Поэтому говорить о достоверных окрасках просто невозможно. Можно говорить только о вероятных. Но для построения этих вероятных окрасок одних воспоминаний недостаточно.
Так вот и я о том же. Но тогда нужно просто честно указать, что это не точное воспроизведение экстерьера с-та (вот это я сказанул!), а вероятное, предположительное, ну или как-то еще предупредить читателя. Словом, не упираться, что это уже истина.
Обращение к FLOGGER, kfmut, Крылову,Тепсуркаеву и "Антохе"
Господа просто любопытствующие и рьяные ревнители истины!
Выше по поводу книги было написано объемно, эмоционально и категорично, и, в основном, "в мой огород", т.е. по поводу рисунков.
Естественно, что у меня нет столько свободного времени, чтобы разобраться со всеми и сразу. Поэтому сначала отвечу нейтральному и цивилизованному в общении с незнакомыми людьми FLOGGER-у, а потом уже (поскольку kfmut взял "самоотвод") Крылову с Тепсуркаевым или "плюющему в колодец" "Антохе".
Я не "цеплял", а просто хотел ответить на один и тот же вопрос, заданный двоими. И вопросы "заумные", как вы выразились ниже, задал для того, чтобы выяснить "объемы" ответа для обоих.
Сообщение от FLOGGER
Смотрел в магазине, листал.
Нет. Поскольку анонс является рекламой.
А реклама, в частности, описывает предмет и его свойства, чтобы предвосхитить вопросы по нему. Так вот, там ясно написано, что книга иллюстрирована РЕКОНСТРУКЦИЯМИ, т.е. тем, что изначально предполагает "воссоздание по сохранившимся остаткам и описаниям".
Это историческое исследование с возможными и неизбежными неточностями, поэтому абсурдно подходить к нему с требованиями к журналам для моделистов-копиистов.
Сообщение от FLOGGER
Фотографию, на которой я могу ясно рассмотреть то, что меня интересует. А Вы?
А у меня, дополнительно, еще и то фото, которое дает возможность для получения информации и другими методами, кроме прямого видения/копирования.
Сообщение от FLOGGER
Я лишь задал невинный вопрос о происхождении информации об окраске самолетов. Потому что знаю, что очень многих моделистов (и не только) этот вопрос волнует серьезно. О "недоверии" к академическому изданию, я думаю, kfmut скажет сам. Собственно, здесь уже и так высказано немало по этому поводу.
Я сам моделист с многолетним стажем, но не путаю назначение изданий.
Впрочем, в данном случае, для воссоздания окрасок использованы не только материалы Игоря. За годы работы в авиапроме у меня набрались и свои архивы. В данном случае использованы воспоминания ветеранов - техников и зенитчиков ( а они, в отличие от летчиков, внешний вид самолетов помнят куда лучше) и пособия по маскировочной окраске для технического состава в/ч ВВС и училищ из фондов ИВВАИУ, явно составленных по опыту Корейской войны (МиГ-15, МиГ-17,Ту-14 и.т.п.). Кроме того, и из фото , которые для вас не являются "толковыми", иногда можно кое-что дополнительно "вытянуть", имея некоторую базу исторических и технических знаний.
Сообщение от FLOGGER
Я нет. А "доверяющие"? Означает ли Ваш вопрос, что Вы, как лицо "доверяющее" являетесь ветераном Корейской войны? И еще по форме Вашего вопроса. Если, допустим, Вы, читая, скажем, Толстого или кого-нибудь еще, вдруг усомнитесь в правдивости какого-либо эпизода войны 1812 года, то будет ли это автоматически означать, что Вы являетесь ветераном Отечественной войны 1812 года?
1) Нет.
2) В данном случае я являюсь соавтором, поэтому отнесение меня в разряд "доверяющих" или нет изначально является некорректным.
3) Ответ вопросом на вопрос означает, что по существу ответить нечего. Это как среди определенной категории военных:
"Я не знаю, как должно быть, но вы делаете неправильно!"
4) Если у меня что-то вызывает сомнение, то я либо сам изучаю вопрос, либо консультируюсь у более сведущих, а не спешу делать выводы, что все не так, потому что это не соответствует моим знаниям, понятиям, привычкам и.т.п.
.
Сообщение от FLOGGER
А вот таких здесь много, и я в том числе.
А Вы?
Я тоже. Об этом на задней обложке написано. Или сведения об авторах вы тоже воспринимаете как рекламу и принципиально не читаете?
ИМХО, если сторонам удастся уйти от эмоционального (но веселого для наблюдения) забрасывания друг друга тапками, может получиться интереснейшая тема...
Всегда мечтал почитать сошедшихся в одной ветке Игоря Сеидова, Юрия Тепсуркаева и Леонида Крылова.
....
А реклама, в частности, описывает предмет и его свойства, чтобы предвосхитить вопросы по нему. Так вот, там ясно написано, что книга иллюстрирована РЕКОНСТРУКЦИЯМИ, ...
..... В данном случае использованы воспоминания ветеранов - техников и зенитчиков ( а они, в отличие от летчиков, внешний вид самолетов помнят куда лучше) ....
Знаете, в последние годы книжная или модельная продукция ориентированная на людей интересующихся нашей авиацией часто не соответствовала тому, что говорилось в о ней рекламе. Поэтому понятно наше подозрение к очередным громким словам, кто как, а я рекламе давно не доверяю... Вот и у вас пока одни слова и эмоции, раз у вас была РЕКОНСТРУКЦИЯ, покажите для примера как она проводилась на примере какого либо спорного образца окраски и мы (я уж точно) проникнемся к вам доверием.
ЗЕНИТЧИКОВ!?? А с какого расстояния они наблюдали за этими самолётами? Визуально, обращая внимание на форму, цвет и расположение пятен окраски? Или как? И свои наблюдения они как то фиксировали в надежде сохранить эти знания для нас!?
ИМХО, если сторонам удастся уйти от эмоционального (но веселого для наблюдения) забрасывания друг друга тапками, может получиться интереснейшая тема...
Всегда мечтал почитать сошедшихся в одной ветке Игоря Сеидова, Юрия Тепсуркаева и Леонида Крылова.
+1!!!
Насчет зенитчиков, Андрей, хохотал до упаду. А если серьезно, человек имел в виду тех зенитчиков, что аэродром прикрывали
В любом случае, безумно жаль, что так мало фотографий МиГов... как тут реконструируешь, а воспоминания - штука крайне ненадежная, это известная аксиома Не дождемся мы чуда - правильной книги...
Скажу сразу, что я слабо владею темой окраски МиГ-15 вообще и камуфлирования "корейских" машин в частности, но совершенно не удивлен тому, что я прочитал об иллюстрациях выполненных Сергеем Вахрушевым. Дело в том, что я имел возможность дискутировать с Сергеем на тему реконструкций окраски строевых МиГ-29, которые он делает для одного очень уважаемого мною автора. После ознакомления с некоторыми из предварительных рисунков выяснилось, что они все не соответствуют прототипам. .
А я вот как-то не теряю волю при виде МиГ-29, и он мне был "по барабану", пока не пришлось его рисовать. Потому и начал его изучать и именно для того и согласовывал с тобой предварительные рисунки, что сомневался в исходниках, и ты сам убедился в их "качестве". Когда ты прислал нормальные материалы - я переделал. "Ну, и что же тут криминального?"
Сообщение от Антоха
Проблема в том, что Сергей использует своеобразную информацию для начала работы над будущей реконструкцией, как то - лишь часть фотографий самолетов, не дающих полного представления об окраске, а не полный фотосет, и рассказы очевидцев. Последнее меня вообще добило, так как при работе над реконструкцией камуфляжа невозможно изобразить пятно "по воспоминаниям".... а Сергей подчас действует именно так. Плюс часть камуфляжа просто выдумывается им, с оговоркой: "по стандарту должно быть так". Никакие мои аргументы против такой позиции на него не действуют. Сергей считает, что если АВТОР принимает его работу, то этого достаточно для её публикации. А то, что это чистой воды мурзилки, которые многие воспримут за чистую монету, это его не сильно заботит.
Да Антон, использую. Только эта информация является "своеобразной" лично для тебя - в силу твоей ограниченности в знаниях особенностей авиапроизводства, и более того, нежелания воспринимать альтернативные методы. Я тебе на конкретном примере расписывал как определил, что на фото изображен прототип 9-13, только тебе это как козе баян - ты не знаешь элементарной разницы между прототипом и эталоном для серии! И, самое прискорбное, и не собираешься воспринимать что-то отличающееся от твоих понятий. Ты хочешь быть авиационным "гуру", но ты им не станешь, пока не до тебя не дойдет, что ограничиваясь только изучением одной матчасти по учетным "амбарным книгам" и кучам даже очень хороших фото, ты так и останешься на уровне "завхоза" -описателя всего этого добра. И вот тем, что ты написал выше - ты публично выставился в роли "унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла". И Тепсуркаев постом ниже тебе это дал понять.
А достоверность меня очень даже заботит. Именно поэтому со мной и работает вышеупомянутый "уважаемый автор", т.к. он сам неплохо разбирается в авиации, и мы разговариваем с ним на одном языке, а вот с тобой не получается. Конечно, проще достать кучу детальных фото и начать раздувать из блох священных коров -"... в этом месте пятно не такой формы". А если фото нет - тут ты и стухаешь, и на конкретные альтернативы не можешь дать конкретных ответов. Я тебе показывал как можно простроить камуфло верха по имеемым боковым проекциям и стандартным схемам - и возразить тебе по существу нечего, кроме того, что тебе не нравится, т.к. это не по-твоему, а, значит, это "мурзилка".
А вот это и есть РЕКОНСТРУКЦИЯ, т.е. восстановление недостающих фрагментов. И я тебе уже писал про принцип "Лучше сделать не совсем точно, чем не сделать совсем ". Неточности можно исправить, а вот из ничего.... Так, вообще-то, вся история и восстанавливается! А то, что в твоем понятии "реконструкция" - это на самом деле тупое модельное копирование по хорошим исходникам.
Сообщение от Антоха
Но вина тут не только его, но и автора книги, раз он считает возможным давать задание художнику делать реконструкции окраски самолётов не имея для этого достаточной информации.
А можно уточнить, в чем моя "вина"? Что я работаю вне пределов твоих понятий? Именно поэтому автор мне и доверил делать реконструкции для этой книги - пока не поздно, пока за спорами о достоверности мы не потеряли последние исторические первоисточники. За то время, пока книга готовилась к печати, умерли несколько ветеранов, в т.ч. и Овсянников, и прикончили ИВВАИУ. А эта книга создавалась для них и их родных, чтобы внуки наглядно видели на чем и кого деды побеждали.
А это, все же, важнее, чем точность формы пятна на камуфляже дедовского самолета.
раз у вас была РЕКОНСТРУКЦИЯ, покажите для примера как она проводилась на примере какого либо спорного образца окраски и мы (я уж точно) проникнемся к вам доверием.
А вы видели "спорные" образцы? Похоже, их и нет, только все то же:
"Я не знаю как должно быть, но вы делаете неправильно!"
Сообщение от An-Z
ЗЕНИТЧИКОВ!?? А с какого расстояния они наблюдали за этими самолётами? Визуально, обращая внимание на форму, цвет и расположение пятен окраски? Или как? И свои наблюдения они как то фиксировали в надежде сохранить эти знания для нас!?
Да хоть в упор! Вам, похоже, неизвестно о "кочующих батареях" МЗА, выделенных специально для непосредственного прикрытия аэродромов и их окрестностей? Их основной задачей было отсекать заходящие на посадку МиГи от "сейбров"-охотников. И по камуфляжам они даже отличали "свои" "миги" от "мигов" с чужого аэродрома. Одного из них знал лично много лет. Он служил в 28-й ЗЕНАД и был ранен.
Я так понимаю, что Ер-2 - это и есть Сергей Вахрушев? Ну извини, коллега, не узнал.
Знаешь, давай в дебри не углубляться. Ты мне на простейший вопрос ответь, как реконструктор реконструктору: почему у тебя на дюралевых неокрашенных МиГах ОЗ с белой подложкой. Это не подтверждается ни одной из фотографий (или ты фотографий в глаза не видел?) И, кроме того, по отчетам 64-го ИАК, в 1951-м году, когда МиГи не камуфлировались, белая краска не расходовалась вообще (или ты отчеты не читал?) Ну так на основании чего реконструкция-то?
Почему у тебя начертание бортовых номеров не соответствует тем, что были приняты на разных заводах в то время? Или ты на это внимание не обратил?
Простейшие вопросы, между прочим. Базовые! Ты в них тонешь, но про достоверность камуфляжа рассуждаешь.
Я бы понял твое возмущение, если бы ты был простым испонителем. Тогда с тебя взятки гладки, что дали, то и нарисовал и нечего на тебя собак вешать. Но ты же в соавторы нацелился - так не обижайся, когда тебя в твой труд носом ткнули.
Да, и ты это... Свой опыт на иркутском предприятии не приплетай. Он к теме войны в Корее отношения не имеет.
+В любом случае, безумно жаль, что так мало фотографий МиГов... как тут реконструируешь, а воспоминания - штука крайне ненадежная, это известная аксиома Не дождемся мы чуда - правильной книги...
Если тех, кто хоть что-то делает "тапками закидывать" - точно не дождетесь
А достоверность меня очень даже заботит. Именно поэтому со мной и работает вышеупомянутый "уважаемый автор", т.к. он сам неплохо разбирается в авиации, и мы разговариваем с ним на одном языке, а вот с тобой не получается.
- а зачем разговаривать на одном языке? Есть фоты - рисуй, нет фото (или мало) - лучше фото крупне напечатай. Принцип прост.
Авторитета для художника в этом случае не должно быть никакого.
Пример. Мы с Антохой работаем над вторым томом по миг-29. Я делаю камуфла. Я ничего не рисую, пока я САМ не убедился по фотам, что оно так или этак. Возник вопрос по техничке на баках. Были фоты баков смт. Но они - немного, но другие. Покуда я не получил фоты именно баков 9-13, рисовка не шла. И все. Нету авторитетов, кроме фото, НЕТУ.
Сообщение от Ер-2
Конечно, проще достать кучу детальных фото и начать раздувать из блох священных коров -"... в этом месте пятно не такой формы".
- хорошие фотосеты достать или сделать непросто, даже по современной технике. Так что к фототруду и фотособирательству толковому уважение иметь надобно.
Сообщение от Ер-2
А если фото нет - тут ты и стухаешь, и на конкретные альтернативы не можешь дать конкретных ответов.
- да потому что "альтернатива" может быть любой!
Сообщение от Ер-2
Я тебе показывал как можно простроить камуфло верха по имеемым боковым проекциям и стандартным схемам
- ухтышка! А мне вы можете объяснить, как, увидев 10 самолей со стандартным пятном на килях, вы выкупите, что на 11-м оно вдруг "подгуляло"? Если так - да вы гений просто.
Сообщение от Ер-2
"Лучше сделать не совсем точно, чем не сделать совсем ".
- вот именно, что "не совсем точно" и "я придумал полкамуфла" - вещи как бы разные. Очень разные.
Сообщение от Ер-2
а вот из ничего....
- как грится, если нечего сказать или показать - чё рыпаться? А если есть что - то и надо показывать ИНФУ, а не выдумки.
Сообщение от Ер-2
А то, что в твоем понятии "реконструкция" - это на самом деле тупое модельное копирование по хорошим исходникам.
- все верно. И такое тупое копирование имеет смысл, по крайней мере для моделистов, или в тех случаях, когда интересный самоль отснят в убитом виде и печатать его фоты непрезентабельно просто.
Сразу предупрежу, что на последующий Ваш ответ, отвечать не буду, потому что не люблю, когда бессмысленные споры двоих спорящих должен видеть весь Форум. И сам такие перепалки не читаю. Ну, а теперь отвечаю на Ваши комментарии.
Сообщение от Ер-2
Я не "цеплял", а просто хотел ответить на один и тот же вопрос, заданный двоими.
Что-то я не заметил, чтобы мы вдвоем задали один и тот же вопрос. Как Вы помните, я лишь спросил откуда взяты варианты окраски и выразил свое сомнение в ее полной достоверности по причинам, которые я и изложил. И, обратите внимание, в этом меня поддержали практически все ответившие в теме.
И вопросы "заумные", как вы выразились ниже, задал для того, чтобы выяснить "объемы" ответа для обоих.
По-моему, мой скромный вопрос не подразумевал такого бурного и объемистого ответа. Я и не подозревал, что для того, чтобы выразить свое мнение по тому или иному поводу, нужно быть участником этих событий.
А реклама, в частности, описывает предмет и его свойства, чтобы предвосхитить вопросы по нему.
Ну, если Вы так воспринимаете рекламу, то это Ваше естественное право. Я-нет.
Так вот, там ясно написано, что книга иллюстрирована РЕКОНСТРУКЦИЯМИ, т.е. тем, что изначально предполагает "воссоздание по сохранившимся остаткам и описаниям".
И что из этого следует? А вот что:
Это историческое исследование с возможными и неизбежными неточностями,
Вот это и надо было бы отметить на тех "реконструкциях". которые неточны. Чтобы читатель знал, что это лишь вероятный вариант окраски. В отличие от тех, которые воспроизведены точно (если таковые есть).
поэтому абсурдно подходить к нему с требованиями к журналам для моделистов-копиистов.
А я от Вашего издания ничего и не требовал.
А у меня, дополнительно, еще и то фото, которое дает возможность для получения информации и другими методами, кроме прямого видения/копирования.
Это уже какая-то высшая математика. Нет, у меня все проще.
Я сам моделист с многолетним стажем, но не путаю назначение изданий.
А я все издания перепутал. Никак не пойму какое для чего?
Впрочем, в данном случае, для воссоздания окрасок использованы не только материалы Игоря. За годы работы в авиапроме у меня набрались и свои архивы.
Это очень хорошо.
В данном случае использованы воспоминания ветеранов - техников и зенитчиков ( а они, в отличие от летчиков, внешний вид самолетов помнят куда лучше)
Слова "ветеранов-техников" я опускаю. Но "ветераны-зенитчики", которые "в отличие от летчиков, внешний вид самолетов помнят куда лучше"-тут я просто онемел! Вы это серьёзно??? Так вот те зенитчики, которые хорошо запомнили окраску наших МИГов в Корее, они, видимо, в них и целились.
и пособия по маскировочной окраске для технического состава в/ч ВВС и училищ из фондов ИВВАИУ, явно составленных по опыту Корейской войны (МиГ-15, МиГ-17,Ту-14 и.т.п.).
Вот! По опыту! А опыт, как известно, приходит после события. Да и пособия эти никакой пользы не несут, т.к. не имеют привязки к конкретным событиям, в данном случае к окраске МИГов. У меня, например, есть инструкция по покраске СУ-7. Но могу Вас уверить, что по такой схеме ни один самоолет не покрашен.
Кроме того, и из фото , которые для вас не являются "толковыми", иногда можно кое-что дополнительно "вытянуть", имея некоторую базу исторических и технических знаний.
У каждого свои представления о полезности тех или иных материалов.
1) Нет.
Не понял, что "нет".
2) В данном случае я являюсь соавтором, поэтому отнесение меня в разряд "доверяющих" или нет изначально является некорректным.
Не знал, пардон.
3) Ответ вопросом на вопрос означает, что по существу ответить нечего. Это как среди определенной категории военных:
"Я не знаю, как должно быть, но вы делаете неправильно!"
Во-первых, я на Ваш вопрос ответил
Во-вторых, вопросом на вопрос я не отвечал.
В-третьих, я могу спросить Вас еще раз, на этот раз уже как соавтора,. если уж Вы спросили меня как читателя. Но я уже понял по Вашим ответам, что Вы не являетесь участником Корейской войны. Так к чему тогда был Ваш вопрос, непонятно. Наверное, чтобы сострить.
В- четвертых, я не утверждал, что у Вас там что-то неправильно. Видать, у Вас фантазия сильно разыгралась
В-пятых, иногда не нужно быть спецом, чтобы сообразить, что что-то делается не так. (это Вам так, для сведения)
В-шестых, я не военный.
4) Если у меня что-то вызывает сомнение, то я либо сам изучаю вопрос, либо консультируюсь у более сведущих,
Вот видите, я задал простой вопрос, а сведущие люди мне( и не только мне) дают ответы.
а не спешу делать выводы, что все не так, потому что это не соответствует моим знаниям, понятиям, привычкам и.т.п.
А я таких выводов нигде и не делал.
Я тоже. Об этом на задней обложке написано. Или сведения об авторах вы тоже воспринимаете как рекламу и принципиально не читаете?
Нет, об авторах я иногда читаю. Просто я не видел там фамилию Ер-2.
И по камуфляжам они даже отличали "свои" "миги" от "мигов" с чужого аэродрома.
Ну и что?! ЭТО БЫЛО почти 60 лет назад. Тогда-да, могу согласиться, чтобы опять не затевать спор, отличали. Но по прошествии более полувека он, что, до сих пор помнит тот камуфляж? Не смешите...
Я так понимаю, что Ер-2 - это и есть Сергей Вахрушев? Ну извини, коллега, не узнал.
Знаешь, давай в дебри не углубляться. Ты мне на простейший вопрос ответь, как реконструктор реконструктору: почему у тебя на дюралевых неокрашенных МиГах ОЗ с белой подложкой. Это не подтверждается ни одной из фотографий (или ты фотографий в глаза не видел?) И, кроме того, по отчетам 64-го ИАК, в 1951-м году, когда МиГи не камуфлировались, белая краска не расходовалась вообще (или ты отчеты не читал?) Ну так на основании чего реконструкция-то?
1) Посмотри внимательно. Не все, а несколько.
2) Открой стр. 215 - на фото самолета Шулева номер выделен именно
полем белой краски, как почти на всех других машинах 17-го ИАП,
кроме командирских. Они же трафаретили белым и ОЗ. И фото именно 1951 г.
Будем верить отчетам или глазам своим?
3) Заодно почитай пояснение и на с. 144 к №899.
Сообщение от Юрий Тепсуркаев
Почему у тебя начертание бортовых номеров не соответствует тем, что были приняты на разных заводах в то время? Или ты на это внимание не обратил?
Какие конкретно?
Сообщение от Юрий Тепсуркаев
Простейшие вопросы, между прочим. Базовые! Ты в них тонешь, но про достоверность камуфляжа рассуждаешь.
И где я "утонул"? Ответы сверху. Позже отвечу и на то, что
понаписано выше. Например, про то, что ОЗ сверху крыла не было.
Были! Их не было только на камуфлированных машинах.
Сообщение от Юрий Тепсуркаев
Я бы понял твое возмущение, если бы ты был простым испонителем. Тогда с тебя взятки гладки, что дали, то и нарисовал и нечего на тебя собак вешать. Но ты же в соавторы нацелился - так не обижайся, когда тебя в твой труд носом ткнули.
А кто обижается? Я же русским языком написал -отвечу всем в порядке очереди. Уж ты-то безответным не останешься...
Сообщение от Юрий Тепсуркаев
Да, и ты это... Свой опыт на иркутском предприятии не приплетай. Он к теме войны в Корее отношения не имеет.
Где я его здесь приплетал? Цитатку в студию, плизь!
И уж если сам завел насчет завода - опять-таки, " пальцем в небо".
1) На завод как раз и поступали работать люди после Кореи.
И как раз в большинстве своем авиатехники.
2) Во время войны в Корее завод выпускал Ту-14 ( правда, это тема
для другой книги), но факт тот, что они камуфлировались.
Ну, и, в завершение этой темы - где-то вверху, ты, кажется , себя причислил к практикующим авиаспециалистам?
А можно полюбопытствовать, на каком авиапредприятии и где?
И, самое, интересное, когда успеваешь, если столько времени уходит на рисование и форум?
Я вот начал отвечать задолго до полуночи, а сейчас уже почти 7 утра...
Если тех, кто хоть что-то делает "тапками закидывать" - точно не дождетесь
Насколько я вижу, Вы сами себе это организовали. Никто не собирался закидывать Вас ничем. Вы спокойно прочтите посты №2, 4, 5. Что Вы там для себя обидного нашли? Вас просто задело то, что не раздались бурные и продолжительные аплодисменты. И Вы неадекватно отреагировали, вот и все.