Понятное дело.Все точки над I будут поставлены при подведении итогов.
"Два шага вперед-один назад".Вернусь к событиям 1986г.24 декабря 1986 года ВС Ирана предприняли новую операцию под названием-Кербела-4.Наступление 60-тыс. группировки началось широким фронтом от Абу-аль-Хасиб,до острова Умм-эль-Рассас. Иранцы перешли Арванд Руд южнее Рыбного озера и вклинились в оборону противника. До этого Хусейн успел создать (не зря выпрашивал инженерную технику) защитную линию используя как базу мелиорационную систему После 48-часового боя иракцы понеся большие потери (безвозвратные составили 10 тыс.чел.)смогли сбросить иранских солдат в воду.Однако иранцев это не остановило и после перегруппировки 8 января иранские войска форсировали реку Джасим, соединяющую Рыбное озеро с Арванд Руд, и оказались в 9 километрах от Басры. 13 января иранские войска наносят удар в направлении Эрбиля,блокируют переброску иракских войск с севера и уничтожив 1,5 тыс. группировку иракских сил,захватив штаб 5-го армейского корпуса успешно развили наступление на юге. Весенний разлив Евфрата заставил прекратить наступление на Басру...
Вот здесь главный вопрос-по информации Ирана(которую трудно проверить) в ходе проведения операций Кербела 5,6,7 (декабрь 1986-март 1987г) было уничтожено 700 иракских танков,сбито 80 самолетов и 7 вертолетов огневой поддержки.Армия Ирана насчитывала 654-тыс. бойцов, 1000 танков, 750 орудий и 60 боевых самолетов.В экономическом отношении к средине 1987г Ирак с населением всего 16,5 мил.человек
содержал миллионную армию, 4500 танков, 3000 орудий и 500 боевых самолетов. Если Ирану война обходилась всего в 12 % своего ВВП, то Ираку она стоила 50%.В итоге, наступательные операции иранской армии к началу 1987 года поставили Ирак на грань экономической катастрофы.
Последний раз редактировалось alexvolf; 11.11.2009 в 20:00.
Данные FARS NA - дословно написано, что №73 за 90-е и начало 2000-х совершил около десяти выходов в море (дважды участвовал в учениях флота), все остальное время "стоял у стенки". Из "тонны" фотографий ВМС Ирана он засветился всего несколько раз... Так что корабль числится в составе, но фактически находится в резерве.
Спасибо!
Немного не в тему,но если Вас не затруднит,не могли бы Вы дать инфу по потерям кораблей и судов в 1980-88 годах?
Не меньший интерес представляет операция Кербела-5, начавшаяся 9-го января 1987. Если ВВС Ирана появлялись довольно редко, то средства ПВО, наоборот, работали очень активно. За полтора месяца боев было заявлено о поражении 79 иракских самолетов. Не знаю, насколько точны эти цифры, но видимо зенитчики изрядно надоели иракским летчикам, т.к. 23-го февраля (!) была проведена массированная воздушная операция по уничтожению средств ПВО. Самолеты выполнили 177 бв, атаковав позиции трех ЗРК "Хок" в области Хорремшехра и западнее реки Карун. Вертолеты выполнили 132 бв. До этого дня ВВС Ирака конечно подавляли средства ПВО, например 11.11.1986 перед налетом на НПЗ в Бандар Хомейни сначала обезвредили оборонявшую его батарею ЗРК "Хок", но впервые операция носила массированный характер. Интересно, применялись ли ПРР?
gangrel, таких данных я не собирал т.к. интересовался действиями авиации, в первую очередь. Какие то отрывки конечно есть (например потопление РК "Пейкан" из статьи о его капитане Мохаммад Ибрагим Хеммати, посмертно ставшем национальным героем), но даже не знаю, где они у меня "зарыты" сейчас...
Статья из заначек.Качал когда-то с Сайта Альманах Ру, автор В.Моисеев "Воспоминания военного советника о ирако-иранской войне".
Почитайте,довольно интересно...
Последний раз редактировалось alexvolf; 13.11.2009 в 01:27.
alexvolf, пожалуй стоит отметить еще пару моментов, дабы завершить обзор:
- По "Супер Этендарам" подтвердилась информация о потере одного самолета. Всего было поставлено 5 машин (бортовые номера с 65 по 69). 2-го апреля 1984 года "Супер Этендар" №67 управляемый л-том Камалем по неизвестной причине столкнулся с водной поверхностью Персидского Залива, летчик погиб. Вполне вероятно, что победу одержал экипаж F-4E 62-й аэ, хотя иракцы считают потерю не боевой.
- Хотелось бы затронуть действия вертолетов. Обе стороны имели солидный арсенал различных винтокрылых машин и вероятно только в этом конфликте боевым вертолетам на практике пришлось встретиться с комплексной ПВО (истребители, ЗРК, ПЗРК, ЗА всех типов). Действия не ограничивались линией фронта: 5-го мая 1982 иранские "Кобры" впервые стали совершать рейды вглубь территории Ирака. В этот день ими было выполнено 13 бв в район городка Фука, основными целями стали подкрепления выдвигавшиеся к линии фронта. Иракцы (почему то) весьма вяло пытались противодействовать таким рейдам, только в феврале 1984 года проблема была решена совместными усилиями истребителей и ПВО. Особо отличились "Шилки", сбившие над шоссе Басра-Багдад четыре "Кобры" охотившиеся на грузовой транспорт. Во второй половине войны большая часть вертолетов (как и весь авиационный парк иранцев) осталась без зап.частей. Выросла аварийность по не боевым причинам (на фото катастрофа Белл-214 Амира Навруза Мухаммади произошедшая в апреле 1987 года из-за отказа двигателя). И еще пара известных фото: обломки "Газели" (в начале войны это был единственный тип регулярно применявшийся иракцами ночью, в то же время иранцы весьма активно использовали темное время суток). Иракский Ми-24 после попадания ракеты ПЗРК.
Уважаемый Transit! Не могли бы Вы осветить ещё пару моментов:
1)Применялись ли "Тукано",Л-29,Л-39 в качестве ударных?
2)Была информация , что в Ирак поставлялись Л-39 с Р-60.Если это соответствует действительности,то Л-39 использовались в качестве лёгких истребителей или Р-60 это оружие самообороны?
Самолеты РС-7 и "Тукано" использовались для атаки наземных целей и легких плавсредств, но только в наиболее напряженные периоды войны (защита Басры). А вот о боевом применении "Элок" ничего не слышал. Все они были сосредоточены в Тикрите (воздушная академия) и использовались по прямому назначению. Вероятнее всего наличие УР В-В на Л-39 так же объясняется учебными целями. Ниже фото Л-29 из архива Джавада Накиба и ссылка на групповой взлет Л-39.
18 марта 1985 года иракцы объявили, что все воздушное пространство над Ираном является зоной боевых действий и опасно для гражданских воздушных судов. Иракские летчики воздерживались от атак на пассажирские самолеты, но иногда подобные инциденты случались. 3.10.1985 обошлось без жертв - в этот день иракские истребители принудили к посадке в Багдаде DC-8 авиакомпании "Evegreen Airlines" летевший из Рима в Дубай, экипаж которого (КВС Роберт Дорси) нарушил границу. 20.02.1986 у Ахваза был сбит F-27 авиакомпании "Asseman Airlines", который спутали с транспортным С-130 (Иран подал протест о намеренном уничтожении гражданского самолета, на котором летели высокопоставленные чиновники). Всего в этот день ВВС Ирака выполнили 715 бв (наверное пиковое число за всю войну) и заявили о уничтожении в воздухе 1 С-130 и 1 F-4.
ВВС Ирака не редко наносили удары по инфраструктуре ж/д, например 20 октября 1986 целью стал грузовой состав двигавшийся в сторону фронта (иранцы заявили что он был пустой, погибло 5 человек). 17 января 1987 года ВВС Ирака выполнили 264 бв, атаковав ж/д узел, водоочистительный завод и позицию ЗРК "Хок" в районах Ахваз и Тахер.
Одной из "любимых целей" ВВС Ирана была дамба Дукан, ее продолжали бомбить до самого конца войны (как правило в отместку за удары по строившейся АЭС в Бушире или нефте-химического завода в Бандар Хомейни). Последний раз зафиксирован 19.07.1988, когда в атаке участвовали 2 F-5E (один был подбит огнем 57-мм ЗА и разбился возвращаясь домой).
На фото: иранцы откапывают F-4E Мохаммада Сараби, который разбился возвращаясь с боевого задания. Хорошо видно, что самолет при падении в болотистую почву почти полностью "зарылся" в нее.
Спасибо,Transit! А есть подробности применения Ту-22?
gangrel123, подробностей очень мало. Причина в том, что большинство иракских документов уничтожено в 2003 году, а ветераны иракской авиации не офишируют свое прошлое (многих из них убили на почве мести после падения режима Саддама).
alexvolf, пожалуй, перейдем к итогам.
Уже к итогам?Честно говоря,жаль.Хотелось бы почитать о действиях Миг-23 и Миражей в качестве завоевателей превосходства
Несколько обновились иранские данные. Уточнено, что вертолет потерянный над Хела и Хадр 9-го сентября 1980 был модификации Белл-214, в числе шести человек погибших на его борту были летчики вертолета м-р Биджан Фейли и л-т Алиакбар Рашиди, а так же два летчика с F-4 вылетевшие для ознокомления с районом боев - п-к Али Шамс Бейджи и м-р Ахмад Рамезани.
Еще, по иранской версии первым авиатором попавшим в плен был не Лашгари, а Мохаммад Заре Немати (у нас он отмечен в потерях за 18.09.1980, но возможно точная дата 8.09.1980). Летчики группы видели как его F-5 был сбит, а сам он катапультировался. Позже его встречали в лагере военнопленных, но далее следы теряются (считается пропавшим безвести).
По воздушным боям некоторые моменты можно отметить, но тема слишком обширна и требует больше информации.
Уваж.Transit
Вы правы- Насчет общирной темы и отсутствия правдивой инфо о потерях- вторую неделю сравниваю и подсчитываю потери ВВС. Кстати начнем пожалуй с Ирака т.к. здесь хотя-бы точно известно общее
кол-во поставок.О Иране у меня инфо следующая на декабрь 1988г
число боеспособных самолетов составило 12 един (по другим данным от 2-х до 5)...
Нанесенный урон судам третьих стран будем приводить?
Уваж gangrel
Список поврежденных и уничтоженных кораблей и судов достаточно велик-может быть только в самом конце,да и то тех судов которые были уничтожены авиацией,а не ВМС...
Уваж.Transit
Предлагаю некую ведомость с перечнем ежемесячных потерь ВВС Ирака 1980-1988г.Дебит-кредит можно будет подвести в окончательном варианте методом арифметических действий отняв от общего кол-ва ЛА поставленных в Ирак потери в воздушных боях,ПВО и т.д.
Если есть у Вас допсведения о потерях -вносите с изменениями итогов и коммент.
Итак...
При попытке произвести подсчет потерь ВВС Ирака в ходе Ирано-Иракской войны 1980-1988г сразу сталкиваешься с большими трудностями: 1)отсутствие правдивой официальной информации со стороны стран принимающих участие в войне,2)большая разница в обобщенных данных приведенных в открытой советской и зарубежной печати о потерях ВВС Ирака(возможно при этом присутствует некая заинтересованность со стороны стран поставлявщих вооружение0- не показывать реальные цифры).
Основным источником информации по которому производились подсчеты потерь была известная книга Т.Куппера и Ф.Бишопа "Иран-Ирак война в воздухе,1980-1988гг" год издания 2002г,журналы ЗВО и материалы различных интернет-ресурсов,в том числе-ACIG.org.
Потери ВВС Ирака от УР класса "В-В" за сентябрь 1980г.Общие потери ВВС, в том числе от средств ПВО сухопутных войск и ПВО Ирана в ходе защиты городов будут подведены в самом конце...
07.09.80г Ми-25=
14.09.80г Су-20*
17.09.80г МиГ-21МФ*
17.09.80г МиГ-21МФ* атака F-14F пилот Азими спор неподтвержден
22.09.80г Су-22* атака F-5E с применением УР AIM-9J-спор Прим.за 22.09 потери 2 (в воздуш.боях-0)
22.09.80г МиГ-23БН*
23.09.80г МиГ-21ПФ*
23.09.80г МиГ-23МС* атака F-14F пилот Азими спор неподтвержден Прим. за 23.09 потери 6 (обст-не известны)
23.09.80г МиГ-23*
23.09.80г МиГ-23МС*
23.09.80г Су-20*
23.09.80г МиГ-21МФ*
24.09.80г МиГ-21МФ* Прим. за 24.09 потери ? (2 в возд.бою)
24.09.80г МиГ-21МФ*
24.09.80г МиГ-21МФ*
25.09.80г Ан-26ТВ* Уничтожен на земле
25.09.80г МиГ-21МФ*
25.09.80г МиГ-21МФ* Прим. за 25.09 потери 3 (обстоят.не известны)
25.09.80г МиГ-21МФ*
25.09.80г МиГ-23МС*
25.09.80г МиГ-23МС=
25.09.80г МиГ-23БН*
25.09.80г МиГ-23БН*
25.09.80г МиГ-23БН*
25.09.80г МиГ-23БН*
25.09.80г МиГ-23БН*
25.09.80г МиГ-21МФ*
27.09.80г МиГ-23БН* Прим. потери 2 (обсоят. не известны)
27.09.80г МиГ-23БН*
28.09.80г МиГ-23БН*
28.09.80г МиГ-23БН*-поврежден совершил посадку
28.09.80г МиГ-23БН*-поврежден
28.09.80г МиГ-23БН*
29.09.80г МиГ-21МФ=
29.09.80г МиГ-23МС*
29.09.80г МиГ-23MС*
(* отмечено применение УР В-В,= отмечено применение борт.пушек)
Итого:- МиГ-21МФ/ПФ -(11ед),МиГ-23БН/МС -(18ед),Су-20- (2 ед),Ан-26- (1 ед),Ми-25- (1 ед).
Потери за октябрь 1980г.
2.10.80г. МиГ-23МС*
3.10.80г МиГ-21МФ*
3.10.80г МиГ-21МФ*
8.10.80г Су-20*
8.10.80г Су-20*- ??? спор
10.10.80г МиГ-21МФ=
12.10.80г Су-20*
13.10.80г МиГ-23БН*
13.10.80г МиГ-23БН*
17.10.80г Су-20=
17.10.80г Су-20=
18.10.80г МиГ-23БН*
18.10.80г МиГ-23БН*
20.10.80г МиГ-21МФ*
22.10.80г МиГ-21МФ*
25.10.80г Су-20*
25.10.80г-Су-20* поврежден,совершил посадку
26.10.80г МиГ-21МФ*
26.10.80г МиГ-21МФ*
29.10.80г МиГ-23МЛ*
29.10.80г МиГ-23МЛ*
29.10.80г МиГ-23МЛ*
29.10.80г МиГ-23МЛ*
29.10.80г Ту-22Б*
Итого: МиГ-21МФ/ПФ-(7 ед),МиГ-23БН/МС-МЛ- (8 ед),Су-20 -(6 ед),Ту-22 (1 ед)
Потери за ноябрь 1980г.
02.11.80г МиГ-21МФ* поврежден произвел посадку
10.11.80г МиГ-23БН*
14.11.80г Ми-25= сбит огнем с борта АН-1
21.11.80г МиГ-21МФ врезался в землю при маневрировании
21.11.80г МиГ-21*
24.11.80г МиГ-21МФ=
27.11.80г МиГ-21МФ*
Итого: МиГ-21 МФ/ПФ-(5 ед),МиГ-23БН (1ед),Ми-25-(1 ед)
Потери за декабрь 1980г.
02.12.80г МиГ-21МФ*
03.12.80г Ми-8=
07.12.80г МиГ-23БН*
10.12.80г Су-20 ? спор
16.12.80г МиГ-21МФ=
16.12.80г МиГ-21МФ врезался в землю при маневрировании
19.12.80г Су-20*
19.12.80г Су-20*
19.12.80г Су-20*
22.12.80г МиГ-21 или Су-20 ? спор по типу самолета
30.12.80г МиГ-21МФ ? спор
Итого: МиГ-21 МФ-(4 ед),МиГ-23БН-(1ед),Су-20-(4 ед),Ми-8(1 ед),спор (3ед)
Последний раз редактировалось alexvolf; 29.11.2009 в 23:20.
alexvolf, эти данные следует применять очень осторожно, т.к. они собраны иранской стороной и ни в коей мере не учитывают иракскую версию. Насколько точны заявления о достигнутых успехах мы уже обсудили на первой странице темы.
Если говорить конкретно по списку, то можно привести признаные потери ВВС Ирака за первые шесть дней войны:
22.9.80 - 2 (в воздушных боях ни одного);
23.9.80 - 6 (обстоятельства потерь не указаны)
24.9.80 - ? (два в воздушном бою)
25.9.80 - 3 (обстоятельства потерь не указаны)
26.9.80 - ?
27.9.80 - 2 (обстоятельства потерь не указаны)
То есть около 15-20 машин. А в Тегеране 26 сентября 1980 дали такой список уничтоженной за пять дней боев иракской техники: 72 самолета, 3 вертолета, 114 танков, 6 ракетно-артиллерийских установок, потоплено 2 крупных транспортных корабля.
Воздушный бой 24 сентября действительно провел F-14 81-й эскадрильи, патрулировавший границу на высоте 10 000м. Летчик обнаружил над АБ Вахдати четверку МиГ-21 и сблизившись до 10км пустил ракету AIM-7. Атака стала неожиданной для иракских летчиков - никакого оборонительного маневрирования они не предпринимали и после поражения одного самолета постарались уйти на свою территорию. Причем летчик F-14 вышел на позицию пуска AIM-9 и сбил второй МиГ (у самого "Томкэта" выключился один двигатель, что могло быть опасным, но иракцы попыток завязать воздушный бой не предпринимали). Кстати, большинство воздушных побед одерживалось во время подобных перехватов, а воздушных боев между истребителями в начале войны почти не было. Только в середине войны иракские летчики стали вести наступательные воздушные бои над территорией Ирана.
За 25 сентября Тегеран заявил о уничтожении 16 самолетов, в то же время Багдадом признана потеря только трех истребителей (Ан-24 был потерян на земле, это отдельная статья потерь). Двое иракских летчиков катапультировались над своей территорией, а еще двое с одного самолета (видимо спарка, т.к. боевых двухместных машин в составе ВВС Ирака не припоминаю) спустились с парашютами на иранской земле.