Уважаемый Волконовский Александр!

>>Признаёте ли Вы, что Чкалов первым поднял в воздух перечисленные ниже самолёты:
И-15 (ЦКБ-3) – октябрь 1933 г.
И-16 (ЦКБ-12) – 30 декабря 1933 г.
И-17 (ЦКБ-15) – 2-я пол. 1934 г.
И-17бис (ЦКБ-19) – 16 сентября 1935 г.
ВИТ-1 (МПИ-1) – 14 октября 1937 г.
ВИТ-2 2М-103 – 11 мая 1938 г.
И-180 – 15 декабря 1938 г. (в этом полёте Чкалов погиб).
Иначе говоря, практически все самолёты Поликарпова, созданные в период с 1933 по 1938 год. Исключение – лёгкий бомбардировщик «Иванов» (первый полёт 3 августа 1938 г., лётчик Т. Сузи).
Признаёте Вы это или нет?

Второе исключение И-153 – А.И. Жуков. Третье, И-190 – А.И. Жуков. Четвёртое, И-17 (первый вылет повторно) – Попов.
На 7 самолётов – 4 исключения. Многовато для исключений.

Александр! Какой-то маленький у вас список! Всего семь самолётов. Это несерьёзно!
Вот О.Э. Чкалова, например, утверждает, что «АНТ-25 – детище Центрального аэрогидродинамического института – шестьдесят шестая по счёту модель, испытанная Валерием Павловичем» (О.Э. Чкалова «Жизнь Валерия Чкалова» - М.: «Детская литература», 1979, тираж 75000 экз., стр. 82). Чего мелочиться?!

Вернёмся к дискуссии.

Признаёте ли? Странный вопрос. Это же факты. Как можно их не признавать?
Вопрос то не в том, признаю я это, или не признаю.
Вопрос в том, достаточно ли этого перечня, чтобы признать В.П. Чкалова самым выдающимся лётчиком-испытателем СССР, лётчиком-испытателем №1?

Давайте начнём с определения, что является главными задачами лётчика-испытателя. Этих задач – две.
Первая – помочь конструкторам довести конструкцию самолёта до идеальных кондиций, для чего лётчик-испытатель должен разбираться в аэродинамике самолёта, его конструкции, конструкции двигателя, сопромате и во многом ином. Без всего этого он не сможет объяснить конструктору те явления, с которыми сталкивается в полёте на новой машине.
С этой задачей В.П. Чкалов не справлялся.
Его отчислили из НИИ ВВС по профнепригодности: «Опыта по испытанию самолётов недостаточно, и в этой части над собой работает мало… Вести исследовательскую работу не может, и в этой области над собой не работает» (из личного дела).
Во время его работы на заводе, сотрудники конструкторского бюро тоже были неудовлетворенны его работой. Высказывание на эту тему я проводил.

Нет, есть, конечно, товарищи, которые утверждают, что В.П. Чкалов чуть ли не сам конструировал самолёты и учил Н.Н. Поликарпова уму-разуму: «Чкалов полюбил завод, прирос к нему сердцем. Он принимал участие в создании самолёта на всех этапах – от первых не очень чётких набросков на листе ватмана до последней заклёпки в фюзеляже» (О.Э. Чкалова «Жизнь Валерия Чкалова» - М.: «Детская литература», 1979, тираж 75000 экз., стр. 46).
«Чкалов писал, что работа лётчика-испытателя начинается задолго до полёта. Он знакомится со всеми стадиями создания нового самолёта, он следит за изготовлением всех деталей, проверяет работу отдельных, уже готовых механизмов. Конструктор ждёт от лётчика-испытателя правильно поставленного диагноза… Необходимы знания и законов механики, и сопротивления материалов и многого, многого другого… Валерий Павлович переодевался, давал указания ведущему инженеру, механикам, мотористам, потом крепко обнимал Поликарпова и передавал самые тонкие наблюдения над поведением его детища в воздушном океане» (Фотоальбом «В.П. ЧКАЛОВ» - М: Издательство «Планета», 1984, тираж 20000 экз. Составители, авторы вступительных статей и комментариев ЧКАЛОВА ОЛЬГА ЭРАЗМОВНА, ЧКАЛОВ ИГОРЬ ВАЛЕРЬЕВИЧ, стр. 65-66).
«Чкалов был активным участником создания новых самолётов. Его замечания о поведении самолёта в полёте при выполнении фигур высшего пилотажа служили путеводной нитью для конструктора и всего коллектива завода, строящих новую машину.
Чкалов был ТВОРЦОМ НОВЫХ САМОЛЁТОВ, другом, советчиком, помощником и ВДОХНОВИТЕЛЕМ КОНСТРУКТОРОВ И ИНЖЕНЕРОВ. Вернувшись после испытательного полёта ОН СМЕЛО КРИТИКОВАЛ КОНСТРУКТОРА» (полковник А. Ордин. «Великий лётчик нашего времени Валерий Павлович Чкалов» - М.: изд-во «Правда», 1949, тираж 80000 экз., стр. 8)
«Он не только испытывал новые машины, но и вместе с конструкторами участвовал в их создании. Он следил за постройкой новых машин, вникал в каждую деталь, высказывал свои соображения, а затем совершал на опытных самолётах трудные и сложные полёты, изучая их поведение в воздухе.
Один из конструкторов вспоминает, как однажды Валерий Павлович, зайдя в конструкторское бюро, подошёл к столу, где лежали чертежи нового истребителя. Главный конструктор Н.Н. Поликарпов стал с ним советоваться, как расположить приборы, Валерий Павлович, кроме ряда конкретных замечаний, высказал следующую мысль: «Нужно обеспечить удобства для лётчика (какая мудрая мысль! Поликарпов до этого никогда бы не додумался! – А.С.), но при этом не следует упускать из виду, что в этом типе самолёта всё должно быть подчинено основному – скорости» (О.Э. Чкалова «Валерий Павлович Чкалов». Биографический очерк. См. сборник «В. Чкалов «Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи» - М.: изд-во ДОСААФ, 1954, тираж 50000 экз., стр. 17).

Безусловно, можно верить всем этим утверждениям. Но я предпочитаю верить самому В.П. Чкалову:
«…Работа лётчика-испытателя чрезвычайно сложна. Тут на «чутьё» не положишься. Нужно многое знать: и законы механики, и сопротивление материалов, и многое, многое другое. Автор этих строк чувствует себя ещё недостаточно компетентным во всех этих вопросах…» («Известия», 15 мая 1936. Статья «Испытатель»).

Как можно утверждать, что В.П. Чкалов выдающийся лётчик-испытатель, если он сам о себе писал, что к полноценной работе лётчика-испытателя не готов?

Вторая задача лётчика-испытателя: облетать машину, изучить её пилотажные особенности и составить инструкции для всех, кто будет садиться в кабину этой машины после него. Инструкции - итог работы лётчика-испытателя

Так вот. Ни одной инструкции, подписанной лётчиком-испытателем В.П. Чкаловым, в природе не существует. Искал не один я. А это значит, что ни одного испытания В.П. Чкалов в полном объёме так и не провёл! Ни одного!

Что такое лётчик Чкалов, в нескольких фразах сумел тактично сформулировать знаменитый «Батя»:
«Вечером Валерий зашёл ко мне. Он говорил, что ему очень хочется уйти из НИИ на какой-нибудь завод в качестве испытателя самолётов, мечтал, что работая там, он будет иметь возможность делать любые эксперименты.
Через некоторое время его перевели испытателем на завод. Встретив меня на аэродроме. Он радостно стал делиться своими впечатлениями о новой работе, о которой давно мечтал.
- Главное, - говорил Валерий, - здесь меня никто не сможет ограничить определённым количеством фигур. Я их буду делать столько, сколько захочу.
Словом он попал в свою стихию и был доволен, что для него нет больше рамок в пилотаже. Он говорил :
- Батя, лучшей работы, чем та, которую я выполняю, быть для меня не может» (И. АНТОШИН «Первые полёты в эскадрилье», см.: «Наш Чкалов». Сборник воспоминаний. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Составитель О.Э. Чкалова. Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969, тираж 65000 экз., стр. 50-51).

В.П. Чкалов – лётчик-спортсмен, пилотажник. Экстремал. Он и на бреющем летал, не потому, что «новые формы боя» отрабатывал, а потому что у земли страшнее, скорость сумасшедшую чувствуешь. Ничего ему в жизни иного и не нужно было. Родился он не вовремя. Ему надо было на полвека попозже на свет появиться. Был бы чемпионом мира по высшему пилотажу.
Нет, как ни крути, а лётчиком-испытателем №1 считать его никак нельзя.

Чем он лучше, скажем, того же Юмашева?

ЮМАШЕВ
Андрей Борисович - В 1927-1937 - лётчик-испытатель НИИ ВВС. Выполнил первый полёт и провёл испытания «Сталь-6» (1933). Провёл государственные испытания И-4 (1927), Р-3 (1928), И-3 (1928-1929), ТБ-1бис (1929-1930), Р-7 (1930), Р-6 (1931 ), ТБ-3 (1933), «Сталь-7» (1936-1937). В сентябре 1928 первым в стране осуществил парение на планере в термическом потоке, установил 2 всесоюзных планерных рекорда. Выполнил первый полёт и провёл испытания БОК-7 (1939). Участвовал в испытаниях БОК-15 (1940).
Участник советско-финляндской войны: в январе-марте 1940 - заместитель командира 85-го бомбардировочного авиационного полка; совершил более 10 боевых вылетов.
С марта по август 1941 - заместитель начальника ЛИИ по лётной части.
Участвовал в облёте УТ-2 на воздушной подушке, Г-28 «Кречет».

На сайте Test-pilot много биографий выложено. Одна другой достойнее.

И ещё. В вашем списке речь идёт о первых вылетах. За ними в рамках заводских испытаний следовало ещё много испытательных полётов. Так вот. По подсчётам В.П. Иванова, изучавшего отчёты о заводских испытаний самолётов Н.Н. Поликарпова, доля вклада В.П. Чкалова в эту работу не превышает 25%. Выполнив первый полёт, В.П. Чкалов клал себе в карман практически половину суммы, выделяемой на оплату заводских испытаний нового самолёта. А потом за копейки эту работу доделывали другие:
«Далее нашему коллективу становилось работать всё труднее, - вспоминал Д.Л. Томашевич. – В.П. Чкалов занялся рекордными перелётами. «Или грудь в крестах, или голова в кустах», - так выразил он свои стремления. На И-17 с новым шасси (ЦКБ-19) он сделал только первый полет, наиболее щедро оплачиваемый, а для прочих полётов предложил подобрать другого лётчика. Такого долго не находилось, так как «сливки» с самолёта уже были сняты. Пришлось разными путями оформить возможность сделать вторично «первый вылет» и тогда начал облётывать самолёт И-17 весьма опытный и квалифицированный лётчик ЦАГИ Попов. Всё это нервировало Николая Николаевича» (В.И. Иванов «Самолёты Поликарпова» - М.: РУСАВИА, 2004, стр. 277).