Наверное, может. Хотя он сам говорил, что его интерес ограничен 65-м годом.
В приведенном выше формуляре "96" идет как тип. Думаю, не надо столько внимания уделять терминологии. А то получится, что мы тут уделяем ей гораздо больше внимания, чем те, кто с этим работал, а это неизбежно будет порождать неверные выводы и легенды.
Структура серийного номера для каждого завода была своя, да и внутри завода менялась от машины к машине. Поэтому общих выводов делать не стоит.
Еще насчет типов завода 21. Не углублялся в типы МиГ-21, но во времена Великой Отечественной общий подход был такой, что тип зависел в основном от конструкции планера, и небольшое ее изменение могло привести к новому типу. Так, например, у ЛаГГ-3 этих типов получилось довольно много. С другой стороны, даже существенные изменения в том, что не касалось планера, тип не меняли. Поэтому, например, на первом этапе производства сложно посчитать, сколько выпущено Ла-5 и Ла-5ФН, так как они шли одним типом.
Это я к тому, что может так получиться, что оба типа для МиГ-21Р (94Р и 03) идут от Горьковского завода, но имеют немного отличающуюся конструкцию.
Принцип в нашей стране такой. Сняли с вооружения и забыли. ЕМНИП МиГ-9 чуть-чуть не потеряли, помнится один экземпляр восстановили для фильма "Им покоряется небо".
Серьезным исследователям, а наше сообщество думаю относится к таковым, все равно нужно докопаться до корней. Даже если 50бис не существовал в реале кто-то же написал это на обложке.
По 50 - изд 50, 2х50 - за 50бис, 75 - за изд. 75 и т.д.
Итого 225 г. Неплохо для начала. Да, еще 96 за МТ. До кучи.
Насчет того, что забыли (про СМТ)-это вряд ли. Вообще-то, это, по-моему, у Гордона надо узнавать, как у автора. Загадка какая-то. Или у Арсееньева.
Кстати, в этой табличке 21-го з-да, встретил какие-то непонятности. Так, МИГ-21ФЛ там идет как тип 76, хотя он был тип 77, МФ идет как тип 63, хотя он был тип 96Ф. В чем дело? Такая небрежность?! Как тогда остальному верить? Хотя Арсеньев тоже не безгрешен. У него БИС выпускался на ГАЗИСО с 72 по 74 год.
Последний раз редактировалось FLOGGER; 19.10.2010 в 11:03.
Щас табличку пихну, чтоб не лазить все время назад.
«изделие 76»(«тип 76») - МиГ-21ФЛ(МиГ-21Л) 1хР-11Ф2-300 1961
Экспортный МиГ-21ПФ. Серия в 1961-65 гг. на з-де №21 (поставлялся в агрегатах для индийских лицензионных), 233 машины (1961 – 10, 1962 – 35, 1963 – 16, 1964 – 52, 1965 – 120)
«изделие 77» - МиГ-21ФЛ 1хР-11Ф2С-300(«изделие 37Ф2С») 1964
Экспортный МиГ-21ПФ с РЛС Р-2Л (упрощенный РП-21 – ЦД-30ТП), увеличенной емкостью ВТБ. Серия в 1965-68 гг. на з-де №30. Строился по лицензии в Индии (с 1966 г.)
Последний раз редактировалось Bambr; 19.10.2010 в 14:58.
Вот такую информацию получил от Вадима Новикова по поводу Рижских СМТ.
---------------------------------------------------------
Однако интересную информацию Вы нам подкинули!
Начну по порядку.
1.
Цитата: Сообщение от RA3DCS
В книге Гордона есть таблица некоторых серийных номеров в том числе СМТ рижского музея. И указан предположительно истинный серийный номер.
Интересно было-бы узнать, каким образом Е. Гордон взял эти серийники, поскольку на моей памяти он не выходил на контакт с нами... Впрочем это риторический вопрос, т.к. эти номера выбиты на верхней стенке ниши передней стойки шасси и их легко можно увидеть не залезая внутрь самолёта. Недалеко от этого номера приклёпана и табличка с заводским номером. Я полазил немного с отвёрткой по всем трём нашим СМТ и больше нигде не нашёл серийные номера. Во всех осмотренных местах написаны только последние пять цифр заводского номера. Единственное мне попавшееся исключение - люк отсека электрооборудования (левый борт, практически сразу за кабиной лётчика) самолёта 50029804, там кроме цифр 29804 были ещё и такие: 50-23-17.
2.
Цитата: Сообщение от RA3DCS
Можно предположить, что завод к Майским праздникам работал в авральном режиме без выходных и выпускал больше машин перевыполнив норму в два раза?
Насколько я понял из попадавшихся мне в руки формуляров, датой выпуска можно считать как и дату приёмки ОТК, так и дату первого полёта, и дату подписания акта военной приёмки. Поэтому и бывает иногда что даты выпуска самолётов идут не в соответствии с серийными номерами. Скорее всего была какая-то заминка с приёмом самолётов заказчиком. Может, лётчики-испытатели болели или в командировке были.
3. И здесь-же отвечу на Ваше сообщение с сайта музея.
Мы называем б/н 40 и 76 "бис"ами с начала 90-х годов. Несмотря на то что в формулярах написано чётко - МиГ-21СМТ (изд. 50). В то время "Крылья Родины" издали монографию Е.Гордона по семейству 21-х и там, в частности, было написано, что СМТ дорабатывали в бис. Поэтому мы и считали их 21бис. Хоть и спорили много и друг с другом и с посетителями как правильно называть эти самолёты. Варианты предлагались самые разные - МиГ-21СТ, 21МТ и т.п. Некоторое время тому назад я прочёл на airforce.ru, что СМТ выпускали и с маленьким баком и понял, что вопрос нужно уточнить. Прошерстил формуляры (1, 2, 3, 4 книги) 40 и 76-го бортов, но не нашёл и намёка на какие-либо доработки (доработки топливной системы, замена баков и т.п.) как в строевой эксплуатации, так и при КВР. Немного смутило только то, что в формулярах иногда попадались записи типа "проведены работы в связи с указанием ГШ №...", без какой-либо конкретики. В-общем, информация о б/н 76 как 21бис на сайте - наша недоработка, в ближайшее время исправим.
--------------------------------------------------------
Помнится, говорили, что "БИС" отличается как размером, так и формой в\заборника. Так нужно просить фото этих СМТ, да и посмотреть, какой у них в\заборник. Если он от СМТ, то это просто СМТ с малым баком и с Р-13. Тогда, вероятнее всего это и есть 50бис. А, вот когда на него поставили Р-25, тогда он и стал изд.75, т.е. БИСом. А, если эти машины с моторами, то, сфотографировав дырку, можно, я думаю, определить, какой это мотор: Р-13 или Р-25.
На самолетах типа 50 установлен двигатель 95Ф. Компрессор двигателя 95Ф на 15мм короче компрессора двигателя 25, поэтому профиль крепления воздухо-воздушного радиатора смещен назад на 15 мм. Носовой кок воздухозаборника самолета типа 50 на 30 мм меньше и по длине на 40мм больше, чем у самолета типа 75. На съемном кольце конуса отсутствуют перфорационные отверстия. Системы управления двигателем самолетов типа 75, 50бис и 50 идентичны.
50бис внешне отличим от тип 75 только наличием стекол в смотровых лючках гидробаков. Про это уже говорилось.
Хотелось бы затронуть такую тему.
Как известно в Рижский музей МиГ-21СМТ попали из 899 апиб Лиелварде. Которые в свою очередь получили СМТ из 515иап. 1АЭ 899 апиб имела СМТ с большими накладными баками и кроме того самолеты были носителями СБВ. Все, что касается СБВ всегда было в СССР окружено завесой тайн и секретности.
Есть предположение, что 10 борт был одним из этих носителей. Соответственно в кабине должен быть пульт управления специзделием и специальный балочный держатель. Скорее всего, все это было демонтировано с самолета до передачи его в музей.
Нашел только две некачественные фотографии пульта СБВ. Есть у кого дополнительная информация по этой теме?
Ну так есть же фото тех СМТ и постились уже неоднократно. 40 и 76 СМТ, о чем и свидетельствует записи в формулярах, о которых Александру написал товарищ из Риги. Они эти самолеты ошибочно считали как "бис", благодаря монографиям тов. Гордона.
Когда на с-т поставили Р-25-300, он стал именоваться 50бис (Миг-21бис). Когда поменяли кое-что в оборудовании (см. отличия 50,50бис и 75, Александр приводил) с-т стал изд. 75 (Миг-21бис)
Ничего и не надо фотографировать, в формуляре написано с каким они двигателями.
Мужики, у меня ощущеие что одно и тоже по кругу мусолим.
Последний раз редактировалось AndyK; 23.10.2010 в 14:47.