Следуя Вашему совету пообщался с Вороновым и выяснил следующее:
1. Берия курировал не просто перелет, а координировал всю подготовку Тегеранской встречи, но не как глава НКВД, а как ответственное лицо от ГКО, о чем есть соответствующее постановление. Т.е. это была однозначно не операция НКВД-НКГБ , а комплекс мероприятий на уровне высшего руководства СССР в обеспечении которых участвовали и эти ведомства, и АДД, и армия(от армии обеспечением руководил, если мне память не изменяет, Василеский).
2. Обеспечение безопасности всей операции было возложено на наркома ГБ Меркулова, непосредственное обеспечение безопасности Сталина как и ранее осуществлял Власик со своими подчиненными.
3. Грачев не был официально шеф-пилотом Л.П.Берии. Берия, как член Политбюро, зампред ГКО и наркомвнудел принадлежал к номенклатуре лиц, чьи перелеты осуществлялись на самолетах ОДОН. Если он доверял свою жизнь комдиву Грачеву(по объективным или субъективным причинам), то это его личная прихоть, но ни как не фактическое назначение последнего на какую либо должность закрепленное соответствующими документами УК ВВС. С таким же успехом можно утверждать, что он был пилотом Главкома ВВС Новикова, который тоже почему-то предпочитал летать с ним.
ПыСы Для интереса - вот мемуары еще одного участника полета
http://www.litru.ru/?book=43818&page=50
и в них есть отличия от описаного Головановым.
ПыПыСы Фото Грачева с личным составом 2 АДОН в Париже в 1946 г. - не Берию же он туда возил...