В настоящий момент УРВВ пятого поколения две, AIM-120 и AIM-9X. Для первой, в модификации AIM-120D сообщают о разработке возможности наведения с другого борта, но не с AWACS и тем более не с земли.
У нас про наведение с другого борта в свое время говорили про МиГ-31М с Р-37, но реально так и не сделали.
почему две? а AIM-132 ASRAAM, IRIS-T, MICA, "Метеор"?
Но я немного не об этом говорил. Не о буквально наведении с другого борта, а о возможности получения необходимого объема данных о цели в режиме реального времени от внешнего источника, что позволило бы истребителю применять свои УРВВ без включения РЛС по цели (за пределами визуального обнаружения).
Да, согласен.
Эти ракеты тоже можно отнести к новому поколению.
Это пока фантастика.Но я немного не об этом говорил. Не о буквально наведении с другого борта, а о возможности получения необходимого объема данных о цели в режиме реального времени от внешнего источника, что позволило бы истребителю применять свои УРВВ без включения РЛС по цели (за пределами визуального обнаружения).
Впрочем, с развитием сетевых ракетных технологий это вероятно будет возможно в не столь отдаленном будущем.
ну почему же, на УРВВ 5-го поколения уже реализован захват цели на траектории (LOAL - "Lock-On After Launch") обеспечивается при целеуказании от инерциальной системы. В этом режиме инерциальная навигационная система управляет ракетой по прогнозируемому положению цели и осуществляет целеуказание ГСН до момента захвата и перехода на самонаведение. ГСН обеспечивает распознавание образов целей и их идентификацию по заданным признакам. Захват цели на траектории используется: в дальнем воздушном бою за пределами дальности захвата ГСН, при размещении ракеты внутри фюзеляжа (F-35), а также в условиях работы самолета-носителя в объединенной информационной сети. В последнем случае УР AIM-9X может использовать данные дистанционного целеуказания, передаваемые на самолет-носитель по линии связи с других истребителей группы и разведывательных самолетов, т.е. действовать в соответствии с развивающейся концепцией централизованно-сетевой технологии обеспечения боевых действий NCW ("Network-centric Warfare"). При этом возможен, например, пуск ракеты в заднюю полусферу самолета-носителя ("через плечо").
Крутится у меня один дурацкий вопрос в голове: почему у штатников AIM-9 продолжает совершенствоваться и уже дошла до 5-го поколения, а у нас К-13 осталась анахронизмом? Или это не так?
я так понимаю у нас все закончилось на проекте К-14, зато мы создали К-72 задав всем тон при разработке новых УРВВ
ЗЫ:к тому же AIM-9X это совершенно новая ракета...
К-72 - Р-73
...На развитие зарубежных ракет этого типа большое влияние оказала российская ракета Р-73 (АА-11, Archer - по обозначениям НАТО). Ракета Р-73 была принята на вооружение в 1983 г. и в течение длительного времени считалась лучшей в мире ракетой малой дальности.
С 1991 г. ракета Р-73 имеется в распоряжении ряда зарубежных стран,
что дало возможность зарубежным специалистам подробно изучить ее конструкцию и характеристики для использования в собственных разработках. Ракета Р-73 служила неким эталоном, сравнение с которым сопровождало все новые разработки зарубежных ракет этого типа. Под влиянием ракеты Р-73 практически на всех перспективных зарубежных ракетах малой дальности используются комбинированные аэрогазодинамические системы управления и большие углы отклонения координаторов ИГС. Это обеспечивает возможность применения ракет при пусках с предельно малых дальностей при больших начальных пеленгах по интенсивно маневрирующим целям. С появлением новых зарубежных ракет "Сайдуиндер" AIM-9X (США), ASRAAM AIM-132 (Англия), IRIS-T (Германия), A-Darter (ЮАР), MICA IR (Франция) лидирующее положение ракеты Р-73 было утрачено.
Состояние и перспективы развития оружия класса "В.-В." для истребителей 5-го поколения. ФГУП "ГосНИИАС".
Преемственность в создании ракеты AIM-9X по отношению к предыдущим модификациям определяется принятием прежних значений калибра 127 мм, стартовой массы, использованием двигателя и боевого снаряжения предыдущих моделей, существующих узлов подвески под носителями и интерфейса связи с бортом самолетов. Это позволило обеспечить применение ракеты AIM-9X на всех самолетах, использующих ракеты семейства "Сайдуиндер", ускорить и удешевить разработку. В дальнейшем предполагается заменить существующий двигатель другим, при разработке которого будут использованы результаты НИОКР, проводимых в США и рассчитанных на длительные сроки.
Несмотря на преемственность конструкции, модификация AIM-9X представляет собой фактически новую ракету. Изменена аэродинамическая компоновка со схемы "утка" на "нормальную" бескрылую схему с носовыми дестабилизаторами, применен полный автопилот вместо безавтопилотного принципа стабилизации, использовано комбинированное аэрогазодинамическое управление с расположением интегрированного привода аэродинамических и газовых рулей в хвостовой части ракеты.
Особенность ракеты состоит в том, что принятая бескрылая компоновка с носовыми дестабилизаторами является статически неустойчивой при освобожденных хвостовых рулях. В балансировочных режимах рули имеют положительные местные углы атаки и создают положительную подъемную силу. Выход ракеты на углы атаки может осуществляться за счет собственной неустойчивости при освобождении рулей, а балансировка - производиться при затормаживании рулей в нужном положении. Данная схема работает аналогично схеме ракеты AMRAAM. Возможно, что благодаря данному техническому решению в ракете AIM-9X удалось решить проблему размещения привода рулей и газодинамических органов вокруг трубы газовода двигателя при столь малом калибре корпуса. Благодаря отсутствию крыла с узлами крепления и роллеронами, используемого на прежних модификациях, и другим мерам по облагораживанию внешних обводов ракета AIM-9X имеет существенно меньшее аэродинамическое сопротивление и значительно
улучшенные баллистические характеристики даже при существующем двигателе прежних моделей.
Источник тот же.
по поводу "изделия 72" в курсе, но честно говоря думал что и она же К-72
Павел и Lans2, спасибо за разъяснения, всего не знал.
Но, все же, мне кажется, что я не получил ответа на свой вопрос: почему AIM-9 развивалась на протяжении полувека (и сейчас еще вполне успешно летает и применяется), а у нас К-13 нет? Она считалась у нас бесперспективной?
Валера, линия развития Р-3 в СССР была примерно такая:
Р-3, Р-3Р (с р/л ГСН), Р-13М, Р-13М1, К-14 (в серию уже не пошла), на этом все закончилось. Вообще информации на эту тему достаточно, см. например, здесь: http://www.popmech.ru/blogs/post/698-chast-1-5/
Павел, спасибо. Про поп-мех не знал.
Хотелось бы прояснить следующий момент. Относительно дальности стрельбы УРВВ. Обычно для конкретных моделей в различных источниках (вкл. официальные) указываются некая "типовая" величина, например для AIM-120C-5 - 105 км. Однако, насколько я понимаю, реально эта величина зависит от ряда условий. Мне доводилось слышать, что эти максимальные величины получают при пусках УРВВ на высотах порядка 10-12 км и сверхзвуковых скоростях (соотвественно при пусках, допустим на малых высотах, с учетом большей плотности воздуха там, дальность стрельбы будет уже значительно меньше), это так?