Меня, провиницального газетчика, с лета 2001 года интересует вынесенный в заголовок вопрос, на который я до сих не получил стопроцентно достоверный ответ, несмотря на личное знакомство 29 июля 2001 года с Геннадием Алексеевичем Савельевым, выпускником КАИ, бывшим директором Дубненского машиностроительного завода (перед Великой Отечественной - завод № 30 в рабочем посёлке Иваньково Кимрского района Калининской области).
Вот моя версия, которую я излагал с августа 2001 года в ряде тверских газет.
"В Калининской области, так же как и в Кемеровской, не было крупных самолетостроительных заводов. Тем не менее первый бомбовый удар по Бухаресту нанесла летающая лодка, собранная на малой родине Туполева. Правда, об этом мало кто знает даже в Тверской области. А ведь два небольших авиазавода в Кимрском районе могли бы превратиться в мощную базу советского гидросамолетостроения, если бы в 1941 году им не пришлось эвакуироваться.
…В октябре 1941 года столица Румынии, воюющей на стороне фашистской Германии, освещалась как в мирное время. Беспечный Антонеску напрочь игнорировал уроки, преподанные к тому времени властям Берлина советской и британской авиацией. И вот в ночь на 16 октября морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2 "Чайка" конструкции Туполева вылетел из Севастополя, имея целью Бухарест (а запасной - Констанцу). Экипажем летающей лодки командовал уроженец Кировоградской области Иван Моисеевич Сухомлин, который на этой же самой "Чайке" уже совершал ночные налеты на врага в районах Одессы, Херсона, Николаева, Констанцы, Сулина.
Первая бомба пошла нормально.Сделав несколько заходов на заранее намеченные цели, "Чайка" легла на обратный курс. Бомбежка произвела неизгладимое впечатление на клику Антонеску, даже турецкие газеты отметили результативность этого налета.
До последнего времени считалось, что честь создания этого грозного гидросамолета, выпущенного, по одним данным, в двух, по другим - в трех экземплярах, принадлежит таганрогскому авиазаводу. Общепризнанному факту противоречил, однако, забытый приказ первого наркома авиапромышленности Михаила Моисеевича Кагановича, родного брата всемогущего Лазаря Кагановича. Наркома сняли с должности в 1940 году, но 15 апреля предыдущего года он успел подписать приказ о запуске в производство в поселке Иваньково Кимрского района Калининской области мощного гидросамолета МТБ-2 ("Чайка", АНТ-44бис, АНТ-44Д), спроектированного в бюро А.Н. Туполева. Местом строительства завода стала промплощадка на левом берегу Волги, в двух километрах от гидроэлектростанции и плотины канала Москва-Волга.
Приказ Кагановича существенно менял представление о вкладе Кимрского района в победу. А инициатива создания завода в родном для себя Кимрском районе принадлежала, судя по одной из юбилейных телеграмм, самому Туполеву.
Инженер Андрей Туполев никогда не слыл дилетантом в гидросамолетостроении: любимый ученик Николая Егоровича Жуковского, он даже свою дипломную работу посвятил в 1918 году гидроплану. В марте 1935 года Туполеву поручили создать тяжелую летающую лодку. Первый вылет МТБ-2 состоялся 19 апреля 1937 года. Пилотировали лодку летчики Т.В. Рябенко и Д.Н. Ильинский.
Второй экземпляр МТБ-2 проектировали как амфибию, способную взлетать не только с моря, но и с суши; на ней предусматривалось подъемное шасси. Однако Туполеву не дали запустить бомбардировщик в серийное производство. И не потому даже, что вплоть до 1939 года военное руководство вело дискуссию о том, нужны ли вообще тяжелые гидросамолеты. (Такие машины сложно обслуживать на плаву: подвешивать бомбы, торпеды, следить за моторами, но зато им ни к чему аэродромы.).
Туполев не мог повлиять на исход дискуссии - с 21 октября 1937 года по 21 июля 1941 года по обвинению во вредительстве он отбывал срок в спецтюрьме ЦКБ-29 НКВД. За изготовлением амфибии следил прежний младший коллега Туполева - Александр Голубков.
Благодаря помощи бывшего директора Дубненского машиностроительного завода Геннадия Савельева нам удалось выяснить, что в 1939 - 1940 годах в Кимрском районе действительно собрали туполевскую амфибию АНТ-44бис. Ее склепали в Иванькове в филиале Савёловского завода № 30. (Директором завода в конце 1937 года был назначен военинженер 1-го ранга Иван Георгиевич Загайнов; с 1939 года по август 1940 года он возглавлял и иваньковский филиал, а затем возвратился в Таганрог.)
Иваньковскую "Чайку" изготовили точно в срок. Первый вылет амфибия сделала с суши, испытывал ее Рябенко. На Иваньковском водохранилище она проходила заводские испытания… И вскоре "Чайка" вошла в состав военно-воздушных сил Черноморского флота.
Но все же не было полной уверенности в том, что именно иваньковская "Чайка" бомбила Бухарест . Ситуация прояснилась лишь после того, как Валентина Коняхина, руководитель музея Казанского авиаинститута имени А.Н. Туполева, порекомендовала связаться с Владимиром Ригмантом, конструктором туполевской фирмы в Москве, что на улице Радио.
Он-то и рассеял последние сомнения, подтвердив, что "таганрогская" и "иваньковская" амфибии - это одна и та же "Чайка"! Секрет был в том, что детали для МТБ-2 начинали делать в Таганроге, а самолет из них собрали уже в Иванькове. МТБ-2 больше не изготавливали, но он стал точкой отсчета славной истории иваньковского авиазавода, ныне - машиностроительного завода в "ядерном" городе Дубне.
Есть некоторые основания считать, что иваньковцы приложили руку и к бомбардировке Берлина в 1941 году. В начале 1939 года на Таганрогском заводе № 31 имени Г. Димитрова был запущен в серию морской дальний разведчик Че-2 (МДР-6) конструкции Игоря Четверикова. Семнадцать этих удивительно красивых амфибий успели построить там до конца 1940 года, а затем конструкторское бюро Четверикова перевели в Иваньково.
Таганрожцы передали туда и задел деталей. Иваньковцам поставили задачу выпустить в 1941 году сотню Че-2. Сто не сто, но какое-то число самолетов Че-2 до эвакуации завода в октябре 1941 года выпустить удалось. Иваньковские Че-2 попадали, скорее всего, на Дальний Восток и на Балтику, возможно в 22-ю эскадрилью Филиппа Усачева, уроженца села Тасеево Красноярского края.
Здесь самое время вспомнить о разведывательных полетах комэска Усачева перед серией бомбовых ударов по Берлину в августе и сентябре 1941 года. Лучшей машины для разведки, чем Че-2, в распоряжении флота не имелось. С начала августа до восьмого числа Филипп Александрович каждую ночь отрывал Че-2 от водной поверхности бухты, где маскировался самолет, и уходил на запад, к вражеским берегам, ведя разведку ПВО и морских сил противника, выискивая более или менее безопасные коридоры в воздушном пространстве для пролета полка дальних бомбардировщиков ДБ-3ф с острова Сааремаа, а заодно сообщая метеорологическую обстановку. Его эскадрилья была готова оказать помощь экипажам бомбардировщиков при вынужденной посадке на воду. 20 апреля 1945 года за ратные подвиги Ф.А. Усачеву было присвоено звание Героя.
http://sh-kray.narod.ru/arhive/2004/44/pol5.htm
***
Налёт АНТ-44 на Бухарест, отражен, к слову, на одной из схем "хрущёвского" шеститомника "Великая Отечественная война..." Известны ли новые подробности? А может быть, я что-то неправильно понял?
Уважаемый alexvolf с коллегами разместил немало сведений о репрессиях в советском авиапроме: РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ . Но я не нашёл (может быть, по невнимательности) ни сведений об обстоятельствах изготовления и сборки МТБ-2 (АНТ-44), ни о конструкторской деятельности коллектива, который возглавлял Александр Петрович Голубков (до 1934 года заместитель Ивана Ивановича Погосского -- "неизменного помощника Туполева в создании морских самолётов").