Война
    photo.jpg
    Fencer likes this.

  13. #753
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    Встретилось : "Лекция Михаила Тимина "22 июня 1941 года. Сражение за небо" ."



    Продублирую , на всяк случай :

    "ВНИМАНИЕ! Смена домена форума на vif2ne.org, обновите букмарки

    В связи с тем, что владеющий доменом vif2ne.ru участник Сообщества tevolga решил заняться шантажом Администрации (независимо от повода, шантаж это плохо), было принято решение перенести форум на домен vif2ne.org. По vif2ne.ru все работает, но дальнейшая судьба домена будет решаться его владельцем.

    Пожалуйста, обновите букмарки. Ссылки будут выглядеть примерно так: https://www.vif2ne.org/nvk/forum/2/0.htm При глюках советы традиционные - почистить кеш, заново применить настройки участника.

    С уважением, Алексей Исаев"

    https://www.vif2ne.org/nvk/forum/2/co/2738263.htm

    Соотв.форум про авиацию :

    https://vif2ne.org/nvi/forum/4/0.htm
    Последний раз редактировалось OKA; 19.10.2015 в 20:16.
    Fencer likes this.

  14. #754
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    "В Калужской области со дна реки подняли дальний бомбардировщик Ер-2 времен Великой Отечественной войны, принимавший участие в бомбардировке Берлина.

    Уникальность находки заключается в том, что самолет Ер-2 является редким: всего за годы войны было построено только 462 машины. При этом поисковикам удалось поднять со дна часть хвостового оперения с ботовым номером, что позволило определить принадлежность бомбардировщика. Так, удалось найти информацию об экипаже самолета.

    «7 октября 1941 года на самолете Ер-2 вылетел экипаж в составе Николая Хорпякова, Валентина Толоконникова, Ивана Окуста и Семена Денисенко. С задания они не вернулись», - сообщил зампредседателя поискового объединения «Военный историк» Лев Марченков.

    Вылетел самолет, предположительно, из Иваново. Дальнему бомбардировщику, который два месяца до этого совершал налеты на Берлин, в этот раз было дано задание атаковать немецкие колонны на переправе через Угру.

    Стоит отметить, что в начале войны самолеты Ер-2 и Ил-4 из-за отсутствия необходимой авиатехники использовались не по назначению, для штурмовки колонн, зачастую без прикрытия, что вело к большим потерям.

    Пилот Николай Хорпяков родом из Ростова-на-Дону был мобилизован из гражданской авиации и даже не успел получить звания. Единственным кадровым офицером на борту этого ЕР-2 был штурман – старший лейтенант Валентин Толоконников.

    Троих бойцов местные жители похоронили на берегу реки. Тело четвертого до сих пор не найдено. Информация о погибших пилотах будет передана их родственникам.

    ЕР-2 (ДБ-240) — дальний бомбардировщик, спроектированный в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева. Является развитием пассажирского самолета «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ авиаконструктором Р. Л. Бартини. Опытный ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года, а серийное производство начато в октябре 1940 года. Самолет принимал участие в налетах на Берлин, совершенных советской авиацией с 7 августа по 5 сентября 1941 года. "

    Легендарный Ер-2, бомбивший Берлин, найден под Калугой - Телеканал «Звезда»

    xw_1270120.jpg

    Поисковики подняли со дна Угры обломки советского бомбардировщика ЕР-2

    https://regnum.ru/news/society/2147686.html

    https://vif2ne.org/nvi/forum/0/co/167215.htm

    Обсуждение :

    • Просмотр темы - Ер-2 420 ап дд 07.10.1941г. река Угра Калужская область.
    Fencer likes this.

  15. #755
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    "Ровно 75 лет назад, 4 июля 1941 года, началось создание входивших в систему ПВО Москвы световых прожекторных полей в районе Можайска — на наиболее вероятном направлении полета германской авиации к Москве. «Газета.Ru» публикует рассекреченные данные из военных архивов о частях и соединениях, отразивших в июле 1941 года первый гитлеровский авианалет на столицу.

    Вопросы противовоздушной обороны важнейших административно-политических и промышленных центров государства, особенно столичного региона, всегда находились в центре внимания политического и военного руководства СССР. Благодаря напряженным усилиям страны и вооруженных сил в предвоенные годы была создана (а в последующем и значительно усилена) весьма эффективная система ПВО Москвы, которая выдержала суровый экзамен в июле 1941 года.

    «Газета.Ru» публикует рассекреченные данные из военных архивов об отразившем в июле 1941 года первый гитлеровский авианалет на столицу командном пункте ПВО Москвы, боевом, численном составе и укомплектованности 1-го корпуса ПВО, формах и способах борьбы с воздушным противником.

    К отражению удара оказались готовы

    В составе 1-го корпуса ПВО, предназначенного для обороны столицы СССР города Москвы, по состоянию на 1 июня 1941 года имелось: шесть зенитных артиллерийских полков (зенап) среднего калибра (СК), один зенитно-пулеметный полк, два зенитно-прожекторных полка, два полка аэростатов заграждения (АЗ), два полка воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), отдельный радиобатальон ВНОС, отдельный батальон связи, одна авиационная эскадрилья, отдельный авиационный отряд, узел связи. Зенапы, входившие в состав корпуса, имели в своем составе по пять дивизионов среднего калибра (по пять батарей в каждом дивизионе (четыре зенитные пушки в батарее), дивизион малого калибра (три батареи), прожекторный батальон (пять рот) и парковую батарею.

    Основное вооружение полка включало сто 85-мм зенитных пушек, 12 зенитных пушек калибра 37 мм, 25 зенитных пулеметов калибра 12,7 мм, 30 станций «Прожзвук», 30 прожекторных станций 3-15-4Б. Зенитно-пулеметный полк имел на вооружении 81 счетверенную установку калибра 7,62 мм. Зенитно-прожекторные полки включали три прожекторных батальона, по три роты в каждом. Рота включала четыре прожекторных взвода и взвод связи. По штату в полку было 36 станций «Прожзвук» и 108 станций 3-15-4Б. Станция-искатель «Прожзвук» представляла собой звукоулавливатель ЗТ-5, который был смонтирован на трехосном автомобиле ЗиС-6. Работа станции-искателя синхронизировалась через специальный пост управления с прожекторной станцией 3-15-4.

    Полки аэростатов заграждения имели по два дивизиона, где предусматривалось 216 постов.

    Полки ВНОС включали по четыре батальона. В каждом полку предусматривалось развертывание 304 постов. В состав радиобатальона ВНОС входили две радиолокационные станции РУС-1 и одна станция РУС-2. Основным видом связи, при помощи которой осуществлялось управление частями ПВО Москвы, являлась проводная телефонная связь. Радиосвязь применялась в основном в истребительной авиации и службе ВНОС. Всего на вооружении частей и подразделений корпуса имелось 372 85-мм зенитные пушки, 176 зенитных пушек калибра 76 мм, 28 зенитных пушек (37 мм), 100 зенитных пулеметов, 318 зенитных прожекторов, 68 аэростатов заграждения.

    По штату в войсках корпуса насчитывалось 21 тыс. 402 военнослужащих, из них 2 тыс. 433 офицера, 4 тыс. 974 сержанта, 13 тыс. 995 солдат.

    Строительство командного пункта ПВО Москвы началось 7 апреля 1934 года и осуществлялось силами московского Метростроя. 1 сентября 1937 года работы были завершены и командный пункт был принят правительственной комиссией 20 декабря.

    Строительство нового командного пункта велось под легендой строительства «трансформаторной подстанции №20». Командный пункт находился на глубине 50 м и представлял собой двухэтажное помещение прямоугольной формы. С правой стороны этого прямоугольного помещения был расположен коридор, который проходил от лифта, ведущего в наземное сооружение, до запасного выхода на станцию метро «Кировская». Слева от коридора размещались рабочие комнаты лиц боевого расчета.

    Боевой расчет мог находиться на рабочих местах продолжительное время. Были предусмотрены помещения вспомогательного назначения: для отдыха, буфет, душевая, перевязочная, для связных, туалет и другие.

    Для технического оборудования командного пункта предназначались специальные помещения, где размещались фильтровая, силовая и вентиляционные установки, аккумуляторная, коммутаторная для автоматики. Командный пункт был оборудован всеми необходимыми системами жизнеобеспечения: приточной и вытяжной вентиляцией, водоснабжением, освещением (в том числе аварийным), отоплением, канализацией и дренажом. Таким образом,
    командный пункт 1-го корпуса ПВО на тот период времени являлся самым совершенным техническим сооружением в системе пунктов управления войсками в стране. Он отвечал всем требованиям, предъявляемым к объектам такого рода, и обеспечивал управление войсками в условиях длительных налетов авиации противника.

    Технические решения, заложенные еще в предвоенные годы, будут актуальны и востребованы вплоть до 80-х годов. Впоследствии опыт сооружения командного пункта 1-го корпуса ПВО будет использован при сооружении всех пунктов управления в Вооруженных силах страны.

    В связи с формированием 1-го корпуса ПВО (в 1938 году), а также завершением оборудования защищенного КП ПВО Москвы руководством страны было принято решение о строительстве нового здания для управления 1-го корпуса ПВО. Место было выбрано оригинально — на площадке, которая находилась над КП ПВО по адресу ул. Кирова, 33 (ныне — ул. Мясницкая).

    В середине июня 1941 года, буквально за несколько дней до начала войны, в только что построенном новом здании были размещены управления Московской зоны ПВО и 1-го корпуса ПВО. Необходимо отметить, что и последующие органы управления ПВО Москвы и Центрального промышленного района вплоть до середины 2009 года размещались именно в этом поистине легендарном здании.

    К 15 июля 1941 года формируется 6-й истребительно-авиационный корпус (ИАК). В оперативном отношении корпус подчинялся командиру 1-го корпуса ПВО. Управление 6-го ИАК также было размещено в новом здании на ул. Кирова, 33. В составе 6-го ИАК имелось одиннадцать истребительно-авиационных полков, на вооружении которых (по состоянию на 1 мая 1941 года) по штату имелось 585 боевых самолетов: 170 МиГ-3, 75 ЛаГГ-3, 95 Як-1, 200 И-16, 45 И-153. Каждый ИАП включал четыре эскадрильи, всего 63 боевых самолета. К началу войны в истребительно-авиационных полках имелось 387 боеготовых экипажей, из них 175 экипажей имели самолеты Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, остальные 212 — самолеты И-16 и И-153.

    Истребительно-авиационные полки располагались на аэродромах вокруг Москвы в радиусе 100–120 км, преимущественно на северо-западном, западном и юго-западном направлениях.

    В основе ПВО Москвы лежал принцип круговой эшелонированной обороны с усилением западного и южного направлений. Система зенитного огня предусматривала создание наибольшей плотности непосредственно вокруг Москвы и глубины зоны, позволяющей держать авиацию противника под огневым воздействием до ее подхода к рубежам бомбометания. Зенитная артиллерия малого калибра и зенитные пулеметы предназначались для непосредственного прикрытия объектов обороны — Кремля, важных административных зданий, вокзалов, электростанций, позиций подразделений противовоздушной обороны. Зенитно-прожекторные батальоны зенитно-артиллерийских полков использовались в первую очередь в интересах самих полков. Интервалы между такими подразделениями составляли 4–6 км, передний край световой зоны на 6–7 км выходил за границу огня зенитной артиллерии. Зенитно-прожекторные полки должны были создавать световые прожекторные поля для обеспечения боевых действий авиации ночью.

    Из-за ограниченного количества зенитных прожекторов было развернуто шесть световых полей на наиболее вероятных маршрутах полета вражеской авиации.

    При этом предполагалось, что самолеты противника, освещенные в световых полях зон воздействия истребительной авиации и прошедшие без ее воздействия, будут передаваться освещенными в световую зону зенитно-прожекторных батальонов зенитно-артиллерийских полков.

    Система наблюдательных постов ВНОС Московской зоны ПВО была организована в несколько круговых поясов вокруг столицы. Посты располагались на расстоянии около 10 км, тем самым исключив пролет авиации без ее обнаружения. Всего было организовано три-пять полос: первая на расстоянии 15–20 км от центра города, последующие с интервалом 20–25 км. Дальние полосы постов были организованы на удалении 100–150 и 200–250 км от города. Необходимо учесть и то, что на всех позициях зенитной артиллерии всех калибров располагались свои посты наблюдения. В черте города посты наблюдения располагались, как правило, на крышах высотных домов. Кроме того, в систему постов ВНОС были включены радиолокационные станции, позиции которых, как правило, совмещались.

    Несмотря на принимаемые меры, 24 июня 1941 года были вскрыты серьезные недостатки в вопросах взаимодействия между силами и средствами ПВО и ВВС.

    В районе полуночи на командный пункт Московской зоны ПВО с постов ВНОС стали поступать доклады о полете в направлении столицы большой группы самолетов. Силы и средства ПВО были приведены в готовность номер один. При подходе бомбардировщиков к рубежам перехвата сначала воздушный бой начала истребительная авиация 6-го ИАК, затем в бой вступила зенитная артиллерия 1-го корпуса ПВО.
    Бой продолжался около часа — сбили четыре самолета. Оказалось, что это были свои самолеты, возвращавшиеся с боевого вылета.

    Личный состав ВНОС, не имея достаточной практики в опознавании самолетов в ночное время, принял летящие самолеты за бомбардировщики противника. Негативную роль в данной ситуации сыграли доклады от различных инстанций ВВС о том, что в данном районе наших самолетов нет. Разбор этого инцидента проводил лично Иосиф Сталин.

    Примечательно то, что 21 июля 1941 года, за несколько часов до первого налета на Москву, под руководством начальника Красной армии генерала армии Георгия Жукова на картах было проведено командно-штабное учение по теме «Ведение боевых действий Московской зоны ПВО при отражении массированного удара авиации противника в дневное время». В нем задействовали оперативные группы штабов 1-го корпуса ПВО и 6-го ИАК. Учение длилось с 17.00 до 20.00. Жуков дал в целом положительную оценку проведенной тренировке и поручил на следующий день подготовить учение по организации боевых действий при отражении массированного удара авиации в ночных условиях.

    Первый налет

    В середине июля 1941 года в рамках общего плана наступления в глубь советской территории гитлеровское командование специально рассмотрело вопрос о подготовке и проведении массированных налетов авиации на Москву. В приказе от 8 июля

    Гитлер потребовал массированными налетами разрушить Москву и сровнять ее с землей.

    Цель первых воздушных бомбардировок Москвы была сформулирована им 14 июля: «Нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата». В директиве №33 от 19 июля 1941 года, определявшей дальнейший план ведения войны на востоке, Гитлер вновь потребовал развернуть воздушное наступление на Москву. Немецко-фашистское командование в соответствии с этими требованиями создало специальную авиационную группировку из состава лучших эскадр ВВС для бомбардировки Москвы. В ее состав вошли 3-я, 28-я и 54-я бомбардировочные эскадры, 53-я бомбардировочная эскадра «Легион Кондор», 55-я бомбардировочная эскадра особого назначения «Гриф» и 100-я бомбардировочная группа. При этом 22-я и 55-я эскадры придавались 2-му воздушному флоту, на командование которого возлагалось руководство всей авиацией, предназначенной для бомбардировки Москвы. Многие из этих эскадр раньше принимали активное участие в нанесении воздушных ударов по городам республиканской Испании, Польши, Франции, Англии, Югославии и Греции.

    К середине июля авиационная группировка противника имела более 300 бомбардировщиков новейших типов — Хейнкель-111, Юнкерс-88, Дорнье-215. Они чаще всего и участвовали в налетах на Москву.

    Экипажи эскадр были укомплектованы опытными летчиками и штурманами, хорошо подготовленными к длительным ночным полетам. Многие из командиров воздушных кораблей были в звании полковника. Почти каждый член экипажа имел награды, в том числе и железные кресты, полученные за бомбардировку городов Западной Европы. Взлет бомбардировщиков для последующего нанесения массированного удара по Москве осуществлялся с аэродромов из районов Бреста, Барановичей, Бобруйска и Минска. Оперативное построение авиации в ударе — четыре эшелона с интервалом 30–40 минут. В первом эшелоне действовало около 70 самолетов. Основные группы самолетов действовали с северо-западного, западного и юго-западного направлений. Высота полета самолетов составляла около 2000 м. Для взаимодействия в ходе полета и нанесения ударов по объектам экипажи самолетов использовали радиомаяки и световые сигналы. Относительно малая высота полета самолетов противника свидетельствует о недооценке системы ПВО Москвы и уверенности в безнаказанности своих действий, что облегчило силам и средствам ПВО борьбу с самолетами противника.

    Уже в 22.00 мск 21 июля 1941 года командиру 1-го корпуса ПВО генерал-майору артиллерии Даниилу Журавлеву поступил доклад об обнаружении самолетов противника. Сначала начала поступать информация о полете больших групп бомбардировщиков в направлении столицы с линии наблюдательных постов Рославль — Смоленск, затем радиолокационная станция РУС-2 (Можайск) подтвердила полет более двухсот самолетов на Москву.

    После объявления воздушной тревоги на командный пункт прибыл Сталин. По свидетельству очевидцев, в его поведении чувствовалось внутреннее напряжение, однако он абсолютно не вмешивался в действия тех, кто руководил отражением первого налета. Продолжительность массированного удара составила около пяти часов.

    В ходе боевых действий авиация 6-го ИАК совершила 173 самолето-вылета, провела 25 воздушных боев и сбила 12 бомбардировщиков. Зенитная артиллерия и зенитные пулеметы израсходовали 16 тыс. 201 снаряд СК и 13 тыс. 280 снарядов МК, около 130 тыс. патронов и сбили 10 самолетов противника.

    Многие бомбардировщики, получив повреждения, отклонялись от боевого курса. К столице прорвались лишь отдельные самолеты. Всего самолетам противника удалось сбросить около 100 т фугасных бомб и около 45 тыс. зажигательных бомб. Применение зажигательных бомб в первую очередь обусловливалось наличием в столице множества деревянных зданий и строений.

    В результате налета пострадали 792 человека (130 убито, 241 тяжело ранен, 421 получил легкие ранения), разрушено 37 зданий, возникли 1166 очагов пожаров, повреждено два водопровода, разбито до 100 километров железнодорожных путей и 19 вагонов с грузом. Несколько бомб упало на территорию Кремля.

    В своем донесении комендант Московского Кремля на имя наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии указал, что на охраняемые объекты в течение 5,5 часа налета самолеты противника сбросили две фугасные бомбы (одна не взорвалась, вторая не причинила вреда) и девять зажигательных бомб (две не сработали, остальные не причинили вреда).

    Оценку действий сил и средств ПВО столицы во время отражения первого массированного налета Сталин дал в своем приказе №241 от 22 июля 1941 года — за проявленное мужество и умение в отражении налета вражеской авиации всему личному составу объявлена благодарность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1941 года 83 военнослужащих были награждены орденами и медалями.

    Это был первый приказ народного комиссара обороны СССР с объявлением личному составу благодарности. Аналогичные приказы стали регулярными только с 1943 года.

    При отражении ударов воздушного противника части зенитной артиллерии (ЗА) применяли в основном заградительный огонь. Подобный вид стрельбы требовал расхода большого количества боеприпасов, так как требовалось создание стены огня на большом пространстве по фронту, высоте и глубине. За первое полугодие подразделениями ЗА было израсходовано 741 тыс. снарядов среднего калибра. Из этого количества только 26 тыс. снарядов было израсходовано на стрельбу непосредственно по самолетам противника, остальные были израсходованы на заградительный огонь.

    К 19 августа 1941 года вокруг Москвы было создано сплошное кольцо световых прожекторных полей, что значительно повышало эффективность боевых действий истребительной авиации в ночных условия. Наиболее продолжительные налеты на Москву были осуществлены с 24 на 25 сентября (5 часов 42 минуты) и со 2 на 3 октября (5 часов 30 минут). Остальные налеты длились от одного до трех часов. Всего на Москву было совершено 134 массированных налета, в которых участвовало 8595 самолетов противника. Из них к объектам города прорвалось всего 242 самолета, или 2,88 процента от общего количества участвующих в налетах.

    В докладной наркому внутренних дел Берии от 24 ноября 1941 года указывалось, что с начала первого налета всего на город было сброшено 1521 фугасная и 56 тыс. 620 зажигательных бомб.

    В результате воздушных ударов погибли 1327 человек, 1931 ранен, уничтожено 402 жилых здания, разрушены объекты на 22 промышленных предприятиях. Такие относительно незначительные потери и ущерб (в сравнении с результатами налетов, к примеру, на Лондон и Варшаву) стали результатом постоянных налетов и бомбардировок почти за полгода.

    Очевидно, что германское руководство ожидало совсем другого."


    «Газета.Ru» публикует рассекреченные данные о первом налете ВВС Германии на Москву в июле 1941 года - Газета.Ru


    Про аэростатчиц :

    http://psina-zloj.livejournal.com/1069.html

    http://psina-zloj.livejournal.com/15218.html
    Последний раз редактировалось OKA; 04.07.2016 в 22:59.
    Fencer likes this.

  16. #756
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    "Останки советских летчиков с воинскими почестями захоронили в Чехии

    В чешском городе Глучин Моравско-Силезского края на кладбище красноармейцев с воинскими почестями захоронены останки двух советских летчиков - Григория Рогачко и Евгения Слюсаренко.

    Данное захоронение является одним из крупнейших захоронений советских воинов на территории Чехии: в расположенных там братских могилах покоится прах 3895 красноармейцев.

    Ранее летчики считались пропавшими без вести.

    В августе 2015 года чешским поисковикам удалось обнаружить место падения советского истребителя ЯК-9 (серийный номер 5315374), который упал 15 апреля 1945 года в городе Забрег у Глучина. В его обломках спустя 70 лет были обнаружены останки 25-летнего пилота гвардии лейтенанта Евгения Ивановича Слюсаренко. Советский истребитель и пилот были идентифицированы благодаря найденному серийному номеру двигателя самолета и сохранившимся архивным документам из ЦАМО Российской Федерации.

    А уже в сентябре 2015 года в деревне Петровице-у-Карвине были найдены и подняты обломки другого советского истребителя американского производства Bell P-39 Q-25 Airacobra (серийный номер 44-32665), который был сбит немецкой зенитной артиллерией и упал в болотах возле железной дороги более 70 лет назад.

    Американский истребитель, доставленный из США в СССР в годы Второй мировой войны по договору займа и лизинга (так называемый «ленд – лиз») был сбит 13 апреля 1945 года. Из российских архивных документов стало известно, что погибший – 27-летний советский летчик лейтенант Григорий Сергеевич Рогачко – штурман и заместитель командира эскадрильи 268 истребительного полка 310-й истребительной авиационной дивизии ПВО. На месте крушения кроме фрагментов самолета, были найдены фрагменты личных вещей и останки летчика.

    Самолет Bell P-39 Aircobra представляет собой редкую и технически уникальную конструкцию, с двигателем, установленным в пространстве позади пилота, пневматической пушкой М-4 калибра 37 мм и двумя пулеметами Браунинга калибра 12,7 мм.

    Согласно архивным документам гвардии лейтенант Евгений Иванович Слюсаренко, родился в Киеве в 1920 г., был призван Петровским РВК в 1939 г., а старший лейтенант Григорий Сергеевич Рогачко из деревни Гродовка, Донецкой области, 1918 г.р.

    Церемония прошла с участием почетного караула и членов клуба военной истории, которые в форме красноармейцев периода Великой Отечественной войны возложили венки к месту захоронения.

    Имена пилотов удалось установить благодаря сохранившимся архивным документам и антропологической экспертизе, проведенной при участии Представительства Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Чешской Республике.

    «Сегодня мы прощаемся не с безвестными героями: благодаря усиленной поисковой работе, многие люди в Моравии и Силезии теперь знают их имена и подвиг, который они совершили. Таким образом, за сухой фразой «Не вернулся с боевого вылета» нам открылись целые человеческие судьбы», — отметил в своем выступлении Почетный консул Российской Федерации в Остраве Алеш Зедник.

    В церемонии захоронения приняли участие Генеральный Консул Российской Федерации в Брно А.Н. Будаев, Почетный консул России в Остраве А. Зедник, староста г. Глучин П. Пашек, военный и военно-воздушный атташе Российской Федерации в Чешской Республике И.В. Щепин, руководитель Представительства Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Чешской Республики В.В. Коннов, представители русской диаспоры и русской православной церкви, а также представители чешских ветеранских и общественных организаций..."

    Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

    http://function.mil.ru/news_page/cou...2094222@egNews
    Fencer likes this.

  17. #757
    Новичок Форумчанин
    Регистрация
    27.12.2011
    Сообщений
    24

    По умолчанию

    Надо понимать ,что генконсул по буеракам ходил, разыскивая остатки самолетов,почетный консул,по-нечетным в ЦАМО номера сличал,ну а уж САМ -атташе ВВС В ОБД героев отыскал.Картина маслом."Один с плошкой,семеро с ложкой"

  18. #758
    OKA
    OKA вне форума
    Старожил Ветеран Аватар для OKA
    Регистрация
    10.01.2013
    Сообщений
    10,000

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от ivanovodessa Посмотреть сообщение
    Надо понимать ,что генконсул по буеракам ходил, разыскивая остатки самолетов,почетный консул,по-нечетным в ЦАМО номера сличал,ну а уж САМ -атташе ВВС В ОБД героев отыскал.Картина маслом."Один с плошкой,семеро с ложкой"
    Нашли чешские поисковики, в церемонии захоронения приняли участие должностные лица, как положено. Что тут надо понимать? Что не так?
    Где-то сносят памятники советским солдатам, где-то их устанавливают.

    img_1892-550.jpg img_1899-550.jpg img_1917-550.jpg

    http://function.mil.ru/news_page/cou...2094222@egNews


    Пример нормального отношения к захоронениям :

    "МОСКВА, 26 авг — РИА Новости. Военные поисковики из России и военнослужащие Бундесвера завершили совместную работу по благоустройству захоронений советских и немецких солдат времен Великой Отечественной войны на территории Германии, сообщил в пятницу начальник управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Владимир Попов.

    Российские военнослужащие находились в Германии по приглашению немецкой стороны. Совместные работы проводились 15-26 августа.

    "Военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа и Бундесвера завершили совместные работы по благоустройству могил советских и немецких военнослужащих на территории Германии. В Лебусе военнослужащие РФ и Германии приняли участие в церемонии захоронения останков 38 советских солдат, погибших в последние месяцы Великой Отечественной войны и обнаруженных в ходе поисковых, а также строительных работ на территории земли Бранденбург в 2015-2016 годах", — сказал Попов.

    Он добавил, что российские и немецкие военнослужащие также приняли участие в церемонии захоронения на немецком солдатском кладбище Хальбе останков более 70 немецких солдат, погибших в апрельских боях 1945 года. Кроме того, военнослужащие двух стран выполнили работы по благоустройству воинских захоронений и возложили венки на советских воинских захоронениях в Потсдаме, в Райтвайне, в Трептов-парке, на мемориале "Зееловские высоты".

    "На 2017 год планируются совместные мероприятия с военнослужащими бундесвера на территории России. Приглашение от российской стороны будет подготовлено и направлено немецкой стороне установленным порядком осенью этого года. На лето 2017 года запланирован выезд российско-германской рекогносцировочной группы в города Псков и Остров Псковской области для подготовки совместных поисковых работ на землях Минобороны России", — подчеркнул Попов.

    Советское воинское кладбище в Лебусе с 1994 года является центральным воинским захоронением, использующимся для погребения советских солдат, погибших в ходе Второй мировой войны на территории земли Бранденбург и обнаруживаемых по сей день. К настоящему времени на кладбище площадью более 7 тысяч квадратных метров захоронено около 5 тысяч известных и неизвестных красноармейцев."

    https://ria.ru/krd/20160826/1475326075.html

    Ну а в местах скопления "скакальцев" отношение , надо понимать , другое.
    Последний раз редактировалось OKA; 30.08.2016 в 22:54.
    Fencer likes this.

  19. #759
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    10,541

    По умолчанию

    Много исторического материала по Гвардейскому Братиславскому авиационному полку https://ok.ru/group55875398467627/photos

  20. #760
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    10,541

    По умолчанию

    19-е Передвижные Авиаремонтные Мастерские https://ok.ru/group/50677426946268

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •