Страница 1 из 12 1234511 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 240
Like Tree17Likes

Тема: Ирано-Иракская война

  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    Post Ирано-Иракская война

    Тут не раз вспоминали об этом конфликте, довольно насыщеном разнообразными событиями, связанными с применением различных вооружений как нашего, так и иностранного производства. Предлагаю остановиться на нем подробнее. Материалов конечно не так много, но хватит для анализа отдельных событий. В основном будем использовать книги Фарзада Бишопа с иранской стороны и публикации в Дель'эир (у французов хорошо описано применение их техники Ираком). Жесткого соблюдения хронологии не требуется.

    Итак: ВВС Ирака в 1970-х годах закупали большими партиями советское вооружение - самолеты МиГ-21МФ (с 1973), Су-20 (с 1974), МиГ-23МС/БН (с 1974), Л-39 (с 1975), вертолеты Ми-6 (16шт с 1973) и Ми-8 (40шт с 1971). На параде 1977 года продемонстрировали публике Ту-22 и Ил-76. Так что можно условно считать их "мини-моделью советских ВВС".

    Иран, напротив, получал снаряжение из США и тренировался по их стандартам. По поставкам техники во времена Резы Пехлеви думаю есть подробные данные. Надо будет собрать из американских источников.

  2. #2
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Еще до начала "большой войны" был целый ряд пограничных боев с использованием авиации. Первый эпизод произошел 9 апреля 1980 года, когда 70 иракских бойцов атаковали пограничный пост в районе Касре Шрин. С воздуха их поддержала пара Ми-25 сделавшая один заход и залпом НУРС повредившая одну нефте-цистерну (пост охранял месторождение). В ответ иранцы "подтянули" в район один "Фантом" и прислали подкрепление на 4-х вертолетах. Перестрелка продолжалась 14 часов.

    Более серьезные пограничные бои начались в начале сентября 1980 г. В ход пошли танки, артиллерия и авиация. 8-го числа была одержана первая достоверная воздушная победа в этой войне - иракский летчик Камаль Абдул Саттар на МиГ-21МФ огнем пушки подбил F-4E атаковавший танки в районе Ханакина. Современные иранские источники подтверждают, что летчики катапультировались над своей территорией, причем спастись смог только Махмуд Эскандари (позже погиб в боевом вылете), а у оператора не раскрылся парашют. Иракцы потерь в авиации не имели, хотя иран заявил 2 МиГ-а и вертолет (реально потери составили 3 танка, 3 БТР-а, 6 погибших и 14 раненых).
    На следующий день иранские войска начали вытеснять противника с территории 120 км.кв. захваченной вчера. "Фантомы" и F-5 бомбили объекты в районе Касре-Шрина, причем один F-5E был сбит огнем ЗА, а его летчик Аббас Садеги Сердешта погиб. К концу дня иранцы признали потерю одного вертолета у Хела-и-Хадр, причем 6 человек на его борту погибли.

    10 сентября 1980 г. первый раз задействованы F-14A. Экипаж м-ра Амир Аслани пустил одну ракету "Феникс" по иракскому МиГ-у с расстояния 80км. Победу засчитали, хотя результат не известен. Иракцы в этот день заявляли о поражении двух F-4D, ничего не сказав о своих потерях. Вероятно никто побед не имел.
    11 сентября ирак признает потерю одного вертолета не установленного типа.
    13 сентября произошел известный инцидент, когда атаке МиГ-а подвергся вертолет Белл-214 на борту которого находились президент ирана Абулхассан Бани Садр и премьер министр Мохаммад Али Раджай (инспектировали район боев). Истребители эскорта смогли отогнать МиГ, не дав ему повторить заход. Никто не пострадал (но больше президент такие прогулки не совершал. Кстати Бани Садр пережил одну "вертолетную аварию" 16.08.1980 из-за отказа двигателя у Исламабада).
    14 сентября в районе боев пропал самолет Су-22 командира 44-й аэ м-ра Абдул Хамид Нубара. Иракцы не смогли установить что произошло, но с земли видели взрыв в воздухе. ВВС Ирана в этот день выполнили два групповых налета, в которых использовали "Фантомы" и Ф-5 совместно. Один из Ф-4 управляемый Ахмадом Рамазани и оператором Биджаном Вилли разбился в районе Керманшаха при отходе от цели.
    15 сентября F-14A снова обстреляли МиГ-21 ракетой "Феникс". Считается что пилот катапультировался над своей территорией.

  3. #3
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    Иран, напротив, получал снаряжение из США и тренировался по их стандартам. По поставкам техники во времена Резы Пехлеви думаю есть подробные данные. Надо будет собрать из американских источников.
    По оценке западных аналитиков за период с 1970-1975гг в Иран было поставлено вооружение на сумму 6,9 млрд.долл.Если сравнить периодом с 1946 по 1969г.то за все годы было поставлено вооружение на сумму всего 1.5 млрд.долл.В 70-е Иран в целях ослабления зависимости от импорта начинает успешно развивать свою оборонную промышленность.
    Именно в начале 70-х,в Иране создается фирма Грумман-Иран прайвит компани по сборке Ф-14,одновременно в г.Шираз строится завод по выпуску ЗУР Рапира (Англия) и УР Мейверик (США).Совместная с Нортроп иранская фирма построили крупнейший авиаремонтный завод в районе аэродрома Мехрабат (ремонт закупленных Ф-4,Ф-5,Ф-14 и С-130),там же французы построили вертолеторемонтный завод.
    В 1979г в Иране революция с провозглашением ИРИ ,новое правительство анулирует все контракты подписанные шахстским правительством.А на подходе назревала восьмилетняя ирано-иракская война (1980-88гг) из-за клочка спорной территории.Первые боевые столкновения с иракской военной машиной выявили острую нехватку боеприпасов, снаряжения, боевой техники,ограничение возможностей приобретения техники за рубежом (международное эмбарго) и дифицит валютных средств.В связи с этим руководство страны приняло решение срочно решить задачу
    становления своей оборонной промышленности.Основу ВПК(ОВП) Ирана составили предприятия корпуса "стражей исламской революции"(КСИР).
    Образования КСИР следуя указаниям высшего совета ИРИ развернули
    работы по трем направлениям оборонной промышленности -СВ,ВВС и ВМС.
    На начальном этапе к программе ОВП были подключены (помимо 12 государственных военных заводов 1980г) более 20 крупных частных гражданских предприятий,которые работали на нужды оборонки.
    Вот такая история...

  4. #4
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Совместная с Нортроп иранская фирма построили крупнейший авиаремонтный завод в районе аэродрома Мехрабат
    На этом заводе в конце 80-х делали довольно сложные работы, не только "капиталку", но и переоборудование F-5 из одноместного варианта в спарку. Наверное сейчас за счет накопленного тогда опыта делают свои "саегхи".

  5. #5
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    На этом заводе в конце 80-х делали довольно сложные работы, не только "капиталку", но и переоборудование F-5 из одноместного варианта в спарку. Наверное сейчас за счет накопленного тогда опыта делают свои "саегхи".
    В конце 1986г иранцы закупили лицензии у Китая на ракетную технику
    типа "З-З","В-З" пригласили китайских советников и фактически освоили производство ОТР "Огаб",ПТУР"Малютка".ПЗРК Стрела-2,Стингер,РСЗО
    БМ-14,БМ-21,(заводы ВПК г.Шахркорд)танки Т-72 и прочие для СВ.
    Что касается авиации то на базе РС-7 построили свой УТИ с ТВРД Фаджер(первый полет март 1988г),затем одномоторный Парасту и вертолет Шабавиз на базе АВ-205.Наиболее современными авиазаводами
    в конце 80-х были признаны Мехрабат и Бендер-Аббас.На авиабазе ВВС
    ВАхдати(г.Дизфуль) самый современный АРЗ по ремонту самолетов США.
    В соседней ветке указал кол-во истребителей и разведчиков по данным Интеравиа на 1991г.Кроме этого ВВС Ирана располагали (1991г)
    Боинг-707-15 ед.,Боинг-747Ф-9ед,Локхид С-130Е/Н-20 ед.,Фоккер-27-9 ед,Дассо Фалкон-2ед,Аугуста Белл АВ-206-2ед,РС-7-45ед,Боинг СН-47-3 ед,Ембраер ЕМВ-312 40 ед и прочий ерунды.
    Кстати численность населения Ирана в 1991г составляла 52 млн.049 тыс.человек...

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Кроме этого ВВС Ирана располагали (1991г)
    Думаю эти данные пригодятся, но несколько позже. Сейчас ограничимся цифрами того, что Иран получил перед войной. Денег на оружие не жалели: с 1965 закуплены 103 Ф-5А и 23 Ф-5Б (несколько позже большая часть этих самолетов была продана в Турцию, Грецию, Эфиопию, Юж.Вьетнам, а взамен получены 166 Ф-5Е/Ф). С 1968 получены 32 Ф-4Д, 16 РФ-4Е и 177 Ф-4Е, по сведениям летчиков бежавших на запад летом 1980 ВВС Ирана распологали 188 боеготовыми "Фантомами". Из 80 закупленых Ф-14А в Иран до революции прибыло 79 машин, две были потеряны в инцидентах, итого около 77 машин было в наличии. Армейская авиация была укомплектована 202 "Кобрами", в том числе 69 с ПТУР Тоу, 67 "Чинуками" и приличным флотом других вертолетов. ВМС эксплуатировавшие 6 СН-53 пополнились одним вертолетом, брошенным американцами в ходе неудавшегося рейда в апреле 1980 г. Начавшиеся репрессии конечно "ударили" по ВВС Ирана, но в основном это касается летного состава, а техника поддерживалась в боеготовом состоянии.

    17 сентября 1980 г. Саддам Хуссейн отменил договор о границе от 1975 года. Иракцы в наземных боях уничтожили 4 танка и взяли в плен 4-х военнослужащих.
    18 сентября отмечена гибель летчика F-5 Мохаммада Заре, что именно случилось не ясно - видимо сбит над линией фронта.
    19 сентября подтверждается потеря одного F-4E.
    21 сентября бои на границе провинции Хузестан. Иракские Ми-25 уничтожили на реке Шатт-аль-Араб несколько катеров. ВМС Ирана потеряли один вертолет (тип не указан), погиб экипаж из двух человек: командир Мустафа Азиз.
    В принципе иранская авиация вела себя значительно активнее над линией фронта, но захватить полное господство в небе обе стороны даже не пытались (прилетели, отбомбились, улетели). Для атаки наземных целей ВВС Ирана применяли свободнопадающие бомбы, в основном Мк.82. У иракцев относительно хорошо работали Ми-25. Есть сведения о участии в боях эскадрильи Су-7, но почти сразу иракцы отказались от их использования, а один летчик Саад Адхами погиб (точная дата не указана, просто сентябрь и р-н н.п.Кут). Так что боевая история этого самолета ограничивается первыми месяцами конфликта.

  7. #7
    Старожил Форумчанин Аватар для Igor_k
    Регистрация
    30.06.2007
    Сообщений
    506

    По умолчанию

    Transit
    Очень интересно,но хотелось бы уточнить -Вы цитируете какое-то издание или делаете компиляцию на основе нескольких источников?

  8. #8
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Igor_k Посмотреть сообщение
    Вы цитируете какое-то издание или делаете компиляцию на основе нескольких источников?
    Igor_k, это компиляция. Делал ее пару лет назад пытаясь разобраться. Основные источники я назвал выше (это около половины, так сказать хребет), дополнительные источники заслуживающие внимание постепенно назову или выложу.

    Думаю еще необходимо подробно рассмотреть начало войны, а дальнейшие события обсуждать выборочно.

    22 сентября 1980 г. ВВС Ирака нанесли удары по различным объектам в глубине иранской территории. Для планирования были использованы данные полученные в ходе развед. полетов МиГ-21Р в предвоенный период. Основная задача выведение из строя ВПП аэродромов противника, задействованые силы 192 самолета. Атакованы 7 авиабаз: Ахваз (Толумбех Сабз она же Омидиех), Хамадан (Шахроки), Табриз, Дизфуль (Вахдати), Бушир, Тегеран (Мехрабад), АБ Керманшах.

    Для примера: авиабазу Шахроки в 13:45 атаковали 12 Су-22, под прикрытием 6 МиГ-23. Загрузка по две ФАБ-500; Авиабазу Табриз атаковали 8 Су-22. Выход к цели на высоте 50м и скорости 1200км/ч. Загрузка та же; МиГ-23БН участвовали в атаке на вертолетную базу в Керманшахе (подробности не известны); Авиабазу Вахдати атаковали МиГ-и (погиб на земле летчик м-р Шейх Хассан) и дополнительно обстреляли 6-ю ракетами Р-11.
    На прессконференции иранцы заявили, что среди потерь только один поврежденный Boeing-707 и один "Фантом" (хорошо известная фотография с оторваным носом, кстати отремонтировали позже!), оба в Мехрабаде. Наибольший урон был нанесен запасам авиационного топлива, например в том же Мехрабаде полностью сгорели все складские емкости (кажется у СССР даже керосин потом закупали). У иракцев с задания не вернулись два самолета: МиГ-21 47-й аэ (летчик л-т Раад Хамид, потерян при атаке цели у Санандадж) днем и Ту-16 10-й аэ (экипаж п-ка Адель Отмана шел лидером группы из трех машин и столкнулся с горой в районе Исфахана) вечером. Иранцы, по моему заявляли что сбили один бомбардировщик над Тегераном, но там ничего не падало.
    Миниатюры Миниатюры .jpg  

  9. #9
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    23 сентября 1980 г. Иранцы нанесли ответный удар. Хуссейн, кстати, недооценил возможности своего противника, считая что после репрессий те не смогут сконцентрировать необходимое кол-во летчиков (кажется там около 70 офицеров ВВС попали под чистку, не критическое число). В налете на Ирак участвовали 140 самолетов, в том числе 48 F-5 с авиабазы Табриз (цели в районе Мосула), 40 F-5 с авиабазы Вахдати (цели у Насирии), 16 F-4 (цели в районе Аль-Амара), 12 F-4 (цель Басра) и 12 F-4 (цель Багдад). Т.е. всего 128 ударных самолетов. Боевая нагрузка у "Фантомов" была из 6 Мк.82, реже кассетные боеприпасы. Выход к цели на высотах 30-50м.

    В 5:30 в Багдаде зазвучали сирены, очевидцы позже сообщали о сильном огне зенитных средств и о сбитых самолетах. Не знаю, были у ВВС Ирана потери над Багдадом в этот день, но точно досталось иракскому Ил-76: гражданский транспортник подлетел к международному аэропорту аккурат одновременно с налетом восьмерки "Фантомов" и получил ракету в правое полукрыло (на АСИГ-е указывалось, что стрелял ЗРК С-125 и ЗА 57-мм 51-й бригады), летчик связался с вышкой и сообщил, что сохранил контроль над самолетом и идет на вынужденную. На высоте 2000м он был поражен второй ракетой (а может как раз 57-мм зенитки)...
    Иракские коммюнике сообщили о гибели в результате налета 47 мирных жителей, в том числе 29 человек при атаке нефте-комплекса в Басре (4 американских и 4 британских специалиста). Потери военных 4 летчика, 5 солдат и 11 раненых из персонала, не совсем понятно - это при бомбардировках или на фронте? Заявлено, что силы ПВО за день сбили 67 самолетов, в том числе 10 над Киркуком, 6 над Мосулом и 5 над Басрой. Иран признал потерю 9 самолетов (есть точные сведения о 2 F-4 и 4 F-5 с указанием летчиков и мест падения).

    В воздушных боях иракцы одержали две двойных победы (т.е. все известные F-5): летчик МиГ-21 9-й аэ л-т Самир (на АСИГ-е названо имя Разак ? может тогда Самир Разак ?) атаковал в догон четверку F-5E 21-го авиакрыла следовавшую на Мосул. На появление МиГ-а иранцы не отреагировали (даже когда он сбил замыкающего). В итоге два самолета потеряли, летчики м-р Хассан Афшин Азар и л-т Али Джахан Шало погибли. О судьбе Азара долго ничего не знали, считая что он столкнулся с горой, но позже нашли его захоронение на военном кладбище в Мосуле. Еще два F-5E (с авиабазы Вахдати) сбил неизвестный летчик МиГ-23МС над Насирией. Летчики п-к Гулям Хусейн Орожи и л-т Масихола Динмахмади погибли.

    Иран в этот день был скромнее и заявил о уничтожении 48 самолетов противника. Иракцы признали потерю 6. Возможно 4 погибших летчика указанных выше относятся сюда. Мне известна потеря только одного самолета: во время атаки 12 МиГ-23БН по цели у Дизфуля был подбит самолет этой группы. Летчик Раид Таир Рашид Садон пытался тянуть домой, но был добит второй ракетой. Погиб. Воздушный бой или работа ЗРК?

    Две фотографии из коллекции известного иранского военного корреспондента Джахангира Разми. В комментариях указано что это ударный МиГ-23 сбитый 30-го сентября 1980:
    Миниатюры Миниатюры 30.09.80_1.jpg   30.09.80_2.jpg  
    Последний раз редактировалось Transit; 09.12.2009 в 15:08. Причина: Уточнение данных

  10. #10
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    01.10.2009
    Сообщений
    189

    По умолчанию

    Не нашел упоминания о Хоссейне Лашгари. У вас есть какая-либо информация о нем? Предполагается, что он был сбит 18 сентября.

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от 13th Посмотреть сообщение
    Не нашел упоминания о Хоссейне Лашгари. У вас есть какая-либо информация о нем? Предполагается, что он был сбит 18 сентября.
    Хусейн Реза Лашгари был последним из освобожденных военнопленных (апрель 1998 года). Я не встречал точной даты когда его сбили, просто упоминалось что в начале войны на юге Ирака.
    По пленным сложно найти информацию, а вот о погибших иранцы много пишут: из наиболее доступных источников "Герои войны" (что то давно не обновляется). Еще можно у коллег руссифицированный списочек позаимствовать.

  12. #12
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    01.10.2009
    Сообщений
    189

    По умолчанию

    Когда его освободили, Ассошиэйтед Пресс сообщило, что он попал в плен 18 сентября. Упоминается здесь.

  13. #13
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от 13th Посмотреть сообщение
    Когда его освободили, Ассошиэйтед Пресс сообщило, что он попал в плен 18 сентября.
    Поспрашивал о нем - все верно, попал в плен 18.09.1980 (27 шахривар 1359). Лашгари уроженец Казевина 1952 года (или 1331 по персидскому), обучался в США пилотированию F-5. За сентябрь успел выполнить 12 боевых вылетов. 18.09.1980 в составе группы атаковал иракские танки в 10км от Мехрана. На подходе к цели был сбит ракетой (самолет находился на высоте 2500м и имел скорость 980км/ч). Катапультировался и потерял сознание. 13-й боевой вылет, первый пленный летчик в этой войне. На фото ниже его возвращение домой.
    Еще один довольно известный пленник Аюб Хусейн Неджади умер на родине в 2004 году. Освобожден одним из первых после войны, но все равно без малого 10 лет плена. На фото его обелиск (есть еще горизонтальный надписаный по фарси).
    Миниатюры Миниатюры .jpg   .jpg  

  14. #14
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Аэропорт Мехрабад в первый день войны подвергся налету тройки бомбардировщиков Ту-22 10-й аэ, одновременно еще 2 Ту-22 бомбили штаб ВВС в Дошан Тапех. Сброс 500 кг. бомб осуществлялся с малой высоты в горизонтальном полете. Точное время атаки на Мехрабад 14:20 местного. Кроме упомянутого выше В-707 пострадал еще и С-130, но в меньшей степени (если применить немецкую систему оценки потерь, то можно сказать что воздушный заправщик "Боинг-707" поврежден на 60%). Часть бомб не сработала. Это все успехи Ту-шек в первый день войны. Еще одиночный Ту-22 вечером пытался атаковать порт Бендер-Аббас, но заплутал и сел в Омане на вынужденную (плохо обучен штурман?). Опасаясь огласки Оман шустро дозаправил "гостя" и отправил во свояси.
    Надо сказать что в 1974 году Ирак запросил 14 Ту-22 и 2 Ту-22У, но к 1979 году получено было только 12 машин (включая 2 учебных). Все их включили в 10-ю аэ на АБ Хаббания вместе с Ту-16. Вроде от машины были не в восторге и даже хотели вернуть 5 уцелевших самолетов обратно. Сам по себе бомбардировщик без прикрытия сильно уязвим, поэтому работать одиночными машинами по целям в глубине Ирана не имело смысла (отсюда редкие вылеты). Отражая один из таких редких рейдов иранцы заявили что смогли сбить сразу два Ту-22 29-го октября 1980 г. назвав места падения Куом и Исфахан. Сообщалось что 6 летчиков погибли. У меня нет иракской версии этого случая, но полагаю это возможно.

  15. #15
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию


  16. #16
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Ирак, развязавший войну, превосходил Иран по численности войск и вооружения в 2 раза
    Не совсем согласен. После мобилизации численный состав иранских войск был значительнее, а вооружение если не количественно, то уж качественно точно превосходило иракские образцы.

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Система ПВО Ирака практически была советской С-75,С-125,Квадраты,Шилки.
    Да, работа ПВО оставляла желать лучшего. Иракские генералы заявляли, что добились небывалой эффективности (30-40%), реально же зенитные средства достигли показателя 5-10%. Тем не менее за 1980-й год, постепенно, большая часть иранской авиации была "обезврежена".
    Озирак банально "проспали" - когда долго ничего не происходит бдительность теряется, а тут неожиданный налет! Боюсь у нас сейчас в ПВО такая же ситуация...

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Кроме всего прочего, с ноября 1979г., на территории Ирака находилось более 1200 советских военных советника
    На эту тему есть воспоминания одного из советников, довольно хорошо раскрывающие ситуацию. В конце статьи затрагивается тема "сводок с фронтов" . Действительно обе стороны не стеснялись в заявлениях, так на прессконференции от 4-го января 1981 года иранцы заявили, что с начала войны уничтожили 215 самолетов и 30 вертолетов противника, в ответном коммюнике иракский представитель заявил, что за тот же период уничтожено 558 летательных аппаратов, 147 плав.средств, 1000 танков, 8400 солдат ирана, взято в плен 964 человека. Иранские сводки более скромные, но видимо и более точные, правда с 1984 года все поменялось - иракцы стали давать более качественные данные.

  17. #17
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    По Ту-16: после потери в первый день войны (а в этой катастрофе погибли сразу два старших офицера эскадрильи полковники Адель Отман и Муханнад Авси) активность этих бомбардировщиков была низкой. Только с получением четверки H-6 из китая с вооружением из ПКР активность выросла (атаки по танкерам в южной части Персидского залива). 17 февраля 1988 года H-6 пустил ПКР на виду у американского крейсера (удаление 8км, время пуска 22:55). Была поражена "крупная морская цель" в 160км от Бахрейна.
    Один из Ту-16 (а может Н-6) был сбит огнем с земли над Шаламчех 9 января 1987 года. Этот момент был заснят французскими журналистами. Позже были фотографии в прессе.
    Миниатюры Миниатюры 16_-.jpg  

  18. #18
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Насчет численности иранских войск после проведенной мобилизации
    полностью согласен (превосходство ВС Ирака указал на момент начала войны).Самое интересное,что нашим советникам было запрешено принимать участие в боевых действиях и избегать ситуаций,которые могли привести к пленению. СССР и Зап.Страны заняли нейтральную позицию в этой войне.Политбюро ЦК недовольное политикой и действиями Хусейна ( политика- как известно штука изменчивая и в двух словах не раскажешь ) в октябре 1980г через посла в Тегеране пыталось наладить контакты с высшим советом ИРИ,но Тегеран от такой помощи отказался.Войска Ирана быстро оправились от первых неудач и вскоре перешли в наступление.
    К началу 1981г иранские войска оккупировали почти всю территорию Хузестана и удерживали плацдарм в восточной части Абадана.Первый налет на нефтехранилища в Басре и Киркуке ВВС Ирана нанесли в январе 1981г.Постоянные налеты иранской авиации вынудили руководство ВВС
    Ирака искать возможности в запасных аэродромах за пределами Ирака.Но вскоре вынуждены были от этого мероприятия отказатся.
    Насчет разрушения иракского ядерного центра- не стоит забывать,что в этом деле очень хорошую работу (кроме летчиков изральских ВВС) продемонстрировали службы МОССАД...

  19. #19
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    675

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Тегеран от такой помощи отказался.
    Не совсем отказался. С молчаливого согласия СССР Иран получал вооружение из Ливии. Большое количество ствольных систем ПВО было именно советского производства.

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Постоянные налеты иранской авиации вынудили руководство ВВС Ирака искать возможности в запасных аэродромах за пределами Ирака.
    Это было только в первые месяцы войны и касалось бомбардировщиков, а так же транспортной авиации.

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Насчет разрушения иракского ядерного центра- не стоит забывать,что в этом деле очень хорошую работу (кроме летчиков изральских ВВС) продемонстрировали службы МОССАД...
    Моссад это то, чем сильна израильская армия. Если он ошибается, то всегда возникают проблемы.

  20. #20
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    Не совсем отказался. С молчаливого согласия СССР Иран получал вооружение из Ливии. Большое количество ствольных систем ПВО было именно советского производства.

    Это было только в первые месяцы войны и касалось бомбардировщиков, а так же транспортной авиации.
    Поставки нашей военной техники Ирану " с молчаливого согласия СССР" шли не только из Ливии,но и из Сирии и КНДР.Египед наоборот поставлял боеприпасы Ираку. Интересен тот факт,что иранское командование на первом этапе войны вынуждено было признать,что не имеет достаточно эффективных средств для борьбы с танками Т-72 (Иран имел на вооружении английские Чифтен и штатовские М-60,М-48).Кроме Т-72,
    СССР (6-е ГИУ ГКЭС) поставлял Т-62.Кстати,уже после войны Иран купит лицензию на производство танков Т-72.Интересен момент,что иранские танкисты получили приказ вступать в бой с Т-72 только в том случае когда будет численный перевес 4-5 к 1.Приказ поступил после того, как
    в июле 1982г в районе Касри-Ширин иракский танковый батальон пожег все танки Чифтен иранского танкового батальона не понеся при этом потерь.Бой длился всего 20 минут.Достались трофеи -Чифтен с многослойной броней,один из который вскоре был переправлен в Союз.
    Насчет использования запасных аэродромов соседних стран:Ирак использовал аэродромы Омана,Иордании,Йемена и Кувейта.ВВС Ирана совершали челночные налеты на военные базы Ирака с последующей посадкой на аэродромах Сирии соответственно заправкой,загрузкой АСП
    и последующим обратным полетом...

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •